Рабочая программа по курсу «Говорите правильно» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа по  курсу «Говорите правильно» для 9 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorite_pravilno_9_kl.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОРГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

___________________________

Протокол № ___

от «__» _____________2014 г.

СОГЛАСОВАНО                                                                                    

Заместитель директора по УВР:                                                            

______________/____________/                                                            

«___»___________2014  г.                                                                      

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: 

______________/Н.Д. Ширяева/

«____»______________2014  г.

 

Рабочая программа по  курсу «Говорите правильно» для 9 класса  

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Гилева Л.В.

Количество часов по учебному плану: всего 11 часов в год, в неделю 1 час.

Пояснительная записка

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимся знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей, где огромная роль отводится речевой культуре.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Для достижения данной цели используются непосредственно уроки и предлагается элективный курс по культуре речи для 9 класса «Говорите правильно»

     Программа курса построена на расширении и углублении базового образования,  содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку  правил произношения, согласования и употребления слов русского языка в системе и служит для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.

       Каждое занятие предполагает совмещение теории и практики (работа с тестами, текстами).

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут  обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой, повысить уровень речевой культуры.

Программа рассчитана на 11 часов.

Цель программы:

            Формирование речевой культуры через изучение языковых норм

   Задачи курса:

- сообщить сведения о речевых нормах русского языка;

- развивать  умение оформлять  речь в соответствии с языковыми нормами;

   - совершенствовать навыки использования в речи разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Формы контроля

-Тесты

- Практикум

- Сообщение по результатам исследования

- Редактирование сочинений, творческих работ

- Ролевая игра

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  по данному курсу:

- усвоение учащимися  норм литературного русского языка, 
- формирование умения мотивированного употребления средств  языка в конкретных условиях общения.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Говорите правильно» в 9 классе.

№ п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Элементы основного (обязательного) содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

план

факт

1

Нормы литературного языка как основа грамотной речи.

Культура речи, нормы литературного языка

Знать: о существовании норм литературного языка, их видах

Уметь:  говорить в соответствии с нормами

Сообщения по результатам микроисследований в группах.

2

Орфоэпические нормы. Ударение

Орфоэпия, ударение, стабильное и подвижное ударение

Знать: произносительные нормы

Уметь: говорить в соответствии с нормами

Тест, ролевая игра

3

Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных  звуков

Гласные и согласные звуки

Знать: правила произношения гласных и согласных звуков

Уметь: говорить в соответствии с нормами

Практикум

4

Лексические нормы употребления слов.

Лексика, лексическое значение слова, плеоназм, тавтология, паронимы

Знать: лексические нормы употребления слов

Уметь: употреблять слова в соответствии с нормами

Редактирование

сочинений

учащихся.

5

Нормы употребления фразеологизмов

Фразеология, фразеологизмы

Знать: правила употребления фразеологизмов

Уметь: употреблять фразеологизмы в соответствии с нормами

Тест

6

Морфологические нормы. Употребление самостоятельных частей речи.

Морфология, самостоятельные части речи

Знать: правила употребления самостоятельных частей речи

Уметь: употреблять самостоятельные части речи

Тест

Устная работа по

формированию

правильного

употребления

7

Морфологические нормы. Употребление самостоятельных частей речи

Морфология, самостоятельные части речи

Знать: правила употребления самостоятельных частей речи

Уметь: употреблять самостоятельные части речи

Практикум

8

Морфологические нормы. Употребление служебных частей речи.

Морфология,  служебные части речи

Знать: правила употребления самостоятельных частей речи

Уметь: употреблять служебные  части речи

Тест

9

Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных   типов

Синтаксис, управление, словосочетание, предложение

Знать: синтаксические нормы

Уметь: строить словосочетания и предложения в соответствии с нормами

Редактирование творческих работ учащихся.

10

Синтаксические нормы. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Синтаксис, подлежащее, сказуемое

Знать: правила согласования подлежащего и сказуемого

Уметь: согласовывать подлежащее и сказуемое

Практикум

11

Итоговое тестирование

Знать: о литературных нормах русского языка

Уметь: применить знания на практике

Тест

Содержание  курса

Тема 1.

 Нормы литературного языка как основа грамотной речи.

Понятие о нормах литературного языка. Классификация литературных норм. Задачи данного курса.

Тема 2.

 Орфоэпические нормы.

     Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).

Тема 3.

Лексика и фразеология.

 Употребление слов в свойственном ему значении. Плеоназмы и тавтология. Различение паронимов. Употребление фразеологизмов.

Тема 4.

Морфологические нормы.

 Употребление имен существительных (род. склонение). Употребление имен прилагательных (форма степени сравнения). Употребление наречий (степени сравнения). Употребление имен числительных (склонение количественных и порядковых числительных, употребление собирательных числительных). Употребление местоимений (падежные формы). Употребление глаголов (образование форм глаголов). Употребление причастий (возвратные и невозвратные причастия, действительные и страдательные причастия). Употребление служебных частей речи

Тема 5.

Синтаксические нормы.

 Нормы управления. Употребление производных предлогов. Управление при однородных членах. Координация подлежащего и сказуемого. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Употребление сложноподчиненных предложений.

Тема 6.

Итоговое тестирование 

 

   

Литература 

Для учителя:

  1. Александров В.Н., Александрова О.И.  ЕГЭ. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения. – Челябинск, 2006.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М. 1980.
  4. Ефремова Т.Ф. Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000.
  5. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. Русский язык. – М., 2006.
  6. Костомаров В.Г., Головин Б.Н. Основы культуры речи. - РЯШ 
    1981, №2.
  7. Соколова В.. Культура речи и культура общения. – М., 1996.
  8. Трошева Т.Б. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ. – Пермь, 2004.
  9. Трошева Т.Б. Тесты по русскому языку: орфография, пунктуация, речевые нормы. – Пермь, 2007.

Для учащихся:

  1. Аванесов Р.И.  Орфоэпический словарь русского языка. - М. Русский язык. 1999.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
  3. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи. – М., Просвещение, 2004.
  4. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка» - М. Русский язык. 1999.
  5. Ефремова Т.Ф. Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000.
  6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М. Русский язык. 1998.
  7. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М. Астрель., 2004.

Контрольный тест.

1.   Укажи слово с ударением на втором слоге:

а) позвонишьв) передан

б) понявшийг) занял

2.   Укажи слово с ударением на первом слоге:

а) принявв)занята

б) клалаг) звонит

3. Укажи слово, в котором выделенную букву следует произносить  твердо:

а) терминв) свитер

б) фанераг) консервы

4. Укажи вариант с ошибкой в образовании грамматической формы:

а) много басенв) согласно приказу

б) пара туфельг) семистами пятью литрами

5. Укажи вариант с ошибкой в образовании грамматической формы:

а) все инженерав) полутораста домами

б) одну туфлюг) лягте

6. Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) несколько килограммов        в) с тремястами рублями

б) более красивеег) в обеих сумках

7. Укажи ошибку в управлении:

а) оплата за телефонв) вопреки предсказанию

б) описывает встречуг) рад встрече

8. Укажи ошибку в управлении:

а) достоин наградыв) огорчен чем-то

б) заведующий лабораторииг) рассказать о происшествии

9. Укажи грамматически правильное продолжение предложения: . Читая исторические романы

1.   более понятным становится и прошлое, и настоящее.

2.   в которых часто искажаются факты.

3.   узнаешь много нового.

4.   в них искажаются факты.

10. Продолжи предложение.Изменив название пьесы,

1.   удалось добиться разрешения поставить ее на сцене.

2.   было получено разрешение поставить ее на сцене.

3.   ее суть не изменилась.

4.   у автора была надежда добиться разрешения на ее постановку.

11. Укажи предложение с грамматической ошибкой:

1.   Железнодорожный состав отправился  в рейс согласно расписанию.

2.   Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.

3.  Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой.

4.   Приехав в столицу, я должен был найти работу.

12. Укажи предложение с грамматической ошибкой:

1. Учитель пошел в направлении шума и увидел разгоряченных спором учеников.

2. Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.

3. По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

4. Приезжие поражались высоте башни.

13. Укажи предложение с ошибкой в употреблении формы степени сравнения прилагательного:

1. Постепенно я лучше изучил его характер.

2. К удивлению болельщиков, в соревновании победил самый молодой и мало известный спортсмен.

3. Самыми интереснейшими оказались сочинения на свободную тему. »                      

 4. На окраинах города воздух менее загрязнен, чем в центре.

14. Укажи предложение с нарушением норм употребления с нарушением норм употребления наречий.

1.   Концы трубки запаяны наглухо.   .

2.  Двери открываются вовнутрь.

3.   Вряд ли удастся уехать утром.

4.   Ты стараешься зря.

15. Укажи предложение с нарушением норм употребления причастий.

1. В письмах, получающихся автором книги, много теплых слов.

2. Мерцающая в небе луна отражается в реке крупным медным диском.

3. Широко разливаются наполняемые талой водой реки.

4. В олимпиаде будут участвовать школьники, набравшие в первом туре не менее двадцати баллов.

16. Укажи предложения с нарушением лексической нормы.

1. У моей мамы в феврале месяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. Профессор долгие годы изучал экзотические растения.

5. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

6. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

7. Быть человеком    значит стремиться к совершенству.

8. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

17. Укажи предложения с ошибками в употреблении фразеологизмов:

1. Погода оставляла желать лучшего.

2. Напуганный, медведь с поляны удирал во всю ивановскую.

3. К сожалению, наше дело, как говорится, отложили в долгий ящик.

4. Одноклассники оказали мне плохую медвежью услугу.

5. Пройдет время, и ты поймешь, что был не прав. Заплачешь крокодиловыми слезами, да поздно будет.

6. Мастер обещал в три счета устранить неполадки.

7. Книгу Радищева предписывали, ее хранили как зеницу ока.

8. После вызова к директору он ходил как в воду окунутый.

18. Укажи предложения со стилистическими ошибками:

1. Чацкий мне нравится как человек, внесший достойный вклад в борьбу с закоснелыми взглядами дворянства.

2. В настоящем выпуске журнала публикуются статьи сотрудников кафедр географического факультета.

3.   Ввиду морозов я сегодня не пойду в школу.

4.   По совету отца мы решили сделать подарок бабушке своими руками.

5.   Онегин не любил Ольгу, он ухаживал за ней ради спортивного интереса.

6.   Чичикову удалось обмануть всех.

7.   Героем этой повести является Пугачев - главарь восставшего народа.

8.   Хлестаков всем лапши на уши навешал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса в 7 классе "Учимся красиво говорить" ФГОС

                                I.Планируемые результаты освоения элективного курса.  Личностные:-самоо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...

Рабочая программа "Разговор о правильном питании" 1-2 класс

Рабочая программа "Разговор о правильном питании" 1-2 класс...

Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 5 класс

Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 5 класс...

Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс

Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс...