Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Чадаана
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании МО зам. дир. по УВР приказом №___
учителей русского от ___августа 2019 г. от___августа 2019 г.
языка и литературы __________/Куулар С.С./
Протокол №1 от
___августа 2019 г.
Рабочая программа
по русскому языку для 5 класса
учителя русского языка и литературы
Донгак Натальи Андреевны
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе
1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г)
3. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от 19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004г №1312»,
5. Типового положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 1г Чадана.
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Дрофа, 2013г.», соответствующем Приказу Минобрнауки России "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год".
5 класс - принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении. Ребенок должен осознать себя как субъекта деятельности, увидеть поле возможностей, попробовать действовать в этом поле.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и способностью к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа.
Русский язык способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и гражданского;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачи, решаемые при реализации учебной программы:
• формировать способность общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
• усвоить основы знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
• усвоить нормы русского литературного языка;
• формировать знания о реалиях быта, обычаях, традициях русского и родного народа, об их материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Место и роль предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану на 2019-2020 учебный год – 175 часов (5 часов в неделю).
Количество контрольных работ по русскому языку в 5 классе установлено в соответствии с протоколом заседания рабочей группы учителей русского языка и литературы.
Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
Контрольные работы | 10 ч |
Развитие речи | 39 ч |
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные:
- представление о русском языке как важнейшем средстве общения, осознание национального своеобразия русского и родного языков, различия их систем;
- появление устойчивого интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь, пополнение словарного запаса;
- установка на понимание собеседника;
- уважительное отношение к собеседнику.
Метапредметные:
- умение ставить учебные цели;
- адекватное понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе;
- способность вычленять в процессе слушания главную мысль или существенную информацию, фиксировать ключевые слова и словосочетания;
- умение воспроизводить прослушанную информацию с различной степенью свернутости (подробно, сжато, выборочно);
- способность пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым;
- способность ориентироваться в структуре читаемого текста, делить текст на части, устанавливать связи между частями текста, выделять главную и второстепенную информацию, анализировать, сопоставлять полученную информацию, делать выводы и обобщения на основе прочитанного;
- способность осуществлять информационную переработку текста: составлять план; подробно, кратко и выборочно пересказывать прочитанный текст;
- перевод фрагментов читаемого текста с родного языка на русский язык;
- применять различные способы поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; соглашаться с собеседником или возражать ему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; вести беседы и дискуссии на бытовые, учебные, культуроведческие темы; готовность признавать возможность существования различных точек зрения;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- способность осуществлять, опираясь на изученные правила общения, выбор уместных и эффективных речевых средств в предложенных коммуникативных ситуациях;
- соблюдение основных орфоэпических, лексических, грамматических норм русского литературного языка в практике речевого общения; соблюдение правил орфографии и пунктуации при письменном общении;
- способность критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- умение составлять некоторые виды деловых бумаг (заявление, доверенность, резюме);
- способность и реальная готовность к использованию русского языка в качестве инструмента для получения знаний;
- готовность к межличностному и межкультурному общению с соблюдением норм речевого поведения и учетом его особенностей в ситуации межкультурной коммуникации.
Предметные:
Говорение
- готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;
- овладение нормами речевого поведения в учебном диалоге;
- умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ;
- умение выступить с устным сообщением на соответствующую тему, изложить результаты собственных наблюдений, выстроить доказательство гипотезы.
Слушание
- умение определять цель высказывания собеседника;
- умение различать завершенное и незавершенное высказывание;
- умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;
- умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.
Чтение
- умение определять границы реплики по формальным признакам (знакам препинания), по чередованию обращений, по речевым особенностям говорящих, по смыслу высказываний;
- умение различать слова автора (рассказчика) и героя, записанные разными способами, в том числе в виде косвенной речи;
- умение объяснить использование языковых средств, с точки зрения замысла текста, выражаемого в нем смысла;
- умение извлекать информацию из лингвистических словарей (орфографического, орфоэпического, словообразовательного, этимологического, толкового и т.п.) и преобразовывать полученную информацию в развернутое устное или письменное высказывание.
Письмо
- умение передать содержание чужого высказывания с комментариями и без них: нормативное использование знаков препинания для передачи диалога или отдельных реплик;
- участие в письменном обсуждении: умение сформулировать вопрос, создать сообщение;
- умение создавать тексты разных типов и жанров: письмо, описание предмета или явления, рассуждение на заданную тему, правило, словарное толкование и т.п.;
- умение записать текст под диктовку, самостоятельно определяя правильную постановку знаков препинаний;
- умение редактировать текст, исправляя ошибки, связанные с правильным выбором орфограмм, предлогов, неверным членением текста на предложения, предложения на части;
- умение расставлять знаки препинания в тексте и объяснять правило выбора;
- соблюдение в практике письма основных орфографических правил с использованием всех способов проверки (общий принцип, частное правило, словари);
- умение преобразовывать тексты, правила в классификационные схемы и наоборот;
- умение объяснить значение слова разными способами (с помощью словаря, подбор синонимов, антонимов, через однокоренное слово);
- умение использовать синонимы, антонимы, однокоренные слова для связи предложений в тексте;
- умение дать название предмету или явлению, выделяя существенные признаки и используя механизмы словообразования;
- умение «сжимать» текст, используя обобщения, сворачивая словосочетания в слова и т.п.
- умение производить звуко-буквенный, морфемный, словообразовательный, синтаксический анализ слова и предложения и использовать результаты анализа в решении учебных и практических задач: предотвращение орфографических и пунктуационных ошибок, редактирование, понимание значения слова и смысла высказывания, уточнение формулировки собственной мысли;
Основное содержание учебного предмета.
Язык и общение (3ч + 1[1]ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (18ч + 5ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29ч + 5ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(13 ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (8 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (16 ч + 6 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (6 ч + 3 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (15ч + 4ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
- проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
- правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил;
- учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения
Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09. 1980г.)
Оценка письменных работ по русскому языку
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта.
Класс | Количество слов контрольном диктанте | Орфограмм | Пунктограмм | Слов с непроверяемыми орфограммами |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 |
Нормы оценивания диктантов
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий | Правильно выполнено не менее Ѕ заданий | Не выполнено более половины заданий |
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объём текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Подробное изложение (кол-во слов) | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-350 | 350-450 |
Классное сочинение (кол-во страниц) | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-3 | 3-4 |
Критерии оценивания сочинений изложений Таблица 5
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Нормы оценивания сочинений и изложений
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |||
План | Факт | |||||
1. | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 ч. | ||||
2. | Язык и человек. | 1 ч. | ||||
3. | Общение устное и письменное. | 1 ч. | ||||
4. | Р. Р. Стили речи. | 1 ч. | ||||
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 ч. | ||||
6. | Орфограмма. | 1 ч. | ||||
7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 ч. | ||||
8. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 ч. | ||||
9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 ч. | ||||
10 | Нулевой контрольный диктант | 1 ч. | ||||
11 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 ч. | ||||
12. | Разделительные ъ и ь. | 1 ч. | ||||
13. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 ч. | ||||
14 | Р. Р. Текст. | 1 ч. | ||||
15-16 | Р.Р. Обучающее изложение (Упражнение 70) «Хитрый заяц». | 2ч | ||||
17. | Части речи. | 1 ч. | ||||
18. | Глагол. | 1 ч. | ||||
19. | -Тся и –ться в глаголах | 1 ч. | ||||
20. | Р. Р. Тема текста. | 1 ч. | ||||
21. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 ч. | ||||
22. | Имя существительное. | 1 ч. | ||||
23. | Имя прилагательное. | 1 ч. | ||||
24. | Местоимение. | 1 ч. | ||||
25. | Р. Р. Основная мысль текста. | 1 ч. | ||||
26. | Контрольная работа | 1 ч. | ||||
27. | Синтаксис и пунктуация. | 1 ч. | ||||
28. | Словосочетание. | 1 ч. | ||||
29-30. | Разбор словосочетаний. | 2 ч. | ||||
31. | Предложение. | 1 ч. | ||||
32 - 33. | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 2 ч. | ||||
34. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 ч. | ||||
35. | Восклицательные предложения. | 1 ч. | ||||
36 - 37. | Р.р. Сочинение «Необычный день в школе» | 2 ч. | ||||
38. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 ч. | ||||
39 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 ч. | ||||
40 | Сказуемое. | 1 ч. | ||||
41. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 ч. | ||||
42. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 ч. | ||||
42. | Второстепенные члены предложения. | 1 ч. | ||||
43. | Дополнение. | 1 ч. | ||||
44. | Определение. | 1 ч. | ||||
45. | Обстоятельство. | 1 ч. | ||||
46 - 47. | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | 2 ч. | ||||
49. | Предложения с обращениями | 1 ч. | ||||
50. | Р. Р. Письмо. | 1 ч. | ||||
51. | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 ч. | ||||
52 – 53. | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 2 ч. | ||||
54. | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 ч. | ||||
55. | Простые и сложные предложения. | 1 ч. | ||||
56 - 57. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 2 ч. | ||||
58. | Предложения с прямой речью. | 1 ч. | ||||
59. | Диалог. | 1 ч. | ||||
60. | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 ч. | ||||
61 - 62. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 ч. | ||||
63. | Фонетика. Гласные звуки. | 1 ч. | ||||
64. | Согласные звуки. | 1 ч. | ||||
65. | Изменение звуков в потоке речи. | 1 ч. | ||||
66. | Согласные твердые и мягкие. | 1 ч. | ||||
67. | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 ч. | ||||
68. | Согласные звонкие и глухие. | 1 ч. | ||||
69. | Графика. | 1 ч. | ||||
70. | Алфавит. | 1 ч. | ||||
71 - 72. | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 2 ч. | ||||
73. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 ч. | ||||
74. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 ч. | ||||
75 | Контрольная работа | 1 ч. | ||||
76 | Орфоэпия. | 1 ч. | ||||
77 | Фонетический разбор слова. | 1 ч. | ||||
78 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 ч. | ||||
79 - 80. | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 2 ч. | ||||
81. | Слово и его лексическое значение. | 1 ч. | ||||
82. | Однозначные и многозначные слова. | 1 ч. | ||||
83. | Прямое и переносное значение слов. | 1 ч. | ||||
84. | Омонимы. | 1 ч. | ||||
85. | Синонимы. | 1 ч. | ||||
86 - 87. | Р. Р. Сочинение по картине И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». | 2 ч. | ||||
88. | Антонимы. | 1 ч. | ||||
89 - 90. | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 2 ч. | ||||
91 – 92. | Р. Р. Изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег». | 2 ч. | ||||
93. | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 ч. | ||||
94. | Изменение и образование слов. | 1 ч. | ||||
95. | Окончание. | 1 ч. | ||||
96. | Р. р. Редактирование текста | 1 ч. | ||||
97. | Основа слова. | 1 ч. | ||||
98. | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | 1 ч. | ||||
99 - 100 | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 2 ч. | ||||
101 | Суффикс. | 1 ч. | ||||
102 | Приставка. | 1 ч. | ||||
103 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 ч. | ||||
104- 105 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 2 ч. | ||||
106- 107 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 2 ч. | ||||
108 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 ч. | ||||
109 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 ч. | ||||
110 | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | 1 ч. | ||||
111 | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | 1 ч. | ||||
112 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 ч. | ||||
113 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 ч. | ||||
114 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 ч. | ||||
115- 116 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 ч. | ||||
117-118 | Р. Р. Сочинение – описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 2 ч. | ||||
119 | Имя существительное как часть речи. | 1 ч. | ||||
120 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 1 ч. | ||||
121 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 ч. | ||||
122 | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | 1 ч. | ||||
123 | Род имен существительных. | 1 ч. | ||||
124 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 ч. | ||||
125-126 | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 2 ч. | ||||
127 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 ч. | ||||
128 | Три склонения имен существительных. | 1 ч. | ||||
129-130 | Падежи имен существительных. | 2 ч. | ||||
131-132 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 ч. | ||||
133-134 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 2 ч. | ||||
135 | Множественное число имен существительных. | 1 ч. | ||||
136 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 ч. | ||||
137 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 ч. | ||||
138 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 ч. | ||||
139 | Контрольная работа | 1 ч. | ||||
140-141 | Р. Р. Сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 2 ч. | ||||
142 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 ч. | ||||
143 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 ч. | ||||
144 | Р. Р. Описание животного (Устно) | 1 ч. | ||||
145 | Прилагательные полные и краткие. | 1 ч. | ||||
146 | Р. Р. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). | 1 ч. | ||||
147 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 ч. | ||||
148 | Р. Р. Выборочное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 1 ч. | ||||
149 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 ч. | ||||
150 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 ч. | ||||
151 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи. | 1 ч. | ||||
152 | Не с глаголами. | 1 ч. | ||||
153 | Неопределенная форма глагола. | 1 ч. | ||||
154 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 ч. | ||||
155 | Виды глагола. | 1 ч. | ||||
156 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 ч. | ||||
157 | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 ч. | ||||
158 | Время глагола. Прошедшее время глагола. | 1 ч. | ||||
159 | Настоящее время глагола. | 1 ч. | ||||
160 | Будущее время глаголов. | 1 ч. | ||||
161 | Спряжение глаголов. | 1 ч. | ||||
162 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 ч. | ||||
163 | Морфологический разбор глагола. | 1 ч. | ||||
164 | Итоговая контрольная работа | 1 ч. | ||||
165 | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица | 1 ч. | ||||
166 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1 ч. | ||||
167-168 | Употребление времен. | 2 ч. | ||||
169-170 | Повторение изученного. Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова. | 2 ч. | ||||
171-172 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова | 3 ч. | ||||
173-174-175 | Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Подведение итогов | 3 ч. |
Перечень учебно-методического комплекса.
1. Вариант контрольно-проверочных тестов и заданий/Г.М. Вялкова.- Волгоград: «Учитель», 2007г.
2. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися/Н.О. Крамаренко. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
3. Журнал « Русский язык в школе»; приложение «Русский язык» к журналу «1 сентября»
3. Игровые технологии на уроках русского языка/В.И. Пташкина. – Волгоград: «Учитель», 2009
4. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.: «ВАКО», 2013.
5. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. – М.: «Дрофа», 2012г.
6. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: «Просвещение», 2013г.-191 с..
7. Русский язык. 5 класс. Тесты/М.П. Кригина – Саратов: «Лицей», 2006 г.
8. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: «Просвещение», 2005.
9. Уроки развития речи/И.В. Королева –Волгоград: «Учитель», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....