Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Класс:

Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.

Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.

Задачи:

Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a._otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская школа № 142

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

ТЕМА: «Склонение имён существительных в единственном числе».

Автор-разработчик:

Учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2015 год

Дата проведения: 21 октября 2015 года.

Класс: 8а

Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.

Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.

Задачи:

Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и произнесём нашу речёвку.

а) Речёвка.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Читать внимательно,

Писать старательно.

б) Проверка готовности к уроку.

- Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Постановка цели.

- Цель нашего урока: научиться определять склонения имён существительных.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

- Отгадайте загадку:

Всё, что существует, оно обозначает

На вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род. (имя существительное)

  1. Подводим итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме блиц-опроса.

Слайд 1.

Имя существительное – это…

Вспоминаем правило: Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.

Практическое задание: называю слова, если имя существительное, хлопаем в ладоши.

Слова: радость, красивый, улыбаюсь, он, смех, быстрая, говорят, лебедь, бежит, яблоко, маленький, книга, читаю, стол. 

Слайд 2.

Имена существительные бывают….(одушевлённые и неодушевлённые).

Вы видите картинки на доске, вам нужно определить – одушевлённый предмет или нет.

Картинки: стол, мальчик, учебник, врач, тетрадь, девочка, ручка, кошка, пенал, собака.

Слайд 3.

У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные)

Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других.

Остальные имена существительные - нарицательные.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

Слайд 4.

Имена существительные имеют два числа…..(единственное и множественное).

Единственное число обозначает один предмет.

Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов.

Давайте рассмотрим рисунки. Назовите один предмет и несколько одинаковых предметов по картинкам, определите число.

На доске картинки: яблоко-яблоки, апельсин-апельсины, груша-груши, гриб-грибы, рыба-рыбы, огурец-огурцы, арбуз-арбузы.

Слайд 5.

Постоянный признак имени существительного…(род).

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

К существительным ж.р. можно добавить слова-помощники она моя.

К существительным м.р. можно добавить слова-помощники он мой.

К существительным ср.р. можно добавить слова-помощники оно моё.

Определяем род имён существительных: (карточки у учащихся)

Тетрадь, портфель, кольцо, улица, полотенце, подруга, сосед, сердце, подушка, яблоко, костюм.

  1. Физминутка.

Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)

Раз, два, три (хлопаем)

Я пою, ты поёшь (дирижируем)

Раз, два, три (хлопаем)

Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)

Раз, два, три (хлопаем)

Очень дружно мы живём (обнимаем себя)

Раз, два, три (хлопаем).

  1. Сообщение темы урока.

а) - Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. Тема урока «Три склонения имени существительного».

б) Запись даты в тетрадь.

7. Объяснение теоретического материала.

Слайд 6. Таблица склонений.

Имена существительные бывают трёх склонений: 1-го, 2-го и 3-го.

Склонение определяется по начальной форме. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа.

- К  1-му склонению относятся существительные ж.р. и м.р., с окончанием –а, -я.

- Ко 2-му  склонению относятся существительные м.р., оканчивающиеся на согласный или мягкий знак (ь), а так же существительные ср.р. с окончанием –о, -е.

- К 3-му склонению относятся существительные ж.р., которые оканчиваются на мягкий знак (ь).

  1. Работа по теме урока.

а) Упр. 79 стр 60

- Прочитаем группы существительных. В каждом столбике найдём ошибку.

- Теперь запишем правильно существительные по склонениям.

1-е скл                                   2-е скл                               3-е скл

тревога                                 испуг                                   печаль

надежда                               стыд                                     грусть

забота                                   восторг                                страх

отвага                                   счастье                                любовь

вера                                       радость                               жалость

скука                                     ужас                               привязанность

зависть                                  веселье                               гордость

обида                                    покой                                  корысть

б) Работа по карточкам.

Задание:

Девочки выпишут существительные 1-го склонения. Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.

Альбом, герой, картина, квартира, лестница, магазин, сыр, молоток, улица, ученик, ракета, дорожка, кормушка, подснежник, море, природа.

в) Упр. 80 стр 60.

Прочитать имена существительные в три столбика

1-е скл                                           2-е скл                              3-е скл

Помощь, помощник, помощница.

Злость, зло, злоба.

Медведь, медведица, медвежонок.

Лень, лентяй, ленивица.

Пень, пенёк, опёнок.

Дождь, дождинка, дождевик.

Лошадь, лошадник, лошадка.

Огонь, огонёк, огниво.

Составить и записать в тетрадь предложение со словом дождь.

Пример: На улице идёт сильный дождь.

Разобрать по членам предложения.

  1. Итог.

- Какова была цель нашего урока?

- Как вы думаете, научились  ли вы определять склонения имён существительных?

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание.

Резерв

  1. Задание: в каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению.

1-е скл                  2-е скл                3-е скл

турист                  тело                   память

обезьяна              этаж                   родник

стенка                 сирень                смелость

книга                  ученик                поле

дядя                    яблоко                лошадь

ремень                снегирь               дом

рыба                   осень                   ель

  1. Игра «Не ошибись».

Задание: запишите в тетрадь только существительные 3-го склонения.

Жизнь, печь, помощь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Карточка с заданием по теме: "Склонение имён существительных в единственном числе".

Задание по русскому языку для 8 класса коррекционной школы VIII  вида....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....