Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Третье склонение имён существительных"
план-конспект по русскому языку

Косинова Татьяна Николаевна

На этом уроке обучающиеся познакомятся с признаками имён существительных третьего склонения, научатся распознавать имена существительные третьего склонения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Третье склонение имён существительных.

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной

информации, применении   её   в   знакомой   и   новой   учебной   ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

-познакомить   учащихся   с   существительными   3   склонения, ввести   термин «третье

склонение»;

-развивать   умение   определять   склонение   имён   существительных   в   косвенных   падежах,

внимание, память, логическое мышление;

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Планируемые предметные результаты: Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; научатсяопределять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного, разбор слова по составу; подбирать к именам существительным 3-го склонения однокоренные имена существительные 1-го склонения

Метапредметные УУД: Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные результаты: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Как приятно видеть всех вас здоровыми, бодрыми и красивыми. Сядьте ровно, следите за осанкой. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетрадочки и записываем число, классная работа. А тему мы сформулируем позже, в процессе урока.

II Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

В начале урока несколько минут для повторения.

  1. Игра «Паутинка знаний»

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, кто правильно отвечает, тот клубочек получает.

- Давайте вспомним, что такое имя существительное.

- Какие постоянные признаки существительных вы знаете? (род)

- Приведите примеры сущ. м.,ж., и ср. рода.

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их вместе с вопросами.

- Что такое склонение?

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- что нужно знать, чтобы определить склонение имени существительного?

  1. Словарный диктант. Игра «Будь внимательным»

Распределимся на две команды: 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд. К доске выдут 2 человека, представители от каждой команды. Вам нужно не просто записать слова под диктовку, 1 ученик будет записывать слова 1 скл., а 2 – 2-го скл.

Агроном, беседа, вокзал, костюм, телепередача, корабль, пассажир, библиотека, аллея, горизонт, неделя, машина, скатерть.

3. Открытие новых знаний.

- У какого слова не определили склонение? Почему? Как вы думаете, относится оно к какому-нибудь другому склонению? К какому?

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока?

- Какие новые знания мы получим на уроке?

- Запишите это слово.

- Вспомним ещё раз, что нужно знать, чтобы определить склонение имени существительного? (род, окончание)

- Определите род существительного скатерть. Посмотрим на что оканчивается слово.

- Сделайте вывод, какие слова относятся к 3 скл.

4. Включение новых знаний в систему знаний

- Откройте стр. 97 вашего учебника, проверьте, правильно ли мы сформулировали правило?

-Продолжите ряд существительных 3 склонения: рожь, мышь, печь, речь, дрожь, ветошь

5. Закрепление

- Упр.171 (выполняем по цепочке)

6. Физкультминутка

 Игра “Доскажи словечко».

     Если существительное 1 скл. – 1 хлопок.

     Если существительное 2 скл. –  руки вверх.

     Если существительное 3 скл. – 3 приседания.

  • Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это (белка) 1-хлопок

  • Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: кошка, брысь!

Потому что это (рысь)- 3  – 3 приседания

  • Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь,

Кто это? (ёж)- 2-  руки вверх  

  • По реке плывёт бревно,

Ох, и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит (крокодил) -2 –руки вверх  

  • Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)1-1хлопок

  • У меня большая грива,

Ушки и копытца,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится! (лошадь) 3- 3 приседания

Упр. 171 – закончить, 172.

   7. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

- Какой вывод сделали?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

Продолжите предложение

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что…

8. Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...