Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Чадаана
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании МО зам. дир. по УВР приказом №___
учителей русского от ___августа 2019 г. от___августа 2019 г.
языка и литературы __________/Куулар С.С./
Протокол №1 от
___августа 2019 г.
Рабочая программа
по русскому языку для 6 класса
учителя русского языка и литературы
Донгак Натальи Андреевны
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г)
3. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от 19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004г №1312»,
5. Типового положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 1г Чадана.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Цели и задачи изучения русского языка:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Место и роль предмета в учебном плане
На изучение предмета 210 ч. ( 6 часов в неделю). Из них на контрольные работы – 14 ч., на развитие речи - 48 ч.
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание учебного предмета
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
К.Р. Итоговый тест.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
- составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить лексический разбор слова;
морфология:
- аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Оценка достижения планируемых результатов освоения
учебной программы.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения
Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09. 1980г.)
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта.
Класс | Количество слов контрольном диктанте | Орфограмм | Пунктограмм | Слов с непроверяемыми орфограммами |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 |
Нормы оценивания диктантов
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания рекомендуется руководствоваться следующими показателями.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий | Правильно выполнено не менее Ѕ заданий | Не выполнено более половины заданий |
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объём текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Подробное изложение (кол-во слов) | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-350 | 350-450 |
Классное сочинение (кол-во страниц) | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-3 | 3-4 |
Критерии оценивания сочинений изложений Таблица 5
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Нормы оценивания сочинений и изложений
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе (204 ч).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Р.р. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | ||
2 | Язык, речь, общение. | 1 | ||
3 | Р.р. Ситуация общения. | 1 | ||
4 | Фонетика, орфоэпия. | 1 | ||
5-6 | Фонетика, орфоэпия. | 2 | ||
7 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова | 1 | ||
8 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | ||
9 | Входной контрольный диктант | 1 | ||
10 | Части речи. | 1 | ||
11 | Морфологический разбор слова | 1 | ||
12 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | ||
13 | Словосочетание. | 1 | ||
14 | Р.р. Работа с текстом | |||
15 | Простое предложение. Знаки препинания. | 1 | ||
16 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.. | 1 | ||
17 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 | ||
18 | Р.р. Прямая речь. Диалог. | 1 | ||
19 | Р.р. Сочинение «Книга, которая запомнилась» («Мой любимый герой») | 1 | ||
20 | Текст, его особенности. | 1 | ||
21 | Р.р. собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя» | 1 | ||
22 | Диалектизмы | 1 | ||
23 | Слово и его лексическое значение | 1 | ||
24 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы | 1 | ||
25 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | ||
26 | Начальные и конечные предложения текста. | 1 | ||
27 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | ||
28 | Жаргонизмы. Эмоционально-окрашенные слова | |||
29 | Устаревшие слова. Неологизмы. | 1 | ||
30 | Словари. | 1 | ||
31 | Р.р. Подробное изложение «Франт» (упр 49) | 1 | ||
32 | Самостоятельная работа | 1 | ||
33 | Фразеологизмы. | 1 | ||
34 | Р.р. Источники фразеологизмов. | 1 | ||
35 | Повторение. | 1 | ||
36 | Морфемика и словообразование. | 1 | ||
37 | Р.р. Описание помещения. (Устно) | 1 | ||
38 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | ||
39 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | ||
40 | Диагностическая работа по теме: «Словообразование» | 1 | ||
41 | Этимология слов. | 1 | ||
42 | Р.р. Устное выступление | 1 | ||
43 | Буквы –О –А в корнях –кас-, -кос-. | 1 | ||
44 | Контрольная работа | 1 | ||
45 | Буквы А и О в корнях –гар- -гор-. | 1 | ||
46 | Буквы А и О в корнях –гар- -гор-. | 1 | ||
47 | Р.р. Редактирование текста. | 1 | ||
48 | Буквы А и О в корнях –зар- -зор-. | 1 | ||
49 | Буквы А и О в корнях –зар- -зор-. | 1 | ||
50 | Повторение. | 1 | ||
51-52 | Р.р. Сочинение по сюжетным картинкам | 2 | ||
53 | Буквы Ы и И после приставок. | 1 | ||
54 | Буквы Ы и И после приставок. | 1 | ||
55 | Гласные в приставках пре- и при- . | 1 | ||
56 | Гласные в приставках пре- и при- . | 1 | ||
57 | Р.р. Выборочное изложение. | 1 | ||
58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
59 | Соединительные согласные О и Е в сложных словах. | 1 | ||
60 | Соединительные согласные О и Е в сложных словах. | 1 | ||
61 | Сложносокращенные слова. | 1 | ||
62 | Р.р. Написание плана сочинения – описания по картине Т.Яблонской «Утро». | 1 | ||
63 | Р.р. Написание сочинения – описания по картине Т.Яблонской «Утро». | 1 | ||
64 | Имя существительное как часть речи. | 1 | ||
65 | Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. | 1 | ||
66 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | ||
67 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | ||
68 | Буква Е в суффиксах –ЕН- существительных на –МЯ. | 1 | ||
69 | Буква Е в суффиксах –ЕН- существительных на –МЯ. | 1 | ||
70-71 | Р.р. Публичное выступление о происхождении имен | 2 | ||
72 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
73 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | ||
74 | Имена существительные общего рода. | 1 | ||
75 | Имена существительные общего рода. | 1 | ||
76 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||
77-78 | Р.р. Письмо. | 2 | ||
79 | НЕ с существительными. | 1 | ||
80 | НЕ с существительными. | 1 | ||
81 | Р.р. Перевод стихотворного текста | 1 | ||
82 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | ||
83 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и –ЩИК-. | 1 | ||
84-85 | Р.р. Сжатое изложение (упр258) | 2 | ||
86 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-. | 1 | ||
87 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | ||
88 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | ||
89 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | ||
90 | Контрольный тест по теме «Имя существительное». | 1 | ||
91 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||
92 | Р.р. Описание природы. | 1 | ||
93-94 | Р.р. Написание сочинения – описания природы. | 2 | ||
95 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | ||
96 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | ||
97 | Разряд имен прилагательных по значению. качественные прилагательные. | 1 | ||
98 | Качественные прилагательные. | 1 | ||
99 | Относительные прилагательные. | 1 | ||
100 | Относительные прилагательные. | 1 | ||
101 | Р.р. Работа с текстом | 1 | ||
102 | Притяжательные прилагательные. | 1 | ||
103 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||
104 | НЕ с прилагательными. | 1 | ||
105 | НЕ с прилагательными и существительными. | 1 | ||
106 | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||
107 | Буквы Е и О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
108 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
109 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
110 | Р.р. Выборочное изложение | 1 | ||
111 | Р.р. Выборочное изложение «Январь» | 1 | ||
112 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. | 1 | ||
113 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | ||
114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | ||
115 | Самостоятельная работа | 1 | ||
116 | Имя числительное как часть речи. | 1 | ||
117-118 | Простые и составные числительные. | 2 | ||
119-120 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 2 | ||
121-122 | Порядковые числительные. | 2 | ||
123 | Р.р. Редактирование текста | 1 | ||
124-125 | Разряды количественных числительных. | 2 | ||
126-127 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | ||
128-129 | Дробные числительные. | 2 | ||
130-131 | Собирательные числительные. | 2 | ||
132 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | ||
133 | Контрольный тест по теме «Числительное». | 1 | ||
134 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 | ||
135 | Местоимение как часть речи. | 1 | ||
136 | Личные местоимения. | 1 | ||
137 | Р.р. Личные местоимения. | 1 | ||
138 | Р.р. Составление рассказа от первого лица. | 1 | ||
139 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1 | ||
140-141 | Вопросительное и относительное местоимение. | 2 | ||
142-143 | Неопределенные местоимения. | 2 | ||
144 | Р.р. Творческий диктант в форме рассуждения | 1 | ||
145-146 | Отрицательные местоимения. | 2 | ||
147-148 | Притяжательные местоимения. | 2 | ||
149 | Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению. | 1 | ||
150 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения «Быть сильным хорошо, быть умным лучше». | 1 | ||
151-152 | Указательные местоимения. | 2 | ||
153-154 | Определительные местоимения. | 2 | ||
155 | Местоимения и другие части речи. | 1 | ||
156-157 | Р.р. Сочинение « Тема дружбы в литературе» | 2 | ||
158 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | ||
159 | Контрольный тест по теме «Местоимение». | 1 | ||
160 | Глагол как часть речи. | 1 | ||
161-162 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | ||
163-164 | Р.р. Написание сжатого изложения. | 2 | ||
165-166 | Глаголы переходные и непереходные. | 2 | ||
167 | Наклонение глаголов. | 1 | ||
168-169 | Р.р. Сочинение по картине «Первые зрители» Е.В.Сыромятникова | 2 | ||
170-171 | Изъявительное наклонение глагола. | 2 | ||
172-173 | Условное наклонение глаголов. | 2 | ||
174-175 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Если бы я был волшебником» | 2 | ||
176-177 | Повелительное наклонение глагола. | 2 | ||
178 | Самостоятельная работа по теме «Глагол». | 1 | ||
179 | Употребление наклонений. | 1 | ||
180-181 | Р.р. Изложение с редактированием (упр 506) | 2 | ||
182-183 | Безличные глаголы. | 2 | ||
184 | Морфологический разбор глагола. | 1 | ||
185 | Повторение по теме «Наклонение глагола». | 1 | ||
186-187 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. | 2 | ||
189-190 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов. | 2 | ||
191 | Р.р. Редактирование текста | 1 | ||
192 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | ||
193-194 | Контрольная работа. | 2 | ||
195 | Р.р. Разделы науки о языке. | 1 | ||
196-197 | Орфография. | 2 | ||
198-199 | Пунктуация. | 2 | ||
200-201 | Лексика и фразеология. | 2 | ||
202-203 | Словообразование. | 2 | ||
204-206 | Морфология. | 3 | ||
207-208 | Синтаксис. | 2 | ||
209 | Итоговый тест. | 1 | ||
210 | Повторение. | 1 |
Перечень учебно-методического комплекса
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011.
2. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017.
4. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.
5. Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.
6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2013г.
7. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- Чендулаева Е. Г., М.: Материк Альфа, 2010г.
8. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
9. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....