РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики. Цель программы: систематизировать и обобщить знания по курсу основной школы; повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ; научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_rus_yaz_fakultativ.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №1» г.Советска
Утверждаю: Принята на заседании
Директор МАОУ «Гимназия №1» методического (педагогического) совета
_____________________ /ФИО/ от «___» _____________ 20____г.
«___» ________________ 20____г. Протокол № __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Говорим и пишем правильно.
10 класс»
Автор-составитель:
Баляса Юлия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2019г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база рабочей программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ».
- Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Учебный план МАОУ гимназии № 1 г. Советска Калининградской.
Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования по русскому языку на базовом уровне и ориентирована на работу по учебнику «Русский язык». 10 -11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень / [ Л.М.Рыбченкова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения заданий. Курс позволит десятиклассникам начать подготовку к ЕГЭ, объективно оценивать свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики. Уделяется внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности учащихся.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно, она систематически проводится в процессе работы с текстом.
Рабочая программа факультатива по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки выпускников; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам факультатива.
Принципы, лежащие в основе создания настоящей рабочей программы:
- системность, научность и доступность;
- преемственность между различными разделами;
- перспективность;
- единство методов обучения: личностно – ориентированного (развитие, творчество, психологическая комфортность); деятельностно-ориентированного (деятельность, смысловое отношение к миру, адаптивность, переход от совместной с учителем учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Цель программы: систематизировать и обобщить знания по курсу основной школы; повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ; научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.
Задачи курса:
- повторение с учащимися основного теоретического материала курса русского языка;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- свободное пользование разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.
Общая характеристика факультативного курса
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Предлагаемая рабочая программа факультатива обеспечивает в процессе изучения курса формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Во время реализации программы факультатива на первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении на занятиях факультатива.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения в 10 классе учащиеся проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковых нормах, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи с окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных стилистических вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний обучающихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации, системной подготовки к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Формы изучения курса, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- анализ готовых образцов сочинений;
- работа с тестами ЕГЭ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование сочинений-рассуждений;
- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Место факультатива в учебном плане
Общее количество часов в год – 35 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Факультативные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения
программы факультатива учащимися 10 класса
Личностными результатами:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- понимание информации письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим);
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий;
- умение создавать письменные тексты-рассуждения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдение в практике основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметными результатами:
- представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;
- усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании письменных высказываний;
- опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их;
- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
Содержание программы
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии еѐ оценки.
Фонетика и орфоэпия. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.
Лексика и фразеология. Паронимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы.
Морфемика и словообразование. Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Морфологические нормы. Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий. Склонение числительных. Орфография. Виды орфограмм в корне. Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов. Одна и две Н во всех частях речи. Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ. Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов. Правописание служебных частей речи. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема и содержание занятия | Количество часов |
1 | Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии ее оценки. | 1 |
2-3 | Пробный ЕГЭ (тест для определения исходного уровня подготовки учащихся). | 2 |
4 | Фонетика и орфоэпия. | 1 |
5 | Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. | 1 |
6 | Паронимы. Контекстуальные синонимы и антонимы | 1 |
7 | Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 |
8 | Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы. | 1 |
9 | Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов. | 1 |
10 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | 1 |
11 | Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую. | 1 |
12 | Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль. | 1 |
13 | Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. | 1 |
14 | Морфологические нормы. | 1 |
15 | Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий | 1 |
16 | Склонение числительных. | 1 |
17-18 | Виды орфограмм в корне. | 2 |
19-20 | Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок | 2 |
21 | Правописание Ъ и Ь. | 1 |
22-23 | Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 |
24-25 | Одна и две Н во всех частях речи. | 2 |
26-27 | Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ. | 2 |
28-29 | Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов. | 2 |
30-31 | Правописание служебных частей речи. | 2 |
32-33 | Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок. | 2 |
34-35 | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ и ее анализ. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение
- Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2019. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум от разработчиков ЕГЭ / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. 3-е изд. – М.:ВАКО, 2019.
- Краткая русская грамматика / Под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. – М.: Рус.яз., 1989.
- Михайова Е.В. ЕГЭ 2019. Русский язык. Алгоритм написания сочинения / Е.В.Михайлова. – Москва: Эксмо, 2018.
- Миронова Н.А. Русский язык: Сочинение по прочитанному тексту / Н.А.Миронова. – Москва: Издательство АСТ, 2019.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 5-е изд. – М.: Книга, 1989.
- Русский язык. 10 -11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень / [ Л.М.Рыбченкова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
- https://rus-ege.sdamgia.ru
- http://fipi.ru
- https://www.ctege.info/ege-2019/trenirovochnyie-rabotyi-statgrad-2018-2019-11-klass.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по - немецки правильно» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся по грамматике немецкого языка, совершенствовать на...
Рабочая программа по курсу «Говорите правильно» для 9 класса
Рабочая программа по курсу «Говорите правильно» для 9 класса ...
Рабочая программа языкового курса "Говорим по-немецки" для 5 класса
Данный курс разработан для учащихся 5 класса, которые со второго класса уже изучают английский язык, то есть, немецкий язык для них является уже вторым иностранным языком. Изучение данного курса актуа...
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса имеет своей целью обеспечить овладение обучающимися немецким языком на базовом уровне, заданном государственным стандартом, т. е. ку...
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...
Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».
Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...
Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....