Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока. Предложение — основная единица речевого общения.
Класс: 5
Цели урока: совершенствование умения распознавать главные и второстепенные члены предложения; умение строить монологическую речь, развивать навык составления предложения, распознавания структуры предложения; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать особенности строения предложения, структуру его построения.
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- высказывание своих предположений;
Познавательные:
- отбор и систематизация материала по теме;
- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представление и передача её с учётом заданных условий;
- выделять основы предложений с двумя главными членами или с одним главным членом;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
Коммуникативные:
- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре; в группе;
- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать; высказывать свое мнение;
- формулирование и аргументация собственного мнения.
Предметные:
образовательные:
‒составлять простые и сложные предложения изученных видов;
‒владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- обогащение словарного запаса учащихся;
‒устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию внимания;
- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- способствовать развитию умения групповой и парной работы.
воспитательные:
- воспитание уважения к родному языку;
- воспитание патриотизма;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе:
- развитие уважения друг к другу.
Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение предложения, составление предложений по темам.
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная.
Тип урока - закрепление полученных знаний.
Оборудование. Опорные конспекты, алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания. | Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем |
2. Актуализация знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения. | Опрос учащихся. -Что такое предложение? - Что такое грамматическая основа предложения? - Какие бывают предложения по наличию главных членов в грамматической основе? - Какие предложения по цели высказывания вы знаете? - Назовите знаки препинания в конце предложения. - Какими бывают предложения по интонации? - Назовите второстепенные члены предложения. Буквенный диктант. Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы каждого предложения. 1) Мы охраняем лес. 2) Лена описала порядок действий и дала чёткие указания ребятам. 3) Лесная ежевика царапала руку. Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами. ЦЕЛЬ: 1) продолжим получать знания о ________________; 2) научимся правильно строить -------------- | Ответы учащихся. Проводим эту работу, чтобы быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое. Если работа выполнена правильно, получится слово «молодец». | Познавательные: построение речевого высказывания Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: формулирование темы Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
3. Развитие умения устанавливать смысловые и грамматические связи слов в предложении; представлять эту связь схематически. | Упражнение 457. Так, при анализе 1-го предложения предупреждать ошибки такого рода: русское (к а к о е?) — определение, войско (ч т о?) — подлежащее и т. д.; это в дальнейшем повлечёт за собой ошибки в определении границ обособленных членов предложения, в определении грамматической основы в неполных и односоставных предложениях. Также следует указывать на необходимость поэтапного анализа предложения, работы со схемой смысловых и грамматических связей. | Отвечают на вопросы Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся осмысленно задавали вопрос от главного слова к зависимому в предложении. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: выражение своих мыслей; аргументация |
4. Развитие устной речи, создание монологического ответа по теме. Дифференцированные задания. | 1. Материалом для монологического ответа должны стать упражнения 457, 458. Какую часть упражнения 458 можно включить в предыдущий текст? После какого предложения это логично сделать? 2. Занимательная лингвистика. Прочитайте задом наперед и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу и определите односоставное или двусоставное предложение. горосоН теадоб омгор еН етитуш с омгоросон! И аз йокрог, и доп йокрог, доП йозереб , и доп йокле, имадовороХ и в дяр В хапялш ыцдолом тяотс. | Составление монологического высказывания сильными учащимися Построение предложений Выполнение задания слабоуспевающими учащимися по лингвистике. | Познавательные: выражение своих мыслей; умение применять пройденный материал на практике; аргументация. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: самоопределение |
5. Рефлексия | Домашнее задание. Составить схемы смысловых и грамматических связей предложений из 2-го абзаца упражнения 458. | ||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: совершенствование умения распознавать главные и второстепенные члены предложения; совершенствование умения строить монологическую речь; развивать навык составления предложения, распознавания структуры предложения; воспитывать любовь к родному языку.
Предложение – это главная синтаксическая единица русского языка, которая содержит информационный посыл, побуждение или вопрос. Все предложения имеют грамматическую основу. Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).
Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).
Типы предложений по строению. Простые предложения – это предложения, имеющие только одну грамматическую основу. Мама пришла домой поздно. Сложные предложения – это предложения, которые имеют две и более грамматические основы. Мама пришла домой поздно, но отец к тому времени ещё не вернулся.
Строение простого предложения 1) Двусоставное предложение – это предложение, которое имеет оба главных члена - и подлежащее, и сказуемое: На улице пошёл дождь . 2) Односоставное предложе ние – это предложение, которое имеет только один главный член предложения - либо подлежащее, либо сказуемое: На улице стемнело.
Строение простого предложения 1) Распространенное предложение – это предложение, имеющее кроме главных, имеет второстепенные члены: Солнце взошло над спящим городом. 2) Нераспространенное предложение – это предложение, которое имеет только главные члены: Солнце взошло.
Строение простого предложения 1) Неосложнённое предложение – это предложение, в котором нет однородных членов, обращений, причастным или деепричастным оборотом, вводных слов или обособленных членов предложения: Бабушка любит сажать цветы во дворе. 2) Осложнённое предложение – это предложение, имеющее в своем составе обособленные или однородные члены предложения, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты: Бабушка любит выращивать лютики, маргаритки, ноготки и другие цветы во дворе.
По цели высказывания - повествовательное предложение служит для выражения информации о ком-либо или чём-либо: Я скоро вернусь. - побудительное предложение служит для выражения просьбы, приказа, совета или пожелания говорящего: Возвращайся поскорее! - вопросительное предложение выражает вопрос говорящего: Ты скоро вернёшься?
по эмоциональной окраске - восклицательные предложения – предложения, сопровождающиеся повышенной эмоциональностью и произносящиеся с выразительной интонацией. На письме такие предложения завершаются не точкой, а восклицательным знаком: Я сказал, я не хочу никуда идти! - невосклицательные предложения – обычные предложения, не имеющие яркой эмоциональной окраски и особой интонации: Я не хочу никуда идти.
План анализа простого предложения 1) Простое или сложное предложение; 2) Повествовательное, побудительное или вопросительное предложение; 3) Восклицательное или невосклицательное; 4) Односоставное или двусоставное; 5) Распространённое или нераспространённое; 6) Полное или неполное; 7) Осложнённое или неосложнённое. Если осложнённое, что чем именно.
Пример разбора простого предложения Грязная собачка мелко дрожала и поскуливала . Простое предложение (подл. – собачка, сказ. – дрожала , поскуливала); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; неосложненное.
Занимательная лингвистика горосоН теадоб омгор еН етитуш с омгоросон ! И аз йокрог , и доп йокрог , доП йозереб , и доп йокле , имадовороХ и в дяр В хапялш ыцдолом тяотс .
Спасибо за работу! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока применения знаний и умений на практике по химии по теме «Кислоты»
Технологическая карта урока с применением ЭОР...
технологическая карта урока закрепления материала
Данный урок проводился в 3 классе. Целью занятия было повторение и обобщение пройденного в 4 модуле учебника Spotlight 3 и подготовка к тесту....
технологическая карта урока закрепления материала
Данный урок проводился с помощью программного обеспечения mimio studio. C помощью данной программы было разработано приложение для интерективной доски....
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс
Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".
Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ДВА ШАГА И БРОСОК В КОРЗИНУ.(БАСКЕТБОЛ).
Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Ведение мяча “змейкой”. Выполнение штрафного броска. Передачи мяча об стену. Сочетание приемов ведение...