Русский язык. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_razumovskaya.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения русского языка в 7-х классах на базовом уровне и составлена из расчета 4 часов в неделю, 136 часов в год, в соответствии с требованиями ФГОС и обязательного минимума содержания образования. В ней учтены концептуальные положения стандарта второго поколения, примерной программы «Русский язык» основного общего образования и авторской программы М.М.Разумовской.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе — 210 часов, в 6 классе — 210 часов, в 7 классе — 140 часов, в 8 классе — 105 часов, в 9 классе — 70 часов.
Цели курса русского языка, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов в обучении русскому языку:
- -воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- -воспитание интереса и любви к русскому языку;
- -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- -развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- -освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- -формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- -формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
- -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
- -дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);
- -сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- -выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
- -пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
- -формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
- В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Основное содержание
О языке – 1 ч. Изменяется ли язык с течением времени
Повторение изученного в 5-6 классах, Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) – 37 ч.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Контрольная работа
Речь – 29 ч.
Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Творческое задание по картине. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Выборочное изложение. Сжатое изложение. Конструирование текста.. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад Сжатое изложение. Сложный план. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету.
Наречие – 34 ч.
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на -о и -е. Описание действий. Буквы o-e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Служебные части речи
Предлог – 4 ч.
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз- 8 ч.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Частица- 11 ч.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
Междометие- 6 ч.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах- 6 ч.
Разделы науки о русском я зыке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Требования к уровню подготовки
К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Материально-техническое обеспечение
- компьютер
- телевизор
- Электронные презентации
- Словари
Учебно-методическое обеспечение
- Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2012
- Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – Дрофа, 2018.
- Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс. ФГОС – М.: Просвещение, 2014
- Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителя. ФГОС. – М.: Просвещение, 2014
- Никулина М.Ю. Русский язык. 7 класс. Экспресс-диагностика. ФГОС. – М.: Экзамен, 2015
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,201
- Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2014
- http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ.
- http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование».
- http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
- http://www.apkppro.ru/ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.
- http://ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября».
- http://www.ug.ru/ - «Учительская газета».
- http://www.philologos.narod.ru - Филологический портал, содержащий различную информацию, которая касается филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека монографий, статей и методических пособий по языкознанию и литературоведению.
- http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари.
- http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.
- http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».
- http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека.
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=2
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- WWW.scool.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...