Конспект урока "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Аннотация

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 9

Предмет: русский язык

Тип ресурса: методическая разработка

Урок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Тип урока: обобщающий урок

   Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.

   Использование ИКТ – технологий на уроке способствует выполнению тренинговых упражнений, осуществлению контроля на уроке, играет роль мотивационного момента. Делает урок более мобильным, результативным.

Цели урока:

1.     Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.

2.     Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.

3.     Продолжить работу по подготовке к ГИА.

4.     Воспитывать у ребят любовь к произведениям художественной литературы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: ИКТ – технологии, дифференцированный подход, личностно – ориентированный подход.

Методы: частично – поисковый, творческий, проблемный.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bologova_bsp_otkrytyy_urok.docx299.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзные сложные предложения

 Обобщение по теме

Ход урока

                                                 I.Организационный

                                                                                                                   момент

1)Кто-то из мудрых сказал:                                                                 Мотивирование

«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с

ним добрые неравнодушные, доброжелательные  люди,         Слайд 1

когда он верит в себя и умеет радоваться красоте                      с музыкой

окружающего мира».

  У нас есть возможность проверить истинность этого

высказывания:

  -У нас сегодня гости на уроке – люди доброжелательные и

неравнодушные.

  -Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.

  -А за окном чудесный зимний день.

Итак, приступим.                                                                        II.  Актуализация

2)Чтобы определить тему нашей сегодняшней работы,                      знаний

прочтите предложение и определите его тип.                                                                                                                                                                                    Определение  темы

Нельзя   (н..)любоват(?)ся русской зимой  каждый звук             урока

словно стоит в з..стывш..м воздухе  сн..га коврами                      Слайд 2

бл..стящими   ра….т..лаются   о т мороза щеки огнем г..рят      

 (н..)усидиш(?)  дома у тёплой печ(?)ки.

   

  3) Попробуйте поставить перед собой задачи, которые вы     Постановка задачи  

должны решить на уроке.                                                                Слайд  3

  • Повторение и закрепление материала о бессоюзном

 сложном предложении;

  • формирование навыков пунктуационной грамотности;
  • подготовка к ГИА;
  • привитие любви к родному языку, к чтению

художественной литературы.                                                                                                                                         

4) А)Спишите предложение, расставив знаки препинания.      III.Орфографическая

     Б)Объясните орфограммы.                                                         работа

     В)Определите тип связи в словосочетании «русской             Подготовка к ГИА
зимой».                                                                             Повторение

     Г)Переделайте  его так, чтобы получилось словосочетание  Слайд 2

  с типом связи  «управление».

5)Чем отличаются БСП от других сложных предложений?           IV. Проверка

6)Эпиграф. Высказывание М.Ю. Ломоносова о союзах и БС     теоретических

«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи                 знаний

соединяются; итак,  подобны они гвоздям или клею,                  Слайд 6

которыми части такой махины сплочены или склеены

бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей

видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых

спаев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее

бывает, чем в нем союзов меньше».

7)А чтобы убедиться в истинности этого высказывания,

 предлагаю провести эксперимент:                                                      Слайд 2

добавьте  союзы в предложение №1. Что изменилось?              

-Мы вспомнили с вами отличительные признаки БСП,
предлагаю выполнить упражнение.

8)А)Из данных предложений выпишите только БСП,                   V.Тренировочные

расставьте   знаки препинания.                                                                     упражнения

   Б)Соотнесите предложения со соответствующими схемами,    Слайд 7
определив тип заданного предложения.

9)Подводя итог данному этапу работы, давайте еще раз              Слайд 8

вспомним, какие знаки препинания ставятся в БСП.                         VI. Проверка

           домашнего задания

            в группах

          (ребята приводят

    примеры предложений

           на каждый случай

     из поэмы А.С. Пушкина

            «Евгений Онегин»)

10)Графический дик(взаимопроверка)    Слайды   9, 10               VII.Промежуточный

                                                                                                контроль

                                        

                                                                                                   

11)Чтобы перейти к следующему этапу нашей работы

предлагаю вам закончить данные предложения:
А)Внимательно изучив особенности БСП, я понял:                         Слайд 11

        (пояснение, дополнение)
Б)Чаще используйте в своей речи БСП:  (причина)

                                                                                        

12)-А в самом деле, нужны ли в нашей речи БСП?                         VIII.  Проверка

-Какую роль они в ней играют?                                                             Д/задания

Согласны ли вы с теми доводами, которые                                        (минисочинение -

приводят ребята в своих рассуждениях?                                          рассуждение)

13)(Зимний пейзаж) Чтобы доказать на практике, что БСП         IX.Творческая

делают нашу речь ярче, образнее и богаче, предлагаю  вам           работа
составить и записать 3-4 предложения по картине.                 (дифференцированное

Это задание II уровня сложности.                                                     задание)

I уровень – работа по карточкам.                                                            Слайд 12

Прочтите, что у вас получилось.

14)Мастера художественного слова – поэты, писатели, часто     Х.Развитие речи

используют в своем творчестве БСП, чтобы сделать речь ярче,  (подготовка к ГИА)
выразительнее. Примером тому могут послужить стихи Ф.И.

Тютчева, с творчеством которого мы с вами более полно
познакомимся в 10 классе.

Перед вами текст (карточка №2)                                                Слайд 13

*Прочтите текст

*Назовите БСП. Определите отношения между частями.            

    (Найдите БСП и назовите)                                                        

*(60 слов) Произведите  сжатие текста.

Карточка №2                                                                                       Слайд 13

(1)Художественная судьба Тютчева необычна: это судьба

последнего русского романтика, творящего в эпоху торжества

 реализма и всё-таки сохранившего верность заветам

романтического искусства. (2)Романтизм Тютчева сказывается

прежде всего в понимании и изображении природы.

(3)Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. (4)

Правильнее, однако, назвать её пейзажно— философской:

картины природы воплощают глубокие напряжённые

трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке,

человечестве и мироздании.

Итак (Возвращаемся к задачам урока)

Давайте подведем итог. Выполнили ли мы поставленные             XI.Итоговый

задачи? А чтобы проверить насколько хорошо мы повторили       контроль
изучаемый материал, выполним тестовые задания.                          Слайд 15

                                                                                        (взаимопроверка)

КОНТРОЛЬНЫЙ  ТЕСТ

1.Какое утверждение является неверным? 

        А)Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

        Б)В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

        В)Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2.В каких предложениях ставится тире:

        А)Хотел рисовать кисти выпадали из рук

        Б)Ехал сюда и видел в полях снега богатые

        В)Выйти невозможно на улице метёт

        Г)На улице метёт выйти невозможно

3.Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. 

        А)Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

        Б)предложения рисуют быструю смену событий.

        В)Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

4.Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все  стояли на реке. 

        А)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

        Б)Второе предложение поясняет первое, т. е. Раскрывает его содержание.

        В)Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

Результат   (взаимопроверка)                                                           Слайд 17

Нормы оценки:     1-«4»

                         2-«3»

                        3-«2»

                                                                                          XII.Рефлексия

15)Заполняется диаграмма по результатам выполнения контрольного теста «Качество работы на уроке»

«5» - синий цвет

«4» - красный цвет

«3» - зеленый цвет

«2» - фиолетовый цвет

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Сложное предложение"

Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...

План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"

Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Конспект урока Сложное предложение

Конспект урока Сложное предложение...

конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс

Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...