Приложение к рабочей программе по русскому языку, 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе с контрольно-измерительными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1 с.Стерлибашево

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/Фамилия И.О.

     (подпись)

«____» ________20___  г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе по предмету

«Русский язык»

Учебный год: 2019/2020 уч.г.

Класс: 8 А

Учитель, реализующий рабочую программу по предмету:

Гайсарова Лилиана Хайдаровна

Календарно - тематическое планирование

по русскому языку 8 класс

(102 часа)

п/п

Номер разд. и темы урока

Тема урока

Кол-во час.

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Причина корректировки

1

1.1

 Вводный урок Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире.

1

Раздел 1. Повторение изученного в 5-7 классах. ( 4 +1 к.р. )

2

1.2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

1

3

1.3

Знаки препинания в сложном предложении. Орфография. Морфология.

1

4

1.4

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

5

1.5

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1

6

1.6

Входная контрольная работа №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».

1

Раздел 2. Синтаксис . Пунктуация. Культура речи (46+8 р.р.+4 к.р.)

2.1.Единицы синтаксиса. Словосочетание. (8+2 р.р.)

7

2.1.1.

Основные единицы синтаксиса

1

8

2.1.2

Р.р. Текст как единица синтаксиса. Характеристика человека.

1

9

2.1.3.

Предложение как единица синтаксиса.

1

10

2.1.4

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

11

2.1.5

Виды словосочетаний

1

12

2.1.6

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1

13

2.1.7

Синтаксический разбор слов в словосочетании.

1

14

2.1.8

Самостоятельная работа по теме «Словосочетание».

1

15

2.1.9

Анализ письменных работ.

1

16

2.1.10

Р. р. Сочинение «Дом, который украшает нашу улицу (село, посёлок, город)»

1

2.2. Простое предложение ( 2+2 р.р.)

17

2.2.1

Предложение как средство выражения мысли. Строение и грамматическое значение предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

18

2.2.2

Интонация предложения. Порядок слов в предложении.  Логическое ударение

1

19

2.2.3

Р. р. Описание памятника культуры.

1

20

2.2.4

Р.р. Изложение

1

                                                 2. 3. Двусоставные предложения ( 6+1 р.р.+1 к.р.)

21

2.3.1.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

22

2.3.2.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

23

2.3.3.

Простое глагольное сказуемое (продолжение темы).

1

24

2.3.4.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

25

2.3.5.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

26

2.3.6.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

27

2.3.7.

Р.р. Описание местности.

1

28

2.3.8.

Контрольный диктант № 2 по теме «Двусоставные предложения».

1

2.4. Второстепенные члены предложения ( 6 +1 р.р.)

29

2.4.1.

 Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

1

30

2.4.2

Определение.

1

31

2.4.3

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

32

2.4.4

Обстоятельство. Основные виды обстоятельства

1

33

2.4.5

 Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

34

2.4.6

Р.р. Характеристика человека

1

35

2.4.7

Самостоятельная работа  по теме «Второстепенные члены предложения».

1

2.5.  Односоставные предложения (8+1 р.р.+1 к.р.)

36

2.5.1

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

1

37

2.5.2

Назывные предложения.

1

38

2.5.3

Определённо-личные предложения.

1

39

2.5.4

Неопределённо-личные предложения.

1

40

2.5.5

Безличные предложения.

1

41

2.5.6

Неполные предложения.

1

42

2.5.7

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

43

2.5.8

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

1

44

2.5.9

Повторение по теме «Односоставное предложение». Систематизация и обобщение материала по теме «Односоставное предложение».

1

45

2.5.10

Контрольный диктант №3  по теме «Односоставное предложение».

1

2.6 Простое  осложнённое предложение (8+1 к.р.)

46

2.6.1

Понятие об осложнённом предложении.

1

47

2.6.2

Понятие об однородных членах предложениях в русском и башкирском синтаксисе.

1

48

2.6.3

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них.

1

49

2.6.4

Однородные и неоднородные определения.

1

50

2.6.5

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1

51

2.6.6

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы).

1

52

2.6.7

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

53

2.6.8

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

54

2.6.9

Контрольная работа №4 по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».

1

2.7.Обособленные члены предложения (8+1 р.р.+1 к.д.)

55

2.7.1

Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

56

2.7.2

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

57

2.7.3

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

58

2.7.4

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

59

2.7.5

Р.р. Сочинение – описание по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди».

1

60

2.7.6

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

61

2.7.7

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

62

2.7.8

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

63

2.7.9.

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1

64

2.7.10

Контрольный диктант №5 по теме «Обособленные члены предложения».

1

Раздел 3. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (15+4 р.р.)

  3.1. Обращение ( 2 )

65

3.1.1.

Обращение и знаки препинания при нём. Назначение обращений в русском и башкирских языках.  Распространённые обращения.

1

66

3.1.2

Обращение и знаки препинания при нём. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

3.2. Вводные и вставные конструкции ( 6 )

67

3.2.1

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

68

3.2.2.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

69

3.2.3

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

70

3.2.4.

Междометия в предложении.

1

71

3.2.5.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

72

3.2.6.

Самостоятельная работа  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

3.3.Чужая речь (6 +4р.р.)

73

3.3.1

Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи.

1

74

3.3.2

Рр. Сжатое или выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»).

1

75

3.3.3

Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

1

76

3.3.4

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

77

3.3.5

Диалог.

1

78

3.3.6.

Р.р. Рассказ.

1

79

3.3.7

Р.р. Сочинение по картине В.Репки «Водитель Валя»

1

80

3.3.8

Р.р. Сочинение по картине В.Репки «Водитель Валя»

1

81

3.3.9.

Цитаты и знаки препинания при них.

1

82

3.3.10

Повторение по теме «Чужая речь». Систематизация и обобщение по теме «Чужая речь».

1

83

3.3.11

Самостоятельная работа  по теме «Чужая речь».

1

Раздел 4  Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7+1 к.р.)

84

4.1.

Синтаксис и морфология.

1

85

4.2

Синтаксис и морфология.

1

86

4.3

Синтаксис и пунктуация.

1

87

4.4

Синтаксис и культура речи.  

88

4.5

 Синтаксис и культура речи.  

1

89

4.6

Синтаксис и орфография.

1

90

4.7.

Синтаксис и орфография

1

91

4.8

Итоговая контрольная работа № 6.

1

92-102

Резервные уроки

Критерии оценивания

 Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: 

для 8 класса– 120-150, 

Для  к о н т р о л ь н ы х  д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать

в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, 

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 6-7 классах – не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например:

"рапотает" (вместо работает),

"дулпо" (вместо дупло),

"мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. 

При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. 

К негрубым относятся ошибки: 

1) в исключениях из правил; 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.  

О т м е т к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м «1».

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  • в написании ы и и после приставок;
  • в случаях трудного различения не и ни;
  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. полошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная.

Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Наименование оценочного средства по русскому языку (8 класс)

Введение.

  1.  Входная контрольная работа №1 с грамматическим заданием.
  2. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения».
  3. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме: «Односоставное предложение».
  4. Контрольная работа №4 по теме:  «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».
  5.  Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».
  6. Итоговая контрольная работа №6.

Входная контрольная работа №1 с грамматическим  заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

Максимальный балл за выполнение 3-х заданий – 18 баллов:

оценка «3» ставится при выполнении 50 % заданий базового уровня (6-12 баллов)

оценка «4» ставится при выполнении 60-80%  заданий базового и повышенного уровней (13- 15 баллов)

оценка «5» ставится при выполнении  90-100% всех заданий (16-18 баллов), в т.ч. заданий высокого уровня сложности.

1.Задание базового уровня:

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умеренност..ю всего: т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечнопр..вязаны к (не)броской но поэтичной пр..роде Средней Росси.. . Средн..я п..лоса -это густые леса, распол..га..щиеся в северн..й её части, и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блюдца озёр. М..стами р..внина слегка холмится. Есть в этом обжитом кра.. заповедн..кисвяза(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пребывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4)

Не счесть талантов, взращё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников комп..зиторов, видишь: всё самое в..ликое питалось обыкнове(н,нн)ыми жизненными соками родной земли.

                                                                                                   (По В. Пескову)

2.Задание повышенного уровня (за каждый верный ответ – 1 балл)

Морфологический разбор слова

Связанные (3)

Максимальный бал - 3

3.Задание высокого уровня сложности:

Синтаксический разбор предложения.

Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4)

Максимальный бал: 3

Ключ: 1.Задание базового уровня:

Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый

средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца.

Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к

неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса – это

густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу.

Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек,

синие блюдца озёр. Местами равнина слегка холмится.

Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной

жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов

России.(4)

Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине

писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое

питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.

К1. Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1

учитываются только ошибки, сделанные при вставке

пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного,

раздельного и дефисного написания слов – 4 балла

Допущено не более двух ошибок – 3 балла

Допущены три-четыре ошибки   – 2 балла

Допущены пять ошибок – 1 балл

Допущено более пяти ошибок – 0 баллов

К2. Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет/одна ошибка – 2 балла

Допущено две  ошибки– 1 балл

Допущены три и более ошибок- 0 баллов

К3. Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет

слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или

грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть

одно лишнее слово – 2 балла

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или

грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть

одно лишнее слово – 1 балл

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или

грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть

одно лишнее слово–0 баллов

Максимальный  балл – 12

2.Задание повышенного уровня (за каждый верный ответ – 1 балл)

Морфологический разбор слова

связанные(3)

1. Заповедники (какие?) связанные – причастие, н. ф. – связанный; от глаг. связать.

2. Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, им. п.,

мн. ч.

  1. В предложении является определением.

3.Задание высокого уровня сложности:

Синтаксический разбор предложения

Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) хранят (сказуемое, выражено глаголом).

Второстепенные члены предложения: (хранят) память – дополнение, выражено именем существительным; (память) о пребывании – дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: определение); (о пребывании) здесь – обстоятельство, выражено наречием; (о пребывании) сынов – дополнение, выражено именем существительным; (сынов) великих – определение, выражено именем прилагательным; (сынов) России – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).

Выполнение морфологического разбора:

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Выполнение синтаксического разбора:

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения».

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.
              Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами. Капитан приказал убрать паруса, и   команда немедленно выполнила распоряжение.
              Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.  Матросы топорами   рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы. (125 слов)

   Грамматическое задание.

  1. Базовый уровень.

Подчеркните грамматические основы в двусоставных предложениях.

  1. Задание повышенного уровня.

Морфологический разбор слова: находившемся.
Часть речи слова находившемся — причастие, образовано от глагола находиться.

  1. Морфологические признаки
  • Начальная форма: находившийся (именительный падеж единственного числа мужского рода);
  • Постоянные признаки: действительное, прошедшее время, совершенный вид;
  • Непостоянные признаки: единственное число, предложный падеж, мужской род, полная форма.
  1. Синтаксическая роль  определение

3. Задание высокого уровня сложности.

3. Полный синтаксический разбор предложения: На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. (повест., невоск., простое, двусост, распр, осложнено обособл. Опред., выраженным прич. Оборотом)

 Указания по оцениванию:

Выполнение 1 задания.

За каждую верно найденную и подчеркнутую грамматическую основу- 1 балл. Максимальное количество баллов- 15.

Выполнение морфологического разбора.

Разбор выполнен верно -  3 балла

При разборе допущены 2 ошибки – 2 балла

                                           3 ошибки – 1 балл

                                  Более 3 ошибок – 0 баллов

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Разбор выполнен верно – 3 балла

При разборе допущены 1, 2 ошибки – 2 балла

                                           3 ошибки – 1 балл

                               Более 3 ошибок – 0 баллов

оценка «3» ставится при выполнении 50 % заданий базового уровня (7-15 баллов)

оценка «4» ставится при выполнении 60-80%  заданий базового и повышенного уровней (16- 18 баллов)

оценка «5» ставится при выполнении  90-100% всех заданий (19-21 баллов), в т.ч. заданий высокого уровня сложности.

Контрольный диктант №3 по теме «Односоставные предложения»

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться  всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

1. Базовый уровень.

Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова радостная.

2. Задание повышенного уровня.

2. Найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

1 предл. О/П

2 предл. Б\Л

3. Задание высокого уровня сложности.

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. (повест., невоск., прост., односост., О/л., распр., осложн.Обособл. Опред., выражен прич об.) Части речи обозначить.

Указания по оцениванию:

Выполнение 1 задания:

Выполнение морфемного и словообразовательного разбора

Разборы выполнены верно- 6

При разборах допущена одна ошибка- 5

При разборах допущены две, три ошибки- 4

При разборах допущено более трех ошибок- 0

Выполнение 2 задания:

Правильно указаны односоставные предложения -1 балл

Правильно определены виды односоставных предложений – 1 балл

Выполнение 3 задания:

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Разбор выполнен верно – 5 баллов

При разборе допущены 2,3 ошибки – 2 балла

                                           4,5 ошибок – 1 балл

                               Более 5 ошибок – 0 баллов

оценка «3» ставится при выполнении 50 % заданий базового уровня (3-6 баллов)

оценка «4» ставится при выполнении 60-80%  заданий базового и повышенного уровней (7-8 баллов)

оценка «5» ставится при выполнении  90-100% всех заданий (9-13 баллов), в т.ч. заданий высокого уровня сложности.

 Контрольная работа №4 с грамматическим заданием по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения»

      Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
      Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

Выполнение грамматического задания.

1. Базовый уровень.

Подчеркните однородные члены предложений во втором абзаце. 

2. Задание повышенного уровня.

Подчеркните грамматическую основу в предложениях: 1. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. (Слышно, лист падает и задевает)

2. Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. (Все прошло, замерло; шорох замирает)

3. Задание высокого уровня сложности.

Синтаксический разбор предложения:

И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. (повест, невоск., прост, двусост., распр., осложн. Однороднподлеж., выраж. Сущ.). Части речи обозначить.

Указания по оцениванию:

Выполнение 1 задания: за каждое слово 1 балл

Выполнение 2 задания:

Правильно подчеркнуты все 4 грамматические основы предложений -4 балла

Правильно подчеркнуты 3 ГО – 3 балла

Правильно подчеркнуты 2 ГО – 2 балла

Правильно подчеркнута 1 ГО – 1 балл

Выполнение 3 задания:

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Разбор выполнен верно – 5 баллов

При разборе допущены 2,3 ошибки – 2 балла

                                           4,5 ошибок – 1 балл

                               Более 5 ошибок – 0 баллов

Рекомендуемая шкала перерасчета первичного балла за выполнение заданий в отметку по пятибальной шкале. 12-10- баллов – «5», 9-7- «4», 6-5 – «3», 4-0- «2»

оценка «3» ставится при выполнении 50 % заданий базового уровня (4-7 баллов)

оценка «4» ставится при выполнении 60-80%  заданий базового и повышенного уровней (8-11 баллов)

оценка «5» ставится при выполнении  90-100% всех заданий (12-16 баллов), в т.ч. заданий высокого уровня сложности.

Контрольный диктант № 5 по теме   «Обособленные члены предложения».

Раннее  весеннее  утро,  прохладное  и  росистое.  В  небе  ни  облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные  тучки.  Весь  безбрежный  степной  простор  кажется осыпанным тонкой золотой пылью.   В  густой,  буйной  траве  дрожат,  переливаясь  и  вспыхивая разноцветными  огнями,  бриллианты  крупной  росы. Степь  весело пестрит  цветами:  скромными  синими  колокольчиками,  белыми пахучими  ромашками,  дикой  гвоздикой,  горящей  пунцовыми  пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.   Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.   Кое-где  в  глубоких  и  узких  балках  еще  лежат,  напоминая  об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и  звенят  жаворонки.  Неутомимые  кузнечики  давно  подняли  свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами. (По А. Куприну) (131 слово)    

Выполнение грамматического задания.

1. Базовый уровень.

Подчеркните все обособленные члены предложений, выраженные прич. оборотом.

2.Задание повышенного уровня.

Морфологический разбор переливаясь(Часть речи слова переливаясь — деепричастие. Начальная форма: переливаться (неопределённая форма глагола); неизменяемая форма, несовершенный вид, настоящее время;обстоятельство)

3. Задание высокого уровня сложности.

  Выполните  синтаксический  разбор  5 предложения. (повест., неоск., прост, двусост., распр., осложн. Обособл. Обстоят. Выраж. Деепр. Обор.) Части речи обозначить.

Указания по оцениванию:

Выполнение 1 задания:

Задание выполнено верно- 3

При выполнении задания допущена одна ошибка- 2

При выполнении задания допущены две ошибки- 1

При разборе допущено более двух ошибок- 0

Выполнение морфологического разбора.

Разбор выполнен верно -  3 балла

При разборе допущены 2 ошибки – 2 балла

                                           3 ошибки – 1 балл

                                  Более 3 ошибок – 0 баллов

Выполнение 3 задания:

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Разбор выполнен верно – 5 баллов

При разборе допущены 2,3 ошибки – 2 балла

                                           4,5 ошибок – 1 балл

                               Более 5 ошибок – 0 баллов

Рекомендуемая шкала перерасчета первичного балла за выполнение заданий в отметку по пятибальной шкале.  10-11 баллов – «5», 8-7- «4», 6-5 – «3», 4-0- «2»

Итоговая контрольная работа (8 класс)

Гроза

 

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. Смотрел на уходившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание:

1.Базовый уровень.

Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.

2.Задание повышенного уровня.

Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложений 1 абзаца.(управление, согласование, примыкание)

3. Задание высокого уровня сложности.

Произведите синтаксический разбор предложения.  

Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. (повест., невоск., прост., двус., распр., ослож.Обособ. Обст., выраж. Деепр. Оборотом.) Части речи обозначить.

Указания по оцениванию:

Выполнение 1 задания:

Задание выполнено верно- 3

При выполнении задания допущена одна ошибка- 2

При выполнении задания допущены две ошибки- 1

При разборе допущено более двух ошибок- 0

Выполнение 2 задания:

Правильно определены типы словосочетаний – 3 балла

Правильно определены 2 типа словосоч.- 2 балла

Правильно определен 1 тип словсоч. -1 балла

Выполнение 3 задания:

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Разбор выполнен верно – 5 баллов

При разборе допущены 2,3 ошибки – 2 балла

                                           4,5 ошибок – 1 балл

                               Более 5 ошибок – 0 баллов

Рекомендуемая шкала перерасчета первичного балла за выполнение заданий в отметку по пятибальной шкале.  11-10 баллов – «5», 8-9- «4», 7-5 – «3», 4-0- «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Приложение к рабочей программе по русскому языку для 9 классов

Контрольно-измерительные материалы составлены для оценивания учебных достижений учащихся 9 класса по предмету «Русский язык». Задания составлены в соответствии с изученными темами и с...

Приложение к рабочей программе по русскому языку 5 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе, с контрольно-измерительными материалами и критериями оценивания...

Приложение к рабочей программе по русскому языку, 6 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе с контрольно-измерительными материалами....