Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение».
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по русскому языку для 10 и 11 классов с углубленной трудовой подготовкой для детей с легкой умственной отсталостью учитывает особенности познавательной деятельности этих детей.
Основная цель обучения русскому языку в 10 – 11 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им:
- овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи,
- пользоваться родным языком в жизни как основным средством общения,
- сформировать умение и навыки грамотного письма.
Образовательная программа по русскому языку 10 класса для детей с легкой умственной отсталостью учитывает особенности познавательной деятельности этих детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, эстетическому воспитанию. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения русскому языку имеет практическую направленность, готовит воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер.
В школе для детей с легкой умственной отсталостью в 10 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся:
— овладевают навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
— получают достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
— научаются правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— становятся социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
Продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
В 9 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. у школьников с психическим недоразвитием возможности излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 9 классе учащиеся овладевают такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки.
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – их социальная адаптация, трудоустройство и в дальнейшем приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, жить по возможности в семье и трудовых коллективах.
Программа по грамматике и правописанию имеет коммуникативную направленность, поэтому цель курса – формирование и совершенствование у учащихся устной и письменной речи как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности, владеющей родным языком.
Реализуется коммуникативно-речевой подход к обучению языку, который предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной отсталостью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в е устной и письменной (речи) форме.
Отсюда вытекают задачи курса:
Образовательные:
1. Усвоить смыслоразличительные функции звуков и слогов для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
2. Овладевать законами образования слов для расширения словарного запаса.
3. Усваивать части речи для правильного использования их в устной речи.
4. Учить конструировать разнообразные словосочетания, предложения, тексты.
5. Дать понятие темы и главной мысли, учить определять их в тексте.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Коррекция мыслительной деятельности учащихся через группировку слов по различным грамматическим признакам, подбор слов с противоположным и близким значением, конструирование предложений.
2. Коррекция и развитие наблюдательности при работе с иллюстрациями, различение типов текста.
3. Развитие внимания, усидчивости на основе упражнений типа «третий лишний», «составление предложений из слов» и тому подобные.
4. Развитие умения анализа, синтеза, систематизации на проверке орфограмм (нахождение сильных позиций, подбор однокоренных слов).
5. Работа над коррекцией запоминания (гл. мысль, опорные слова).
6. Развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному языку, слову через средства выразительности, переносное значение и так далее.
- Воспитывать внимание, бережное отношение к слову.
- Воспитание нравственных качеств на основе выполняемых упражнений.
- Развитие навыков правильного поведения в общественных местах, общения.
Направления коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие основных мыслительных операций;
- навыки соотносительного анализа;
- навыки сравнения, анализа и классификации;
- умение работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Коррекция индивидуальных пробелов в памяти.
- Развитие кругозора.
Педагогические условия достижения результатов с детьми с умственной отсталостью:
- Коррекционное воздействие в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии.
- Выявление источников и причин в отклонении в развитии.
- Исключение тревожности.
- Учет физического состояния и развития ребенка (физическое развитие, состояние слуха и зрения, нарушение моторики, общая напряженность, неточность движений, утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, темп работы).
- Особенности восприятия (глубина и объективность), особенности внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение внимания с одного вида деятельности на другой), степень развития произвольного внимания.
- Особенности памяти (точность, постоянство, долговременность запоминания). Тип памяти – логическая, механическая, зрительная, слуховая, двигательная, смешанная.
- Особенности мышления (выявление сходства и различия, способность обобщать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи).
- Особенности речи, дефекты произношения, объем словарного запаса, особенности грамматического строя, выразительность, ясность, сила и высота голоса.
- Познавательные интересы, любознательность.
- Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность, отношение к похвале, порицанию, отношение к неудачам.
При подаче материала учитывать:
- Эмоционально – волевую зрелость, глубину и устойчивость чувств.
- Способность к волевому усилию.
- Преобладающее настроение.
- Склонность к отказным реакциям.
- Особенности самооценки.
- Особенности поведения, вредные привычки.
- Уровень навыков чтения и письма
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Язык – важнейшее средство общения Язык человек. Язык и речь. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Значение речи в жизни человека. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. Стили речи.
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Его особенности.
Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2 лица ед.ч. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах. Тема текста. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Имя существительное. Падежные окончания существительных. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимение
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании. Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. Простые и сложные предложения. Пунктуация при прямой речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звук как единица речи. Гласные и согласные звуки и буквы. Типы речи. Повествование и его структура. Описание предмета. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Ударение
Лексика. Культура речи. Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание, корень, приставка, суффикс. Чередование звуков, беглые гласные. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Чередование букв о — а в корне –лаг -/ -лож-. Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- . Чередование букв о - а в корнях слов. Буквы ё—о после шипящих в корне.. Буквы и — ы после ц
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя суще-ствительное как часть речи. Основные грамматические категории. Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только форму множественного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Множественное число имён существительных. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Прилагательные полные и краткие.
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Рассказ. Особенности, структура, стили. Неопределенная форма глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Виды глаголов. Буквы е — и в корнях с чередованием. Времена глаголов. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Повторение пройденного за год.
Словарь: всегда, никогда, футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, брошюра, жюри, парашют, вскоре, справа, слева, направо, налево, влево, вверху, внизу, вдвоем, втроем стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка, восклицательный, отовсюду, компьютер, громадный, огромный, диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон, фиолетовый, лиловый, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, ремень, чехол, рассчитать, расчет, расчетливый, шофер, шоссе, шоколад, республика, апельсин, мандарин, ненавидеть, негодовать, недоумевать, жечь, беречь, стеречь, гимнастика, баскетбол, соревнования, соревноваться, состязаться, тренер, тренироваться, мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада, вагон, платформа, канал, фотоаппарат, бинокль (88 слов).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Язык – важнейшее средство общения Язык человек. Язык и речь. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Значение речи в жизни человека. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. Стили речи | 2 |
2. | Повторение изученного. Произношение и правописание. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных Правописание проверяемых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами Текст. Его особенности. Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2 лица ед.ч. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах. Тема текста Правописание безударных личных окончаний глаголов. Имя существительное. Падежные окончания существительных. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимение. Основная мысль текста. | 24 |
3. | Синтаксис, пунктуация, культура речи. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании. Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи | 21 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звук как единица речи. Гласные и согласные звуки и буквы. Типы речи. Повествование и его структура. Описание предмета. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я Орфоэпия. Ударение | 7 |
5. | Лексика. Культура речи. Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | 11 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание, корень, приставка, суффикс. Чередование звуков, беглые гласные. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Чередование букв о — а в корне –лаг -/ -лож-. Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-. Чередование букв о - а в корнях слов. Буквы ё—о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц. | 16 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории. Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только форму множественного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Множественное число имён существительных. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Глагол как часть речи. Не с глаголами Рассказ. Особенности, структура, стили. Неопределенная форма глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Виды глаголов. Буквы е — и в корнях с чередованием. Времена глаголов. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 19 |
ИТОГО | 100 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть
№ урока | Тема | Количество часов | Знания Умения навыки | Информационное обеспечение. Литература. Оборудование |
Язык – важнейшее средство общения Язык человек. Язык и речь. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Значение речи в жизни человека. | 1 | Знакомство с учебником. Знакомство с приемами изучающего чтения и слушания. | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2006 Н.Г. Галунчикова. Рабочая тетрадь «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное». «Глагол». Сборники диктантов. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. КАРО СПб. 2006 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение» 2002 Школьный орфографический словарь. | |
Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | 1 | |||
Повторение изученного. Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Знание алфавита, групп букв, какие звуки обозначают. Различение ударных и безударных гласных, умение ставить ударение в слове. Знание парных согласных. Знание способов обозначения мягкости согласных. | ||
Р.р. Стили речи. | 1 | |||
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 2 | |||
Правописание непроверяемых безударных гласных | 1 | |||
Правописание проверяемых согласных в корне слова | 2 | |||
Буквы И, У, А после шипящих | 1 | |||
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||
Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||
Р.р. Текст. Его особенности. | 1 | Знакомство с особенностями текста. | ||
Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов в неопределенной форме и во 2 лице ед.ч. | 1 | Знание случаев написания Ь в глаголах. | ||
Спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Знание орфографических правил написания глаголов и умение их применять на письме. | ||
Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах. | 2 | |||
Р.р. Обучающее изложение. «Хитрый заяц». | 1 | Умение самостоятельно изложить прочитанный текст. | ||
Имя существительное. Падежные окончания существительных. | 1 | Знание основ морфологии. Знание грамматических признаков существительного, прилагательного, местоимения и наречия. Применять правила правописания на письме. | ||
Падежные окончания существительных. Ь на конце уществительных после шипящих. | 1 | |||
Р.р. Тема текста. | 1 | Знание. Что такое тема текста и умение ее определить. | ||
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||
ИТОГО | 24 часа |
Словарные слова: всегда, никогда, футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, брошюра, жюри, парашют, вскоре, справа, слева, направо, налево, влево, вверху, внизу, вдвоем. Втроем.
II четверть
№ урока | Тема | Количество часов | Знания Умения навыки | Информационное обеспечение. Литература. Оборудование |
1. | Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Знание грамматических признаков прилагательных и существительных. | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2006 Н.Г. Галунчикова. Рабочая тетрадь «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное». «Глагол». Сборники диктантов. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. КАРО СПб. 2006 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение» 2002 Школьный орфографический словарь. |
2. | Местоимение. | 1 | ||
3. | Синтаксис, пунктуация, культура речи. Синтаксис и пунктуация. | 1 | Знакомство с синтаксисом пунктуацией как разделами науки о языке. | |
4. | Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании | 1 | ||
5. | Р.р. Основная мысль текста | 1 | Умение определять и формулировать главную мысль текста. | |
6. | Предложение. Простое предложение. | 1 | Знание правил построения и записи предложения, различия их по цели высказывания. | |
7. | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | 1 | ||
8. | Р.р. Сочинение-повествование. «Памятный день» | 1 | Умение написания сочинения-повествования, зная особенности повествовательных предложений. | |
9. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Знание понятия основы предложения, умение находить основу и второстепенные члены. Навык правильной пунктуации при однородных членах и обращении. | |
10. | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | ||
11. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | ||
12. | Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. | 1 | ||
13. | Контрольный диктант и работа над ошибками | 2 | Умение писать под диктовку текст на изученные правила пунктуации и правописания. | |
14. | Р.р. Письмо. | 1 | Навык написания письма в соответствии со структурой. | |
15. | Простые и сложные предложения. | 1 | Умение определять простое и сложное предложение, расставлять знаки препинания. | |
16. | Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи | 2 | Знание правил пунктуации в предложениях с прямой речью и умение применять их. | |
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | Умение писать под диктовку текст на изученные правила пунктуации и правописания. | ||
17. | Р.р. Деловое письмо. Анкета. | 1 | Знание видов делового письма, их назначения и правил оформления. Знание особенностей анкеты и умение заполнять анкету, как деловую бумагу. | |
18. | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Формирование навыка расстановки знаков препинания в предложениях разных конструкций. | |
ИТОГО | 23 часа |
Словарные слова: стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка, восклицательный, отовсюду, компьютер.
III четверть
№ урока | Тема | Количество часов | Знания Умения навыки | Информационное обеспечение. Литература. Оборудование |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звук как единица речи. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | Знание разделов науки о языке, новых терминов | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2006 Н.Г. Галунчикова. Рабочая тетрадь «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное». «Глагол». Сборники диктантов. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. КАРО СПб. 2006 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение» 2002 Школьный орфографический словарь. | |
Р.р. Типы речи. Повествование и его структура. Описание предмета. Рассуждение. | 1 | Умение составлять короткий текст-описание и текст-повествование. | ||
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | 1 | Умение писать транскрипцию слов, двойное назначение букв е, ё, ю, я. | ||
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | |||
Орфоэпия. Ударение | 1 | |||
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||
Лексика. Культура речи. Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. | 1 | Общее представление о разделе науки о языке «Лексика» и предмете его изучения. | ||
Однозначные и многозначные слова | 2 | |||
Прямое и переносное значение слов. | 2 | |||
Р.р. Рассказ. Особенности. Структура, стили. | 1 | Знание особенностей и структуры рассказа. | ||
Омонимы. | 2 | Знание разных типов словарей и умение пользоваться ими. Толковый словарь. | ||
Синонимы. | 1 | |||
Антонимы. | 1 | |||
Р.р. Деловое письмо. Заявление. Расписка. | 1 | Знание видов делового письма, их назначения и правил оформления. | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Знание о разделах науки о языке и предмете ее изучения. | ||
Окончание, корень, приставка, суффикс. | 1 | Знание случаев чередования и беглости гласных в морфемах слов. Умение писать слова с чередующимися гласными в корнях. | ||
Чередование звуков, беглые гласные. | 1 | |||
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. | 1 | |||
Чередование букв о — а в корне –лаг -/ -лож-. | 1 | |||
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | |||
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 2 | |||
Р.р. Сочинение-описание с элементами рассуждения. | 1 | |||
ИТОГО | 28 час. |
Словарные слова: громадный, огромный, диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон, фиолетовый, лиловый, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, ремень, чехол, рассчитать, расчет, расчетливый, шофер, шоссе, шоколад.
IV четверть
№ урока | Тема | Количество часов | Знания Умения навыки | Информационное обеспечение. Литература. Оборудование |
Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | 1 | Умение писать слова с чередующимися гласными в корнях. | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2006 Н.Г. Галунчикова. Рабочая тетрадь «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное». «Глагол». Сборники диктантов. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. КАРО СПб. 2006 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение» 2002 Школьный орфографический словарь. | |
Чередование букв о - а в корнях слов. | 1 | |||
Буквы ё—о после шипящих в корне. | 2 | Знание правил правописания гласных после шипящих и ц. | ||
Буквы и — ы после ц | 1 | |||
Тест. | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории. Имена существительные, которые имеют только форму единственного или только форму множественного числа. | 2 | Умение проверять безударные падежные окончания существительных. | ||
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 3 | Знание правила написания 0 – е после шипящих в окончаниях существительных и умение применять его | ||
Контрольный диктант и работа над ошибками | 2 | Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||
Имя прилагательное как часть речи. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Знание прилагательного как часть речи и его грамматические категории. | ||
Р.р. Описание животного. | 1 | Умение использовать прилагательные при описании объекта. | ||
Прилагательные полные и краткие. | 1 | Умение образовывать краткие прилагательные и знать их роль в предложении. | ||
Глагол как часть речи.
| 2 | Умение определять вид глагола. | ||
Виды глаголов. Буквы е — и в корнях с чередованием. | 2 | |||
Контрольный диктант и работа над ошибками. | 2 | Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||
Повторение изученного за год. | 3 | |||
ИТОГО | 25 часа |
Словарные слова: республика, апельсин, мандарин, ненавидеть, негодовать, недоумевать, жечь, беречь, стеречь, гимнастика, баскетбол, соревнования, соревноваться, состязаться, тренер, тренироваться, мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада, вагон, платформа, канал, фотоаппарат, бинокль.
ВСЕГО 100 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка в основной школе ученик:
знает
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; текст, его виды;
- основные разделы науки о языке;
- основные единицы языка, их признаки, основные правила правописания и пунктуации;
- роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- разные виды словарей, их особенности и назначение: орфографический словарь, толковый словарь, словари синонимов и антонимов, фразеологический словарь.
умеет
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенному стилю; анализировать языковые особенности текста;
- различать разговорную и книжную речь, научный, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы;
- опознавать основные единицы языка, проводить их анализ;
- пользоваться орфографическим словарем, толковым словарем.
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать разные тексты (письмо, расписку, заявление, автобиографию);
- соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- пользоваться русским языком для общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
- пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
I. Оценка знаний учащихся.
Знания учащихся по русскому языку оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.
Отметки за грамматическое задание
Оценка | % выполнения заданий |
Удовлетворительно (3) | 35 – 50% |
Хорошо (4) | 50 – 65% |
очень хорошо – отлично (5) | свыше 65% |
Отметки за написание текста диктанта.
Оценка | Количество ошибок |
Неудовлетворительно (2) | Более 5 ошибок |
Удовлетворительно (3) | 4 – 5 ошибок |
Хорошо (4) | 1 – 3 ошибки |
отлично (5) | Без ошибок ил с одной незначительной |
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.
II Формы организации контроля.
Самостоятельная работа, тест, контрольный диктант: текущий и итоговый
II. Виды работ учащихся.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, первый и последний дни учебной недели.
В 9 классе рекомендуется 10 письменных контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся и возвращаются им к следующему уроку.
После контрольных и текущих проверок знаний учащихся отводится специальный урок, посвященный работе над ошибками.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку;
- планы статей и других материалов из учебников;
- изложения, сочинения обучающего характера;
В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками под руководством учителя.
Для контрольных работ по русскому языку выделяется специальная тетрадь, которая в течение всего учебного года хранится в школе.
Список литературы для обучающихся и учителя.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2015
Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2015
Барская Н.М, Нисневич Л.А.Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М. «Просвещение» 1992
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2015
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2015
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2015
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя числительное» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2015
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ. М. «Просвещение» 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Данная программа является адаптированной программой для обучения учащихся с ОВЗ с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) по программам СКОУ 8 вида английскому языку в образовательных учрежден...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР 5 класс
Программа разработана на основе ФГОС и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 кл...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...