Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классах
Автор: Алексеева С.Г. учитель русского языка и чтения высшей квалификационной категории,
КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков
Цели урока:
образовательная: закреплять умение различать тип склонения имён существительных в словосочетаниях, предложениях и в тексте;
развивающая: формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся; развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства; воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки-задания, предметные картинки (знамя, ладонь, болото, верблюд, верёвка, кровать, грамота, дверь, компас), карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА1. Организационный момент
Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку
Прозвенел у нас звонок.
Ручка?
Тетрадь?
Будем мы учиться вместе. (хором)
- Какой у нас сейчас урок? (Урок письма и развития речи.)
- Чему мы учимся на этом уроке? (Грамотно писать…)
- На уроках письма и развития речи мы учимся не только грамотно писать, но и правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Подготовка к активному и сознательному совершенствованию ЗУН
Слайд 1.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
3. Упражнения в применении знаний и умений
Слайд 2.
3.1. Опираясь на данную запись, распределите слова под схемами (закрепление умения определять склонение имён существительных)
Предметные картинки: знамя, ладонь, болото, верблюд, верёвка, кровать, грамота, дверь, компас.
На обороте картинки записаны слова.
3-я группа с помощью учителя.
3.2. Игра "Четвёртый лишний"
На доске написаны слова.
Берёза рысь карандаш
Осина мышь линейка
Рябина медведь портфель
сирень лошадь пенал
- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика. (1 столбик – деревья, 2 – звери, 3 – учебные принадлежности)
- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово, опираясь на склонение существительных. Почему оно лишнее? (Лишнее слово – сирень, так как все слова 1-го склонения, а сирень – 3-го).
(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)
3-я группа с помощью учителя.
5. Физкультминутка. (Разработана в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендована для проведения учителями на уроках)
- Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
2) Упражнения для мобилизации внимания.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7, 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам.Повторить4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4 – быстрый.
6. Упражнения по отработке умений восстанавливать деформированные словосочетания, предложения.
6.1. Работа с деформированными словосочетаниями
Слайд 3.
- Вставьте нужные по смыслу предлоги:
Спросить ... сестры, скучать ... сестре, гулять ... сестрой, рассказать ... сестре.
3-я группа с помощью учителя.
6.2. Работа с деформированными предложениями.
Слайд 4.
- Назовите предметы, изображённые на рисунках. Вставьте в предложения пропущенные подлежащие. Выбирайте их по смыслу, опираясь на рисунки.
- ... там живёт ручная, да затейница какая!
- ... по морю плывёт.
- ... под дубом вековым наелась желудей.
- Упала острая ... средь боярского двора.
- На какие вопросы отвечают вставленные существительные? Укажи их падеж и выдели окончания.
3-я группа с помощью учителя.
7. Инструктаж домашнего задания (индивидуальные карточки)
Слайд 5.
- Составьте предложения из данных слов.
- Можно ли ходить зимой по льду? Почему?
8. Подведение итогов урока
- Оцените свою работу на уроке.
- Продолжите предложение:
Мне было интересно …
Мне захотелось …
Я узнал, что …
У меня получилось …
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме.
- Спасибо за сотрудничество на уроке.
Оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок.
Литература
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012.
- Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 1999.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №2 по русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Имя существительное.- М.: Просвещение, 2004.
- А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".
Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...
Конспект урока по письму и развитию речи "Имя существительное"
Задачи урока:· обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме;· развивать орфографическую зоркость, ...
Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Материал представляет собой подробный конспект урока...
Конспект урока по письму и развитию речи 6 класс «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Урок с использованием разноуровневых заданий...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Конспект урока предназначен для обучающихся 5 класса...
Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...