Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. |
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_1.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. В основном опору делаю на положительные качества героев произведений, но ещё научила обращать внимание на поступки отрицательных героев. Как говорится, на ошибках учатся. Анализируем и обсуждаем жизненные позиции героев. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоение точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретение прочных навыков, которые будут нужны на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. И самое главное-обращение к истокам родной литературы и языка (тувинской литературы). На своих уроках по русскому языку при изучении тем, стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. Включаю тексты как прозаические, так и поэтические, заучиваемые ребятами наизусть. Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.
Например, знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка. Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости. При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами тувинского народа. Например, тувинская пословица о дружбе и друзьях гласит: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познаётся в беде, как золото в огне», французская: «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде». Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде». Тувинские пословицы « Эттин чаазы эки, эштин эргизи эки», «Эргээ ооренме, бергээ оорен» и китайская «Учиться – всё равно, что грести против течения: только перестанешь, и тебя тянет назад» перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Учиться – всегда пригодится». Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, ребятам можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься». В работе над сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» можно использовать синонимы, антонимы, дающие характеристику персонажа, определяя как положительные, так и отрицательные качества героев сказки. Коварный Черномор и Руслан, готовый на всё, ради любимой, гордая Наина и добрый Финн, Фарлаф, Ратмир и Рогдай помогают ребятам сделать выбор в пользу истинных человеческих качеств. А литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, ребята узнают, что писатель был некрасив, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы с ребятами говорим о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты. Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы. Можно организовать выставку картин о природе своего родного края « Моя Тува», « Край голубых рек».
В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. Здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самооценку личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком. Раздел «Устное народное творчество» представлен былиной «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», где в былинном герое, обладающем недюжинной силой, смелостью, смекалкой, воплощены мечты народа о защитнике Земли Русской. Особое внимание учеников можно обратить на построение и язык былины. Говорю о том, что образность языка достигается за счёт художественных изобразительных средств: повторов, гиперболы, литоты («мальчик-с-пальчик», «мужичок-с ноготок»), постоянных эпитетов. Многие былины посвящены Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу, Микуле Селяниновичу, но с особой любовью показан русский богатырь Илья Муромец, крестьянский сын: А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силу великую, Стал конём топтать да копьём колоть, Ай побил он эту силу великую… Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека. А «Слово о погибели Русской земли» прославляет патриотический подвиг русских воинов. С любовью и гордостью неизвестный автор говорит о мужестве, настоящем подвиге русских в борьбе с половцами, хазарами и печенегами Золотой Орды, жестокость и коварство которых не смогли сломить силу духа защитников земли Русской. Учащиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя. Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: о боевом товариществе Запорожской Сечи, её нравах и обычаях. Тарас и его соратники не идеальные герои. У Тараса и без того достаточно положительных качеств, чтобы видеть в нём необыкновенного человека. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины. С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и в отличие от средних классов строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси в XIX веке (1 и 2 половины) и XX век. В народных песнях выражаются горе и радость сердца, патриотические и освободительные стремления народа, что вызывает в ребятах сострадание, сочувствие. Особое место занимает житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» повествует о Сергии Радонежском, подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. Это ли не пример для современных подростков?
|
Приложение 1. Чтобы заинтересовать учащихся, провожу также внеклассные мероприятия по русской литературе.
« Турниры литературных героев»
« Интеллектуальные игры « Кто хочет заработать 5 + »
Турнир литературных героев.
Цели занятия:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по русской литературе;
- Развитие логического мышления;
- Воспитание интереса к изучаемому предмету;
Оснащение: портреты писателей, карточки – рисунки, вещи, гонг, настольная лампа;
Ход игры: Добрый день! Сегодня сошлись герои разных лет, чтобы принять участие в турнире. Я всем желаю успеха!
Правила нашей игры:
В игре принимают участие 2 команды. Они выбирают литературного героя, честь которого будут защищать на этом турнире. Игра состоит из 5 ти туров. Та команда, которая наберет больше очков, станет победительницей этой игры;
Объявляется первый тур игры.( удар гонга).
Командам предстоит за 1 мин. придумать и показать рекламный ролик своему герою.
2-ой тур ( удар гонга). За 1 мин. нарисовать символ своего героя, объяснить, что он означает.
3-ий тур( удар гонга). Угадать литературного героя по описанию
1...Он вырос немой и могучий, как дерево на почве... барыня жаловала его как верного и сильного сторожа. ( Герасим « Муму»).
2...Стройная, бледная 17 летняя девица. Она считалась богатой невестой многие прочили ее за себя. Она была влюблена в бедного армейского прапорщика. ( Марья Гавриловна).
3...Это был мальчик лет 8 .Он помогал своей сестре, загонял рано утром стадо. « Мужичок в мешочке» называли его соседи. ( Митраша).
4...Это было крошечное создание, бледное, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои 4года она ходила еще плохо. (Маруся).
5...Он ( Кирила Петрович) был недоволен одною молодостью своего француза. Как зовут его? (Дефорж).
6...Это был мальчик лет 9 ти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке. ( Валек).
7... Человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке . Он бежит, хватает собаку за задние лапы « Не пущай!».
4-ый тур ( удар гонга).
По одному представителю от каждой команды подходят к столу на котором разложены карточки- рисунки. Нужно выбрать вещи своего героя.
5-ый тур ( удар гонга). Узнать, кому из литературных героев принадлежат эти слова. Команда, готовая отвечать, включает свою лампу.
1. « Гм, сними-ка с меня, Елдырин, пальто .Ужас как жарко. Должно полагать перед дождем».
2. « Ах, скверная собачка, убрать ее с дороги»
3. « Я не слыхал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду»
4. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид»
5. « Не знаю как зовут деревню, где я венчался, не помню, с которой станции поехал»
6. « Как могу, подружки, петь ? Милый друг далеко, мне судьбина умереть в грусти одинокой».
7. « Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
8. « Гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке?».
9. « За дело, с богом ! раздался звучный глас ...»
10. « Я не могу... Я дала свое слово, мы обвенчаны».
Итоги турнира. Награждения.
.
Приложение 2. Интеллектуальная игра по русской литературе
« Кто хочет заработать 5 +...»
Цели проведения:
1.Обобщение и повторение изученного;
2. Развитие творческого мышления у учащихся;
3. Воспитание интереса к изучаемому предмету;
Оснащение: Плакат приветствия, книги, ИКТ, аудиозапись, портреты классиков, репродукции;
Ход игры: Добрый день, дорогие ребята и учителя!
Начинаем нашу интеллектуальную игру, хочется проверить насколько вы знаете русский язык и русскую литературу. Желаю удачи!
Условия игры: Из каждого класса выбираем по 2 уч-ся.
1,2-----3,4-----5,6-----7,8
Учитель задает 1-ый вопрос. Ученик, ответивший быстро, окажется в кресле рядом со мной. Итак, начинается I этап игры.
Всего в нашей игре 3 этапа.
№3 32000 очка
16000
8000
4000
2000
№2 1000
800
400
200
№1 100
1. Сколько учителей русского языка работают в нашей школе?
1. 8 3. 9
2. 6 4. 12
2.Какой грамматической формы нет у глагола?
1. род 3. падеж
2. число 4. Время
3.Какие 2 формы речи существуют в русском языке?
1. пауза и мимика 3. Устная и письменная
2. логика и ударение 4. Тон и жесты
4.Отгадайте какой поэт это сказал и кому они адресованы?
«Победителю ученику от побежденного учителя»
1. Л. Толстой 3. М. Лермонтов
2. А .Чехов 4. В. Жуковский
5. Историческое событие ,о котором идет речь в стихотворении «Бородино»?
1. Отечественная война 1812 2. ВОВ;
3. мировая война 4. Гражданская война;
6. Героиня сказки « Снежная королева» лапландка, написала своей знакомой – финке письмо. На чем она его написала?
1.бумага; 2.холст;
3. сушеная треска; 4. Дерево /доска/.
7. Главный герой « Хамелеона»?
1. Очумелов; 2. Елдырин;
3.Овсов; 4. Денис Григорьевич;
8. Алеша Пешков повесть « Детство». Выучился грамоте с помощью:
1. деда; 2. Цыганка;
3.Бабушки; 4. Жены дяди Якова;
9.Что изучает раздел « Морфология»?
1. Части речи; 2. Словообразование;
3. Словарный состав; 4. Предложение;
10.Что изучает орфоэпия?
1. Предложение; 2.Произношение;
3. Звуки; 4.Правописание;
11.Возвратные глаголы имеют суффикс?
1.- енн; 2.-ся;( сь;)
3.-вш; 4.-а;
12. Причастный оборот- это...
1. Сочетание слов; 2.(3,4) предложения;
3.Причастие с зависимыми словами 4. Предложение;
13. « Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною... За сим остаюсь покорным ко услугам». Кто написал письмо?
1.Кирила П; 2.Дубровский;
3.Троекуров; 4.В.Дубровский;
14.Девичья фамилия Анны Ахматовой.
1. Ахмадулина; 2.Горенко;
3.Петровна; 4.Павлова;
15.Легенда о прекрасном Нарциссе; Что означает имя Нарцисс?
1. «Цветок смерти»; 2. « Цветок жизни»;
3. Цветок благосостояния» 4. « Цветок любви»
16.Неизменяемая часть речи:
1. Сущ- ое; 2.Междометие;
3. Наречие; 4. Местоимение;
17. Жанр народного творчества, о котором М.Горький сказал: « В простоте слова- великая мудрость».
1. Былины; 2. Пословицы и поговорки
3.сказки;
18.Показ картины Саврасова. Как называется картина?
1. Птицы прилетели;; 2.Скворцы улетели;
3.Грачи прилетели; 4. Снегири улетели;
19. Какой лицей окончил А.С.Пушкин?
1.Московский; 2.Царскосельский;
3. Петербургский; 4.Владимирский;
20 Показ портретов писателей:
1.А.С.Пушкин; 2.И.С.Тургенев;
3.В Гоголь; 4.Ф.Достоевский;
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Суг-Аксынской СОШ Ооржак Сайлык Николаевны село. Суг-Аксы-2015г
Используемая литература:
А.И.Бирюкова. « Уроки добра в художественной литературе » журнал « Башкы»2011г.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Князевой Тамары Викторовны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы....
«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»
В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...