Конспект урока "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок закрепления изученного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_chleny_predlozheniya_10_klass.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
02.03 Тема: Обособленные члены предложения
Цели:1)вспомнить и закрепить изученный материал об обособленных и однородных членах предложения;2)развивать умение видеть эти синтаксические конструкции в тексте и правильно выделять их запятыми;3)воспитывать стремление к успешной сдаче ЕГЭ
Оборудование: учебная таблица
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Выборочная проверка домашнего задания.
-Какие односоставные предложения вы составили? Укажите их вид.
3.Актуализация знаний
Переходим к работе над темой нашего урока. Предлагаю вам самим догадаться, о каком языковом явлении пойдет речь. Д.Н. Ушаков в «Большом толковом словаре русского языка» дал такое толкование этого слова : «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: Обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению — обобщать.
-О каком языковом явлении пойдет речь?
-Что такое обособление?
-Какие члены предложения могут обособляться?
-С помощью таблицы расскажите
1 группа - об обособлении определений;
2 группа - обособлении приложений;
3 группа- обособлении обстоятельств
4. Выявление обособленных конструкций разных видов
Перед вами предложения с обособленными членами. Выпишите из предложенных предложений:1 группа – предложения с обособленными обстоятельствами, 2 группа - предложения с обособленными определениями, 3 группа - предложения с обособленным дополнением и предложение с уточняющим членом, 4 группа - предложение с обособленным приложением.
- 1 Полный тревожными мыслями, я вошёл в комендантский дом.
(А. Пушкин)
- 2 Несмотря на погоду, мы решили выступать.(В.Обручев)
- 3 Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М. Горький)
- 4 Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе.
(М. Шолохов)
- 5 Кроме чаек, в море никого не было. (М. Горький)
- 6 Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков)
- 7 Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду. (М. Лермонтов)
5. Разбор задания ЕГЭ по теме.
- Давайте посмотрим, как выглядит задание ЕГЭ, связанное с расстановкой знаков препинания при однородных членах.
- Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго- востоку от усадебного дома.
-Как будем выполнять это задание? Давайте определим порядок действий.
Алгоритм выполнения задания
1 Внимательно читаем предложение.
2 Находим обособленные члены, определяем их границы
3 Определяем вид обособленных членов
4 Применяем правило
5 Расставляем знаки препинания
6 Записываем правильный ответ
6.Разбор тестовых заданий ЕГЭ
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Он сидел против меня (1) облокотившись на перила (2) и (3) притянув к себе веточку сирени (4) обрывал с неё листья. (Л.Н. Толстой)
1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 3, 4
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
1) 1 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
5. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления, нового по мировоззрению и средствам изобразительности.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
6. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на желтые розы.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
7.Подведение итогов
-Какие члены предложения называются однородными?
-Когда при них ставятся запятые,а когда нет?
-Какие члены предложения называются обособленными?
-В каких случаях они обособляются?
8.Домашнее задание: выучить правила об обособленных членах предложения(теория ЕГЭ);составить 8 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...