Программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Программа по русскому языку 10 класс к учебнику И.В.Гусаровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus.yazyk_10_b.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку для 10 Б класса (3 часа в неделю; 102 часа в год)
Составитель: Аюкаева Фарида Садыковна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2019 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик на углублённом уровне научится | Ученик на углублённом уровне получит возможность научиться | |||
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Речь. Речевое общение. Культура речи |
|
| 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке | Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. | 23 |
Речь. Речевое общение | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | 79 |
Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. | |
ИТОГО | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник: И.В.Гусарова. Русский язык, 10 класс, М.: Вентана-Граф, 2018 г.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
ЧАСТЬ 1 Разделы 1-4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 23 ч. (из них 2 к.р., 5 р.р.) | |||||
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как объект научного изучения. Языки государственные, мировые, межнационального общения. | 1 | 3.09 | Выступают с устными сообщениями по теме урока. Составляют план-конспект урока. Задают вопросы. аргументируют своё мнение. | ||
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | 1 | 5.09 | Знакомятся с некоторыми гипотезами о происхождении языка; выбирают из перечисленных наиболее убедительную; аргументируют ответ. Работают с текстами упражнений, определяют, какую из гипотез иллюстрирует их содержание. Составляют схему по теме урока. Определяют функцию языка в заданных упражнениях. Аргументируют свой ответ. | ||
Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. | 1 | 6.09 | Определяют связь языка и мышления. Работают с высказываниями русских писателей о языке, определяют их суть, определяют, о каких функциях языка идёт речь в высказываниях. Классифицируют единицы языка. Выполняют практические задания. | ||
Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. | 1 | 10.09 | Определяют разницу между языками естественными и искусственными. Знакомятся с международными искусственными языками. Готовят устные сообщения по теме урока. | ||
Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | 1 | 12.09 | Выполняют практические задания с целью выявления единиц и уровней языковой системы. Работают с таблицей. Приводят примеры. | ||
Входная контрольная работа. | 1 | 12.09 | Выполняют контрольную работу. | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 17.09 | Выполняют работу над ошибками. | ||
Р/р. Структурно - содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ. | 1 | 19.09 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи. | 1 | 19.09 | Сворачивают учебный материал в схему. Выполняют практические задания. Формулируют вопросы по теме урока, аргументируют ответ. | ||
Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели. | 1 | 24.09 | Выделяют характерные черты монолога; определяют разновидности монологической речи; работают с текстами; составляют памятку начинающему оратору. | ||
Р/р. Составление инструкции по подготовке публичного выступления. | 1 | 26.09 | Составляют инструкцию по подготовке публичного выступления. Обсуждают полученную инструкцию, применяют на практике. | ||
Р/р. Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. | 1 | 26.09 | Готовят текст монологического выступления в жанре убеждающей речи. Представляют информационный текст в виде краткого выступления, рассчитанный на восприятие учащихся 5 класса, готовят информационное сообщение, учитывая особенности восприятия информации потенциальными слушателями. | ||
Формы речи: диалог и его разновидности. | 1 | 1.10 | Выделяют характерные черты диалога; ведут диалог, следят за мыслью собеседника в диалоге, строят реплики как неразрывные пары; составлять собственный диалог. | ||
Р/р. Дискуссия «Место татарского языка в современном мире». Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения. | 1 | 3.10 | Принимают активное участие в дискуссии по заданной теме, выступают с сообщениями, совершенствуют навыки монологической и диалогической речи. | ||
Р/р. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | 1 | 3.10 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, определяют проблему, формулируют, используя клише. | ||
Принципы русской орфографии. Правописание сложных слов. | 1 | 8.10 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание сложных слов. | 1 | 10.10 | Составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. | 1 | 10.10 | Вычленяют словосочетания из предложения; подбирают синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делают разбор словосочетаний; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | 1 | 15.10 | Осознают предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употребляют в речи предложения, разные по цели высказывания; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Основы русской пунктуации. | 1 | 17.10 | Правильно расставляют знаки препинания согласно их функциям; соблюдают пунктуационные нормы языка. | ||
«Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | 1 | 17.10 | Определяют способ передачи чужой речи; заменяют прямую речь косвенной и наоборот; находят в тексте несобственно-прямую речь. | ||
Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 22.10 | Выполняют контрольную работу. | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 24.10 | Выполняют работу над ошибками. | ||
ЧАСТЬ 2 Разделы 5-8. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 13 ч. ( из них 3 р.р.) | |||||
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | 1 | 24.10 | Знакомятся с материалом учебника; составляют план-конспект; выполняют практические задания. | ||
Русистика и ее разделы. Основные методы изучения языка. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Особенности развития русского языка. | 1 | 29.10 | Выступают с устными сообщениями по теме урока, используя дополнительный материал. | ||
Р/р. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. | 1 | 7.11 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
Основные признаки текста. | 1 | 7.11 | Читают приведённые в учебнике фрагменты, доказывают, что это текст. Определяют основные признаки текста: тему, идею. Составляют свои тексты. | ||
Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | 12.11 | Определяют способы и средства связи предложений в тексте. Разбирают учебную статью, составляют план статьи. Характеризуют текст с точки зрения смысловой цельности. | ||
Функционально-смысловые типы речи (текстов). | 1 | 14.11 | Повторяют признаки типов речи. Определяют типы речи данных в разделе текстов. Конспектируют стаью учебника. | ||
Р/р. Сочинение о развитии русского языка в 20-начале 21 веков (на материале параграфа 19). | 1 | 14.11 | Пишут сочинение. | ||
Употребление прописных и строчных букв. | 1 | 19.11 | Употребляют прописные и строчные буквы в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов. | ||
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 | 21.11 | Определяют способ выражения подлежащего и сказуемого; определяют разновидности сказуемого. | ||
Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. | 1 | 21.11 | Определяют способ выражения сказуемого; определяют разновидности сказуемого. | ||
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 26.11 | Определяют способ выражения сказуемого; определяют разновидности сказуемого. Определяют место тире в предложениях упражнений. | ||
Виды односоставных предложений. | 1 | 28.11 | Находят односоставные предложения и определяют их вид; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определяют способ выражения, подлежащего и сказуемого; определяют разновидности сказуемого. | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение «Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». | 1 | 28.11 | Пишут сочинение. | ||
ЧАСТЬ 3 Разделы 9-12. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 15 ч. (из них 1 к.р., 4 р.р.) | |||||
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | 1 | 3.12 | Выступают с устными сообщениями по теме урока, используя дополнительный материал. | ||
Р/р. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. | 1 | 5.12 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. | 1 | 5.12 | Проводят самостоятельно лингвистическое исследование и оформляют его результаты как научную статью; аргументированно отвечают на вопросы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | 1 | 10.12 | Проводят самостоятельно лингвистическое исследование и оформляют его результаты как научную статью; аргументированно отвечают на вопросы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | 1 | 12.12 | Определяют виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное; вербальные и невербальные средства общения; компоненты речевой ситуации виды слушания; основные способы чтения. Используют продуктивные и рецептивные видов речевой деятельности; различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. | ||
Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. | 1 | 12.12 | Используют приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | ||
Р/р. Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию. | 1 | 17.12 | Редактируют собственные тексты; информационно перерабатывают тексты различных функциональных стилей и жанров; пишут тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | ||
Административная контрольная работа. | 1 | 19.12 | Выполняют контрольную работу. | ||
Р/р. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. | 1 | 19.12 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | 1 | 24.12 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | 1 | 26.12 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. | 1 | 26.12 | Находят второстепенные члены предложения и определяют их вид; определяют способ выражения второстепенных членов предложения; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употребляют дефис при одиночном приложении. | ||
Употребление дефиса при одиночном приложении. | 1 | 9.01 | Находят второстепенные члены предложения и определяют их вид; определяют способ выражения второстепенных членов предложения; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употребляют дефис при одиночном приложении. | ||
Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | 1 | 9.01 | Находят неполные предложения и определяют их тип; находят нечленимые предложения, указывают разновидность нечленимых предложений и способ выражения; ставят тире в неполном предложении; находят односоставные предложения и определяют их тип; объясняют орфограммы и пунктограммы. | ||
Р/р. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. | 1 | 14.01 | Определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
ЧАСТЬ 4 Разделы 13-16. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. - 21 ч. (из них 4 р.р.) | |||||
Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. | 1 | 16.01 | Определяют прямое и переносное значения слов; свободное прямое и несвободное значение слов; многозначного слова, соответствующее ситуации. Определяют виды тропов в поэтических текстах. | ||
Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. | 1 | 16.01 | Различают синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, определяют их значение в контексте; работаютс тестами в формате ЕГЭ. | ||
Синонимия. Антонимия. | 1 | 21.01 | Различают синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, определяют их значение в контексте; работаютс тестами в формате ЕГЭ. | ||
Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. | 1 | 23.01 | Определяют заимствованные слова в тексте, уместно употребляют заимствованные слова в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой. | ||
Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | 1 | 23.01 | Определяют заимствованные слова в тексте, уместно употребляют заимствованные слова в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой. | ||
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. | 1 | 28.01 | Знают сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима. Находят в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находят современный синоним к архаизмам и историзмам; определяют характер архаизмов. | ||
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. | 1 | 30.01 | Определяют диалектные слова в тексте, уместно употреблять их в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой. | ||
Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. | 1 | 30.01 | Различают специальную лексику. Составляют тексты, используя эмоционально окрашенные слова; работают со средствами художественной выразительности. | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 4.02 | Свободно, правильно излагают свои мысли в письменной форме; соблюдают нормы построения текста-рассуждения, определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста. | ||
Р/р. Анализ сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 6.02 | Анализируют сочинения одноклассников по заданным критериям. | ||
Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. | 1 | 6.02 | Определяют фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределяют фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объясняют смысл фразеологизмов; различают исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. | 1 | 11.02 | Определяют фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределяют фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объясняют смысл фразеологизмов; различают исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. | 1 | 13.02 | Определяют признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); выявляют стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определяют стиль текста. | ||
Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. | 1 | 13.02 | Определяют признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Выявляют стилеобразующие черты и языковые особенности официально-делового стиля; пишут деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции. | ||
Р/р. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. | 1 | 18.02 | Определяют признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Выявляют стилеобразующие черты и языковые особенности официально-делового стиля; пишут деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции. | ||
Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. | 1 | 20.02 | Определяют признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Выявляют стилеобразующие черты и языковые особенности публицистического стиля; готовят публичное выступление; выбирают языковые средства оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | ||
Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. | 1 | 20.02 | Анализируют разговорную речь, содержащую грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.; оценивают устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -. | 1 | 25.02 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов; объясняют значения приставок ПРЕ-\ПРИ-. | ||
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. | 1 | 27.02 | Различают основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объясняют характер отношений между частями ССП; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | 27.02 | Различают основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объясняют характер отношений между частями ССП; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 3.03 | Пишут сочинение. | ||
ЧАСТЬ 5 Разделы 17-20. ФОНЕТИКА. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 15 ч. (из них – 1 к.р., 1 р.р.) | |||||
Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | 1 | 5.03 | Различают понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки; звуковые средства; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения. Различают звуки и буквы; выделяют фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибируют слова; пользуются средствами выразительности фонетики; сравнивают звуки по месту и способу образования; характеризуют звуки по способу, месту образования, по соотношению тона и шума; переносятслова; разбивают предложения на фразы и такты; характеризуют слоги; определяют позиции гласных и согласных; определяют изобразительные средства фонетики. | ||
Артикуляционная классификация согласных звуков. | 1 | 5.03 | |||
Артикуляционная классификация гласных звуков. | 1 | 10.03 | |||
Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. | 1 | 12.03 | |||
Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | 1 | 12.03 | |||
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 17.03 | Применяют изученные орфограммы; соблюдают основные правила орфографии. | ||
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы. | 1 | 19.03 | Определяют понятие языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка. Соблюдают в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. | ||
Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. | 1 | 19.03 | Соблюдают в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Работают с тестами ЕГЭ. | ||
Р/р. Акцентологические нормы произношения отдельных слов. | 1 | 2.04 | Соблюдают в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Работают с тестами ЕГЭ. | ||
Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 2.04 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. | 1 | 7.04 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | 1 | 9.04 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. | 1 | 9.04 | Определяют основные типы придаточных СПП по значению; двучленные и многочленные предложения. Различают основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; объяснять характер отношений между частями СПП. | ||
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 | 14.04 | Определяют основные типы придаточных СПП по значению. Объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями СПП. | ||
Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. | 1 | 16.04 | Определяют виды придаточных; объясняют пунктограммы на месте пропусков; определяют тип подчинения; подчёркивают союзные слова как члены предложения; работать с тестами в формате ЕГЭ. | ||
ЧАСТЬ 6 Разделы 21-24. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ | |||||
Основные виды морфем. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. | 1 | 16.04 | Применяют знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | ||
Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. | 1 | 21.04 | Применяют знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | ||
Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. | 1 | 23.04 | Производят морфемный и словообразовательный анализ слов; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова. | 1 | 23.04 | Производят морфемный и словообразовательный анализ слов; работают с тестами в формате ЕГЭ | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 28.04 | Пишут сочинение. | ||
Р/р. Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. | 1 | 30.04 | Используют правила и нормы речевого этикета в процессе общения и при завершении общения; речевом общении как форме взаимодействия людей. Делают выбор той или иной формы приветствия, в зависимости от речевой ситуации; развернуто обосновывают суждения, приводят доказательства. | ||
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | 30.04 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. | 1 | 5.05 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | 1 | 7.05 | Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | ||
Бессоюзные сложные предложения. | 1 | 7.05 | Определяют характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 12.05 | Определяют характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | 1 | 14.05 | Определяют характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ. | ||
Итоговая контрольная работа. | 1 | 14.05 | Применяют изученные орфограммы; соблюдают основные правила орфографии. | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 19.05 | Свободно, правильно излагают свои мысли в письменной форме; соблюдают нормы построения текста - рассуждения, определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению. | ||
Р/р. Анализ сочинений-рассуждений на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | 21.05 | Анализируют сочинения по заданным критериям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...