Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Урок составлен согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogoya_zyka_v_6_klasse.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»

Учитель: Аксентьева В.П.

Класс: 6

Дата проведения: 19.10.2018 г.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока.

 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
  3. Развить умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2.  Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные  результаты.

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Оборудование: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

   - компьютер,

   - проектор,

  - раздаточный материал,

   - словари русского языка (орфографический,  толковый);

План урока.

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Словарная работа (5 мин)
  3. Актуализация знаний (7 мин.)
  4. Изучение нового материала (10 мин.)
  5. Физминутка (1-2 мин.)
  6. Закрепление изученного материала (10 мин.)
  7. Домашнее задание (2 мин.)
  8.  Рефлексия. (1-3 мин.)

Ход урока 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Принципы  системно-деятельностного подхода, формируемые  УУД

1. Мотивационно-ориентированный

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! (Слайд№2)

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг  друга по критериям.    

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Запишите словарные слова столбиком (Слайд №3)

Диктует словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд№4)

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают словарные слова столбиком.

Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

 Но прежде чем  мы запишем тему  полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке?

- Правописание  каких приставок  мы  уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришло СМС (Слайд№5) Пр…бываем в Тохой на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом  пр…ставки  Пре- и При-

 -  Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок?

- Допишем тему урока. Как она будет звучать?  

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? (Слайд№6)

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Нет

Приставки  пре- и при.-

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

 -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную  работу обучающихся в группах.

  Поработаем в группах, (разработать ОК правила и записать в рабочей папке)

- У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте  по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся  к учебнику(стр. 128-129)  и выполним задание (слайд № 7)

1,4 группы: найдите значения приставки при-,  приведите примеры

2 группа: значение приставки пре- примеры.  3 группа: Возьмите на заметку! (Стр. 129, 131), примеры

Что нового узнали из учебного материала? (Слайд№8)  некоторые значения приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать -  
преследовать;

 - приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение .

 А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? 

Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему  по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос: «О каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия). ДЕЛАЕМ вывод  

Работают самостоятельно в группах  по маршрутным листам

Разрабатывают ОК правила,

заполняют таблицу.

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

Составление рассказа на лингвистическую тему.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию  для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

5. Физкультминутка.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

Учитель называет слова с приставками пре- или при-.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

 присесть,

 привстать,

 принагнуться,

 снова приосаниться

 да призадуматься:

 «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

- Перед  следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Физкультминутка «Приставочки».

Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на   работу, установление доброжелательных отношений в классе).

6.Применения  знаний  и умений в новой ситуации.

 Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

2) -Давайте проверим, правильно  ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

4) Работа в группах.

 1 группа: «Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

 Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,     

 Посмотрел под рукавицу     

И увидел кобылицу.

-Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?

 Лишь игрушка-горбунок

 У его вертелся ног,

  Хлопал с радости ушами

 Да _______________ногами.

Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Только поп один Балду не любит,
Никогда его не _______________                                                

Пирожок лишь разломила
Да кусочек ____________________.

4 группа: «Заблудившиеся слова». Задание: исправьте ошибки  

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

Оценка

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

 4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

 пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.

(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5) (Слайд№9)

6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

(Ответ: И  И  Е  Е  И  И  И  И  Е) (Слайд№9)

Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Работают группой (задание 4)

Работают группой и индивидуально (задание5)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Выполняют задание по карточке.

Принципы  деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию  для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  •  логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.

Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд№10)

Для всех: § 31;

На выбор:

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2.Написать  заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3.Упр. в рабочей тетради

Записывают домашнее задание:

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Сложите оценки,  полученные  за урок, и поделите  сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

Принцип обратной связи.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Используемая литература:

  1. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. Москва. Просвещение 2016
  2. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Н.Н. Соловьёва. Москва. Просвещение 2016
  3. Русский язык. Карточки – задания. 6 класс. Москва. Просвещение 2016
  4. «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.«Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 . «Редакторы» 

Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок  

 Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3. Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

 Вдруг о полночь конь заржал...     

 Караульщик наш __________,     

 Посмотрел под рукавицу     

 И увидел кобылицу.

-Здравствуй, князь ты мой _____________

 Что ты тих, как день ненастный?

 Лишь игрушка-горбунок

 У его вертелся ног,

 Хлопал с радости ушами

 Да _______________ногами.

Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости.

Только поп один Балду не любит,
Никогда его не _______________                                                

Пирожок лишь разломила
Да кусочек ____________________.

4.  «Заблудившиеся слова»

 Задание: исправьте ошибки  

 

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

 4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

 пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...