Конспект урока по теме "Сложносочиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Данный материал можно использовать при изучении темы "Сложносочиненное предложение" в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_seminar.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 9 класс
Тема: Сложносочиненное предложение с союзами ( соединительными, разделительными, противительными)
Цели: повторить изученное о группах сочинительных союзов ; сформировать представление о группах сложносочиненных предложений; научить определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;
Развивать умения составлять схемы сложносочиненных предложений.
Дидактическое оснащение: учебник, рабочая тетрадь, презентация, печатные карточки
Ход урока:
1.Организация начала урока.
2.Актуализация изученного.
- Дайте определение сложносочиненному предложению.
- В чем особенность структуры сложносочиненного предложения?
- Какие знаки препинания ставятся между частями сложносочиненного предложения?
- Приведите примеры на данное правило.
3.Словарный диктант.
- К каждому наречию в качестве проверочного подберите то слово, от которого оно было образовано.
Величественно, бешено, размеренно, насыщенно, мысленно, непременно, пустынно, обиженно, испуганно, сокращенно, бесчисленно, студёно.
4. Лингвистическая разминка.
1) Поставьте ударение в словах феномен, досуг, диспансер, каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзи.
2) Объясните значение фразеологизмов, устно составьте с ними предложения: на птичьих правах, на широкую ногу, пускать пыль в глаза, тянуть канитель, носить воду в решете
5.Объяснение нового материала.
1)На доске проецируются сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами.
- Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
2)В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.
3) Не то дождь прошел, не то воробьи пробежали по крыше.
- Обозначьте грамматические основы и укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложном. Определите смысловые отношения частей.
- Какие группы сочинительных союзов связывают простые предложения в сложных?
- Какова роль сочинительных союзов в предложениях?
- Каковы смысловые отношения между частями в сложных предложениях?
2) Чтение теоретического материала учебника.
Вывод: Части простых предложений в ссп могут быть связаны соединительными, разделительными и противительными союзами. Смысловая связь простых предложений в ссп определяется теми союзами, которыми они связаны.
- Работа с таблицей «Сложносочиненное предложение»
- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
- Какие отношения выражаются в ссп с соединительными союзами?
- Какие отношения выражаются в ссп с разделительными союзами?
- - Какие отношения выражаются в ссп с противительными союзами?
6.Закрепление изученного.
1) Проецируются предложения с заданием : вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Большими лохматыми хлопьями снег падает на землю, … в наступающих сумерках земля начинает белеть.
Душно стало в сакле, … я вышел на воздух освежиться.
В этих краях… морозов не было в январе, … метели не бушевали.
2)Схематический диктант.
1) Север дышит ветром и полынь колышет.
2) Полая вода сошла, и река струилась узким ручейком.
3) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
4) Осень, и листья тихо опадают с деревьев.
5) Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
3) Задание творческого характера.
Дополните незаконченные сложносочиненные предложения так, чтобы они выражали:
- Одновременность явлений:
Звенят на ветру лиловые колокольчики, и…
Над нами летят косяки гусей, и…
- Причинно- следственные отношения:
Незаметно подкралась осень, и…
Утром ударил мороз, и…
- Противопоставление:
Слева блестел пруд, а…
Был день, но…
- Напишите сочинение- миниатюру «Осенний вечер» с использованием сложносочиненных предложений. Укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определите, каковы смысловые отношения частей.
7. Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Заполнить таблицу:
Плюс | Минус | Интересно |
В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты.
12.Задание на дом: выписать шесть ссп из произведений А.С. Пушкина, определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Простое осложнённое предложение"
Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....
Конспект урока "Однородные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения. Урок построен по принципу разноуровневой дифференциации. Языковой материал к уроку подобран из сказок А.С. Пушкина....
Конспект урока "Виды односоставных предложений"
Конспект урока "Виды односоставных предложений"...
План-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение»
Данный материал содержит план-конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение" с использованием ЭОР...
Конспект урока "Бессоюзные сложные предложения"
Аннотация Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 9Предмет: русский языкТип ресурса: методическая разработкаУрок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к уче...
Конспект урока "Обособленные члены предложения"
Урок закрепления изученного материала...
Конспект урока "Простое непростое предложение"
Урок в 5 классе "Простое непростое предложение"...