ВПР по русскому языку 5 класс
тест по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
ВПР 5 класс (НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА)
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(На)больш.. м дер..ве аисты свили гн..здо. Один аист поги(б/п). Пришлось другому к..рмить пт..нцов одному . Ж..вётся им трудно гол..дно. Аистята всё время прос..т есть. (Из)гн..зда так и торчат голо(в/ф)ки слабых малышей. Как помочь птицам (не)погибнуть
Шли ( с)реч..к.. ребята (с)уловом. Мальчик снял ( со)свя(з/с)ки маленьк.. ры(б/п)ку и прот..нул (на)шесте прямо аисту (в)клюв. Аистята испугались попятились. Опас..ность! Но один малыш.. рискнул схв..тил рыбу и с..ел. Мальчик опять поднял шест. И другой птен..чик расхр..брился.
Теперь каждое утро лов..т ребята ры(б/к)у для аистят.
2.Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.
3. Разберите данное слово по составу: клювиком
4. Над каждым словом из данного в задании 2 предложения напишите, какой частью речи оно является.
5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
ВАРИАНТ 2.
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Нач..лось это в летн..м лагер.. Вожатый придумал интерес..ную игру (в)мастеров. Как попасть (в)стр..ну мастеров Самый верный умелый и находчивый учас..ник становился мастером после сер..ёзных испытаний.
Но и (в)город.. друз..я (не)забыли игру. Теперь после школы каждый
товарищ.. тайно пом..га..т другим. Один пиш..т открытки одинок..м ст..рич..кам.
Другой корм..т бездомных ж..вотных. Третий готов..т п..дарки (для)ребят из де(д/т)ского дома. Смекалка верность тру(д/т) поб..ждают в их добрых и хорош..х делах. Эти
сл..ва стали девизом мастеров. Так записано (в)книг.. мастеров сказоч..ным ш..фром.
2.Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.
3. Разберите данное слово по составу: ёлки
4.Спишите предложение. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.
Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.
5. Подчеркните грамматическую основу в списанном предложении.
ВАРИАНТ 3.
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(На)лужайк.. у старого сарая играет девоч..ка. Она запускает (в)небо самолёт (с)человеч..ком. Самолёт никак (не)взлета..т. Тут ду..т ре(з/с)кий ветер. Отважный самолёт исч..зает (за)окном сарая. Авария! Лётчика надо выручать.
Девоч..ка обход..т сарай. Из дырявой крыш.. сарая в разные стор..ны тянутся верё(в/ф)ки провода канаты. Она тащ..т (к)окну трухлявую лес..ницу и прыгает на чердач..ный пол.
Этот чердак обитаем. (На)ст..не в..сят верё(в/ф)ки фонарь фла(ж/ш)ки и чехол (от)руж..я.
2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки
мягкие.
Солнце сияло ярким светом на зимнем небе.
3. Разберите данное слово по составу: зимнем
4.Перепишите предложение из задания №2, над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
Эту работу я использовала в качестве промежуточной между первой ВПР и второй.
1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл ..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка.
З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).
Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.(4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/ т)ко разгулива..т(2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3)- укажите признаки части речи
(4)- синтаксический разбор предложения
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Алфавит, документ, звонишь, свекла.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
С давних времён Русь славилась хвойными и лиственными лесами.
5. Составьте план текста
6. Определите тему текста и его идею.
7. Найдите в тексте слово со значением «крупный населенный пункт, административный центр», выпишите это слово.
8. Подберите к слову ШЁЛ антоним и синоним.
ВПР 5 класс во второй половине учебного года.
ВАРИАНТ 1.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В л..су наступа..т ч..дес..ный пр..дутренний час.(4) Невидимый л..сной дирижёр поднял
в..лшебн.. палоч..ку и н..чинает..ся прекрас..ная симфония утра. П..дчиняясь палоч..ке л..сного дирижёра, одна (за)другой гаснут над лесом н..ч..ные(3) звёзды. Нар..стая и зам..рая в в..рхушках д..рев..ев, проносит..ся предра..светный ветер. В музык.. утра слыш..т..ся звонкое пение пр..снувшихся птичек. Из тысячи л..сных звуков чу(д/т)кое ухо уже лов..т необыч..н..
песню глух..ря.
В т..ржественн.. час по..вления со..нца звуки л..сной музык.. особенно нар..стают(2). В с..ребряные трубы трубят журавли на бе..численных свирелях радос ..но(1) зал..вают..ся неутомимые дрозды. С л..сных п..лян п..днимают..ся в небо и звонко поют г..л..систые жаворонки.
2. Выполните разборы: (1)- фонетический
(2) – морфемный
(3) – морфологический
(4) - синтаксический
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонить, портфель, столяр, облегчить.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
У ворот нас встретил хозяин с фонарём в руках.
5. . Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Максима соперники действовали быстро и решительно
2) С каким счётом ваша команда одержала победу Максим
3) Максим сказал что в ходе матча он отразил пять шайб соперника
4) Максим сегодня будет защищать ворота объявил тренер хоккейной команды
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) В воскресенье вы пойдёте в музей изобразительных искусств.
2) Уважаемые посетители пройдите в зал испанской живописи!
3) Возьмите разрешение на съёмку в дирекции музея.
4) Мы осмотрели зал древних цивилизаций и зал античных скульптур.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки.
2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям.
4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Погода испортилась на глазах: полчаса назад в рваные прорехи туч ещё заглядывало солнце, а тут вдруг закружились густые лохматые хлопья – будто там, наверху, распотрошили пуховую перину. (2) В машине потемнело, и пожилой шофёр Николай всматривался в залепленное снегом боковое стекло, через которое смутно угадывались телеграфные столбы.
(3)Шофёр вёл машину наугад, рискуя угодить в канаву или сбиться с дороги, но вдруг резко переключил скорость, через какую-то минуту притормозил, а потом снова погнал. (4)«В чём дело, Коля? Куда торопишься?» – удивился путник. (5)«За шпачками гонюсь, – задорно ответил шофёр. – Вон, вон, видишь?» (6)В мутной круговерти неба быстро перемещались чёрные комочки. (7)Птицы взлетали из-под самого радиатора. (8) Тут-то Николай и нажимал на газ, боясь потерять в снежных вихрях своих поводырей. (9)Но птицы делали небольшие перелёты, указывая дорогу, и машина снова настигала их.
(10)В сибирских степях можно приметить небольших, со скворца, и почти чёрных птиц, держащихся, как правило, на обочинах и дорогах. (11)Этих птиц называют по-разному: шпаки, чёрные жаворонки; но, пожалуй, самое точное название – подорожники. (12)Кочуют они по широким просёлочным дорогам, отыскивая рассеянные зёрна. (13)Эту особенность подорожников нередко используют ездоки, сбившиеся в буран с дороги. (14)Так птицы помогают путникам найти дорогу к селу.
(По Ю.В.Чернову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, почему птиц назвали подорожниками? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 3–5 найдите слово со значением «неглубокий и неширокий ров». Выпишите это слово.
12. В предложениях 1–3 найдите антоним к слову «редкие» и выпишите его.
ВАРИАНТ 2.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Прошл.. летом у моего л..сного домика я увид..л м..л..дую л..сич..ку. Обыч..но л ..сиц.. прячут..ся в лесу и даже опытный охотник ре(д/т)ко(1) увид..т(2) вбл..зи ж..вого зверя. А эта
л..сич..ка д..верчиво гл..дела на меня ч..рными гла(з/с)ками.
Я принёс из кухн.. кусочек мяса бросил л..сич..ке под ноги. Л..сич..ка спокойно вз..ла мясо и с..ела.(4)
Л..сная гост..я несколько дней ж..ла у домика. Днём она заб..ралась в пустую(3) с..бач..ю конуру возле с..рая. По утрам и в..черам л..сич..ка вых..дила на волю и я её к..рмил. К моему рыж..му к..ту она отн..силась дружески и нере(д/т)ко они ели из одной ч..шки.
2. Выполните разборы под цифрами.
3.. Поставьте знак ударения в следующих словах: Баловаться, повторит, создала, щавель.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Туман спускается с гор и окутывает лес и речку.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Никита будет играть в спектакле роль Арлекина объявил режиссёр
2) По словам режиссёра премьера спектакля состоится через месяц
3) Никита сказал что очень хотел получить роль в новом спектакле
4) Ты уже примерил костюм Арлекина Никита
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Давайте переведём на русский язык этот текст.
2) А вы повторите последние реплики отчётливее!
3) Ты Ваня поработай над своим произношением.
4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Неугомонные волны весело играют и бьются о берег.
2) Под лёгким ветерком море вздрагивает и покрывается мелкой рябью.
3) На палубе я греюсь на солнце и дышу свежим морским воздухом.
4) Солнце садится и розоватый отблеск его лучей ложится на жёлтый песок.
Текст 2
(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда , защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к счёту.
(4)Учёные поставили эксперименты, чтобы выяснить, имеют ли птицы представление о количестве. (5)Например, птицам предлагали склевать определённое число зёрен.
(6)Голубю разрешали съесть пять зёрен, а от шестого его прогоняли. (7)Вёл он себя так: склевав разрешённое количество, осторожно приближался к шестому зерну, потом быстро хватал его и мчался прочь, хлопая крыльями.
(8)В другом опыте коробочки с зёрнами и без зёрен были поставлены в ряд. (9)Галка должна была открывать крышки коробочек, пока не найдёт пять зёрен. (10) А зёрна располагались в первых трёх коробочках и в пятой: 1, 2, 1, 0, 1. (11)Вначале она открыла лишь первые три коробочки, собрала четыре зерна, съела их и вернулась на своё место. (12)Затем вспомнила, что ей нужно съесть ещё одно зерно, подошла к первой коробочке и кивнула один раз головой, прежде чем открыть её. (13)У второй коробочки галка кивнула головой дважды, у третьей – один раз, открыла четвёртую коробочку, которая была пустой. (14)Из пятой коробочки она достала последнее зерно и не пошла к другим коробочкам, которые стояли рядом.
(По Е. Дерим-Оглу)
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по счёту коробочке было последнее зерно?Запишите ответ.
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.
11 В предложениях 6−8 найдите слово со значением «небольшой ящичек из картона или жести, обычно с крышкой». Выпишите это слово.
12 В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «простые» и выпишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...