Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей-предметников Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Руководитель МО учителей-предметников ___________ С. А. Гончарова | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________Т. М. Семенникова от «31» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» _________В. П. Алатарцев от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 7
2023 - 2024 учебный год
Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.
г. Котово.
Пояснительная записка
I. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
- Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»
Основой для разработки данной программы послужили:
- рабочие программы к предметным линиям для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 5-9 класс.
Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества. Автор: Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. М.:Просвещение, 2023.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний
и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических
(коммуникативно-речевых) задач;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научнопознавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности
На первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции
их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают
реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать
высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение
коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку
детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа по русскому языку в 7 классе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план
выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание
уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других
людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
В рабочей программе по русскому языку для 7 класса описаны два уровня требований к усвоению программного
материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к обучающимся в выборе учебных
заданий. К обучающимся, не способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется
индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем:
- письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;
- участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа обучающихся должна оцениваться как удовлетворительная,
хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому обучающемуся почувствовать себя успешным в учёбе независимо от степени нарушения интеллекта.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Курс русского языка в 7 классе рассчитан на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
В качестве ведущих ценностных ориентиров данной программы выступают:
- формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее развитие личности обучающихся;
- защита и укрепление психического и физического здоровья обучающихся, а также их эмоционального и
социального благополучия;
- формирование в соответствии с принятыми в обществе и семье духовно – нравственными и социокультурными
ценностями основ гражданской идентичности и мировоззрения;
- формирование базы учебной деятельности, которая включает в себя умение принимать, сохранять цели, следуя
им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролируя ее процесс, и доводить до конца, а
также адекватно оценивать результаты;
- создание для обучающихся специальных условий получения образования, учитывая их возрастные и
индивидуальные особенности, а также склонности, что способствует развитию способностей и творческого потенциала
каждого обучающегося;
- обеспечение разнообразия организационных форм получения образования обучающимися, учитывая их
образовательные потребности типологические и индивидуальные особенности, а также состояние здоровья.
При реализации данных ориентиров образования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями высокая
эффективность успешного развития и социализации в будущем может быть обеспечена путем соблюдения принципам
единства процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, основанное на
формировании базовых учебных действий.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей
обучающихся:
первый уровень (достаточный) Сорокин Паша, Шевченко Лиза, Косаков Влад, Прохоров Коля, Дрофа Лёша, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала;
второй уровень (минимальный) Шотуев Саша, Голота Богдан, Слюсарев Данил, Круглов Ярослав, Гартвич В, Келлер. скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы,
опорных схем, опосредованных подсказок);
третий уровень (индивидуальный) Казаков Антон, Гитченко Лена ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень (достаточный):
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
- подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
- определять части речи;
- составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
- составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями;
- писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень (минимальный):
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
- пользоваться школьным орфографическим словарём;
- решать орфографические задачи, опираясь на схему;
- называть и различать части речи;
- принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3-й уровень (индивидуальный):
- знать буквы, обозначать звуки буквами;
- списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
- записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2–4 букв) и некоторые слова из словаря;
- участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
- находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
- участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;
- записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Личностные результаты:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи, музыки.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи выполнения типовых практических упражнений, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций и алгоритмов для выполнения практических
упражнений и грамматических заданий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- дифференцировать гласные и согласные;
- проверять безударные гласные и парные звонкие и глухие согласные в словах;
- распространять предложения с помощью вопросов и однородных членов;
- составлять предложения с однородными членами;
- употреблять обращение в диалоге;
- уметь образовывать сложные слова и писать их;
- дифференцировать главные и второстепенные члены предложения;
- дифференцировать часть речи-имя существительное, имя прилагательное, глагол и местоимение;
- определять грамматические признаки имени существительного, прилагательного, глагола и местоимения
- применять на практике наиболее распространенные правила написания слов;
- писать под диктовку текст, применять правила написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- писать коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям;
- знать падежи и вопросы к ним, уметь определять падеж имени существительного и прилагательного
- дифференцировать написание имен существительных собственных и нарицательных;
- строить простое распространенное предложение с однородными членами;
- уметь находить в предложении обращение;
- писать изложение повествовательного текста с предварительным анализом;
- уметь излагать рассказ по началу и опорным словам;
- уметь составлять коллективный рассказ на основе распространения данного текста;
- уметь писать сочинение по данному плану и опорным словам;
-уметь писать коллективное сочинение по серии картинок;
- уметь писать адрес на конверте, поздравление, записку, письмо, объявление, объяснительную записку
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
VI. Содержание учебного материала
раздел | содержание |
1.Повторение. Текст. | Звуки и буквы, предложение, главные и второстепенные члены |
2. Состав слова. Текст. | Корень, окончание, приставка, суффикс, изменение значения слова от |
3.Части речи. Текст. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. местоимение |
4. Предложение. Текст. | Однородные члены предложения с союзами и без них, сложное и |
5.Повторение. Текст. | Состав слова, правописание в приставке и корне. Имя существительное, |
VII. Реализация программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, учет возрастных
особенностей обучающихся, ведущий вид деятельности, а также их образовательные потребности и потенциальные
возможности. Воспитательный потенциал урока реализуется через интеграцию получаемых знаний на уровень
эмоционального переживания. Совокупность этих факторов в процессе организации обучения и воспитания
обеспечивает:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке (занятии)
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- разработка уроков, экскурсий, направленных на практико-ориентированный подход, расширение
образовательного пространства школьного предмета, воспитание любви к природе, родному краю. Проведение уроков за
пределами школы: в окружающем образовательную организацию лесном массиве, в детской районной библиотеке,
зоопарке, краеведческом музее, на объектах социального назначения (швейная фабрика, автовокзал, магазины);
- применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких форм как квесты, викторины, брейн – ринги,
игры – провокации, игры – демонстрации и пр.;
- организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой активности,
раскрытия способности обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
- включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний
(двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины, сюрпризные моменты и пр.),
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока (поощрение, создание ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.).
Планируемые мероприятия:
Месячник гражданско-патриотического воспитания - сентябрь
Декада «Осенний калейдоскоп» - сентябрь
Декада «Праздник урожая» - сентябрь
Декада «Доброта, красота и здоровье» - октябрь
Месячник охраны природы - октябрь
Декада «Путешествие по страницам сказов П.П. Бажова» - октябрь
Туристско- краеведческая декада - октябрь
Декада «Путешествие по страницам сказов П.П. Бажова» - октябрь
Декада «Культурное богатство нашей родины» - ноябрь
Декада «На пороге Новый год» - декабрь
Неделя «Зимняя сказка» - декабрь
День защитников Отечества - февраль
Неделя «В гостях у сказки» - февраль
Декада «Никто не забыт, ничто не забыто» - май
Неделя «Береги природу!» - май
Посещение учреждений культуры (библиотеки, театры, музеи) - на протяжении учебного года.
VIII. Календарно-тематическое планирование 7 класс 136 часов, 4 часа в неделю
Тема | Часы | Дата проведения | Словарь | Учебник (упражне- ния на выбор) |
Повторение | 18 | |||
Звуки и буквы. Текст | С. 3 | |||
1. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | 01.09 | № 1, 2, 3 | |
2. Разделительный мягкий и твёрдый знаки | 1 | 05.09 | № 4, 5, 6 | |
3. Правописание безударных гласных в словах | 1 | 06.09 | № 7, 8, 9 | |
4. Правописание звонких и глухих согласных в словах | 07.09 | № 10, 11, 12 | ||
5. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | 08.09 12.09 | № 13, 14, 15; с. 14 | |
Предложение. Текст | С. 15-16 | |||
1. Предложения нераспространённые и распространённые | 13.09 | № 16, 17, 18 | ||
2. Однородные члены предложения | 1 | 14.09 | № 19, 20, 21 | |
3. Распространение предложений однородными членами | 1 | 15.09 | сантиметр километр | № 22, 23, 24 |
4. Составление предложений с однородными членами | 2 | 19.09 20.09 | № 25, 26, 27 | |
5. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами | 1 | 21.09 | № 28, 29, 30 |
6. Обращение. Его место в предложении | 1 | 22.09 | № 31, 32, 33 | |||
7. Употребление обращения в диалоге | 1 | 26.09 | № 34, 35, 36 | |||
8. Входная контрольная работа. Работа над ошибками. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | 27.09 28.09 | театр | № 37, 38, 39; с. 34-35 | ||
9. Деловое письмо. Адрес | 2 | 29.09 03.10 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика Восстановить в памяти правила написания безударных гласных и парных согласных в словах. Вспомнить, в каких случаях пишется разделительный мягкий и твёрдый знаки. Найти сходство и различия в случаях их написания в словах. Доказать это на примерах. Объяснить, чем похожи и чем различаются предложения нераспространённые и распространённые. Привести примеры таких предложений. Тренироваться в распространении предложений с помощью вопросов. Вспомнить и дополнить определение однородных членов предложения. Тренироваться в распространении предложений однородными членами. Использовать данные однородные члены в составлении предложений с опорой на сюжетные картинки и без них. Вспомнить, какие слова называются обращением, с какой интонацией они произносятся, как выделяются в письменной речи. Тренироваться в использовании обращений в диалогах. Восстановить в памяти все ранее полученные знания об адресе. Пополнить тематический словарь новыми словами. Анализировать записанные адреса, находить и исправлять в них допущенные ошибки. Прочитать любопытную историю о забытой тросточке и обсудить с одноклассниками вопрос о том, почему почта приняла посылку без адреса | ||||||
Состав слова. Текст | 20 | С. 36-37 | ||||
1. Корень. Однокоренные слова | 1 | 04.10 | № 40, 41, 42 Р. т. № 1, с. 7, задание 13 | |||
2. Приставка | 1 | 05.10 | № 43, 44, 45 | |||
3. Суффикс | 1 | 06.10 | № 46, 47, 48 | |||
4. Окончание | 1 | 10.10 | № 49, 50, 51 |
Правописание гласных и согласных в корне | ||||||
5. Безударные гласные в корне | 1 | 11.10 | № 52, 53, 54 | |||
6. Звонкие и глухие согласные в корне | 1 | 12.10 | № 55, 56, 57 | |||
7. Правописание в корне. Закрепление знаний | 2 | 13.10 17.10 | естество- знание насекомое | № 58, 59, 60 | ||
Правописание приставок 8. Гласные и согласные в приставках | 1 | 18.10 | недавно | № 61, 62, 63 | ||
9. Разделительный твёрдый знак после приставок | 1 | 19.10 | № 64, 65, 66 | |||
10. Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний | 1 | 20.10 | рецепт | № 67, 68, 69 | ||
Сложные слова 11. Знакомство со сложными словами | 1 | 24.10 | № 70, 71, 72 | |||
12. Контрольная работа за 1 четверть. Работа над ошибками. Состав слова. Закрепление знаний. | 2 | 25.10 26.10 | № 79, 80, 81, 82, 83, 84; с. 68-69 | |||
13. Правописание сложных слов | 1 | 27.10 | № 73, 74, 75 | |||
14. Образование сложных слов | 1 | 07.11 | № 76, 77, 78 | |||
15. Изложение повествовательного текста с предварительным анализом | 2 | 08.11 09.11 | ||||
16. Деловое письмо. Поздравление | 2 | 10.11 14.11 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика Рассмотреть схемы состава слов и сказать, какие части входят в состав слов. Дополнить данное определение однокоренных слов. Находить и правильно выделять значком приставку, суффикс и окончание в слове. Закреплять умение объяснять правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне. Дифференцировать приставки с гласными о, а, е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения. Дополнить правило написания разделительного мягкого знака после приставок, подкрепляя данное правило |
чёткой артикуляцией и примерами. Познакомиться со сложными словами и способом их образования. Накапливать словарь сложных слов, учиться объяснять их лексическое значение. Выучить правило правописания соединительных гласных в сложных словах. Потренироваться в образовании сложных слов из заданных частей и соединительных гласных. Учиться обобщать свои знания о правописании в разных частях слова. Прочитать интересные сведения о поздравительных открытках и поделиться своими впечатлениями с одноклассниками. Пополнить тематический словарь названиями праздников. Заполнить календарь памятных дат. Потренироваться в написании разных по тематике поздравлений, используя для этого приведённую таблицу конкретных примеров обращений, поздравлений, пожеланий и подписей | |||||
Части речи. Текст | 2 | ||||
1. Различение частей речи | 1 | 15.11 | № 85, 86, 87 | ||
2. Образование одних частей речи от других | 1 | 16.11 | № 88, 89, 90 | ||
Существительное | 26 | С. 73-74 | |||
3. Значение существительных в речи | 1 | 17.11 | № 91, 92, 93 | ||
4. Использование существительных для сравнения одного предмета с другим | 1 | 21.11 | № 94, 95, 96 | ||
5. Род и число существительных | 1 | 22.11 | № 97, 98, 99 | ||
6. Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | 1 | 23.11 | № 100, 101, 102 | ||
7. Правописание существительных с шипящей на конце | 1 | 24.11 | № 103, 104, 105 | ||
Три склонения существительных в единственном числе 8. Существительные 1—ro склонения | 1 | 28.11 | № 106, 107, 108 | ||
9. Определение склонения | 1 | 29.11 | темпера- | № 109, 110, |
существительных по начальной форме | тура | 111 | |||
10. Существительные 2—го склонения | 1 | 30.11 | № 112, 113, 114 | ||
11. Существительные 3-го склонения | 1 | 01.12 | № 115, 116, 117 | ||
12. Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений | 1 | 05.12 | № 118, 119, 120 | ||
1-е склонение существительных в единственном числе 13. Ударные и безударные окончания существительных 1-гo склонения | 1 | 06.12 | № 121, 122, 123 | ||
14. Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием | 1 | 07.12 | № 124, 125, 126 | ||
15. Правописание безударных падежных окончаний существительных l-гo склонения | 08.12 | № 127, 128, 129 | |||
2-е склонение существительных в единственном числе 16. Ударные и безударные окончания существительных 2—гo склонения | 1 | 12.12 | № 130, 131, 132 | ||
17. Правописание безударных падежных окончаний суіцествительных 2-го склонения | 1 | 13.12 | лекарство | № 133, 134, 135 | |
3-e склонение существительных в единственном числе 18. Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения | 1 | 14.12 | № 136, 137, 138 |
19. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3—го склонения | 1 | 15.12 | № 139, 140, 141 | ||
20. Текст. Установление последовательности фактов в тексте | 1 | 19.12 | № 142, 143, 144 | ||
21. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний | 1 | 20.12 | стадион бассейн тренер | № 145, 146, 147 | |
22. Деловое письмо. Записка | 2 | 21.12 22.12 | № 148, 149, 150; с. 116-117 | ||
23. Контрольная работа 2 четверть. Существительное. Закрепление знаний. | 2 | 26.12 27.12 | |||
24. Сочинение по данному плану и опорным словам | 2 | 28.12 29.12 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика Тренироваться в составлении словосочетаний, используя в них указанные части речи. Подбирать ряд однокоренных слов, состоящих из разных частей речи. Учиться объяснять значение слов, заменяя данные прилагательные сочетаниями глаголов с существительными. Закреплять умение сравнивать один предмет с другим, используя существительные. Определять род и число существительных. Познакомиться с существительными мужского и женского рода с шипящей на конце. Запомнить правило написания мягкого знака после шипящих, основанного на различении рода существительных. Накопить словарь данных существительных. Восстановить в памяти названия падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с тремя склонениями существительных. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Тренироваться в различении существительных 1, 2 и 3—го склонений. Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных |
окончаний существительных каждого склонения. Учиться проверять безударные падежные окончания существительных способом подстановки проверочных слов. Находить в повествовательном тексте диалог и сочинять конец диалога. Учиться доказывать необходимость устанавливать последовательность описанных в тексте фактов. Восстановить в памяти план записки. Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки. Использовать содержание прочитанных стихотворений для написания записок от имени литературного героя | |||||
Прилагательное | 16 | С. 118-119 | |||
25. Значение прилагательных в речи | 1 | 09.01 | велосипед | № 151, 152, 153 | |
26. Описание предмета и его частей | 1 | 10.01 | портрет | № 154, 155, 156 | |
27. Использование прилагательных для сравнения предметов | 1 | 11.01 | № 157, 158, 159 | ||
28. Словосочетания с прилагательными | 1 | 12.01 | почтальон | № 160, 161, 162 | |
29. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе | 16.01 | № 163, 164, 165 | |||
30. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе | 1 | 17.01 | № 166, 167, 168 | ||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода 31. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах | 1 | 18.01 | № 169, 170, 171 | ||
32. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных | 1 | 19.01 | № 172, 173, 174 | ||
33. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 23.01 | № 175, 176, 177 |
Склонение прилагательных женского рода 34. Изменение прилагательных женского рода по падежам | 1 | 24.01 | № 178, 179, 180 | ||
35. Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах | 25.01 | № 181, 182, 183 | |||
36. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных | 1 | 26.01 | № 184, 185, 186 | ||
37. Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода | 30.01 | № 187, 188, 189 | |||
38. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе | 1 | 31.01 | приветливый спектакль антракт | № 190, 191, 192, 193, 194, 195 | |
39. Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | 01.02 02.02 | № 196, 197, 198, 199, 200, 201; с. 155-156 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика Обогащать словарь прилагательными, описывающими внешность человека. Использовать прилагательные для сравнения предметов. Учиться объяснять понятие согласования прилагательных с существительным, опираясь на данные примеры и схемы окончаний прилагательных. Различать окончания прилагательных в единственном и множественном числе. Повторить правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и сделать вывод о соответствии окончания прилагательного окончанию вопроса. Понаблюдать за изменением прилагательных женского рода по падежам, опираясь на таблицу склонения. Тренироватьсяв постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Опираясь на прошлый опыт работы с прилагательными мужского и среднего рода, сделать вывод о соответствии падежных окончаний прилагательных женского рода окончаниям вопросов. Тренироваться в правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе |
Глагол | 20 | С. 157 | ||
40. Значение глаголов в речи | 1 | 06.02 | № 202, 203, 204 | |
41. Использование глаголов для сравнения предметов | 1 | 07.02 | № 205, 206, 207 | |
Время и число глаголов 42. Различение глаголов по временам | 1 | 08.02 | № 208, 209, 210 | |
43. Изменение глаголов по временам | 1 | 09.02 | № 211, 212, 213 | |
44. Различение глаголов по числам | 1 | 13.02 | № 214, 215, 216 | |
45. Изменение глаголов по числам | 1 | 14.02 | география | № 217, 218, 219 |
46. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам | 15.02 | № 220, 221, 222 | ||
47. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени | 1 | 16.02 | № 223, 224, 225 | |
48. Время и число глаголов. Закрепление знаний | 1 | 20.02 | № 226, 227, 228 | |
49. Текст. Составной план текста | 1 | 21.02 | № 229, 230 | |
Неопределённая форма глагола |
50. Понятие о неопределённой форме глагола | 1 | 22.02 | № 231, 232, 233 | ||
51. Правописание глаголов в неопределённой форме | 1 | 27.02 | № 234, 235, 236 | ||
52. Постановка глаголов в неопределённую форму | 1 | 28.02 | № 237, 238, 239 | ||
Частица не с глаголами | |||||
53. Использование частицы не в значении отрицания | 1 | 29.02 | № 240, 241, 242 | ||
54. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами | 1 | 01.03 | № 243, 244, 245 | ||
55. Правописание частицы не с глаголами | 1 | 05.03 | порядоч- ный | № 246, 247, 248 | |
56. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | 06.03 07.03 | № 249, 250, 251, 252, 253, 254; с. 194-195 | ||
57. Деловое письмо. Письмо | 2 | 12.03 13.03 | |||
Характеристика основных видов деятельности ученика Восстановить в памяти определение глагола как части речи. Учиться использовать глагольІ для сравнения предметов. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам. Учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени, приводить примеры этих ]ЗНЗЛИЧИЙ. Познакомиться с понятием неопределённой формы глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки написания мягкого знака. Тренироваться в постановке глаголов в неопределённую форму. Тренироваться в использовании частицы не с глаголами в значении отрицания. Запомнить правило правописания частицы не с глаголами. |
Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога. Познакомиться с составным планом текста, уметь объяснить его значимость, показав на конкретном примере. Тренироваться в правильном оформлении писем. Учиться задавать вопросы адресату. Пополнять тематический словарь. Прочитать текст о Всемирном дне почты и поделиться интересными сведениями с одноклассниками | |||||
Местоимение | 11 | С. 196-197 | |||
58. Личные местоимения | 1 | 14.03 | № 255, 256, 257 | ||
59. Значение личных местоимений в речи | 1 | 15.03 | № 258, 259, 260 | ||
Лицо и число местоимений 60. Местоимения 1-гo лица | 19.03 | № 261, 262, 263 | |||
61. Контрольная работа 3 четверть. Личные местоимения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
| 1 | 20.03 | № 264, 265, 266 | ||
62. Местоимения 2-го лица | 1 | 21.03 | кабинет | № 267, 268, 269 | |
63. Местоимения 3-го лица | 2 | 22.03 02.04 | № 270, 271, 272 | ||
64. Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам | 1 | 03.04 | мороженое | № 273, 274, 275 | |
65. Различение местоимений по лицам и числам | 1 | 04.04 | № 276, 277, 278, 279, 280, 281; с. 218-219 | ||
66. Изложение рассказа по началу и опорным словам | 2 | 05.04 09.04 |
Характеристика основных видов деятельности ученика Познакомиться с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (существительные). Потренироваться в замене местоимений существительными в предложении. Понаблюдать, как используются местоимения для связи предложений друг с другом по смыслу. Учиться различать местоимения 1, 2 и 3-го лица. Потренироваться в изменении местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Дополнить текст недостающими фактами, указанными в плане. Использовать для этого предложения с местоимениями | |||||
Предложение | 15 | С. 220-221 | |||
Простое предложение 1.Однородные члены предложения без союза и с союзом п | 1 | 10.04 | станок мастер | № 282, 283, 284 | |
2. Однородные члены предложения с союзами а, но | 1 | 11.04 | № 285, 286, 287 | ||
3. Однородные члены предложения с союзами н, а, но | 12.04 | № 288, 289, 290 | |||
4. Обращение | 1 | 16.04 | № 291, 292, 293 | ||
5. Знаки препинания при обращении | 1 | 17.04 | № 294, 295, 296 | ||
6. Простое предложение. Закрепление знаний | 2 | 18.04 19.04 | № 297, 298, 299 | ||
Сложное предложение | |||||
7. Части сложного предложения | 1 | 23.04 | № 300, 301, 302 | ||
8. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 24.04 | № 303, 304, 305 | ||
9. Составление сложных предложений | 1 | 25.04 | № 306, 307, |
308 | |||||||
10. Простое и сложное предложения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | 26.04 30.04 | № 309, 310, 311; с. 239-240 | ||||
11. Коллективное сочинение по серии картинок | 2 | 07.05 08.05 | |||||
12. Деловое письмо. Объявление | 1 | 14.05 | |||||
Характеристика основных видов деятельности ученика Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся. Познакомиться с однородными членами предложения, соединёнными союзами а, но. Учиться правильно ставить запятые между однородными членами предложения. Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделении обращения при письме запятыми. Познакомиться с обращением, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога. Познакомиться со сложным предложением. Сравнивать простое и сложное предложения. Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой. Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью. Сравнивать простое и сложное предложения. Тренироваться в написании объявлений. Разнообразить тематику объявлений. Коллективно составить несколько объявлений, которые могли бы написать литературные герои | |||||||
Повторение | 8 | ||||||
1. Состав слова | 1 | 15.05 | № 312, 313, 314 | ||||
2. Правописание в приставке и корне | 1 | 16.05 | № 315, 316, 317 | ||||
3. Существительное. Прилагательное | 1 | 17.05 | № 318, 319, |
320 | ||||
4. Глагол. Местоимение. | 1 | 21.05 | ||
5. Итоговая контрольная работа за год. | 2 | 22.05 23.05 | № 324, 325, 326 | |
6. Деловое письмо. Объяснительная Записка. | 2 | 24.05 28.05 | № 327, 328, 329 |
IХ. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
- Русский язык 7 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – М.: « Просвещение 2023»
- Рабочие тетради «Глагол», «Состав слова» под редакцией Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – М.: « Просвещение 2010»
Программно-методическое обеспечение:
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 под редакцией В.В. Воронковой, - Гуманист, изд. центр « Владос 2011».(электронная версия)
- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-9 кл : Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева .- М. : Владос (Коррекционная педагогика)
- С. А. Зуробьян «Тексты для изложения и конспекты уроков», практическое пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, М., « Владос»
Печатные пособия:
- Демонстрационные карточки
- Таблицы
- Памятки
Интернет ресурсы:
- http://www.proshkolu.ru
- http://nsportal.ru
- http://pedsovet.su
- http://www.zavuch.ru
Учебно-практическое оборудование:
Интерактивные упражнения и презентации
Технические средства обучения:
Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9 класс физическая культура
Настоящая программа составлена для учащегося 9а класса, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана на 1 час очного обучения, всего 34 часа - в ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс ручной труд
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 7 класса составлена на основе:...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...