Конспект урока "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Урок закрепления изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya_10_klass.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

02.03 Тема: Обособленные члены предложения

Цели:1)вспомнить и закрепить изученный материал об обособленных и однородных членах предложения;2)развивать умение видеть эти синтаксические конструкции в тексте и правильно выделять их запятыми;3)воспитывать стремление к успешной сдаче ЕГЭ

Оборудование: учебная таблица

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Выборочная проверка домашнего задания.

-Какие односоставные предложения вы составили? Укажите их вид.

3.Актуализация знаний

         Переходим к работе над темой нашего урока. Предлагаю вам самим догадаться, о каком языковом явлении пойдет речь. Д.Н. Ушаков в «Большом толковом словаре русского языка» дал такое толкование этого слова : «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: Обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению — обобщать.

-О  каком языковом явлении пойдет речь?

-Что такое обособление?

-Какие члены предложения могут обособляться?

-С помощью таблицы расскажите

1 группа - об обособлении определений;

2 группа - обособлении приложений;

3 группа- обособлении обстоятельств

4. Выявление обособленных конструкций разных видов

Перед вами предложения с обособленными членами. Выпишите из предложенных предложений:1 группа – предложения с обособленными обстоятельствами, 2 группа - предложения с обособленными определениями, 3 группа - предложения с обособленным дополнением и предложение с уточняющим членом, 4 группа - предложение с обособленным приложением.

  • 1 Полный тревожными мыслями, я вошёл в комендантский дом.

                                                                                                                  (А. Пушкин)

  • 2 Несмотря на погоду, мы решили выступать.(В.Обручев)
  • 3 Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М. Горький)
  • 4 Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе.

                                                                                                                (М. Шолохов)

  • 5 Кроме чаек, в море никого не было. (М. Горький)
  • 6 Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков)
  • 7 Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду. (М. Лермонтов)

5. Разбор задания ЕГЭ по теме.

- Давайте посмотрим, как выглядит задание ЕГЭ, связанное с расстановкой знаков препинания при однородных членах.

  • Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго- востоку от усадебного дома.

-Как будем выполнять это задание? Давайте определим порядок действий.

Алгоритм выполнения задания

1 Внимательно читаем предложение.

2 Находим обособленные члены, определяем их границы

3 Определяем вид обособленных членов

4 Применяем правило

5 Расставляем знаки препинания

6 Записываем правильный ответ

6.Разбор тестовых заданий ЕГЭ

1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.

1) 1, 4               2) 2, 3              3) 3, 4                4) 1, 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

        Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

1) 1, 4           2) 2, 3           3) 2, 4                4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

        Он сидел против меня (1) облокотившись на перила (2) и (3) притянув к себе веточку сирени (4) обрывал с неё листья. (Л.Н. Толстой)

1) 1, 2, 3, 4               2) 3, 4                 3) 1, 4                  4) 1, 3, 4

4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении      должны стоять запятые?

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно            неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1) 1                 2) 2                3) 3, 4              4) 1, 2, 3, 4      

 5.   В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны  стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно   продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления, нового по мировоззрению и средствам изобразительности.

            1) 1, 2, 4            2) 1, 2                3) 3, 4                4) 1, 2, 3, 4    

             

6.   В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на желтые розы.

  1) 1, 3              2) 2                      3) 3               4) 1, 2, 3    

7.Подведение итогов

-Какие члены предложения называются однородными?

-Когда при них ставятся запятые,а когда нет?

-Какие члены предложения называются обособленными?

-В каких случаях они обособляются?

8.Домашнее задание: выучить правила об обособленных членах предложения(теория ЕГЭ);составить 8 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...