Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_predlozhenie.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС).
Учитель: Юнусова А.Э.
Предмет | «Русский язык» | Класс | 5 | ||||
Тема урока | «Предложение – основная единица речевого общения» | ||||||
Цель урока: | вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
| Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска. Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных умений; развивать навыки исследовательской деятельности Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью. | Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; | |||||
Условия реализации урока | |||||||
Информационные ресурсы | Учебная литература | Оборудование | |||||
Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. | Компьютер, экран. | ||||||
Основные понятия | «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение». | ||||||
Форма проведения урока | урок систематизации знаний |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой. | ||||||||
Приветствие, проверка готовности к уроку. - Высказывание добрых пожеланий. - Организация самопроверки д/з. - Запись числа и «Классной работы». Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. | Проводят самопроверку д/з Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа») | Регулятивные УУД:
| ||||||
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||||
Тренировочные задания. 1. Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки. (Чистый) голосом; зайти в (квартира); вписать в (список) речка в (лес); на (нижний) этаж; цветы (ландыш). 2. «Найти третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье – лишнее». Раскрыта книга; тетрадь на столе; брат пишет. Вечер тих; сильный ветер; следы на снегу. Говорю с тобой; короткая беседа; звенит звонок. | Выполняют задания. | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||
III. Постановка учебной цели Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока. | ||||||||
Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Чем являются «лишние слова»? - Мы изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания. О чём пойдёт речь на уроке? - Чем отличается словосочетание от предложения? - Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? - Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его главных членах? - Какую цель мы должны поставить перед собой? - Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели? - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? | Предполагаемые ответы: - «Лишние слова» - это не словосочетания, a предложения. - О предложениях. - Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность. - Вспомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений. - «Предложение – основная единица речевого общения» (с помощью учителя формулируют тему, записывают её в тетради). | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||
IV. Объяснение нового материала Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала. | ||||||||
Cоздание проблемной ситуации. 1. Работа с текстом. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения. - Назовите в каждом предложении его грамматическую основу. - Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого Постановка проблемы. - Достаточно ли полученных ранее знаний для выполнения подобных знаний? 2. Работа с предложениями. 2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. - В каких предложениях будет только один главный член? 3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока. - Что вы знаете о подлежащем и сказуемым? - На какие вопросы отвечает подлежащее? - Какой частью речи выражается? - В каком падеже стоит подлежащее? - Как графически выделяется в предложении? - На какие вопросы отвечает сказуемое? - Какой частью речи выражается? - Как графически выделяется в предложении? - Что мы еще должны узнать о главных членах предложения? | 1. Работа с текстом. Чуть бре…жит рассвет. На листья бл…стят капли росы. Туманное летнее утро об…щает теплым день. Поселок еще не проснулся. Я вых…жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт. Предполагаемые ответы. 2. Работа с предложениями. Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Долг платежом… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь. Слова для справок: красен, берёт, считают, состаришься, не тонет, горю, полнится. Предполагаемые ответы. - Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией. - Сказуемое главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? В предложении подчеркиваем двумя линиями. | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные:
| ||||||
V. Физкультминутка. Цель этапа: снятие напряженности и усталости | ||||||||
- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют физкультминутку вместе с учителем. | |||||||
VI. Закрепление изученного материала Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала. | ||||||||
- Организует выполнение заданий Задание 1. «Собери предложения»: «Кулик! Кулик! – восклицает она. A кукушка в ответ обещает ей что-то. Длиннохвостая птица летит над болотом. И опять над болотом стоит тишина. Задание 2. Работа с текстом. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу. Слоны идут купат…ся они долго плавают в р…ке ни один сухопутный зверь так (не) любит воду слонихи моют своих к…призных д…тей сл…ненок кричит но мамаша вытаскивает его в воду она пол…вает и массирует ему спину хоботом потом сл…ниха посыпает сына (с)верху землей и п…ском. Работа с учебником. 1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92
2. Выполнение упр. № 453 (стр. 90) (устно). 3. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) (письменно). | Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи. Составляют четверостишие из предложенных строф, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы. Работают с текстом. Выполняют задания. Комментируют пропущенные орфограммы, определяют границы предложений, подчеркивают грамматические основы. Работа с учебником. Читают теоретический материал 1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92
2. Выполнение упр. № 453 (стр. 90) (устно). 3. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) (письменно). | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| ||||||
VII. Домашнее задание Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме. | ||||||||
Задаёт домашнее задание: - выучить теоретический материал стр.90, 91; - выполнение упр. № 456 (стр. 93) (письменно). | Записывают домашнее задание в дневники. | |||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||||||
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Комментирование оценок. | Отвечают на вопросы:
| Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||||||
+ / - | + / - | |||||||
1.На уроке я работал | хорошо | плохо | ||||||
2.Своей работой на уроке я | доволен | не доволен | ||||||
3.Урок для меня показался | коротким | длинным | ||||||
4.За урок я | не устал | устал | ||||||
5.Мое настроение | стало лучше | стало хуже | ||||||
6.Материал урока мне был | понятен | не понятен | ||||||
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
Использованные источники:
1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002. – стр. 304
2. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс
Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...
Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"
Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...
Урок в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»
Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения.Основные понятия«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», &l...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный год. Учебник русского языка, авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный годПрограмма расчитана для 5 классов на 170 часов. В ней прописаны все контрольные уроки, уроки развития реч...
Тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» (ФГОС, уровень основного общего образования) УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов 5 класс
Тематическое планированиек рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»(ФГОС, уровень основного общего образования)УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов5 класс...