Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
10-11классы. 68 часов.
« Говорим и пишем правильно».
Пояснительная записка.
Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий …, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно–речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
. овладение основными нормами русского литературного языка;
. создание прочной ,надежной базы орфографических навыков;
. совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать,
классифицировать ,оценивать.
. обучение анализу текста, его интерпретации;
. формирование умения создавать собственный текст , аргументировать собственное
мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое
богатство языка,
. формирование языковой и лингвистической компетенций;
. развитие ассоциативного мышления учащихся.
Ожидаемые результаты.
Полученные учащимися новые знания представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом ( в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценки текстов разной стилистической принадлежности., приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса.
Тема№1. Фонетика. Орфография. (6 ч.)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности
словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные . Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение сочетаний согласных. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношений.
Тема №2. Лексика. (3 ч.)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема №3. Словообразование. (2ч.)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема №4. Морфология. (5ч.).
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпическая норма. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема № 5 .Орфография. (18ч.).
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы- И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О – Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК- ЩИК, ЕК- ИК, К- СК, Н-НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ-Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ- НИ. Слитное., раздельное и дефисное написание слов.
Тема № 6. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение . ( 9 ч.).
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Уточняющие члены предложений.
Тема № 7. Прямая речь. Диалог .Цитата. ( 2ч. )
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалогов. Различные способы цитирования.
Тема №8. Сложные предложения. ( 9ч.)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема №9. Текст и его особенности. (12ч.).
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. | 1 | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом. Выявление из него словосочетаний с различными видами связи. |
2. | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами. |
3. | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |
4. | Тире в простом предложении. | 1 | |
5. | Вводные слова и предложения | 2 | |
6. | |||
7. | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | 2 | |
8. | |||
9.. | Уточняющие члены предложения. | 1 | |
10. | Прямая речь. Диалог. Цитаты. | 2. | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат. |
11. | |||
12. | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложноподчиненных предложений в художественном тексте. | 2 | .Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. \Работа с текстами. |
13. | |||
14. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. | 2 | Пунктуационный разбор. |
15. | |||
16. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 2 | Пунктуационный разбор |
17. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно" в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...
Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.
Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»
Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...
Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....