Конспект урока "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Аннотация
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 9
Предмет: русский язык
Тип ресурса: методическая разработка
Урок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.
Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: обобщающий урок
Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.
Использование ИКТ – технологий на уроке способствует выполнению тренинговых упражнений, осуществлению контроля на уроке, играет роль мотивационного момента. Делает урок более мобильным, результативным.
Цели урока:
1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.
2. Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.
3. Продолжить работу по подготовке к ГИА.
4. Воспитывать у ребят любовь к произведениям художественной литературы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: ИКТ – технологии, дифференцированный подход, личностно – ориентированный подход.
Методы: частично – поисковый, творческий, проблемный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bologova_bsp_otkrytyy_urok.docx | 299.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бессоюзные сложные предложения
Обобщение по теме
Ход урока
I.Организационный
момент
1)Кто-то из мудрых сказал: Мотивирование
«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с
ним добрые неравнодушные, доброжелательные люди, Слайд 1
когда он верит в себя и умеет радоваться красоте с музыкой
окружающего мира».
У нас есть возможность проверить истинность этого
высказывания:
-У нас сегодня гости на уроке – люди доброжелательные и
неравнодушные.
-Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.
-А за окном чудесный зимний день.
Итак, приступим. II. Актуализация
2)Чтобы определить тему нашей сегодняшней работы, знаний
прочтите предложение и определите его тип. Определение темы
Нельзя (н..)любоват(?)ся русской зимой каждый звук урока
словно стоит в з..стывш..м воздухе сн..га коврами Слайд 2
бл..стящими ра….т..лаются о т мороза щеки огнем г..рят
(н..)усидиш(?) дома у тёплой печ(?)ки.
3) Попробуйте поставить перед собой задачи, которые вы Постановка задачи
должны решить на уроке. Слайд 3
- Повторение и закрепление материала о бессоюзном
сложном предложении;
- формирование навыков пунктуационной грамотности;
- подготовка к ГИА;
- привитие любви к родному языку, к чтению
художественной литературы.
4) А)Спишите предложение, расставив знаки препинания. III.Орфографическая
Б)Объясните орфограммы. работа
В)Определите тип связи в словосочетании «русской Подготовка к ГИА
зимой». Повторение
Г)Переделайте его так, чтобы получилось словосочетание Слайд 2
с типом связи «управление».
5)Чем отличаются БСП от других сложных предложений? IV. Проверка
6)Эпиграф. Высказывание М.Ю. Ломоносова о союзах и БС теоретических
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи знаний
соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, Слайд 6
которыми части такой махины сплочены или склеены
бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей
видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых
спаев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее
бывает, чем в нем союзов меньше».
7)А чтобы убедиться в истинности этого высказывания,
предлагаю провести эксперимент: Слайд 2
добавьте союзы в предложение №1. Что изменилось?
-Мы вспомнили с вами отличительные признаки БСП,
предлагаю выполнить упражнение.
8)А)Из данных предложений выпишите только БСП, V.Тренировочные
расставьте знаки препинания. упражнения
Б)Соотнесите предложения со соответствующими схемами, Слайд 7
определив тип заданного предложения.
9)Подводя итог данному этапу работы, давайте еще раз Слайд 8
вспомним, какие знаки препинания ставятся в БСП. VI. Проверка
домашнего задания
в группах
(ребята приводят
примеры предложений
на каждый случай
из поэмы А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»)
10)Графический дик(взаимопроверка) Слайды 9, 10 VII.Промежуточный
контроль
11)Чтобы перейти к следующему этапу нашей работы
предлагаю вам закончить данные предложения:
А)Внимательно изучив особенности БСП, я понял: Слайд 11
(пояснение, дополнение)
Б)Чаще используйте в своей речи БСП: (причина)
12)-А в самом деле, нужны ли в нашей речи БСП? VIII. Проверка
-Какую роль они в ней играют? Д/задания
Согласны ли вы с теми доводами, которые (минисочинение -
приводят ребята в своих рассуждениях? рассуждение)
13)(Зимний пейзаж) Чтобы доказать на практике, что БСП IX.Творческая
делают нашу речь ярче, образнее и богаче, предлагаю вам работа
составить и записать 3-4 предложения по картине. (дифференцированное
Это задание II уровня сложности. задание)
I уровень – работа по карточкам. Слайд 12
Прочтите, что у вас получилось.
14)Мастера художественного слова – поэты, писатели, часто Х.Развитие речи
используют в своем творчестве БСП, чтобы сделать речь ярче, (подготовка к ГИА)
выразительнее. Примером тому могут послужить стихи Ф.И.
Тютчева, с творчеством которого мы с вами более полно
познакомимся в 10 классе.
Перед вами текст (карточка №2) Слайд 13
*Прочтите текст
*Назовите БСП. Определите отношения между частями.
(Найдите БСП и назовите)
*(60 слов) Произведите сжатие текста.
Карточка №2 Слайд 13
(1)Художественная судьба Тютчева необычна: это судьба
последнего русского романтика, творящего в эпоху торжества
реализма и всё-таки сохранившего верность заветам
романтического искусства. (2)Романтизм Тютчева сказывается
прежде всего в понимании и изображении природы.
(3)Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. (4)
Правильнее, однако, назвать её пейзажно— философской:
картины природы воплощают глубокие напряжённые
трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке,
человечестве и мироздании.
Итак (Возвращаемся к задачам урока)
Давайте подведем итог. Выполнили ли мы поставленные XI.Итоговый
задачи? А чтобы проверить насколько хорошо мы повторили контроль
изучаемый материал, выполним тестовые задания. Слайд 15
(взаимопроверка)
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1.Какое утверждение является неверным?
А)Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б)В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.
В)Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2.В каких предложениях ставится тире:
А)Хотел рисовать кисти выпадали из рук
Б)Ехал сюда и видел в полях снега богатые
В)Выйти невозможно на улице метёт
Г)На улице метёт выйти невозможно
3.Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
А)Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б)предложения рисуют быструю смену событий.
В)Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
4.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.
А)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б)Второе предложение поясняет первое, т. е. Раскрывает его содержание.
В)Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
Результат (взаимопроверка) Слайд 17
Нормы оценки: 1-«4»
2-«3»
3-«2»
XII.Рефлексия
15)Заполняется диаграмма по результатам выполнения контрольного теста «Качество работы на уроке»
«5» - синий цвет
«4» - красный цвет
«3» - зеленый цвет
«2» - фиолетовый цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Сложное предложение"
Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...
План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"
Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....
Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Конспект урока Сложное предложение
Конспект урока Сложное предложение...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс
Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...