Урок в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения.
Основные понятия | «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение». |
Форма проведения урока | Урок «открытия» нового знания |
Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_ksvu.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС).
Учитель: Чатурова Н.П.
Предмет | «Русский язык» | Класс | 5 | ||||
Тема урока | «Предложение – основная единица речевого общения» | ||||||
Цель урока: | Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
| Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска. Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью. | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; | |||||
Условия реализации урока | |||||||
Информационные ресурсы | Учебная литература | Оборудование | |||||
Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. | Компьютер, экран. | ||||||
Основные понятия | «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение». | ||||||
Форма проведения урока | Урок «открытия» нового знания |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой. | ||||||||
Приветствие, проверка готовности к уроку. - Высказывание добрых пожеланий. Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке | Регулятивные УУД:
| |||||||
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||||
1.Подумайте, почему люди понимают или не понимают друг друга? С чем это связано? Посоветуйтесь с соседом по парте и дайте обоснованный ответ 2.Прочитайте,пожалуйста, запись на слайде.(СЛАЙД) озеро, небольшой, около, охотники, полночь, сидеть, , у -Что перед нами? - Какое задание можно выполнить с этими словами? - Запишите число в тетради. - Выполните задания: составьте словосочетания. Какие виды словосочетаний по главному слову у вас получились? Устно дайте характеристику словосочетаниям. - Какое получилось предложении? | Выполняют задание( собеседники иностранцы, один глухой и т.п. ). Самые значимые выделяются. Слова. Составить словосочетания и предложение. У небольшого озера(именное, связь слов по смыслу и грамматически:при помощи окончания и предлога); сидели у озера(глагольное, по смыслу(где); и при помощи окончания и предлога) Около полуночи охотники сидели у небольшого озера. | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||
III. Постановка учебной цели Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока. | ||||||||
Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Почему то. Что было на слайде нам не понятно, а запись в тетради ясна? - Вы изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания. - Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? - Для чего нужно предложение? - Скорректируем тему и запишем в тетрадь - А есть отличия словосочетания от предложения? - Какую цель мы должны поставить перед собой? | Предполагаемые ответы: Слова в словосочетаниях и предложении связаны по смыслу. Не любой набор слов может передать информацию в понятной форме. - Предложение. С давних времен предложение служит человеку в качестве выражения законченной мысли или словесного озвучивания чувств. Предложение – основная единица речевого общения. - Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность. - Дать определение предложению.Вспомнить и запомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений. | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||
IV. Объяснение нового материала Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала. | ||||||||
Cоздание проблемной ситуации. 1. Работа с текстом упр.453, с.90 Прочитайте задание. Как бы вы ответили? Обсудите с соседом по парте и дайте ответ. Обратите внимание на слово «лёжка». В каком значении дано это слово? Прочитайте. А вы знаете еще значения этого слова? (слайд) ( Лежка - процесс действия от глагола лежать.1.Долгое хранение чего-либо( обычно о продуктах. Плодах, которые должны вылежаться, чтобы приобрести необходимые качества) 2.сильно болеть. Лежать в лежку болея. Долгое лежание. -Чем отличаются три строчки? Какие единицы языка служат для того, чтобы называть явления действительности? Какие используются для сообщения какой-либо информации о них? - Какая из единиц языка содерцит больше информации6 словосочетание или предложение? -Давайте сделаем первый вывод по теме урока. Что такое предложение и какой первый отличительный признак предложения ?Для чего оно служит?( После проговаривания вывести на слайд) - Как связаны слова в словосочетании? А в предложении? - делаем второй вывод(вывести на сайд) -что является грамматической основой предложения? - выпишите из предложений грамматические основы. Делаем вывод:предложение имеет грамматическую основу(вывести на слайд) Может ли предложение состоять из одного слова? _ Прочитайте предложения из этого упр. Образуют ли они текст? Докажите. _ Стоит точка. Значит, предложение обладает интонационной законченностью. - как в устной речи это проявляется? (понижением голоса), а в письменной(знаки завершения- точка, ?!...) Вывод: предложение имеет интонационную законченность(слайд)
| Первые две подписи – предметы и животные. Третья подпись – события, которые просходят с этими предметами и явлениями. Медведь, ….- слова Предложение. Предложение- основная единица языкового общения. Оно служит для сообщения разнообразных явлений действительности, выражения мыслей, чувств. От слова к сову можно задать вопрос(смысловая связь), грамматическая при помощи окончаний и предлогов Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией. - Сказуемое главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? В предложении подчеркиваем двумя линиями. Читают. Отмечают правильность. Можно озаглавить, все предложения связаны между собой по смыслу. Можно определить тему, тип речи. Стиль. В конце каждого предложения стоит точка. | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные:
| ||||||
V. Физкультминутка. Цель этапа: снятие напряженности и усталости | ||||||||
- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют физкультминутку вместе с учителем. | |||||||
VI. Закрепление изученного материала Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала. | ||||||||
Работа с учебником. 1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92
2. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) устно Какие знаки препинания вы поставили? С какой целью произносятся эти предложения? К слову рассказать подберите синоним. Повествовать. -составьте вопрос к этому тексту. У вас получилось предложение? Какова цель вашего предложения? Мы с вами сейчас произнесли два вида предложений по цели высказывания. - определите, какие виды предложений по цели высказывания можно выделить? А моя просьба тоже прозвучала в виде предложения. Что же это за вид по цели? (я попросила, побудила вас к действию) - вы просто молодцы! С какой интонацией я произнесла это предложение? - здорово. А это? -по эмоциональной окраске можно выделить два вида предложений – восклицательные и невосклицательные( на слад) Самостоятельная работа Посмотрите на слайд. Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился «ярким». Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака.Их несет невидимка – ветер и воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу. Расскажите о предложении на примере одного предложения. | Работа с учебником. Читают теоретический материал 1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92
Рассказать нам о Москве. Спросить. Повествовательные, вопросительные Побудительные(вывести на слайд) | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| ||||||
VII. Домашнее задание Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме. | ||||||||
Задаёт домашнее задание: - выучить теоретический материал стр.90, 91; - выполнение упр. № 454 (стр. 93) (письменно) Составить опросник по теме урока(10 вопросов) | Записывают домашнее задание в дневники. | |||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||||||
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Комментирование оценок. | Отвечают на вопросы:
| Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||||||
+ / - | + / - | |||||||
1.На уроке я работал | хорошо | плохо | ||||||
2.Своей работой на уроке я | доволен | не доволен | ||||||
3.Урок для меня показался | коротким | длинным | ||||||
4.За урок я | не устал | устал | ||||||
5.Мое настроение | стало лучше | стало хуже | ||||||
6.Материал урока мне был | понятен | не понятен | ||||||
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
Использованные источники:
1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002. – стр. 304
2. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения
Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общенияСоставитель: Соловьева Татьяна Викторовна, учитель английского языка.Методич...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения
В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...
Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: ...
10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....
Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"
Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...