Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_11_govorim_i_pishem_pravilno.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Говорим и пишем правильно» 11 класс (68 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе, предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ, Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- овладение основными нормами литературного языка;
- формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
- развитие речевой культуры.
Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю).
- Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно»
Личностные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
6) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
7) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
8) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями; умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Ученик научится:
Аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
II. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Изменения в ЕГЭ -2022 по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Тема 2. Фонетика. Орфоэпия
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Сомнительные и непроизносимые согласные. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 3. Лексика
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 4. Словообразование
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 5. Морфология
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 6. Орфография
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 7. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 8. Прямая речь. Диалог. Цитата
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 9. Сложное предложение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 10. Текст и его особенности
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное сжатое). Создание текста и его редактирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Говорим и пишем правильно»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Фонетика и орфоэпия | 2 |
3 | Лексика и фразеология | 5 |
4 | Словообразование | 2 |
5 | Морфология | 5 |
6 | Орфография | 17 |
7 | Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение | 9 |
8 | Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 |
9 | Сложное предложение | 9 |
10 | Текст и его особенности | 14 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
3. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами.10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 194 с.
4. Нарушевич А. Г. Русский язык и литература. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 171с.
5. Цыбулько И. П., Васильевых И. П., Александров В. Н., Дощинский Р. А., Дякина Г. Р. Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Тематический практикум: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / в 3-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
Календарно- тематическое планирование курса
«ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 2 | |
1,2 | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Изменения в ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения | 2 |
Фонетика и орфоэпия | 2 | |
3 | Трудности фонетического анализа слов. Двойная роль букв Е,Ё,.Ю,Я. | 1 |
4 | Орфоэпические нормы русского языка. | 1 |
Лексика и фразеология | 5 | |
5 | Особенности лексического состава слов | 1 |
6 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 |
7-8 | Трудности лексического анализа текста | 2 |
9 | Практическое занятие. Работа с текстом.Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 |
Словообразование | 2 | |
10 | Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи | 1 |
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | 1 |
Морфология | 5 | |
12 -13 | Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 |
14 -15 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | 3 |
Орфография | 17 | |
17 | Орфография. Система правил правописания | 1 |
18 -19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 |
20 -23 | Виды орфограмм в корне слова | 4 |
24- 26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 2 |
27- 28 | Трудные случаи правописания суффиксов. | 3 |
29 -31 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 3 |
32 -33 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 2 |
34 | Практикум по теме «Орфография» | 1 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение | 9 | |
35 | Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | 1 |
36 | Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей | 1 |
37 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
38 | Тире в простом предложении | 1 |
39-40 | Вводные слова и предложения | 2 |
41-42 | Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений | 2 |
43 | Тест по теме: «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение» | 1 |
Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 | |
44 | Прямая речь. Диалог | 1 |
45 | Цитата. | 1 |
Сложное предложение | 9 | |
46-47 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте | 2 |
48-49 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 |
50-51 | Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте | 2 |
52-53 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | 2 |
54 | Урок – практикум по теме: «Сложное предложение» | 1 |
Текстоведение | 14 | |
55-57 | Способы связи предложении в тексте | 3 |
58-60 | Стили речи и их особенности. Тины речи и отличительные особенности | 3 |
61-63 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка | 3 |
64 | Сочинение. Этапы создания текста. План. | 1 |
65-66 | Сочинение. Подготовка рабочих материалов. Создание текста | 2 |
67 | Редактирование текста | 1 |
68 | Промежуточная аттестация. Зачет | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс
Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...
Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс
Программа элективного курса “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...