Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Класс: 8а
Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.
Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.
Задачи:
Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;
Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-беседа
Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a._otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанская школа № 142
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе
ТЕМА: «Склонение имён существительных в единственном числе».
Автор-разработчик:
Учитель I квалификационной категории
Телегина С.А.
2015 год
Дата проведения: 21 октября 2015 года.
Класс: 8а
Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.
Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.
Задачи:
Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;
Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-беседа
Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.
- Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и произнесём нашу речёвку.
а) Речёвка.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Читать внимательно,
Писать старательно.
б) Проверка готовности к уроку.
- Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
- Постановка цели.
- Цель нашего урока: научиться определять склонения имён существительных.
- Активизация мыслительной деятельности.
- Отгадайте загадку:
Всё, что существует, оно обозначает
На вопросы кто? и что? верно отвечает
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род. (имя существительное)
Слайд 1.
Имя существительное – это…
Вспоминаем правило: Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.
Практическое задание: называю слова, если имя существительное, хлопаем в ладоши.
Слова: радость, красивый, улыбаюсь, он, смех, быстрая, говорят, лебедь, бежит, яблоко, маленький, книга, читаю, стол.
Слайд 2.
Имена существительные бывают….(одушевлённые и неодушевлённые).
Вы видите картинки на доске, вам нужно определить – одушевлённый предмет или нет.
Картинки: стол, мальчик, учебник, врач, тетрадь, девочка, ручка, кошка, пенал, собака.
Слайд 3.
У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные)
Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других.
Остальные имена существительные - нарицательные.
Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Слайд 4.
Имена существительные имеют два числа…..(единственное и множественное).
Единственное число обозначает один предмет.
Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов.
Давайте рассмотрим рисунки. Назовите один предмет и несколько одинаковых предметов по картинкам, определите число.
На доске картинки: яблоко-яблоки, апельсин-апельсины, груша-груши, гриб-грибы, рыба-рыбы, огурец-огурцы, арбуз-арбузы.
Слайд 5.
Постоянный признак имени существительного…(род).
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К существительным ж.р. можно добавить слова-помощники она моя.
К существительным м.р. можно добавить слова-помощники он мой.
К существительным ср.р. можно добавить слова-помощники оно моё.
Определяем род имён существительных: (карточки у учащихся)
Тетрадь, портфель, кольцо, улица, полотенце, подруга, сосед, сердце, подушка, яблоко, костюм.
- Физминутка.
Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)
Раз, два, три (хлопаем)
Я пою, ты поёшь (дирижируем)
Раз, два, три (хлопаем)
Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)
Раз, два, три (хлопаем)
Очень дружно мы живём (обнимаем себя)
Раз, два, три (хлопаем).
- Сообщение темы урока.
а) - Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. Тема урока «Три склонения имени существительного».
б) Запись даты в тетрадь.
7. Объяснение теоретического материала.
Слайд 6. Таблица склонений.
Имена существительные бывают трёх склонений: 1-го, 2-го и 3-го.
Склонение определяется по начальной форме. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа.
- К 1-му склонению относятся существительные ж.р. и м.р., с окончанием –а, -я.
- Ко 2-му склонению относятся существительные м.р., оканчивающиеся на согласный или мягкий знак (ь), а так же существительные ср.р. с окончанием –о, -е.
- К 3-му склонению относятся существительные ж.р., которые оканчиваются на мягкий знак (ь).
- Работа по теме урока.
а) Упр. 79 стр 60
- Прочитаем группы существительных. В каждом столбике найдём ошибку.
- Теперь запишем правильно существительные по склонениям.
1-е скл 2-е скл 3-е скл
тревога испуг печаль
надежда стыд грусть
забота восторг страх
отвага счастье любовь
вера радость жалость
скука ужас привязанность
зависть веселье гордость
обида покой корысть
б) Работа по карточкам.
Задание:
Девочки выпишут существительные 1-го склонения. Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.
Альбом, герой, картина, квартира, лестница, магазин, сыр, молоток, улица, ученик, ракета, дорожка, кормушка, подснежник, море, природа.
в) Упр. 80 стр 60.
Прочитать имена существительные в три столбика
1-е скл 2-е скл 3-е скл
Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Медведь, медведица, медвежонок.
Лень, лентяй, ленивица.
Пень, пенёк, опёнок.
Дождь, дождинка, дождевик.
Лошадь, лошадник, лошадка.
Огонь, огонёк, огниво.
Составить и записать в тетрадь предложение со словом дождь.
Пример: На улице идёт сильный дождь.
Разобрать по членам предложения.
- Итог.
- Какова была цель нашего урока?
- Как вы думаете, научились ли вы определять склонения имён существительных?
- Оценки.
- Домашнее задание.
Резерв
- Задание: в каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению.
1-е скл 2-е скл 3-е скл
турист тело память
обезьяна этаж родник
стенка сирень смелость
книга ученик поле
дядя яблоко лошадь
ремень снегирь дом
рыба осень ель
- Игра «Не ошибись».
Задание: запишите в тетрадь только существительные 3-го склонения.
Жизнь, печь, помощь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
Карточка с заданием по теме: "Склонение имён существительных в единственном числе".
Для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида....
Карточка с заданием по теме: "Склонение имён существительных в единственном числе".
Задание по русскому языку для 8 класса коррекционной школы VIII вида....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»
Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....