Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «открытого» урока с использованием ИКТ технологий, здоровьесбережения, исследовательских методов в обучении.
Урок биологии в 5 классе продемонстрирован в рамках работы школьного методического объединения учителей естественного
Предмет биология
Класс ____5_________
Автор УМК Д.И.Трайтак, И.Д.Трайтак
Тема урока: Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Тип урока Комбинированный
Дата проведения 27.11.2013г
Цель урока: Изучить особенности строения растительной клетки. Умение работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.
Обучающие задачи
- Рассмотреть особенности строения растительной клетки.
- Познакомить с органоидами клетки и их функциями.
- Умение работать с микроскопом.
- Изготавливать микропрепараты растительных клеток.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с микроскопом.
- Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
- Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- система мониторинга и контроля знаний ProClass;
- цифровой микроскоп;
- препаровальная игра;
- предметное и покровное стекло;
- луковицы;
- йод;
- рабочие листы с заданиями.
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент | Ребята, добрый день! Добрый день , ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка-это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я раба, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Устная оценка учителя |
2. Проверка домашнего задания | Учитель раздает карточки учащимся.
| Работа по карточкам | Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. | После урока учитель проверяет карточки и выставляет оценки в журнал и в дневник. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Давно пытливый ум мечтал В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир. А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками. Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма , которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, познакомиться с приборами, которые позволяют увидеть клетку. Тема урока: Клетка -основная единица живого. Строение клетки. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Записывают тему себе в тетрадь | Устная оценка учителя |
4. Изучение нового материала | Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки или множества клеток. По формам и размерам клетки растений значительно различаются. Задание №1 Используя слайд презентации и учебник , составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут разные химические реакции. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки. Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка придаёт клетки форму и жёсткость и предохраняет её от внешних воздействий. В оболочке имеются – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них проходят вещества , необходимые клетке. Между клетками находится межклеточное вещество. Под оболочкой расположена клеточная мембрана. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она находится в постоянном движении – это одно из свойств живой клетки. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещения и других факторов При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нём находятся ядрышко и особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни. Задание №2 Изучите рисунок 12 на стр.22 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Пластиды- клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений. Задание №3 Составьте схему «Виды пластид» , используя учебник стр.23 и запишите в тетрадь. Проверьте себя, основываясь на слайд презентации. | Учитель показывает формы клеток, размеры клеток, используя слайд презентации Учитель , используя презентацию и динамическую модель клетки объясняет строение клетки Используя слайд презентации, проверим выполненное задание. Учитель задаёт вопрос учащимся: От чего зависит зелёная окраска растений. Учитель дополняет ответы учащихся , используя слайд презентации «Пластиды» | Работа с учебником стр.21 и рабочими тетрадями, составляют схему «Формы клеток». Работа с учебником на стр. 22, изучают рисунок 12. «Строение растительной клетки» , зарисовываю в тетрадь, подписывают основные части клетки. Учащиеся отвечаю на вопрос , используя ранее полученные знания. Составляют схему «Виды пластид», используя учебник на стр. 23 и записывают в тетрадь | Устная оценка учителя Устная оценка учителя Устная оценка учителя Устная оценка учителя |
5. физкультминутка | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении | Устная оценка учителя | |
6. Изучение нового материала | Клетки нельзя изучить глазами, потому что они очень мелкие, ученые используют специальный прибор – микроскоп, который позволяет заглянуть в удивительный мир клетки. Сегодня мы с вами познакомимся с этим прибором и научимся приготовлять препарат клеток сочной чешуи луковицы лука. Задание №4 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | Демонстрация микроскопа. Называет части микроскопа Раздает инструкции, как работать с микроскопом . | Учащиеся рассматривают прибор, работа с учебником стр.24, рис.14 «Устройство микроскопа», изучают инструкции, подписывают части микроскопа в рабочих тетрадях. Готовят микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, следуя слайдам презентации, увиденное сравнивают с рисунком учебника рис.16на стр.25, зарисовывают увиденное в тетрадь, делают надписи. | Устная оценка учителя |
7. Закрепление изученного материала | Задание №5 Составьте кроссворд «Строение клетки». Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. | Учитель открывает слад презентации с вопросами к кроссворду. Вызывает ученика к доске выполнять задание. | Учащиеся составляют кроссворд в тетрадь. Проверяют выполненное задание. | Устная оценка учителя |
8. Домашнее задание | § 7, вопросы и задания на стр.26 | Записывают задание себе в дневник |
Задание №5
Составьте кроссворд «Строение клетки».
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.
х | Л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы |
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
г | у | К |
2.Ученый открывший клетку.
м | и | К | р | о | с | к | о | п |
- С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
ф | о | т | о | с | и | н | т | Е | з |
- Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
в | А | к | у | о | л | ь |
- Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
м | и | Т | о | х | о | н | д | р | и | я |
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
Ключевое слово: клетка
Учебный предмет __________биология_________________________________
Тема урока Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Анализ урока
в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий
Стр. учебника | №, краткое содержание учебного задания | Познавательные УУД | |||||||||||||||||
Общеучебные | Логические | Постановка и решение проблем | |||||||||||||||||
ПО1 | ПО2 | ПО3 | ПО4 | ПО5 | ПО6 | ПО7 | ПО8 | ПЛ1 | ПЛ2 | ПЛ3 | ПЛ4 | ПЛ5 | ПЛ6 | ПЛ7 | ПЛ8 | ПП1 | ПП2 | ||
Стр.21 | Задание №1 Используя слайд презентации и учебник, составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Стр.22 | Задание №2 Изучите рисунок 12 на стр.22 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Используя слайд презентации, проверьте правильность выполненного задания. | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Стр.23 | Задание №3 Составьте схему «Виды пластид» , используя учебник стр.23 и запишите в тетрадь. Проверьте себя, основываясь на слайд презентации. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Стр.25 | Задание №4 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Задание №5 Составьте кроссворд «Строение клетки». | + | + | + | + | + | + | + |
Познавательные УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | ЛОГИЧЕСКИЕ | ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ |
ПО1 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ПО2 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ПО3 - структурирование знаний; ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО5 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); ПО8 - знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ПЛ3 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий; ПЛ5 - установление причинно-следственных связей; ПЛ6 - построение логической цепи рассуждений; ПЛ7 - доказательство; ПЛ8 - выдвижение гипотез и их обоснование. | ПП1 - формулирование проблемы; ПП2 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Учебный предмет __________биология_________________________________
Тема урока Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Анализ уроков
в рамках формирования регулятивных универсальных учебных действий
Стр. учебника | №, краткое содержание учебного задания | Формируемые регулятивные УУД | ||||||
РЦ | РПл | РПр | РКон | РКор | РО | РВС | ||
Стр.21 | Задание №1 Используя слайд презентации и учебник, составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. | + | + | |||||
Стр.22 | Задание №2 Изучите рисунок 12 на стр.22 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Используя слайд презентации, проверьте выполненное задание. | + | + | + | + | |||
Стр.23 | Задание №3 Составьте схему «Виды пластид» , используя учебник стр.23 и запишите в тетрадь. Проверьте себя, основываясь на слайд презентации. | + | + | + | + | |||
Стр.25 | Задание №4 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | + | + | + | + | + | ||
Задание №5 Составьте кроссворд «Строение клетки». | + | + | + | + | + |
Регулятивные УУД
РЦ - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
РПл - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
РПр - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
РКон - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
РКор - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
РВС - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Учебный предмет __________биология_________________________________
Тема урока Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Анализ уроков
в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Стр. учебника | №, краткое содержание учебного задания | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||
Общий уровень развития общения | Коммуникация как общение (интеракция) | Коммуникация как кооперация | Коммуникация как условие интериоризации | ||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | ||
Стр.21 | Задание №1 Используя слайд презентации и учебник, составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. | + | |||||||||||||||
Стр.22 | Задание №2 Изучите рисунок 12 на стр.22 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Используя слайд презентации, проверьте выполненное задание. | + | + | + | |||||||||||||
Стр.23 | Задание №3 Составьте схему «Виды пластид» , используя учебник стр.23 и запишите в тетрадь. Проверьте себя, основываясь на слайд презентации. | + | + | + | |||||||||||||
Стр.25 | Задание №4 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | + | + | + | |||||||||||||
Задание №5 Составьте кроссворд «Строение клетки». | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Коммуникативные УУД
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
1.5 Умение слушать собеседника | 2. Коммуникация как общение (интеракция)
| 3. Коммуникация как кооперация
3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | 4. Коммуникация как условие интериоризации 4.1 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
Учебный предмет __________биология_________________________________
Тема урока Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Анализ уроков
в рамках формирования личностных универсальных учебных действий
Стр. учебника | №, краткое содержание учебного задания | Формируемые личностных УУД | ||
Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно-этическая ориентация | ||
Стр.21 | Задание №1 Используя слайд презентации и учебник, составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. | - развития познавательных интересов, учебных мотивов; | ||
Стр.22 | Задание №2 Изучите рисунок 12 на стр.22 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Используя слайд презентации, проверьте выполненное задание. | - развития познавательных интересов, учебных мотивов; | ||
Стр.23 | Задание №3 Составьте схему «Виды пластид» , используя учебник стр.23 и запишите в тетрадь. Проверьте себя, основываясь на слайд презентации. | - развития познавательных интересов, учебных мотивов; | ||
Стр.25 | Задание №4 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | - развития познавательных интересов, учебных мотивов; | ||
Задание №5 Составьте кроссворд «Строение клетки». | - развития познавательных интересов, учебных мотивов; |
Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно-этическая ориентация |
1. Формирование гражданской идентичности личности: — чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; — осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: — ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: — формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: — развития познавательных интересов, учебных мотивов; — формирования мотивов достижения и социального признания; — мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | — формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; — ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; — знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); — выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; — формирование моральной самооценки; — развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; — формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; — формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
Заместитель директора ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское ______________ /О. С. Родомакина/
Подпись заместителя директора О. С. Родомакиной удостоверяю
Директор ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское ___________ В. И. Бердникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/21/picture-269010-1371812121.jpg)
Методическая разработка урока по биологии для 10 класса "Одномембранные органоиды клетки"
Данная методическая разработка может быть использована при изучении темы "Строение клетки"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-418357-1395604869.jpg)
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Живой организм» в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока по теме "Живой организм"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-213944-1365959694.jpg)
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»
Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...
Методическая разработка урока биологии по ФГОС в 5 классе «Строение клетки. Ткани»
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки.Ткани."соответствует требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379298-1389366845.jpg)
Методическая разработка урока биологии для 6 класса по теме "Жизнедеятельность клетки"
Методическая рарзаротка урока биологии по учебнику Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 ...