Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей-предметников Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Руководитель МО учителей-предметников ___________ С. А. Гончарова | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________Т. М. Семенникова от «31» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» _________В. П. Алатарцев от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 8
2023 - 2024 учебный год
Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.
г. Котово
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
- Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018. – 230 с.; - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:Просвещение, 2023..
Цель адаптированной программы: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы умственно отсталым учащимся для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на работу.
Краткая характеристика учебного предмета
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цель: развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.
Задачи:
- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
- Повысить уровень общего развития обучающихся.
- Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
- Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Основные направления коррекционной работы:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие фонетико – фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
В рабочих программах по русскому языку для 5-9 классов описаны два уровня требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем:
• письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;
• участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.
Формы организации образовательного процесса. Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок развития речи.
Технологии обучения. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные. Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно – личностная, уровневая дифференциация, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.
Виды и формы контроля
- обобщающая беседа по изученному материалу
- индивидуальный устный опрос
- фронтальный опрос
- выборочная проверка упражнения
- взаимопроверка
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям, памяткам)
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический)
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения
- письмо под диктовку
- комментирование орфограмм
- контрольное списывание
- написание мини сочинений по опорным словосочетаниям
Курс – язык и речевая практика тесно связан со многими предметами, где присутствует письмо. Математика – запись задач, география, история, биология – письменная и устная связанная речь.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.
Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение письма и развития речи 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, в том числе 10 часов для работ по развитию письменной связной речи.
Рабочая программа рассчитана на 1 год (34 недели). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин)..
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Содержание программы
Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание
Предложение. Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь1 Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера .
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе разделена на разноуровневые требования к овладению знаниями: В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов
Учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
• писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического
материала (до 70 слов);
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
• определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
• находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
• исправлять текст;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
• решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки знаний по письму и развитию речи.
Устные ответы учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
|
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
|
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки письменных контрольных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Изложение, сочинение, творческая работа
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений, сочинений творческих работ являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы в соответствии с планом работы или вопросами по тексту;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух трёх недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому изложения, сочинения творческие работы оцениваются с точки зрения следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета-
РУССКИЙ ЯЗЫК,
с учетом требований ФГОС НОО
(136 часов) 8А1 класс
9 | Содержание, тема занятий 1-й уровень. Базовый уровень. | К-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть - 33 ч. | |||||
I | Повторение. Предложение | 8 | |||
1 | Простые и сложные предложения № 1, 2, 3 | 1 | 01.09 | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7652/main/301750/ |
2 | Составление сложных предложений № 4, 5, 6 | 1 | 04.09 06.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/36/?ysclid=lm1n7jv7iz858977657 | |
3 | Однородные члены предложения Выделение однородных членов из предложения № 7, 8, 9 | 1 | 07.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/545/?ysclid=lm1n8efv9t888673445 | |
4 | Использование однородных членов в предложении № 10, 11, 12 | 1 | 08.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7646/main/312155/ | |
5 | Обращение Знаки препинания при обращении № 13, 14, 15 отечество | 1 | 11.09 | Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога при работе в группе. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/42/?ysclid=lm1nam24cy33620566 |
6 | Использование обращений в предложениях № 16, 17, 18 | 1 | 13.09 | ||
7 | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 19, 20, 21; с. 18¬19 | 1 | 14.09 | ||
8 | Деловое письмо. Адрес | 1 | 15.09 | ||
II | Состав слова. Текст | 16 | |||
1. | Корень. Однокоренные слова № 22, 23, 24 | 1 | 18.09 | Формирование умения анализировать, объяснять происхождение слов через работу в парах. | |
2. | Приставка, суффикс, окончание № 25, 26, 27 | 1 | 20.09 | ||
3. | Разбор слов по составу № 28, 29, 30 секретарь | 1 | 21.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7681/main/263426/ | |
4. | Правописание гласных и согласных в корне и приставке Проверка орфограмм в корне № 31, 32, 33 | 1 | 22.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/266405/ | |
5. | Нахождение орфограмм в корне и приставке № 34, 35, 36 | 1 | 25.09 | Овладение фонетической системой русского языка, развитие умения общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации в группе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/266405/ |
6. | Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение» | 1 | 27.09 | ||
7. | Правописание приставок № 37, 38, 39 | 1 | 28.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7682/start/306711/ | |
8. | Орфограммы в корне и приставке № 40, 41, 42 | 1 | 29.09 | ||
9. | Текст. Составление плана текста № 43, 44, 45 | 1 | 02.10 | ||
10. | Сложные слова Сложные слова с соединительными гласными о, е № 46, 47, 48 | 1 | 04.10 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6961/main/258683/ | |
11. | Сложные слова без соединительной гласной № 49, 50, 51 | 1 | 05.10 | Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка, через формирование умений и навыков способам словообразования через работу в парах | |
12. | Сложные слова с соединительной гласной и без неё № 52, 53, 54 | 1 | 06.10 | ||
13. | Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 55, 56, 57, 58, 59, 60; с. 49 паспорт | 2 | 09.10 11.10 | ||
14 | Сочинение по данному началу частей | 2 | 12.10 13.10 | ||
15 | Деловое письмо. Поздравление | 1 | 16.10 | ||
III | Части речи. Текст | 18 | |||
1. | Различение частей речи № 61, 62, 63 Документ | 1 | 18.10 | Формирование способности получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении через применение на уроке интерактивных форм работы учащихся | |
Существительное | 17 | ||||
2. | Значение существительных в речи № 64, 65, 66 чувство | 1 | 19.10 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/start/125997/ | |
3. | Существительные, близкие по значению № 67, 68, 69 | 1 | 20.10 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/main/126000/ | |
4. | Род, число и падеж существительных № 70, 71, 72 | 1 | 23.10 | ||
5. | Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и без них» | 1 | 25.10 | ||
6. | Склонение существительных в единственном числе Определение склонения существительных № 73, 74, 75 планета | 1 | 26.10 | Овладение различными приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками с целью саморазвития и самосовершенствования | https://resh.edu.ru/subject/lesson/419/ |
7. | Ударные и безударные окончания существительных № 76, 77, 78 | 1 | 27.10 | ||
II четверть-32 ч.(-06.11) | |||||
8. | Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения № 79, 80, 81 | 1 | 08.11 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7690/main/312589/ | |
9. | Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения № 82, 83, 84 государство | 1 | 09.11 | ||
10. | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения № 85, 86, 87 медаль | 1 | 10.11 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7690/conspect/312584/ | |
11. | Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе № 88, 89, 90 | 1 | 13.11 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/390/ | |
12. | Склонение существительных во множественном числе Изменение по падежам существительных во множественном числе № 91, 92, 93 | 1 | 15.11 | ||
13. | Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе № 94, 95, 96 | 1 | 16.11 | ||
14. | Падежные окончания существительных во множественном числе № 97, 98, 99 | 1 | 17.11 | ||
15. | Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе № 100, 101, 102 | 1 | 20.11 | ||
16. | Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе № 103, 104, 105 пациент | 1 | 22.11 | ||
17. | Окончания родительного падежа существительных во множественном числе № 106, 107, 108 | 1 | 23.11 | ||
18. | Склонение существительных. Закрепление знаний № 109, 110, 111 депутат | 1 | 24.11 | ||
19. | Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 112, 113, 114; с. 87-88 | 1 | 27.11 | ||
20. | Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных» | 1 | 29.11 | ||
21. | Прилагательное Значение прилагательных в речи № 115, 116, 117 | 1 | 30.11 | Исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыка самостоятельного решения теоретической проблемы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/32/?ysclid=lm1ofrydco449341035 |
22. | Прилагательные, близкие по значению № 118, 119, 120 | 1 | 01.12 | ||
23. | Словосочетания с прилагательными № 121, 122, 123 | 1 | 04.12 | ||
24. | Род и число прилагательных № 124, 125, 126 электричество | 1 | 06.12 | ||
25. | Склонение прилагательных в единственном числе Изменение окончаний прилагательных по вопросам № 127, 128, 129 | 1 | 07.12 | ||
26. | Постановка вопросов к прилагательным № 130, 131, 132 | 1 | 08.12 | ||
27. | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе № 133, 134, 135 территория | 1 | 11.12 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/?ysclid=lm1oj061fe799378957 | |
28. | Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста № 136, 137, 138 | 1 | 13.12 | ||
29. | Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе» | 1 | 14.12 | ||
30. | Склонение прилагательных во множественном числе Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе № 139, 140, 141 | 1 | 15.12 | ||
31 | Изменение прилагательных во множественном числе по падежам № 142, 143, 144 | 1 | 15.12 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/training/?ysclid=lm1ojukvah438475170#115233 | |
32. | Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе № 145, 146, 147 полиция | 1 | 18.12 | ||
33 | Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе № 148, 149, 150, 151, 152, 153 | 1 | 20.12 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/?ysclid=lm1ol8b7i162421305 | |
34. | Склонение прилагательных. Закрепление знаний № 154, 155, 156 | 1 | 21.12 | ||
35. | Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 157, 158, 159; с. 121-122 характер | 1 | 22.12 | ||
36. | Деловое письмо. Записка | 1 | 25.12 | ||
37. | Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе» | 1 | 27.12 | ||
38. | Характеристика литературного героя | 2 | 28.12 29.12 | ||
III четверть-44 (-08.01;23.02; 08.03) ч. | |||||
Местоимение | 19 | ||||
39. | Значение местоимений в речи № 160, 161, 162 | 1 | 10.01 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/ | |
40. | Различение местоимений по лицам и числам № 163, 164, 165 | 1 | 11.01 | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через командную работу и взаимодействие с другими детьми | |
41. | Склонение личных местоимений Наблюдение за склонением местоимения 1 -го лица единственного числа (я) № 166, 167, 168 профессия | 1 | 12.01 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/ | |
42. | Склонение местоимения 1-го лица единственного числа № 169, 170, 171 | 1 | 15.01 | ||
43. | Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа (мы) № 172, 173, 174 | 1 | 17.01 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/ | |
44. | Склонение местоимения 1-го лица множественного числа № 175, 176, 177 | 1 | 18.01 | ||
45. | Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа (я, мы) № 178, 179, 180 | 1 | 19.01 | ||
46. | Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа (ты) № 181, 182, 183 совесть | 1 | 22.01 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/ | |
47. | Склонение местоимения 2-го лица единственного числа № 184, 185, 186 | 1 | 24.01 | ||
48. | Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа (вы) № 187, 188, 189 | 1 | 25.01 | ||
49 | Склонение местоимения 2-го лица множественного числа № 190, 191, 192 | 1 | 26.01 | ||
50. | Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа (ты, вы) № 193, 194, 195 | 1 | 29.01 | ||
51. | Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа (он, она, оно) № 196, 197, 198 | 1 | 31.01 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/ | |
52. | Склонение местоимений 3-го лица единственного числа № 199, 200, 201 | 1 | 01.02 | ||
53. | Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа (они) № 202, 203, 204 | 1 | 02.02 | ||
54. | Склонение местоимения 3-го лица множественного числа № 205, 206, 207 | 1 | 05.02 | ||
55. | Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они) № 208, 209, 210 | 1 | 07.02 | ||
56. | Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 211, 212, 213, 214, 215, 216; с. 159-160 юмор | 1 | 08.02 | ||
57. | Деловое письмо. Письмо | 1 | 09.02 | ||
58. | Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений» | 1 | 12.02. | ||
Глагол | 21 | ||||
59. | Значение глаголов в речи № 217, 218, 219 | 1 | 14.02 | Использование интеллектуальных игр, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога при работе в группе. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/ |
60. | Глаголы, близкие по значению № 220, 221, 222 | 1 | 15.02 | ||
61. | Частица не с глаголами № 223, 224, 225 | 1 | 16.02 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/?ysclid=lm1pp95cwg922949138 | |
62. | Неопределённая форма глагола № 226, 227, 228 | 1 | 19.02 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7699/main/?ysclid=lm1pq4cq8y37437611 | |
63. | Изменение глагола по временам и числам № 229, 230, 231 квитанция | 1 | 21.02 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7701/start/307300/ | |
64. | Изменение глагола по лицам Знакомство с глаголами 1-го лица № 232, 233, 234 | 1 | 22.02 | ||
65. | Постановка вопросов к глаголам 1-го лица № 235, 236, 237 | 1 | 26.02 | ||
66. | Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа № 238, 239, 240 | 1 | 28.02 | ||
67. | Знакомство с глаголами 2-го лица № 241, 242, 243 | 1 | 29.02 | ||
68. | Постановка вопросов к глаголам 2-го лица № 244, 245, 246 | 1 | 01.03 | ||
69. | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа № 247, 248, 249 Дисциплина | 1 | 04.03 | ||
70. | Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа № 250, 251, 252 | 1 | 06.03 | ||
71. | Знакомство с глаголами 3-го лица № 253, 254, 255 | 1 | 07.03 | ||
72. | Постановка вопросов к глаголам 3-го лица № 256, 257, 258 клиент | 1 | 11.03 | ||
73. | Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа № 259, 260, 261 | 1 | 13.03 | ||
74. | Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся, -ться № 262, 263, 264 | 1 | 14.03 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7627/start/311686/ | |
75. | Различение глаголов по лицам и числам № 265, 266, 267 патриот | 1 | 15.03 | ||
76. | Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 268, 269, 270; с. 194-195 | 1 | 18.03 | ||
77. | Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол» | 1 | 20.03 | ||
78. | Деловое письмо. Объявление | 1 | 21.03 | ||
79. | Изложение отрывка из повести | 1 | 22.03 | ||
IV четверть-32( - 01.05;09.05) ч. | |||||
Наречие | 15 | ||||
80. | Наречие как часть речи № 271, 272, 273 | 1 | 01.04 | Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников: дискусии, групповая работа или работа в парах | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2639/main/ |
81. | Наречие - неизменяемая часть речи № 274, 275, 276 неожиданно | 1 | 0304 | ||
82. | Значение наречий в речи № 277, 278, 279 | 1 | 04.04 | ||
83. | Образование наречий от прилагательных № 280, 281, 282 | 1 | 05.04 | ||
84. | Наречия, противоположные и близкие по значению № 283, 284, 285 | 1 | 08.04 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7675/start/263515/ | |
85. | Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? Наречия, отвечающие на вопрос как? № 286, 287, 288 память | 1 | 10.04 | https://rutube.ru/video/1fafc89ce6ba8e60779950eceffcd039/?ysclid=lm1q0d4xq6526173084 | |
Наречия, отвечающие на вопрос где? № 289, 290, 291 | 1 | 11.04 | |||
86. | Наречия, отвечающие на вопрос когда? № 292, 293, 294 | 1 | 12.04 | ||
87. | Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? № 295, 296, 297 | 1 | 15.04 | ||
88 | Постановка вопросов к наречиям № 298, 299, 300 | 1 | 17.04 | ||
89 | Подбор наречий с опорой на вопросы № 301, 302, 303 | 1 | 18.04 | ||
90 | Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 304, 305, 306; с. 217-218 | 1 | 19.04 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2639/train/#197795 | |
91 | Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий» | 1 | 22.04 | ||
92 | Деловое письмо. Объяснительная записка | 1 | 24.04 | ||
93 | Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям | 1 | 25.04 | ||
IV | Предложение. Текст | 10 | |||
1. | Простое предложение Простое предложение с однородными членами № 307, 308, 309 | 1 | 26.04 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(групповая дискуссия) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7646/main/312155/ |
2. | Распространение предложений однородными членами № 310, 311, 312 | 1 | 29.04 | ||
3. | Сложное предложение Сложное предложение без союзов № 313, 314, 315 станция | 1 | 02.05 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/36/?ysclid=lm1q31g9ct485196073 | |
4. | Сложные предложения с союзами и, а, но № 316, 317, 318 | 1 | 03.05 | ||
5. | Составление сложных предложений с союзами и, а, но № 319, 320, 321 | 1 | 06.05 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7652/main/301750/ | |
6. | Сравнение простых и сложных предложений № 322, 323, 324 | 1 | 08.05 | ||
7. | Распространение простых и сложных предложений № 325, 326, 327 | 1 | 10.05 | ||
8. | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания № 328, 329, 330; с. 236-237 информация | 1 | 13.05 | ||
9. | Деловое письмо. Заявление | 1 | 15.05 | ||
V | Повторение | 6 | |||
1. | Состав слова № 331, 332 Существительное № 333, 334 | 1 | 16.05 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;используя индивидуальную и парную работу | |
2 | Прилагательное № 335, 336 Местоимение № 337, 338, 339 | 1 | 17.05 | ||
3. | Глагол № 340, 341, 342 Наречие № 343, 344 | 1 | 20.05 | ||
4. | Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа» | 1 | 22.05 | ||
5. | Предложение № 345, 346, 347 | 1 | 23.05 | ||
6. | Деловое письмо. Расписка | 1 | 24.05 | ||
7. | Анализ письма. Обобщение пройденного | 1 | 27.05 |
График контрольных работ по русскому языку в 8 классе (136 ч)
№ п/п | Вид деятельности | Дата |
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение» ( входной контроль) | 27.09 | |
Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и без них» | 25.10 | |
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных» | 29.11 | |
Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе» | 14.12 | |
Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе» | 27.12 | |
Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений» | 12.02 | |
Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол» | 20.03 | |
Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий» | 22.04 | |
Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа» | 22.05 |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебники:
Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М., «Просвещение», 2023.
2. Литература для учителя:
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1992.
О.В.Перекатьева, С.Н. Подгорная. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. - Ростов –на –Дону, «Феникс», 2002.
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 -9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Бородулина С.Ю. Корекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.1994. Зикеев А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004. №5.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. -М.,1976.
Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Русский язык в школе.1999. №1
Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.,1956. Ожегов С.И.Словарь русского языка. -М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения. -М.: Владос,2004.
Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005. Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
3.Демонстрационные таблицы: «Гласные буквы», «Согласные звуки», «Члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Главные члены предложения», «Падежи», «Состав слова», «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»
4.Раздаточный материал: опорные таблицы, карточки, словари, предметные картинки, схемы, иллюстративный материал.
5.Технические средства обучения: ПК.Мультимедиа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс....