Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkij_yazy_k.docx | 458.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………….……………………3
Содержание учебного предмета ……………………………………….… 8
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……… 14
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыковв повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на урокахиностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
- создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка (стилю);
- проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- отличать слова от других единиц языка; опознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- проводить морфологический анализ слова;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- находить грамматическую основу предложения;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры, распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- проводить синтаксический анализ;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства языка;
- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников;
- писать доклады, рефераты, тезисы, статьи, рецензии, интервью, очерки, доверенности, резюме;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила норматив-
ного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового ибуквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательнаяпара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского
языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№п/п | Содержание | Количество часов |
Язык и общение | 3 часа | |
1 | Язык и человек. Язык и речь. | |
2 | Язык и его единицы. | |
3 | Р.Р.Композиционные и языковые признаки стиля речи. | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 26 | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | |
5 | Орфограмма. | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | |
11 | Разделительные Ъ и Ь. | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |
13 | Р.Р.Текст. | |
14 | Р.Р. Обучающее изложение | |
15 | Р.Р. Обучающее изложение | |
16 | Части речи. | |
17 | Глагол. | |
18 | Правописание тся и ться в глаголах. | |
19 | Личные окончания глаголов. | |
20 | Р.Р. Тема текста. | |
21 | Имя существительное как часть речи. | |
22 | Падежные окончания существительных. | |
23 | Имя прилагательное как часть речи. | |
24 | Местоимение как часть речи. | |
25 | Р.Р. Основная мысль текста. | |
26 | Р.Р. Обучающее сочинение- описание по картине А.А. Пластова «Летом». | |
27 | Повторение изученного в начальных классах. | |
28 | К.Р.Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в начальных классах». | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 32 | |
30 | Синтаксис. Пунктуация. | |
31 | Словосочетание. | |
32 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | |
33 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | |
34 | Разбор словосочетания. | |
35 | Р.Р. Сжатое изложение. (Упр.127) | |
36 | Виды предложений по цели высказывания. | |
37 | Виды предложений по цели высказывания. | |
38 | Виды предложений по интонации. | |
39 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |
40 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |
41 | Сказуемое | |
42 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
43 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
44 | Дополнение. | |
45 | Определение. | |
46 | Обстоятельство. | |
47 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
48 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
49 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. | |
50 | Предложения с обращениями. | |
51 | Р.Р. Письмо. | |
52 | Р.Р. Сочинение- описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки». | |
53 | К.Р. Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения» | |
54 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
55 | Знаки препинания в сложном предложении. | |
56 | Синтаксический разбор сложного предложения. | |
57 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
58 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
59 | Диалог. | |
60 | К.Р. Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи. | 23 | |
62 | Фонетика. Гласные звуки. | |
63 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | |
64 | Позиционные чередования гласных и согласных. | |
65 | Позиционные чередования гласных и согласных. | |
66 | Р.Р. Повествование. | |
67 | Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».) | |
68 | Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».) | |
69 | Согласные звонкие и глухие. | |
70 | Согласные звонкие и глухие. | |
71 | Графика. Алфавит. | |
72 | Графика. Алфавит. | |
73 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | |
74 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | |
75 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | |
76 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | |
77 | Орфоэпия. | |
78 | Орфоэпия. | |
79 | Фонетический разбор слова. | |
80 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | |
81 | К.Р.Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | |
82 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | |
83 | Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | |
84 | Р.Р. Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | |
Лексика. Культура речи. | 17 | |
85 | Слово и его значение. | |
86 | Слово и его значение. | |
87 | Однозначные и многозначные слова. | |
88 | Однозначные и многозначные слова. | |
89 | Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |
90 | Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |
91 | Омонимы. | |
92 | Роль омонимов в речи. | |
93 | Синонимы. Роль синонимов в речи. | |
94 | Антонимы. Роль антонимов в речи. | |
95 | Р.Р. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | |
96 | Р.Р. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | |
97 | Р.Р. Подготовка к подробному изложению ( К.Г.Паустовский «Первый снег») | |
98 | Р.Р.Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег») | |
99 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | |
100 | К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | |
101 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 33 | |
102 | Морфема. Изменение и образование слов. | |
103 | Морфема. Изменение и образование слов. | |
104 | Окончание. Основа слова. | |
105 | Окончание. Основа слова. | |
106 | Корень слова. | |
107 | Корень слова. Однокоренные слова. | |
108 | Приставка. | |
109 | Приставка. | |
110 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» | |
111 | Суффикс. | |
112 | Суффикс | |
113 | Чередование звуков. | |
114 | Чередование звуков. | |
115 | Беглые гласные. | |
116 | Беглые гласные. | |
117 | Варианты морфем. | |
118 | Морфемный разбор слова. | |
119 | Правописание гласных и согласных в приставках. | |
120 | Правописание гласных и согласных в приставках. | |
121 | Буквы З и С на конце приставок. | |
122 | Буквы З и С на конце приставок. | |
123 | Буквы о –а в корне лаг –лож . | |
124 | Буквы о –а в корне лаг –лож . | |
125 | Буквы О –А в корне раст –рос . | |
126 | Буквы О –А в корне раст –рос . | |
127 | Буквы ё –е после шипящих. | |
128 | Буквы ё –е после шипящих. | |
129 | Буквы И –Ы после Ц. | |
130 | Буквы И –Ы после Ц. | |
131 | Повторение по теме «Морфемика». | |
132 | К.Р. Контрольная работа №4 по теме «Морфемика». | |
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
134 | Р.Р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы. | |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 62 | |
Имя существительное | 23 | |
135 | Имя существительное как часть речи. | |
136 | Р.Р.Доказательства в рассуждении. | |
137 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |
138 | Имена существительные собственные и нарицательные. | |
139 | Имена существительные собственные и нарицательные. | |
140 | Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.) | |
141 | Род имён существительных. | |
142 | Род имён существительных. | |
143 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | |
144 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | |
145 | Три склонения имён существительных. | |
146 | Три склонения имён существительных. | |
147 | Падеж имён существительных. | |
148 | Падеж имён существительных. | |
149 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. | |
150 | Множественное число имён существительных. | |
151 | Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | |
152 | Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | |
153 | Морфологический разбор имени существительного. | |
154 | К.Р. Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное» | |
155 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
156 | Р.Р.Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | |
157 | Р.Р. Сочинение –описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | |
Имя прилагательное | 14 | |
158 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи. | |
159 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | |
160 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | |
161 | Гласная в падежных окончаниях имён прилагательных. | |
162 | Р.Р. Описание животного. | |
163 | Р.Р. Подробное изложение.(А.И.Куприн « Ю-ю»). | |
164 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | |
165 | Прилагательные полные и краткие. | |
166 | Прилагательные полные и краткие. | |
167 | Р.Р. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова. «Наводнение». | |
168 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
169 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | |
170 | К.Р. Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное». | |
171 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
Глагол | 26 | |
172 | Глагол как часть речи. | |
173 | Не с глаголами. | |
174 | Не с глаголами. | |
175 | Неопределённая форма глагола. | |
176 | Неопределённая форма глагола. | |
177 | Виды глагола. | |
178 | Виды глагола. | |
179 | Буквы Е –И в корне с чередованием. | |
180 | Буквы Е –И в корне с чередованием. | |
181 | Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | |
182 | Прошедшее время глагола. | |
183 | Настоящее время глагола. | |
184 | Будущее время глагола. | |
185 | Будущее время глагола. | |
186 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | |
187 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | |
188 | Морфологический разбор глагола. | |
189 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица. (Упр.688) | |
190 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | |
191 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | |
192 | Употребление времени. | |
193 | Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи. (Упр.696, 697) | |
194 | Повторение по теме «Глагол». | |
195 | К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол» | |
196 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
197 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку.(Упр.701) | |
Повторение и систематизация изученного | 7 | |
198 | Орфограммы в корне. | |
199 | Орфограммы в приставках. | |
200 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | |
201 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | |
202 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | |
203 | К.Р. Итоговый контрольный диктант. | |
204 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте. |
6 класс
№п/п | Содержание | Количество часов |
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3) | ||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
2 | Язык, речь, общение. | 1 |
3 | Р.Р. Ситуация общения. | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (9) | 9 | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант. | 1 |
6 | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
7 | Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча» | 1 |
8 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | 1 |
9 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1 |
10 | Прямая речь, диалог. | 1 |
11 | Р. Р. Составление диалога на тему по выбору. | 1 |
12 | Входной контроль (контрольный тест). | 1 |
ТЕКСТ (5) | 5 | |
13 | Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 |
14 | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. | 1 |
15 | Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу. | 1 |
16 | Р.Р. Сочинение-рассказ. | 1 |
17 | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 1 |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12) | 12 | |
18 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
19 | Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). | 1 |
20 | Общеупотребительные слова. | 1 |
21 | Профессионализмы. | 1 |
22 | Диалектизмы. | 1 |
23 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 |
24 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 |
25 | Новые слова (неологизмы) | 1 |
26 | Устаревшие слова. | 1 |
27 | Словари. | 1 |
28 | Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». | 1 |
29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч) | 4 | |
30 | Фразеологизмы. | 1 |
31 | Источники фразеологизмов. | 1 |
32 | Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). | 1 |
33 | Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология» | 1 |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (35) | 35 | |
34 35 36 | Морфемика и словообразование. | 3 |
37 | Р.Р. Описание помещения. | 1 |
38 39 40 | Основные способы образования слов в русском языке | 3 |
41 42 | Этимология слов. | 2 |
43 44 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. сочинение-описание (описание помещения) | 2 |
45 46 | Буквы а и о в корнях –кос- - - кас-. | 2 |
47 48 | Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-. | 2 |
49 50 | Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. | 2 |
51 52 | Буквы ы и и после приставок | 2 |
53 54 55 56 | Гласные в приставках пре- и при-. Подготовка к к/р | 4 |
57 58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками | 2 |
59 60 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 2 |
61 62 | Сложносокращённые слова. | 2 |
63 64 | Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро») | 2 |
65 66 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант | 2 |
67 | Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 |
68 | Контрольный тест | 1 |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25ч) | 25 | |
69 70 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | 2 |
71 | Р.Р. Составление письма другу. | 1 |
72 73 | Разносклоняемые имена существительные. | 2 |
74. | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 2 |
75 | Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | 1 |
76 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
77 78 | Род несклоняемых имён существительных. | 2 |
79 | Имена существительные общего рода. | 1 |
80 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
81 | Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | 1 |
82 83 | Не с именами существительными. | 2 |
84 85 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 2 |
86 87 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | 2 |
88 89 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 |
90 91 | Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Контрольный тест «Имя существительное». | 2 |
92 93 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (25ч) | 25 | |
94 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
95 96 | Р.Р. Описание природы. | 2 |
97 98 | Степени сравнения имён прилагательных. | 2 |
99 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 |
100 | Относительные прилагательные. | 1 |
101 102 | Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») | 2 |
103 | Притяжательные прилагательные. | 1 |
104 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
105 106 | Не с прилагательными. | 2 |
107 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1 |
108 109 | Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»). | 2 |
110 111 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант. | 2 |
112 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 |
113 114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 |
115 116 | Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное». Контрольный тест «Имя прилагательное». | 2 |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
118 | Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. | 1 |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (18ч) | 18 | |
119 120 | Имя числительное как часть речи. | 2 |
121 | Простые и составные числительные. | 1 |
122 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
123 124 | Порядковые числительные. | 2 |
125 | Разряды количественных числительных. | 1 |
126 127 128 | Числительные, обозначающие целые числа. | 3 |
129 | Дробные числительные. | 1 |
130 | Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. | 1 |
131 | Собирательные числительные. | 1 |
132 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
133 134 | Повторение изученного в разделе «Имя числительное». Контрольный тест «Имя числительное». | 2 |
135 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
136 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!» | 1 |
МЕСТОИМЕНИЕ (26ч) | 26 | |
137 | Местоимение как часть речи. | 1 |
138 139 | Личные местоимения. | 2 |
140 | Возвратное местоимение себя. | 1 |
141 | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» | 1 |
142 143 | Вопросительные и относительные местоимения. | 2 |
144 145 | Неопределенные местоимения. | 2 |
146 147 | Отрицательные местоимения. | 2 |
148 149 | Притяжательные местоимения. | 2 |
150 151 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 2 |
152 | Указательные местоимения. | 1 |
153 154 | Определительные местоимения. | 2 |
155 | Местоимения и другие части речи. | 1 |
156 | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
157 158 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») | 2 |
159 160 | Повторение изученного в разделе «Местоимение». Контрольный тест «Местоимение». | 2 |
161 162 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 |
ГЛАГОЛ (35ч) | 35 | |
163 164 165 | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | 3 |
166 167 | Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста. | 2 |
168 169 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 |
170 171 172 | Глаголы переходные и непереходные | 3 |
173 174 175 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 3 |
176 177 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение. | 2 |
178 179 | Условное наклонение. | 2 |
180 181 182 | Повелительное наклонение. | 3 |
183 | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. | 1 |
184 185 186 | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | 3 |
187 188 | Безличные глаголы. | 2 |
189 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
190 191 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | 2 |
192 193 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 |
194 195 | Повторение изученного в разделе «Глагол». Контрольный тест «Глагол». | 2 |
196 197 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (7ч) | 7 | |
198 | Разделы науки о языке | 1 |
199 200 | Орфография. | 2 |
201 | Пунктуация. | 1 |
202 203 | Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору | 2 |
204 | Лексика и фразеология. | 1 |
7 класс
№п/п | Содержание | Количество часов |
Язык и общение | 1 час | |
1 | Русский язык как развивающееся явление | |
Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов) | 12 | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | |
4 | Лексика и фразеология | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | |
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | |
8 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | |
9 | Развитие речи. Текст | |
10 | Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога | |
11 | Развитие речи. Стили литературного языка. Публицистический стиль | |
12 | Входной тест по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | |
13 | Работа над ошибками «Повторение изученного в 5-6 классах» | |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (28 часов) | ||
14 | Причастие как часть речи | |
15 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | |
16 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | |
17 | Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» | |
18 | Развитие речи. Описание внешности человека | |
19 | Действительные и страдательные причастия | |
20 | Краткие и полные страдательные причастия | |
21 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |
22 | Образование действительных причастий настоящего времени | |
23 | Действительные причастия прошедшего времени | |
24 | Страдательные причастия настоящего времени | |
25 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени | |
27 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | |
28 | Контрольный диктант по теме «Действительные и страдательные причастия» | |
29 | Работа над ошибками. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
30 | Одна буква Н в отглагольных прилагательных | |
31 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | |
32 | Работа с текстом по различению кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | |
33 | Развитие речи. Сочинение по фотографии. Морфологический разбор причастия | |
34 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
35 | Правописание НЕ с причастиями, прилагательными, существительными | |
36 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
37 | Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | |
38 | Развитие речи. Анализ сочинений | |
39 | Повторение по теме «Причастие» | |
40 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | |
41 | Работа над ошибками Повторение по теме «Причастие» | |
Деепричастие (13 часов) | ||
42 | Деепричастие как часть речи | |
43 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | |
44 | Запятые при деепричастном обороте. Работа с текстом | |
45 | Нахождение деепричастных оборотов в тексте | |
46 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | |
47 | Деепричастия несовершенного вида | |
48 | Деепричастия совершенного вида | |
49 | Замена глаголов и причастий деепричастиями совершенного и несовершенного вида | |
50 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | |
51 | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор деепричастия | |
52 | Повторение по теме «Деепричастие» | |
53 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | |
54 | Работа над ошибками Повторение по теме «Деепричастие» | |
Наречие (26 часов) | ||
55 | Наречие как часть речи | |
56 | Разряды наречий | |
57 | Определение лексико-семантических значений наречий | |
58 | Степени сравнения наречий | |
59 | Морфологический разбор наречия | |
60 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | |
61 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е | |
62 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | |
63 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е | |
64 | Развитие речи. Описание действий | |
65 | Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям | |
66 | Работа над ошибками. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | |
67 | Буквы О и А на конце наречий | |
68 | Условия выбора букв О и А на конце наречий | |
69 | Развитие речи. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» | |
70 | Развитие речи. Анализ сочинений | |
71 | Дефис между частями слова в наречиях | |
72 | Различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний | |
73 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | |
74 | Роль ударения в написании наречий | |
75 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | |
76 | Повторение по теме «Наречие» | |
77 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | |
78 | Работа над ошибками Повторение по теме «Наречие» | |
79 | Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв | |
80 | Развитие речи. Учебный доклад | |
Категория состояния (6 часов) | ||
81 | Категория состояния как часть речи | |
82 | Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении | |
83 | Морфологический разбор категории состояния | |
84 | Развитие речи. Сжатое изложение | |
85 | Повторение по теме «Категория состояния» | |
86 | Самостоятельная работа по теме «Категория состояния» | |
Служебные части речи (40 часов) | ||
87 | Самостоятельные и служебные части речи | |
Предлог (11 часов) | ||
88 | Предлог как часть речи | |
89 | Употребление предлогов | |
90 | Непроизводные и производные предлоги | |
91 | Простые и составные предлоги | |
92 | Морфологический разбор предлога | |
93 | Развитие речи. Рассказ-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | |
94 | Развитие речи. Анализ сочинений. Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
95 | Различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов с существительными | |
96 | Повторение по теме «Предлог» | |
97 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | |
98 | Работа над ошибками Повторение по теме «Предлог» | |
Союз ( 15 часов) | ||
99 | Союз как часть речи | |
100 | Простые и составные союзы | |
101 | Союзы сочинительные | |
102 | Союзы подчинительные | |
103 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | |
104 | Сочинительные союзы | |
105 | Подчинительные союзы | |
106 | Морфологический разбор союза | |
107 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик | |
108 | Развитие речи. Анализ сочинений | |
109 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |
110 | Различение на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимений с частицами | |
111 | Повторение по теме «Предлоги и союзы» | |
112 | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» | |
113 | Работа над ошибками Повторение по теме «Предлоги и союзы» | |
Частицы (13 часов) | ||
114 | Частица как часть речи | |
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | |
116 | Смыслоразличительные частицы | |
117 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
118 | Полдень Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.» | |
119 | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор частицы | |
120 | Отрицательные частицы не и ни | |
121 | Функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни | |
122 | Различение частицы не и приставки не- | |
123 | Частиица ни, приставка ни-, союз ни…ни | |
124 | Повторение по теме «Частица» | |
125 | Контрольный диктант по теме "Частица" | |
126 | Работа над ошибками Повторение по теме «Частица» | |
Междометия (3 часа) | ||
127 | Междометие как часть речи | |
128 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | |
129 | Итоговая диагностическая работа Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7 часов) | |
130 | Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке | |
131 | Развитие речи. Текст и стили речи. Учебно-научная речь | |
132 | Фонетика. Графика | |
133 | Лексика и фразеология | |
134 | Морфемика. Словообразование | |
135 | Морфология. Орфография | |
136 | Синтаксис. Пунктуация |
8 класс
Язык и общение | 3 часа | |
1 | Русский язык в современном мире | |
Повторение изученного в V – VI1 классах (8 часов) | ||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | |
4 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | |
5 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | |
6 | Р/р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко | |
7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями. | |
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе» | |
9 | Анализ контрольной работы. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. | |
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (5 часов) | ||
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | |
12 | Синтаксический разбор словосочетаний. | |
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | |
14 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
Простое предложение | 4 | |
15 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | |
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. | |
17 | Р/р. Описание памятника культуры. | |
Главные члены предложения | ||
18 | Главные члены предложения. Подлежащее. | |
19 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | |
20 | Составное глагольное сказуемое. | |
21 | Составное именное сказуемое. | |
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
23 | Повторение материала по теме «Главные члены предложения» | |
24 | Контрольный диктант с грамматическим задание по теме «Главные члены предложения» | |
25 | Повторение по теме «Главные члены предложения» Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | |
26 | Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык – самая большая ценность народа» | |
Второстепенные члены предложения. | ||
27 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | |
28 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | |
29 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | |
30 | Приложение. Знаки препинания при нём. | |
31 | Обстоятельство. | |
32 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
33 | Р/Р «Характеристика человека» | |
34 | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения» | |
35 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | |
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р) | ||
36 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. | |
37 | Определённо-личные предложения. | |
38 | Неопределённо-личные предложения. | |
39 | Р/Р Инструкция | |
40 | Безличные предложения. | |
41 | Р/Р Рассуждение | |
42 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | |
43 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
44 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | |
45 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | |
Однородные члены предложения (13часов +2 Р/р) | ||
46 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об осложненном предложении. | |
47 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | |
48 | Однородные и неоднородные определения. | |
49 | Однородные и неоднородные определения. | |
50 | Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263) | |
51 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
53 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
54 | Р/р. Сочинение-описание по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр. 281) | |
55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | |
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | |
57 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | |
58 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | |
59 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | |
60 | Обособление определений. Выделительные знаки при них. | |
61 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | |
Обособленные члены предложения | ||
62 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | |
63 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
64 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | |
65 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | |
66 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | |
67 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | |
68 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | |
69 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | |
70 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | |
71 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | |
72 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
73 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | |
74 | Обособление дополнений с предлогами | |
75 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
76 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | |
77 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | |
78 | Работа над ошибками. Р/Р Контрольное сжатое изложение | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | ||
79 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания. | |
80 | Употребление обращений. | |
81 | Р/р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма. | |
82 | Контрольное тестирование по теме «Обращение» | |
Вводные и вставные конструкции | ||
83 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |
84 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | |
85 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях. | |
86 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях. | |
87 | Р/р. Сжатое изложение. | |
88 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | |
89 | Междометия в предложении. | |
90 | Повторение по теме «Вводные и вставные конструкции» | |
91 | Контрольный тест по теме «Вводные и вставные конструкции» | |
Чужая речь | ||
92 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | |
93 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
94 | Р/р. Диалог. | |
95 | Р/р. Рассказ | |
96 | Цитата и знаки препинания при ней. | |
97 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | |
98 | Контрольная работа по теме «Чужая речь» | |
99 | Анализ контрольной работы. Повторение в конце года. Синтаксис и морфология. | |
100 | Синтаксис и пунктуация. | |
101 | Синтаксис и культура речи. | |
102 | Синтаксис и орфография. |
9 класс
№п/п | Содержание | Количество часов |
Введение (1ч.)
| ||
1 | Международное значение русского языка | 1 |
Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч.) | 6 | |
2 | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 |
3 | Лексика и фразеология. Орфография. | 1 |
4 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
5 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Орфография. | 1 |
6 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. РР Текст. | 1 |
7 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 |
| Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. (7 ч.) | 7 |
8 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 1 |
9 | Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. | 1 |
10 | Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. | 1 |
11-12 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 2 |
13 | РР Рецензия | 1 |
14 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 |
Сложноподчинённое предложение (29ч.). | 29 | |
15 | Строение сложноподчинённого предложения. Средства связи частей СПП. | 1 |
16 | Указательные слова в сложноподчинённом предложении. | 1 |
17 | Место придаточных предложений в СПП. | 1 |
18-19 | Основные группы СПП по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными. | 2 |
20 | РР Изложение (по упр. 126). | 1 |
21-22 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 2 |
23 | Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 |
24 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 |
25 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 |
26 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | 1 |
27 | РР Сжатое изложение. (Упр. 180). | 1 |
28 | РР Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1 |
29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условными. | 1 |
30 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели. | 1 |
31 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 |
32-33 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения и уступки | 2 |
34 | РР Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) | 1 |
35 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. | 1 |
36-37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | 2 |
38 | Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ) | 1 |
39-40 | Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными | 2 |
41 | . Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).. | 1 |
42 | Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение». Р/р. Деловые бумаги. | 1 |
43 | Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 |
Бессоюзные сложные предложения (9ч.) | 9 | |
44 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 |
45 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
46-47 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2 |
48-49 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 |
50 | РР Проект «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений». | 1 |
51 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
52 | РР Реферат | 1 |
Сложные предложения с разными видами связи (5 ч) | 5 | |
53-54 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 2 |
55 | Р/р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 |
56 | РР Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 |
57 | Авторские знаки препинания. | 1 |
Общие сведения о языке (4 ч) | 4 | |
58-59 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 2 |
60 | Русский литературный язык и его стили. | 1 |
61 | Р/р. Сжатое изложение Упр.330 | 1 |
Систематизация изученного в 9 классе (7 ч.) | 7 | |
62 | Фонетика. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
63 | РР Сжатое изложение. (Упр. 360) | 1 |
64 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 |
65 | Морфология. Орфография. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение | 1 |
66 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
67 | Наречие. Слова категории состояния. Предлог. Союз. Частица | 1 |
68 | Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Скобки, кавычки. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...