Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения не стоит отрицать. Особое внимание формированию таких качества, как патриотизм, честность, доброта раскрывают возможности уроков русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей
на уроках русского языка и литературы
Выполнила:
Васильева Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 145
Калининского района
Санкт-Петербурга
Формирование духовно-нравственных ценностей гражданина великой России – задача школьного учителя, ключевой фактор развития страны, обеспечивающий единство духа, моральных ценностей, а также стабильности в политическом и экономическом плане. Эта необходимость закреплена и на государственном уровне документами: Федеральным Законом «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией духовно-нравственного воспитания личности. Целью воспитания является формирование у ребенка мировоззрений о нормах поведения в обществе, понятиях о прекрасном, о роли семьи, долге и чести, о Родине.
Художественная литература обладает богатым потенциалом в формировании нравственных основ жизни. Это ресурс, который вводит школьника в мир человеческих чувств и переживаний, жизнь общества и природы. Литература расширяет кругозор учащихся разных возрастов, позволяет приобрести эмоциональный опыт, формирует художественный вкус.
На сознание человека, как и на его поступки, воздействует именно художественное слово. Под руководством учителя происходит анализ произведения: учащиеся выражают собственное суждение о поступках героев, составляют характеристики персонажей, подтверждают собственное суждение цитатами из текстов, сравнивают героев, их поступки, речь. Выводы вызывают у школьников желание стать лучше, стремиться помогать другим и адекватно оценивать поступки людей в современном мире. Гуманные отношения между людьми, а именно: деликатность, отзывчивость, доброжелательность, чувство верности слову – формируются на уроках литературы.
Развивать у ребенка такие качества, которые будут способствовать в дальнейшем формированию гражданственности, активной жизненной позиции, ответственности и дисциплинированности – вот основа духовно-нравственного воспитания в школе. Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни. (1)
Посредством учебного материала предмета «Русский язык» и «Литература» ребенку прививается любовь к родному языку и истории своей страны.
Самое главное – научить ребенка вдумчиво читать, работать с текстом, проводить словарную работу, анализировать слово, подбирать синонимы, антонимы, редактировать предложения. Если это небольшое по объему произведение литературы, его можно прочитать в классе, на уроке, а еще лучше – прослушать его чтение в исполнении мастера художественного чтения или учителя. Тогда данный текст учащиеся воспримут более эмоционально. А это способствует развитию нравственных устоев.
Использование нетрадиционных форм уроков русского языка и литературы помогают работать над формированием нравственных основ у школьников. Урок-игра, урок-концерт, урок-диспут, урок-викторина, урок-путешествие, урок-конференция... Особую роль занимает коллективно-творческое дело - технология, разработанная Ивановым И.П. (2) Несомненно, современная школа позволяет широко использовать информационно-компьютерные технологии на уроках.
Стоит заметить, что каждое художественное произведение, изучение которого входит в школьную программу курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику почувствовать, увидеть эти проблемы с помощью различных видов работы на уроке и при выполнении домашних заданий. Они должны быть интересными и разнообразными.
Литература:
- Большая советская энциклопедия, М., «Советская энциклопедия», 1978 г.
- Иванов И.П. «Звено в бесконечной цепи», Рязань, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...