КИМ по русскому языку 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

КИМ по русскому языку. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_9_rus.docx94.52 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 9 класс

(к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой )

Уроки 17, 18 Развитие речи.  Описание по воображению и памяти

Цели:1. Познакомить учащихся с одной из композиционных форм сочинения – описанием по воображению и памяти. Ввести термин «синестезия».2. Развивать образное восприятие мира учащихся через синестезию. 3. Воспитывать интерес к музыке, живописи, литературе.

 Урок 19 Входной контроль

Цель урока: проверить эффективность повторения материала V—VIII классов, закрепить навыки лингвистического разбора.

По реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.

Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.(174 слова)

Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим      2) обсуждали

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1) прерываемая    2) натолкнувшись

3. Морфологический разбор:

1) в течение            2) никому

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой... — безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)

Урок 27 Контрольная работа

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умения находить основу сложного предложения, составлять его схему.

Память культуры

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы  от  его  происхождения  и  движения  в  ледниковый  период,  стекло, вода.

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки.

Память противостоит угрожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не происходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее – «Воспоминание в Царском Селе», но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе «Евгений Онегин». Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто к воспоминаниям.

Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. Д. С. Лихачев

Примечание. Если темп работы класса недостаточно быстрый, то учитель может опустить два-три предложения.

Дополнительные задания:

1. Подчеркните грамматические основы сложных предложений.

2. Составьте схему сложносочиненного предложения.

3. Разберите  по  составу  слова:  прослеживается,  соединенным,  бесследно.

Уроки 29, 30 Развитие речи. Рассказ. Обучение сжатому изложению

Цели; Учащиеся должны знать: понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац, композиционные части текста, приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение); понимать: о чем текст, главную мысль текста (идею),отличие абзаца от микротемы, особенности каждого приема сжатия; уметь: адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, определять тему, идею текста, уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять микротемы текста, создавать текст, используя приемы сжатия, соединять содержание микротем в текст, используя лексические и лексико-грамматические средства соединения текста.

Главная книга.

У каждого писателя есть главная, та единственная,  ненаписанная  книга, которая терпеливо-медленно  оформляется,  будто  выкристаллизовывается  по частям, по страницам из накопленного душевного опыта. Это  как  бы  вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная. Здесь  на  каждом  шагу  возникают опасения и колебания: а это ли главное, выношенное, нужное людям? А  может быть, то, что ты знаешь, чувствуешь, что накопилось в  тебе  и  рвется  на бумагу, - лишь тусклый отблеск необъятной в своих вариантах жизни, неясный отпечаток человеческой правды?

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу, высказав в ней все, он, вероятно, больше бы  не  писал  ничего,  ибо  высказал  самое нужное, самое сокровенное. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Под Главной книгой, должно быть,  надо  понимать  произведение  (роман, повесть,  дневник,  записки,  стихи),  освещенное   ярким   индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в  людях,  -  рассказ  о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее.

Главная книга - это откровение о себе и это книга,  в  которой  ясно  и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего.  Это  необычный взлет высокой души  и  это  исповедь  и  писателя  и  его  поколения.  Это фиксирующее проникновение в настоящее и добрый взгляд  вперед,  ради  чего было и прошлое и есть настоящее. Главная  книга  -  это  книга  самой большой помощи людям,  это  сердце,  положенное  на  бумагу:  смотрите,  я люблю людей, я воюю и  борюсь  за  добро,  возьмите  меня,  это должно вам помочь...

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку  ее,  один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. (По Ю.Бондареву)254 слова

Уроки 37, 38 Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

Цель: продолжить работу по написанию изложения с элементами сочинения, составлению заголовка и плана к тексту, высказыванию дополнительного отношения к тексту.

Учитель читает текст 2 раза, ученики выбирают, как они будут пересказывать текст: подробно или сжато. Если пишется сжатое изложение, то часть работы, которая является сочинением, должна быть большей по объему.

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к сказке о царе Салтане. Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на каменистом и пустынном острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град.

Вы, конечно, любовались Московским Кремлем из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному, архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

Напрягите воображение, представьте себе ту самую герценовскую панораму с Воробьевых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на заре, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела свое, еще более ярко выраженное, чем Ленинград, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле…

Архитектура Москвы, московский, исторически сложившийся ансамбль создавали определенную атмосферу, настроение, определенным образом воздействовали на сознание, на характер людей, на их житейское и творческое поведение.

У Виктора Михайловича Васнецова, например, когда с не своей, ложной для него дороги – жанра – он резко своротил в область эпоса и сказки, где и нашел свое подлинное лицо, где и стал художником Васнецовым, поворот этот произошел во многом под влиянием Москвы. Вот что пишет сам Васнецов: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда, – Кремль, Василий БлаженныйВасилий Блаженный заставили меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным!»

В этом письме упомянуты только Кремль и Василий Блаженный, но надо ли объяснять, что сами по себе они не создают еще общей архитектурной атмосферы города. Васнецова же поразила именно архитектурная атмосфера Москвы, симфония Москвы, в которой Кремль и Василий Блаженный были чем-то вроде двух вершин. В монографии о Васнецове сказано: «Васнецов, приехав в Москву, почувствовал, что Москва обогащала и утверждала его в творческих замыслах, что силы его идут на подъем». То же пережил по приезде в Москву и Суриков, так же сильно подействовал московский архитектурно-художественный ансамбль и на Репина, и на Поленова. Василий Суриков говорит о Москве: «Я как в Москву приехал, прямо спасен был. Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись… Я на памятники как на живых людей смотрел…»

Более спокойно, но не менее твердо говорит о Москве, о ее особом значении А. Н. Островский: «В Москве все русское становится понятнее и дороже! Через Москву волнами вливается в Россию великорусская народная сила».

Задание:

1. Озаглавьте текст.

2. Расскажите о своем отношении к Москве.

3. Дополните текст высказываниями о Москве А. Пушкина, М. Лермонтова и других поэтов и писателей.

Урок 63 Контрольная работа

Вариант 1

Задание 1 Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы спп, определите виды придаточных предложений.

1) Мы вышли на поляну где рос огромный дуб.

2) Молодость привлекает тем что имеет будущее.

3) Он пошел туда где узкой полоской чернел лес.

4) Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание.

5) Когда идешь в дальнюю дорогу то уже не разбираешь погоды.

6) Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам.

7) Недаром говорится что мастера боится.

8)Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.

9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Задание 2 В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.)

Задание 3.   В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)

Задание 5.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)

Вариант 2

Задание 1 Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы спп, определите виды придаточных предложений.

1) Наперёд не угадаешь где найдёшь где потеряешь.

2) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных.

3) Я вас любил так искренно так нежно как дай вам бог любимой быть другим.

4) Там где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди обязательно найдется и малахит.

5) Река так блестит и сверкает на солнце что глазам было больно.

6) Легко работать когда знаешь что твой труд ценят.

7) Если рвёшь розы думай о шипах!

8) Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

9) Я убежден что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома в своей семье в отношениях со своими родными.

10) Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днем.

Задание 2 В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (Куликов А.)

Задание 3.   В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Велтистов Е.)

Задание 5.  В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся. (Велтистов Е.)

                                       

                                          Уроки 65, 66 Развитие речи. Портретный очерк
Цель: определить понятие «очерка»; дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка. упражнять в составлении плана, отражающего строение очерка, и написании портретного очерка. (Р. р. – § 20 или Р. р. под редакцией Е. Никитиной, 9 класс. § 7, с. 109; упр. 101–115, с. 109–126)

Урок 73 Контрольная работа

А1. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Любишь кататься — люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперёд — из-за куста раздался выстрел.

А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

С1. Напишите, какую роль играют в речи синтаксические синонимы.

Вариант 2

А1. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Всем известно и Москва не сразу строилась.

2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык.

3) Где мёд там и мухи.

4) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.

2) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.

3) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие хранят.

4) Будет дождик — будут и грибки.

А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

С1. Напишите, в чём вы видите сходство и различие между союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Уроки 74, 75 Изложение с элементами сочинения

Цель: продолжить работу над анализом текстов по написанию очерков в двух вариантах: сжатое изложение, а затем сочинение-рассуждение; подробное изложение, а затем небольшое сочинение-рассуждение.

Хранитель Мелихова

В сороковом году он вернулся в Серпухов к матери, отучившись в Краснодарском художественном училище, с хрустящим дипломом в кармане… Приятели Авдеева, работавшие в Серпуховском краеведческом музее, предложили: «Поезжай в Мелихово. Там филиал наш открылся. Будешь директором». В июле, под теплым проливным дождем, отправился в Мелихово. От станции шел босиком – двенадцать верст были сплошной лужей. Дядя Миша, сторож открытого недавно филиала и единственный экскурсовод, встретил многозначительной фразой: «Погода – истинно чеховская». Этот дядя Миша мальчиком знал Чехова, бегал с его записками и письмами в близлежащие деревни…

Авдеев увидел запущенный сад, заросшие ряской пруды, в крапиве и лебеде провал на месте бывшего дома Антона Павловича. Флигелек, где написана была «Чайка», обветшал, крыша позеленела от мха, кое-где и прохудилась. Не прекращался июльский дождь. Авдеев понял, что не сможет здесь отстать – уж слишком одиноким и печальным представилось житьё здесь…

Но впоследствии он поймет, что остался в нем июльский мелиховский дождь, помог прорасти и укорениться памяти о чеховской земле, о небольшом владении, где так неутомимо трудилась когда-то чеховская душа и, конечно же, не могла не оставить зерна скромности, подвижничества, духовной сосредоточенности.

В августе срок первого добровольцем ушел на фронт…

В сорок четвертом году Авдеев дошел до Прибалтики. И вот здесь-то, на берегу Рижского залива, настигла его контузия, принесенная дурной миной… Очнулся Авдеев в госпитале, в полной тьме, из разговоров раненых понял, что на улице день и солнце, и понял также, что теперь он ничего не видит… Каждую ночь ему снились «зрячие» сны: то он на этюдах, то идет вязкой, черной тропой под июльским дождем в Мелихово – он часто, кстати, видел эту тропу… Казалось, проснется и вновь различит краски…

Через четыре года произошло счастливое событие: частично вернулось к Юрию Константиновичу зрение.

В это время и вспомнилось ему Мелихово, теплый проливной дождь, лужи в пузырьках… Авдеев подумал, что среди мелиховского сада можно обрести душевную сосредоточенность, а с нею отыщется и дело, которое бы оттеснило ностальгическую тоску по краскам и превратило бы его метания и недовольство собой в осмысленное, освещенное большой целью движение по жизни.

А место директора мелиховского музея опять пустовало – никто более одного лета там не задерживался. Поэтому, когда Авдеев пришел в городской  отдел  культуры,  ему  сказали:  «Вот тебе печать, поезжай и директорствуй».

…Дом Антона Павловича заново возводили из бревен-столбов – получился, по мнению Юрия Константиновича, вечный дом. Вообще Авдеева тянет к слову «вечный». Вечная дорога, вечные места, вечные страницы…

В прошлом марте застал Юрия Константиновича в кабинете, над рукописью книги, в которой он рассказывает о возрождении Мелихова.

Через день или два поехали к деревне, возле которой прошел когда-то герой рассказа «Студент», одного из тех нежнейших, грустных рассказов Антона Павловича, которые надо учить наизусть.

Зная удивительную память Авдеева, попросил вспомнить что-нибудь из «Студента». Юрий Константинович задумался, потом вскинул голову, вгляделся в поле, в ельник на холме, может быть, представил, как когда-то сбегали с него Чехов и Левитан. Стал негромко вспоминать: «Правда и красота, по-видимому, всегда… составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».  А. Шугаев

Учитель вправе предложить учащимся и другой текст по своему выбору, учитывая уровень подготовки класса.

Урок 79 Контрольная работа

Фрам и цапля
1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм, он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она, взмахивая широкими крыльями, скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое, без сомнения, требует заботы. (По И. Соколову-Микитову 164 слова.)

Грамматическое задание

  1. Укажите тип и стиль текста.
  2. Напишите транскрипцию слова опасаясь (предложение 4).
  3. Выполните морфемный разбор слова расположенная (предложение 6)
  4. Из предложений 1-5 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
  5. Из предложений 3-7 выпишите притяжательное местоимение.
  6. Среди предложений 4 - 8 найдите сложное, в состав которого входит односоставное предложение. Выпишите грамматическую основу односоставного предложения и укажите его вид.
  7. Среди предложений 9-13 найдите простое предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите его грамматическую основу и напишите его характеристику.
  8. Выпишите грамматические основы предложения №13.Составьте его схему и напишите характеристику этого сложного предложения.

Урок 87 Контрольная работа

  1. Теоретическая часть.

Продолжи определения.

1)Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал – это…

а) цитата б)косвенная речь в)прямая речь.

2) Чужая речь, передаваемая от имени воспроизводящего , называется….

а)цитата б)косвенная речь в)прямая речь.

3)Ряд реплик двух или нескольких лиц – это …

а)цитата б)косвенная речь в)прямая речь

4)Чужая речь, которая может сливаться, переплетаться с авторской – это ….

а) прямая речь б)косвенная речь в)несобственно-прямая речь.

5)Дословные выдержки из текстов или чьих- либо высказываний – это…

а) цитата б ) косвенная речь в) прямая речь.

2.Практическая часть.

1) В предложения с прямой речью, вставь пропущенные знаки препинания.

а)Вся эта возня с собственной особой кончится тем, что какой-нибудь строгий Икс скажет Как вы не садитесь, а в музыканты не годитесь.

б) Эта карета прошлого сказал он брезгливо, в ней далеко не уедешь.

в) Нам придётся здесь ночевать сказал Максим Максимыч в такую метель через горы не проедешь.

г) Сколько дней прошло со дня нашей разлуки думал я. Она вероятно забыла всё, что было между нами.

д) Не будем плакать сказал он. Слёзы есть малодушие.

2) В данных предложениях укажите слова автора(са), косвенную речь(кр) и союзы(союзные слова).

а) Я не стал расспрашивать моего спутника, зачем он не повёз меня прямо в те места.

б) Мать спросила работающего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода.

в) Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть.

3) Оформи эти предложения как диалог.

Скажи-ка мне, красавица, спросил я. Что ты делала сегодня на кровле. А смотрела, откуда ветер дует. Зачем тебе? Откуда ветер, оттуда и счастье. Что же, разве ты песнью зазывала счастье? Где поётся, там и счастливиться.

  1. Оформи данное высказывание разными способами

а)в виде прямой речи б) в виде косвенной речи в) с помощью вводных слов

1.Быть сильным хорошо, быть умным –лучше вдвое.(И.А. Крылов)

2.Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее.(Н.В. Гоголь)

Уроки 101, 102 Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

Цель урока: проверить навыки по изложению и анализу текста; оценить степень подготовки к экзамену развивать творческие способности учеников.

Край России — Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц — они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь — понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают ее.

Старые города не похожи друг на друга. Они в отличие от нынешних близнецов — что на юге, что на севере, что в степи, что в горах — имеют свое лицо, свой норов. Наверное, потому и спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе — с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться — он назовет вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы — безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой — всё равно...(По Б. Дьяченко. «Старый Владивосток».)

(216 слов.)

Задания.

1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что «чувство Родины» не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте свое мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своем городе (селе).

Учитель выбирает изложение и зачитывает текст, далее ученики работают самостоятельно. Обстановка уроков должна быть приближена к экзаменационной. Хорошо, если администрация школы выделит для такого тренировочного, репетиционного изложения и третий урок. В таком случае для изложения выбирается текст из тех семидесяти трех, которые помещены в сборник. Надо разрешить пользоваться словарями, как на экзамене. Изложения лучше писать на листочках, заполнив титульный лист в соответствии с установленным стандартом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...