Теория ОГЭ по русскому языку 2020г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ОГЭ по русскому языку 2020г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_doc_9.doc | 555.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория ОГЭ
по русскому языку
2020 год.
Задание 2. Теория. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).
Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.
Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.
Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
Подлежащее
Подлежащее должно стоять в И.п.
Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) илисловосочетанием.
Подлежащее = словосочетание
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)
Пример: Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)
!!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)
2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.
Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры: Двое из нас пришли. Трое из ребят остались.
4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября.
5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.
Примеры: Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.
6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя
Пример: Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое
Сказуемое бывает:
1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС)
1. ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)
2. Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить.
3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок.
4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.
5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.
2. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)
- СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив
Способы выражения глагола-связки:
1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.
2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.
3) Словами можно, нужно, надо и т.д Можно выйти? Нужно верить.
Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:
1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.
2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.
- СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)
Способ выражения глагола-связки:
1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)
Примечание:
1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)
2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».
!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся:
Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. )
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)
Второстепенные члены предложения могут быть:
обособленными*/неособленными
распространенными**/нераспространенными
*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный - имеющий зависимые слова.
Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.
Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
Двусоставные и односоставные предложения
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.
Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.
Односоставные предложения делятся на:
1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ) Хожу по городу, ничего не замечаю.
2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.
3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.
4. Безличные предложения в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)
явления природы. Вечереет. Смеркается.
состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.
отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.
5. Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь.
Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
[Ночь], и [всем стало так спокойно].
Полные и неполные предложения
Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.
Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное)
Простое осложненное предложение
Простое предложение - предложение с 1 грамматической основой.
Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот
Сложное предложение
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)
ССП (сложносочиненное предложение) - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку. | |
СПП (сложноподчиненное предложение) - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).
| |
СПП с несколькими придаточными | |
БСП (бессоюзное сложное предложение) - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу. отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?) отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО) отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.) ТИРЕ: |
Способы передачи чужой речи
1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи
Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.
Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.
В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)
Прямая речь может иметь форму диалога.
Диалог оформляется двумя способами:
Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.
Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное ... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор: (подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).
4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. Есенин
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.
1. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др. Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре. Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя. Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо. Инф – предикативное наречие на –О. Потерпеть поражение – позорно! Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Не ставится: если есть связки, частица НЕ. | |
Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире) Запятая ставится: если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег. обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:Дождик, и ветер, и снег если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:Не только дождик, но и снег. если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.
Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др. Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол. Двоеточие ставится: | |
Знаки препинания при обособленных определениях Определение обособляется, если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре. Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова. Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном. В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять. Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный. | |
Знаки препинания при приложении: Запятыми выделяется Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами. Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике. Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук. Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравится эти цветы – ромашки. | |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство обособляется: В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять. Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию) Он читал лежа. Если деепричастие входит в состав фразеологизма Работал спустя рукава | |
Знаки препинания при сравнительных оборотах: Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются: К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным. Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Честолюбие есть не что иное, как жажда власти. Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится. Он пошел с нами в лес как проводник. Если сравнительный союз входит в состав сказуемого: Она словно ожила. Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например: Мне пришлось превратиться в рака не более как на час. Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. | |
Другие случаи постановки тире в простом предложении: ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов. Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения. Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани. | |
Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения: Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры. Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.: От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. |
2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Запятая в сложносочинённом предложении ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами. перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев. Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем. если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член На улице ярко светит солнце и поют птицы. если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения. Кто вы такие и что вам здесь нужно? | |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.). Перед главной частью: (...),[...]. (Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями) После главной части: [...],(...). Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями) В главной части (разрывать ее): [...,(...),...]. Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми) Последовательное подчинение: Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП) Параллельное подчинение: Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП) Однородное подчинение: Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) | |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами. если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО). Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины. если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Печален я: со мною друга нет. Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что) Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком. вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО) Я смотрел все напряженнее - их все не было. В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ) Вышли на обрыв - подуло свежим ветром. Вторая часть является следствием Он подал знак рукою - все притихли. | |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения. если придаточное предложение можно изъять или переставить Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой. если нельзя переставить или изъять придаточную часть. Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём... |
3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Знаки препинания при обращениях Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос. Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами. Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович? Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь: Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу! | |
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно. Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.) Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.) Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.) Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.) Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.) Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.) Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается) Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.) Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми: Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире. Он, я думаю, неплохой человек. В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение. Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть. |
4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речи | |
Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. |
Теория задание 4 ОГЭ по русскому языку.
Синтаксический анализ словосочетания: заменить словосочетание синонимичным.
Формулировка задания Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: жизненная цель
Алгоритм выполнения
В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.
В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.
Виды связи в словосочетании
Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) | Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выраженосуществительным, местоимением или их эквивалентами. | Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными. | |
Не являются словосочетаниями: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительной наклонение глагола, сложная форма будущего времени и существительные с предлогами. Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет.Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями) |
Теория задания 5. ОГЭ 2020.
Все правила правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:
Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.
Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.
Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
Внимательно читаем правило, данное после слова.
Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.
Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.
1. Гласные после шипящих и Ц
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквы И, А, У. Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д. После Ц, как правило пишутся А, О (под ударением), Е/И (без ударения), У. Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ, Цявловский и др. Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы: в корнях пишется И, а в суффиксах и окончаниях Ы, кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ. Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д. |
2. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.
В корнях существительных и прилагательных пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово. Примеры: чёрный – чернеть, но слово "шорох" – нельзя проверить. | |
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных пишется О, если эта буква под ударением, за исключением суффиксов ЁР Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр. | |
В глаголах и отглагольных словах в любой части слова с большинстве случаев пишется Ё. Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить. |
3. Употребление мягкого и твердого знаков
Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ - для обозначения твердости.
Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.
Мягкий знак пишется: для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения, после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ), а также внутри слова (не после приставки) передЕ,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.) Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга. | Твердый знак пишется: для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я, а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я. Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный. |
4. Правописание корней Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне
Проверяемая гласная в корне В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением. | Непроверяемая гласная в корне Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю. |
- Чередующиеся гласные в корне
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О: Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишемО. Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А Кас/кос, лаг/лож – написание зависит от суффикса А: если есть суффикс А, то пишем А. Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне. Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения. МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость». | КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И: Все корни с чередованием Е//И, кромеИМ/ИН, зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.
|
5. Правописание приставок
- Правописание неизменяемых приставок Неизменяемые приставки "под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др." пишутся всегда одинаково в любых словах. | - Правописание приставок на ..З и ..С Написание приставок, оканчивающихся на ...З и ...С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С. Примеры: Бездарный, беспечный. приставка С не чередуется (сделать) приставка ПРА пишется в словах со значением "предок" (праязык) ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть) |
- Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения. в значении «Очень» (премудрый) в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь) | ПРИ пишется в значении: приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить) неполнота действия (приоткрыть) близость (пригородный) и другие. (приучить, приручить) | |
Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов. |
6. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание суффиксов зависит от части речи слова.У существительных и прилагательных есть суффиксы , которые пишутся всегда одинаково. Например, тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др. Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам
- Правописание суффиксов существительных ЕК/ИК (ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика) | - Правописание суффиксов прилагательных ИВ/ЕВ: ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый) | |
- Правописание суффиксов глаголов: ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА: | - Правописание суффиксов наречий: Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна) |
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
-Н/НН в прилагательных (от имени существительного) | ||
НН пишется: В суффиксах ЕНН/ОНН (искусственный, лекционный) В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный) | Н пишется: В суффиксах ИН, АН, ЯН (лебединый, глиняный, кожаный) Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный. |
-Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | ||
НН пишется: | Н пишется: | |
Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный. |
Н/НН в кратких прилагательных/причастиях В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна) |
7. Правописание падежных и родовых окончаний Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.
8. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание личных окончаний глаголов Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола Глаголы I спряжения имеют окончания: у,ю, ешь, ем, ет, ете, ут, ют. Глаголы II спряжения имеют окончания: у,ю, ишь, им, ит, ите, ат, ят. Исключения: | Правописание суффиксов причастий Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано. Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ. В суффиксах причастий прошедшего времени пишется буква, которая стояла в инфинитиве перед -ТЬ: строивший – строИть В страдательных причастиях прошедшего времени |
Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи | |
Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова. НЕ с глаголами и деепричастиями частица НЕ в большинстве случаев пишется РАЗДЕЛЬНО (кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется или когда есть приставка НЕДО в значении «недостаточноть действия»: ненавидеть, жил бедно, часто недоедал) не любить, не делая. НЕ с причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть зависимые слова (кроме слов меры и степени) или противопоставление с союзом А. (не решенная вовремя задача, не решенная, а списанная задача) НЕ с краткими причастиями также пишется РАЗДЕЛЬНО (задача не решена). В остальных случаях пишется СЛИТНО (нерешенная задача, абсолютно нерешенная задача (слово меры и степени)) НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется СЛИТНО, если можно заменить синонимом без НЕ и если слово не употребляется без НЕ: нехороший =плохой, нехорошо=плохо, недруг = враг, неуч =не употребляется без не. НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть противопоставление с союзом А, если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и если нельзя заменить синонимом без НЕ и др.: не хорошо, а плохо, далеко не глупый человек, стол не деревянный. НЕ с предлогами (кроме НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА и др,) союзами, частицами, числительными, местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных) пишется РАЗДЕЛЬНО (не пять, не ты, не с кем, НО: никто, нечто, некоторый и др.) НЕ с отрицательными и неопределенными словами пишется СЛИТНО (некто, некоторый, никто, несколько, некогда, никогда, незачем и другие) |
Правописание НЕ и НИ | |
Частица НЕ пишется в значении «отрицания» (не говорил), используется в устойчивых сочетаниях (не в радость,не к добру), входит в состав сложных союзов: не то…, не то, не только…, но и, не то чтобы…,а, пока….не и др) Частица НИ пишется при «усилении» отрицания (при наличии слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, в придаточных уступительных, в повторяющемся союзе НИ…НИ (равно И..., И), перед словами ОДИН, ЕДИНЫЙ Следует различать: |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов. | |
Cлова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно. Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС !!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится. Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО Предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) В ЦЕЛЯХ, В СИЛУ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, НА ПРОТЯЖЕНИИ, В ОТНОШЕНИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, НЕ СЧИТАЯ пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО. (В течение суток, в продолжение дня и др.) Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова. (Несмотря на обстоятельства (вопреки им). Не смотря себе под ноги. (не (что делая?) смотря) Следует различать сочетания со словом "ВИД": ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное "вид"),ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный "из-за"), В ВИДЕ (В+ существительное "вид": в виде исключения) Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги (и их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово. Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся черед дефис. ПОЛ с существительными можно написать СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора). Большинство НАРЕЧИЙ пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в-третьих) |
Правописание словарных словТакие слова следует запомнить.
Теория для задания 7 ОГЭ по русскому языку. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2) Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:
Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.
Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.
Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:
А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.
Б) фразеологизм - это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм "бить баклуши" = лениться, но по отдельности слово «бить» - значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.
В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.
Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»
5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.
Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.
6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.
Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.
Средства выразительности: теория
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «...Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).
«Куда ланит девались розы.
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим...», Тютчев).
«...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).
«...Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).
«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).
«..Дыша духами и туманами.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка...» («Незнакомка», Блок).
РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА - ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов...»
Гончаров. «...Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9).
Чехов. «Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).
«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность. Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет»
Б. Пастернак «Про эти стихи»
«Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»
«Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье...»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «...И льется чистая лазурь На отдыхающее поле...» («Есть в осени первоначальной...»).
Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).
«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).
«...И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
М. Лермонтов «Мцыри»
Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).
По низменному берегу, На Волге, травы рослые, Веселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).
«Индейкам и курам не было числа....» («Мертвые души», глава 3).
Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»).
Островский. «Я с ума сойду от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).
Гончаров. «...Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2
Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).
Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд...» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть...» («Дикий помещик»),
Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).
«...Ни звука русского, ни русского лица Не встретил...» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства. Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.
«...Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»).
Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»).
Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»
Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).
Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений Онегин», глава 6).
Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
3) Существительным в творительном падеже:
«Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).
Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»).
Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).
4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия
Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»).
Лермонтов. «...И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом...» («Мцыри»),
Жуковский. «...Мертвец (Лик мрачнее ночи)...» («Светлана»),
Пастернак. «...Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
Теория для задания 8 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ.
Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Формулировка задания: Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16).
Выпишите один из этих синонимов.
Лексическое значение слов
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д. В русском языке слово может иметь одно или несколько значений. Языковые (зафиксированы в словарях) Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях) Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Языковые Например: молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста. Например: И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский) |
Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает: Нейтральная Книжная Разговорная Просторечная
|
Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает: Общеупотребительная Ограниченная в употреблении
Диалектизмы Жаргонизмы Профессионализмы Просторечная лексика
|
Происхождение слов
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из: Исконно русской лексики Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др. Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков) Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д. |
Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория ГИА 2012. Русский язык.
Всё, что необходимо знать ученика для сдачи ГИА в 2012 г. Составлено по материалам книги С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА 2012 русский язык....
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...
Теория ОГЭ по русскому языку//2020 год.
Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020....
КТП русский язык 10 класс (углубленное изучение) 2019-2020г.
КТП русский язык 10 класс (углубленное изучение)...
КТП русский язык 10 класс 2019 -2020г.
КТП русский язык 10 класс 2019-2020г....
Отчет работы МО русского языка и литературы-2019-2020г.г.
Инициативы, проводимые совместно с членами МО гуманитарного цикла...
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление», 9 класс, 2020г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление», 9 класс, 2020г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....