Программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Аюкаева Фарида Садыковна

Программа по русскому языку 10 класс к учебнику И.В.Гусаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus.yazyk_10_b.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку для 10 Б класса (3 часа в неделю; 102 часа в год)

Составитель: Аюкаева Фарида Садыковна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

2019 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Ученик  на углублённом уровне научится

Ученик на углублённом уровне получит возможность научиться

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.

Речь. Речевое общение.

Культура речи

  • воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
  • рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • оценивать стилистические ресурсы языка;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

  • проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
  • выделять и описывать социальные функции русского языка;
  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
  • анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  • характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
  • проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  • осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
  • использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
  • проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета

Название

раздела

Краткое содержание

Количество

часов

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

23

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

79

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

ИТОГО

102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: И.В.Гусарова. Русский язык, 10 класс, М.: Вентана-Граф, 2018 г.

Изучаемый раздел,

тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся 

Планируемые сроки

Фактические

сроки

ЧАСТЬ 1

Разделы 1-4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 23 ч. (из них 2 к.р., 5 р.р.)

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как объект научного изучения. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

1

3.09

Выступают с устными сообщениями по теме урока. Составляют план-конспект урока. Задают вопросы. аргументируют своё мнение.

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка.

1

5.09

Знакомятся с некоторыми гипотезами о происхождении языка; выбирают из перечисленных наиболее убедительную; аргументируют ответ. Работают с текстами упражнений, определяют, какую из гипотез иллюстрирует их содержание. Составляют схему по теме урока. Определяют функцию языка в заданных упражнениях. Аргументируют свой ответ.

Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков.

1

6.09

Определяют связь языка и мышления. Работают с высказываниями русских писателей о языке, определяют их суть, определяют, о каких функциях языка идёт речь в высказываниях. Классифицируют единицы языка. Выполняют  практические задания.

Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков.

1

10.09

Определяют разницу между языками естественными и искусственными. Знакомятся с международными искусственными языками. Готовят устные сообщения по теме урока.

Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью.

1

12.09

Выполняют  практические задания с целью выявления единиц и уровней языковой системы. Работают с таблицей. Приводят примеры.

Входная контрольная работа.

1

12.09

Выполняют контрольную работу.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

17.09

Выполняют работу над ошибками.

Р/р.  Структурно - содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ. 

1

19.09

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи.

1

19.09

Сворачивают учебный материал в схему. Выполняют практические задания. Формулируют вопросы по теме урока, аргументируют ответ.

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели.

1

24.09

Выделяют  характерные черты монолога; определяют разновидности монологической речи; работают с текстами; составляют памятку начинающему оратору.

Р/р.  Составление инструкции по подготовке публичного выступления.

1

26.09

Составляют инструкцию по подготовке публичного выступления. Обсуждают полученную инструкцию, применяют на практике.

Р/р.  Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ.

1

26.09

Готовят  текст монологического выступления в жанре убеждающей речи. Представляют  информационный текст в виде краткого выступления, рассчитанный на восприятие учащихся 5 класса, готовят информационное сообщение, учитывая особенности восприятия информации потенциальными слушателями.

Формы речи: диалог и его разновидности.

1

1.10

Выделяют  характерные черты диалога; ведут диалог, следят за мыслью собеседника в диалоге, строят реплики как неразрывные пары; составлять собственный диалог.

Р/р.  Дискуссия «Место татарского языка в современном мире». Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.

1

3.10

Принимают активное участие в дискуссии по заданной теме, выступают с сообщениями, совершенствуют навыки монологической и диалогической речи.

Р/р.  Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы.   

1

3.10

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, определяют проблему, формулируют, используя клише.

Принципы русской орфографии. Правописание сложных слов.

1

8.10

Опознают языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание сложных слов.

1

10.10

Составляют  словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи.

1

10.10

Вычленяют словосочетания из предложения; подбирают синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делают разбор словосочетаний; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении.

1

15.10

Осознают предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употребляют в речи предложения, разные по цели высказывания; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Основы русской пунктуации.

1

17.10

Правильно  расставляют знаки препинания согласно их функциям; соблюдают пунктуационные нормы языка.

«Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.

1

17.10

Определяют  способ передачи чужой речи; заменяют прямую речь косвенной и наоборот; находят в тексте несобственно-прямую речь.

Контрольная работа за 1 четверть.

1

22.10

Выполняют контрольную работу.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

24.10

Выполняют работу над ошибками.

ЧАСТЬ 2

Разделы  5-8. СТАНОВЛЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 13 ч. ( из них 3 р.р.)

Происхождение русского языка.

Этапы развития русского литературного языка.

1

24.10

Знакомятся с материалом учебника; составляют план-конспект; выполняют практические задания.

Русистика и ее разделы. Основные методы изучения языка. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Особенности развития русского языка.

1

29.10

Выступают с устными сообщениями по теме урока, используя дополнительный материал.

Р/р.  Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. 

1

7.11

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

Основные признаки текста.

1

7.11

Читают приведённые в учебнике фрагменты, доказывают, что это текст. Определяют основные признаки текста: тему, идею. Составляют свои тексты.

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

12.11

Определяют способы и средства связи предложений в тексте. Разбирают учебную статью, составляют план статьи. Характеризуют текст с точки зрения смысловой цельности.

Функционально-смысловые типы речи (текстов).

1

14.11

Повторяют признаки типов речи. Определяют типы речи данных в разделе текстов. Конспектируют стаью учебника.

Р/р.  Сочинение о развитии русского языка в 20-начале 21 веков (на материале параграфа 19).

1

14.11

Пишут сочинение.

Употребление прописных и строчных букв.

1

19.11

Употребляют прописные и строчные буквы в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов.

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое.

1

21.11

Определяют  способ выражения подлежащего и сказуемого; определяют разновидности сказуемого.

Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

1

21.11

Определяют  способ выражения сказуемого; определяют разновидности сказуемого.

Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

26.11

Определяют  способ выражения сказуемого; определяют разновидности сказуемого. Определяют место тире в предложениях упражнений.

Виды односоставных предложений.

1

28.11

Находят  односоставные предложения и определяют их вид; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определяют способ выражения, подлежащего и сказуемого; определяют разновидности сказуемого.

Р/р.  Сочинение-рассуждение «Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему».

1

28.11

Пишут сочинение.

ЧАСТЬ 3

Разделы 9-12. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА. ОРФОГРАФИЯ.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 15 ч. (из них 1 к.р., 4 р.р.)

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

1

3.12

Выступают с устными сообщениями по теме урока, используя дополнительный материал.

Р/р.  Авторская позиция, средства выражения авторской позиции.

1

5.12

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики.

1

5.12

Проводят самостоятельно лингвистическое исследование и оформляют его результаты как научную статью; аргументированно отвечают на вопросы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

1

10.12

Проводят самостоятельно лингвистическое исследование и оформляют его результаты как научную статью; аргументированно отвечают на вопросы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение.

1

12.12

Определяют  виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное; вербальные и невербальные средства общения; компоненты речевой ситуации виды слушания; основные способы чтения.  Используют  продуктивные и рецептивные видов речевой деятельности; различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование.

1

12.12

Используют  приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы   информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Р/р.  Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию.

1

17.12

Редактируют  собственные тексты; информационно перерабатывают тексты  различных функциональных стилей и жанров; пишут тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Административная контрольная работа.

1

19.12

Выполняют контрольную работу.

Р/р.  Авторская позиция, средства выражения авторской позиции.

1

19.12

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

1

24.12

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

1

26.12

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

 Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство.

1

26.12

Находят  второстепенные члены предложения и определяют их вид; определяют способ выражения второстепенных членов предложения; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употребляют дефис при одиночном приложении.

Употребление дефиса при одиночном приложении.

1

9.01

Находят  второстепенные члены предложения и определяют их вид; определяют способ выражения второстепенных членов предложения; находят предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употребляют дефис при одиночном приложении.

Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

1

9.01

Находят  неполные предложения и определяют их тип; находят  нечленимые предложения, указывают разновидность нечленимых предложений и способ выражения; ставят тире в неполном предложении; находят односоставные предложения и определяют их тип; объясняют орфограммы и пунктограммы.

Р/р.  Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента.

1

14.01

Определяют  тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

ЧАСТЬ 4

Разделы 13-16. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. -  21 ч. (из них 4 р.р.)

 Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.

1

16.01

Определяют  прямое и переносное значения слов; свободное прямое и несвободное значение слов; многозначного слова, соответствующее ситуации. Определяют виды тропов в поэтических текстах.

Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы.  Паронимия.  

1

16.01

Различают синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, определяют  их значение в контексте; работаютс тестами в формате ЕГЭ.

Синонимия. Антонимия.

1

21.01

Различают синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, определяют  их значение в контексте; работаютс тестами в формате ЕГЭ.

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков.

1

23.01

Определяют  заимствованные слова в тексте, уместно употребляют заимствованные слова в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой.

Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.

1

23.01

Определяют  заимствованные слова в тексте, уместно употребляют заимствованные слова в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы.

1

28.01

Знают сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима. Находят  в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находят современный синоним к архаизмам и историзмам; определяют характер архаизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика.

1

30.01

Определяют  диалектные слова в тексте, уместно употреблять их в речи, извлекают информацию из различных источников, свободно пользуются лингвистическими словарями, справочной литературой.

Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности.

1

30.01

Различают специальную лексику. Составляют тексты, используя эмоционально окрашенные слова; работают со средствами художественной выразительности.

Р/р.  Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

1

4.02

Свободно,  правильно излагают свои мысли в письменной форме; соблюдают нормы построения текста-рассуждения, определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста.

Р/р.  Анализ сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера.

1

6.02

Анализируют сочинения одноклассников по заданным критериям.

Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов.

Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.

1

6.02

Определяют  фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределяют фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объясняют смысл фразеологизмов; различают исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности.

1

11.02

Определяют  фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределяют фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объясняют смысл фразеологизмов; различают исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля.

1

13.02

Определяют признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);  выявляют стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определяют стиль текста.

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.

1

13.02

Определяют  признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Выявляют  стилеобразующие черты и языковые особенности официально-делового стиля; пишут деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции.

Р/р.  Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.

1

18.02

Определяют  признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Выявляют  стилеобразующие черты и языковые особенности официально-делового стиля; пишут деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения.

1

20.02

Определяют признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Выявляют  стилеобразующие черты и языковые особенности публицистического стиля; готовят публичное выступление; выбирают языковые средства оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова.

1

20.02

Анализируют  разговорную речь, содержащую грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.; оценивают устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -.

1

25.02

Опознают  языковые единицы, проводят  различные виды их анализа; соблюдают   в практике письма основные правила орфографии; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов; объясняют значения приставок ПРЕ-\ПРИ-.

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения.  

1

27.02

Различают  основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объясняют характер отношений между частями ССП; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

27.02

Различают  основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объясняют характер отношений между частями ССП; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Р/р.  Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

1

3.03

Пишут сочинение.

ЧАСТЬ 5

Разделы 17-20. ФОНЕТИКА. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 15 ч. (из них – 1 к.р., 1 р.р.)

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки.

1

5.03

Различают  понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки; звуковые средства; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения.

Различают звуки и буквы; выделяют фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибируют слова; пользуются средствами выразительности фонетики; сравнивают звуки по месту и способу образования; характеризуют звуки по способу, месту образования, по соотношению тона и шума; переносятслова; разбивают предложения на фразы и такты; характеризуют слоги; определяют позиции гласных и согласных; определяют изобразительные средства фонетики.

Артикуляционная классификация согласных звуков.

1

5.03

Артикуляционная классификация гласных звуков.

1

10.03

Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация.

1

12.03

Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

1

12.03

Контрольная работа за 3 четверть.

1

17.03

Применяют изученные орфограммы; соблюдают основные правила орфографии.

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы.

1

19.03

Определяют  понятие языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка. Соблюдают  в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах.

1

19.03

Соблюдают  в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Работают с тестами ЕГЭ.

Р/р.  Акцентологические нормы произношения отдельных слов.

1

2.04

Соблюдают  в в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Работают с тестами ЕГЭ.

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

1

2.04

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную.

1

7.04

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.

1

9.04

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений.

1

9.04

Определяют основные типы придаточных СПП по значению; двучленные и многочленные предложения.  Различают  основные виды сложных предложений, объясняют постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; объяснять характер отношений между частями СПП.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1

14.04

Определяют основные типы придаточных СПП по значению.  Объясняют  постановку знаков препинания в них; создают синонимичные конструкции сложных предложений и используют их в речи; определяют вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями СПП.

Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

1

16.04

Определяют  виды придаточных; объясняют пунктограммы на месте пропусков; определяют тип подчинения; подчёркивают союзные слова как члены предложения; работать с тестами в формате ЕГЭ.

ЧАСТЬ 6

Разделы 21-24. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ
ЭТИКЕТ. ОРФОГРАФИЯ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. – 14 ч. (из них – 1 к.р., 4 р.р.)

Основные виды морфем. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие.

1

16.04

 Применяют  знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Нулевые морфемы. Основа слова.

Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова.

1

21.04

Применяют  знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Способы словообразования. Морфологические способы словообразования.

1

23.04

Производят  морфемный и словообразовательный анализ слов; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.  Словообразовательный анализ слова.

1

23.04

Производят  морфемный и словообразовательный анализ слов; работают с тестами в формате ЕГЭ

Р/р.  Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

1

28.04

Пишут сочинение.

Р/р.  Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения.

1

30.04

Используют  правила и нормы речевого этикета в процессе общения и при завершении общения; речевом общении как форме взаимодействия людей.  Делают  выбор той или иной формы приветствия, в зависимости от речевой ситуации; развернуто обосновывают суждения, приводят доказательства.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

30.04

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах.

1

5.05

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.

1

7.05

Опознают  языковые единицы, проводят различные виды их анализа; соблюдают в практике письма основные правила орфографии; составляют словарный диктант на повторяемые орфограммы; решают учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Бессоюзные сложные предложения.

1

7.05

Определяют  характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

12.05

Определяют  характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

1

14.05

Определяют  характер отношений между частями предложений; определяют характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объясняют орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работают с тестами в формате ЕГЭ.

Итоговая контрольная работа.

1

14.05

Применяют  изученные орфограммы; соблюдают основные правила орфографии.

Р/р.  Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

1

19.05

Свободно, правильно излагают свои мысли в письменной форме; соблюдают нормы построения текста - рассуждения, определяют тему текста; делят текст на логико-смысловые части, иллюстрируют свой ответ цитатами из текста; составляют рабочие материалы к сочинению.

Р/р.  Анализ сочинений-рассуждений на материале публицистического текста проблемного характера. 

1

21.05

Анализируют сочинения по заданным критериям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...