Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Антонива Наталья Ивановна

Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока. Предложение — основная единица  речевого общения.

Класс: 5

Цели урока: совершенствование умения распознавать главные и второстепенные члены предложения; умение строить монологическую речь, развивать навык составления предложения, распознавания структуры предложения; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимать особенности строения предложения, структуру его построения.

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- осуществление саморегуляции и самоконтроля;

- высказывание своих предположений;

Познавательные:

- отбор и систематизация  материала по   теме;

- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников,  представление  и передача её с учётом заданных условий; 

- выделять основы предложений с двумя главными членами или с одним главным членом;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

Коммуникативные:

- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре; в группе;

- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать; высказывать свое мнение;

- формулирование и аргументация собственного мнения.

Предметные:

образовательные:

‒составлять простые и сложные предложения изученных видов;

‒владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

- обогащение словарного  запаса  учащихся;

‒устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

развивающие:

- способствовать обогащению словарного  запаса  учащихся;

- способствовать развитию внимания;

- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- способствовать развитию умения групповой и парной работы.

воспитательные:

- воспитание уважения к родному языку;

- воспитание патриотизма;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе:

- развитие уважения друг к другу.

Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение предложения, составление предложений по темам.

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная.

Тип урока -  закрепление полученных знаний.

Оборудование. Опорные конспекты, алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания.

Демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

2. Актуализация знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения.

Опрос учащихся.

-Что  такое предложение?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие бывают предложения по наличию главных членов в грамматической основе?

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

- Назовите знаки препинания в конце предложения.

- Какими бывают предложения по интонации?

- Назовите второстепенные члены предложения.

Буквенный диктант.

Задание: выпишите в порядке следования первые буквы  грамматической основы каждого предложения.

1)  Мы охраняем лес. 2) Лена описала порядок действий  и дала чёткие указания ребятам. 3) Лесная ежевика царапала руку.

Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1) продолжим получать знания о ________________;

2) научимся правильно строить --------------

Ответы учащихся.

Проводим эту работу, чтобы быстро вспомнить, что такое  подлежащее и сказуемое.

Если работа выполнена правильно, получится слово «молодец».

Познавательные: построение речевого высказывания

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: формулирование темы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

3.  Развитие умения устанавливать смысловые и грамматические связи слов в предложении; представлять эту связь

схематически.

Упражнение 457.

Так, при анализе 1-го предложения предупреждать ошибки такого рода: русское (к а к о е?) — определение, войско (ч т о?) — подлежащее и т. д.; это в дальнейшем повлечёт за собой ошибки в определении границ обособленных членов предложения, в определении грамматической основы в неполных и односоставных предложениях. Также следует указывать на необходимость поэтапного анализа предложения, работы со схемой смысловых и грамматических связей.

Отвечают на вопросы

Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся осмысленно задавали вопрос от главного слова к зависимому в предложении.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выражение своих мыслей; аргументация

4.  Развитие устной речи, создание монологического ответа по теме. Дифференцированные задания.

1. Материалом для монологического ответа должны стать  упражнения 457, 458. Какую часть упражнения 458 можно включить в предыдущий текст? После какого предложения это логично сделать?

2. Занимательная лингвистика. Прочитайте задом наперед и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу и определите односоставное или двусоставное предложение.

горосоН теадоб омгор

еН етитуш с омгоросон!

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозереб , и доп йокле,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

Составление монологического высказывания сильными учащимися

Построение предложений

Выполнение задания слабоуспевающими учащимися по лингвистике.

Познавательные: выражение своих мыслей; умение применять пройденный материал на практике; аргументация.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение

5. Рефлексия

Домашнее задание.

Составить схемы смысловых и грамматических связей

предложений из 2-го абзаца упражнения 458.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок закрепления знаний в 5 классе. Предложение — основная единица речевого общения.

Слайд 2

Цели урока: совершенствование умения распознавать главные и второстепенные члены предложения; совершенствование умения строить монологическую речь; развивать навык составления предложения, распознавания структуры предложения; воспитывать любовь к родному языку.

Слайд 3

Предложение – это главная синтаксическая единица русского языка, которая содержит информационный посыл, побуждение или вопрос. Все предложения имеют грамматическую основу. Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).

Слайд 4

Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).

Слайд 5

Типы предложений по строению. Простые предложения – это предложения, имеющие только одну грамматическую основу. Мама пришла домой поздно. Сложные предложения – это предложения, которые имеют две и более грамматические основы. Мама пришла домой поздно, но отец к тому времени ещё не вернулся.

Слайд 6

Строение простого предложения 1) Двусоставное предложение – это предложение, которое имеет оба главных члена - и подлежащее, и сказуемое: На улице пошёл дождь . 2) Односоставное предложе ние – это предложение, которое имеет только один главный член предложения - либо подлежащее, либо сказуемое: На улице стемнело.

Слайд 7

Строение простого предложения 1) Распространенное предложение – это предложение, имеющее кроме главных, имеет второстепенные члены: Солнце взошло над спящим городом. 2) Нераспространенное предложение – это предложение, которое имеет только главные члены: Солнце взошло.

Слайд 8

Строение простого предложения 1) Неосложнённое предложение – это предложение, в котором нет однородных членов, обращений, причастным или деепричастным оборотом, вводных слов или обособленных членов предложения: Бабушка любит сажать цветы во дворе. 2) Осложнённое предложение – это предложение, имеющее в своем составе обособленные или однородные члены предложения, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты: Бабушка любит выращивать лютики, маргаритки, ноготки и другие цветы во дворе.

Слайд 9

По цели высказывания - повествовательное предложение служит для выражения информации о ком-либо или чём-либо: Я скоро вернусь. - побудительное предложение служит для выражения просьбы, приказа, совета или пожелания говорящего: Возвращайся поскорее! - вопросительное предложение выражает вопрос говорящего: Ты скоро вернёшься?

Слайд 10

по эмоциональной окраске - восклицательные предложения – предложения, сопровождающиеся повышенной эмоциональностью и произносящиеся с выразительной интонацией. На письме такие предложения завершаются не точкой, а восклицательным знаком: Я сказал, я не хочу никуда идти! - невосклицательные предложения – обычные предложения, не имеющие яркой эмоциональной окраски и особой интонации: Я не хочу никуда идти.

Слайд 11

План анализа простого предложения 1) Простое или сложное предложение; 2) Повествовательное, побудительное или вопросительное предложение; 3) Восклицательное или невосклицательное; 4) Односоставное или двусоставное; 5) Распространённое или нераспространённое; 6) Полное или неполное; 7) Осложнённое или неосложнённое. Если осложнённое, что чем именно.

Слайд 12

Пример разбора простого предложения Грязная собачка мелко дрожала и поскуливала . Простое предложение (подл. – собачка, сказ. – дрожала , поскуливала); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; неосложненное.

Слайд 13

Занимательная лингвистика горосоН теадоб омгор еН етитуш с омгоросон ! И аз йокрог , и доп йокрог , доП йозереб , и доп йокле , имадовороХ и в дяр В хапялш ыцдолом тяотс .

Слайд 14

Спасибо за работу! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока закрепления материала

Данный урок проводился в 3 классе. Целью занятия было повторение и обобщение пройденного в 4 модуле учебника Spotlight 3 и подготовка к тесту....

технологическая карта урока закрепления материала

Данный урок проводился с помощью программного обеспечения mimio studio. C помощью данной программы было разработано приложение для интерективной доски....

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс

Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с  требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ДВА ШАГА И БРОСОК В КОРЗИНУ.(БАСКЕТБОЛ).

Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Ведение мяча “змейкой”. Выполнение штрафного броска. Передачи мяча об стену. Сочетание приемов ведение...