Русский язык 5 класс
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с текстом. 5 класс.
Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.
1. В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.
Ответ: _______________________
2. Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное.
Ответ: ________________________
3. Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.
Ответ: ____________________________
4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
Ответ:____________________________
5. Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.
Ответ:____________________________
6. Из предложения 7 выпишите слово с приставкой.
Ответ: ___________________________
7. Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4).
Ответ: ____________________________
8. Напишите, простым или сложным является предложение 7.
Ответ: ______________________________
Контрольная работа по русскому языку. Лексика.
Вариант -1.
1. Допишите предложение, используя один из ответов. Лексика – это_______________
А. Слова одной темы.
Б. Словарный запас языка.
В. Морфема.
2. «Четвертое лишнее» (устаревшее слово). 1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
3. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
3. Раскройте скобки и запишите словосочетания. Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины.) _ стадо _______________________________________________________________________
_ стая _______________________________________________________________________
4. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Корень ______________________.
Мягкий _____________________.
Ходить ______________________.
5. Прочитайте словосочетания. Укажите ,какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении. 1.Плачущая береза;
2. плачущий ребенок;
3. дремлет лес;
4. дремлет собака;
5. разыгравшиеся воды;
6. разыгравшиеся дети;
7. спят цветы; спят дети;
8. крылатый звук;
9. крылатая ракета;
10. волнистое облако;
11. волнистые волосы. Прямое значение___________________________________________
Переносное значение ________________________________________
6. Подчеркните нужные слова.
Цветной (платок, телевизор); эффектный (костюм, способ); сытный (обед, человек); благодарный (край, взгляд); дипломат (конкурса скрипачей, опытный).
7. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.
А. Большой, громадный, колоссальный.
Б. Стеречь, караулить, охранять.
В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.
8. Подчеркните антонимы в пословицах. 1. Правой рукой строит, а левой разрушает.
2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.
ВАРИАНТ 2.
1 . Следует переносить:
1) отс-транить;
2) дерз-кий;
3) узн-аю;
4) прис-ылать.
2 В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Эксперт;
2) положил;
3) искра;
4) каталог
3. В каком слове неверно определено количество букв и звуков?
1) Яркий – 5 букв, 6 звуков;
2) кольцо – 6 букв, 5 звуков;
3) властный – 8 букв, 8 звуков;
4) пьют – 4 буквы, 4 звука.
4 . В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Юный;
2) соль;
3) музей;
4) вьюга.
5 . В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Елка;
2) праздник;
3) мысль;
4) клюв.
6 . Отметьте номер слова, в котором буква с обозначает звук [з]:
1) листва;
2) просьба;
3) весенний;
4) колос.
7. Определите слова по их лексическому значению и запишите их:
1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению:_____________________ 2. Слова, имеющие несколько лексических значений: ______________.
3. Слова, имеющие одно лексическое значение: ___________________.
4.. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений:_____________________
8. Подчеркните слова с переносным значением .
1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.
9. Продолжите ряд синонимов.
1.Интересный, занимательный ____.
2.Большой, громадный, __________.
3.Хороший, славный, ____________.
10. Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова. Как называются такие слова? Укажите их названия с помощью обозначения.
1. Дело – безделье. 1_____________
2. Посеешь – пожнешь. 2_____________
3. Труд – лень. 3_____________
4. Свет – тьма. 4_____________
5. Дело – потеха. 5_____________
Орфографический тест по русскому языку. 5 класс.
1 вариант.
Раз..скать , без..мянный герой , сверх..зысканные манеры , контр..гра , пред..стория .
..десь, ра..считывать , ра..пространить , и..чезнуть , чере..чур .
Пр..поднести подарок , пр..емник учёного , пр..видение , пр..чудливый , камень пр..ткновения.
В ожидани.. , в ине.. , в племен.. , на взморь.. , о санатори.. .
Мороз..ц , луж..ца , кусоч..к , сарайч..к , горош..нка .
Буфет..ик , донос..ик , вербов..ик , доклад..ик , бетон..ик .
Нет вишен.. , барышен.. , чащ.. , задач.. , горошен.. .
Врем..чко , горл..нка , сем..чко , зайч..к , солом..нка .
В постел.. , в постельк.. , при знании.. , при знамен.. , на сидень.. .
10. Ткань красит..ся , каша варит..ся десять минут , обязан учит..ся , закат золотит..ся , опасает..ся , поранит..ся .
2 вариант.
Ум..лять о помощи , разв..ваться на ветру , прор..дить рассаду , прим..рять костюм , посв..тить фонарём .
Об..зательный человек , хорошее об..няние , д..легат , просторный в..стибюль , к..ндидат в к..манду .
Изл..жение , дог..рающая свеча , возр..ст , р..внина , соч..тание .
Р..стовщик , з..рянка , у..вень , пл..вец , р..сток .
Оторванная деревя..ка , скомканная бума..ка , испуганная зверю..ка , пойманная рыбё..ка , вкусная коври..ка .
Ше..ствовать по дороге , чу..ствовать гордость , объезжать окрес..ность , блес..нуть в облаках , чес..вовать ветеранов .
Гал..ерея , ал..ея , груп..а , ак..орд , колон..а .
Деш..вый , ш..колад , искусный ж..нглёр , тёмная чащ..ба , модная прич..ска .
Ц..ган , дефиц..т ,панц..рь , бледнолиц..й , ц..рковой .
10. Ад..ютант , с..экономить , спряч..те лучше , без..ядерная держава, порт..ера .
Контрольная работа по русскому языку по фонетике.
1. Сколько раз употребляется звук [ц] в данном предложении?
К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека.
1)1 2)2 3)3 4)4
2. Какое слово состоит из семи звуков?
маячить
разрежьте
бурьян
съехать
3. В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?
готовиться
государственный
малыши
возможность
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
богатство
местность
попытались
древняя
5. В каком слове все согласные звуки являются звонкими?
посадка
мороз
царица
вьюжная
6. Какое слово состоит из трёх звуков?
её
ещё
себя
быть
7. .Какой звук произносится на конце слова водопровод!
[д] — согласный, звонкий, твёрдый
[т] — согласный, глухой, твёрдый
[д'] — согласный, звонкий, мягкий
[т'] — согласный, глухой, мягкий
8. В каком слове нет звука [ш]?
дрожжи
нарежьте
чтобы
стриж
9. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?
съешьте
по-щучьему
часики
отличаешься
10. В какой последовательности нужно расположить данные предложения, чтобы получился текст?
(1) Мыши, например, спасаются на корягах и в птичьих гнездах. (2) А зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. (3) Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. (4) Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.
1) 2,4,3, 1 3) 1,4,2,3
2) 4, 1, 3, 2 4) 3, 1, 4, 2
11 .Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
1) шьёшь
2) метель
3) ель
4) язык
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...