Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа элективного курса
«Говорим и пишем правильно»
для 10 общеобразовательного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юголукская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании ШМО /Лямичева Л.А./ Протокол № 1 От «23» августа 2019 г | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____/Игнатова И.В./ « 23 » августа 2019 г |
| «Утверждено» Директор МКОУ Юголукская СОШ ______ /Шипицина Л.Ф./ Приказ № 2/2 От «26 » августа 2019 г |
Рабочая программа элективного курса
«Говорим и пишем правильно»
для 10 общеобразовательного класса
Разработчик:
Замарацкая Надежда Александровна
учитель русского языка и литературы
Юголок 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса разработана в соответствии с ФК ГОС, ООП СОО МКОУ Юголукская СОШ, утверждённой приказом директора № 8/1 от 31.01.2011г., на основе примерной авторской программы элективного курса для обучающихся 10 общеобразовательного класса (Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы /под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007).
Рабочая программа элективного курса для 10 общеобразовательного класса направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно-нравственное воспитание школьников».
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час – в неделю. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
• овладение основными нормами русского литературного языка;
• создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
• совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
• обучение анализу текста, его интерпретации;
• формирование языковой и лингвистической компетенций;
•формирование умения создавать текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
• развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знания орфографических и пунктуационных правил, приобретение навыков).
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
1. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.
2. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные.
3. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком.
4. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.
5. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов - ЧИК/ - ЩИК; - ЕК-/-ИК; К-/-СК-; -Н-/-НН - в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Фонетика. Орфоэпия | 6 |
2 | Лексика | 3 |
3 | Словообразование | 2 |
4 | Морфология | 5 |
5 | Орфография | 18 |
Итого: 34 часа |
В течение учебного года учитель может вносить в рабочую программу коррективы: распределение часов по разделам, темам; перестановку тем - согласно школьному положению.
Календарно-тематическое планирование элективного курса 10 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения | П Приме- чание | |
План | Факт | |||||
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов | 06.09 | ||
2-3 | Трудности фонетического анализа слов | 2 | Фонетический анализ слов | 13.09 20.09 | ||
4-6 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка | 3 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов | 27.09 04.10 11.10 | ||
7 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов | 1 | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности | 18.10 | ||
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 | 25.10 | |||
9 | Трудности лексического анализа текста | 1 | 08.11 | |||
10 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи | 2 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем | 15.11 | ||
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | 22.11 | ||||
12 13 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 5 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи | 29.11 06.12 | ||
14 15 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | 13.12 20.12 | ||||
16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений | 27.12 | ||||
17 | Орфография. Система правил правописания | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста | 17.01 | ||
18
19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 | 24.01 31.01 | |||
20-23 | Виды орфограмм в корне слова | 4 | 07.02 14.02 21.01 28.02 | |||
24 25-26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 3 | 06.03 13.03 20.03 | |||
27-28 | Трудные случаи правописания суффиксов | 2 | 03.04 10.04 | |||
29 30-31 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 3 | 17.04 24.04 01.05 (04.05) | |||
32-34 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 3 | 08.05 15.05 22.05 |
Литература
- Алентикова С.А. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: к учебнику А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: Экзамен, 2009.
- Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
- Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014.
- Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
- Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Журнал «Русский язык в школе»
- Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы /под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...
ПРОГРАММА КУРСА " Говорим и пишем правильно"10-11 класс
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного ...
Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.
Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»
Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...
Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».
Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...
Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....