РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 5, 8 классов (реализация ФГОС ООО по АООП ООО).
рабочая программа по русскому языку (5, 8 класс)

Леонтьева Наталья Павловна
•РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  учебному предмету «Русский язык» для 5, 8 классов

(реализация ФГОС ООО по АООП ООО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_58_klass_zpr.docx159.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Заречный

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Утверждена

приказом и. о. директора школы

№ 104/1  от  30.08.19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

Русский язык

для 5, 8 классов

(реализация ФГОС ООО по АООП ООО)

                                                                                                                          Составила

                                                                                                                 Леонтьева Н.П.,

                                                I квалификационная категорияC:\Users\User\Desktop\роспись.jpg

РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №1от 30.08.2019

  1. Пояснительная записка

  Данная рабочая программа предназначена для базового уровня и ориентирована на обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированным Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
  4. Адаптированной основной общеобразовательной программой ООО  обучающихся с ЗПР на период с 2015 по 2020 года (с дополнениями и изменениями), утвержденной приказом № 66/2 от 21.06.19;
  5. Изменениями к Адаптированной основной общеобразовательной программе ООО  обучающихся с ЗПР на период с 2015 по 2020 года (с дополнениями и изменениями), утвержденными приказом №105 од/р от 2.09.19
  6. Авторской программой для общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 кл. Предметная линия учебников Ладыженской Т. А, Баранова М. Т., Тростенцовой Л.А.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский // М.: Просвещение, 2016;
  7. Положением о рабочей программе учителя МКОУ ГО Заречный «СОШ №4», утвержденным приказом № 104 од/р от 30.08.19

Общая характеристика учебного предмета

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-8  классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Основные цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  1. развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  2. формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  3. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

- формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Учебно-методический комплекс

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова,    Т.А. Ладыженской.

Учебники:  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2013;

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2016.

Основная литература

  1. Егорова Н.И.. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2013.
  2. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2004.
  3. Купалова А.Ю., Костяева Т.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2007.
  4. Таблицы по русскому языку для 5-9 классов.
  5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2012.
  6. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
  7. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.
  8. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
  9. М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  10. П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.
  11. Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013.

Дополнительная учебная  литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2011.
  3. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2012.
  4. Савченкова С.В. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2014.

Справочные пособия

  1. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  2. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  4. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изучение предмета "Русский язык" реализуется в обязательной части БУП. На изучение курса русского языка в 5 специальном (коррекционном) классе школы отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), в  8 специальном (коррекционном) классе - 2 часа в неделю (68 часов в год) из федерального базисного учебного плана.

  1. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися

основами читательской компетенции,

приобретение навыков работы с информацией,

участие в проектной деятельности.

В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

  • Программа призвана обеспечивать:
  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования:

Готовность к обучению русскому языку у  учеников с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальными и невербальными сферами, слабостью развития познавательных процессов. Речь на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, у детей происходит замедленное усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи затруднено восприятием грамматических категорий и их применение на практике, характерное возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

Основная цель изучения языка- развивающая.

При работе с такими детьми необходимо опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип - динамичность восприятияРеализация на уроке этого принципа: Задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному). Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка. - Включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: Слуховой анализатор - Если я задаю вопрос, то, прежде всего, должна дать свой вариант ответа на него. Для одних детей – это образец для повтора, а для других – модель для составления собственного предложения.

- При устном ответе следим за его правильностью.

- При работе со словами или текстом по учебнику разбираем чтение каждого слова, вызывающего трудность.

2. Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке:

- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку.

- При работе с текстом: Что уже поняли? Какие слова новые? Затем идет работа с новыми словами.

- Дозированная поэтапная помощь: На каждом этапе работы разным детям нужна разная помощь: Например, одному — достаточно сказать: «У тебя есть ошибка». Другому указать, в какой части работы есть ошибка. А некоторым — придется показать ошибку и объяснить, как её устранить.

- Перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание

3. Развитие и коррекция высших психических функций

  • Реализация на уроке: Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.
  • 4. Принцип мотивации к учению. 
  • Реализация на уроке: - Задание должно быть четким, чтобы ребята понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. - Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться (подсказкой или опорой по алгоритму (забыл -— повторю -— вспомню -— сделаю). Включение в урок материалов сегодняшней жизни. Задания — с условиями, приближенными к действительности. Использование межпредметной связи (уроки труда, географии, литературы, искусства)
  1. Содержание учебного предмета в 5 классе

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленностив зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативностьнормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Содержание учебного предмета 8 класса

Функции русского языка в современном мире

Русский язык в современном мире. Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в 5-7 классах

Подробное изложение с грамматическим заданием.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Сжатое изложение.

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания

Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Односоставные предложения

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассуждение (составление текста-рассуждения).

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Изложение. Текст – сравнительная характеристика.

Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

Обособленные члены предложения              

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Рассуждение на дискуссионную тему.

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обращение

Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Составление делового письма.

Вводные и вставные конструкции

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на тему «Милосердие – это не модно?»

Прямая и косвенная речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Рассказ. Сжатое изложение.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс (102 ч.)

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Язык – важнейшее средство  общения.

1

Повторение изученного в 1-4 классах (10 ч. + 3 ч.)

2

 Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

3

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

4

И, у, а после кипящих.

1

5

Разделительные ь и  ъ знаки.

1

6

Р.р. Текст. Изложение с изменением лица рассказчика.

1

7

Самостоятельные и служебные части речи.

1

8

Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.        

1

9

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь  во 2-м лице ед. числа

1

10

Имя существительное. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

1

11

 Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

12

Р.р. Устное сочинение по картине А.А.  Пластова «Летом». Местоимение.

1

13

Р.Р. Основная мысль текста. Повторение изученного.

1

14

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

1

Синтаксис. Пунктуация (18 ч.+ 1ч.)

15

Основные синтаксические единицы. Словосочетание.

1

16

Словосочетание. Тренировочные упражнения.

1

17

Разбор словосочетаний

1

18

Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

19

Знаки в конце предложения. Знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения

1

20

Грамматическая основа предложения.

1

21

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

17

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

18

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.

1

19

Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

1

20

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

1

21

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

22

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

1

23

Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении

1

24

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

25

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

1

26

Диалог.

1

27

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

1

28

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография (10 ч.)

29

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

1

30

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков.

1

31

Твердые  и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Шипящие и ц.

1

32

Обозначение мягкости согласных.

1

33

Звуковое обозначение букв е, е, ю, я.

1

34

Орфоэпия. Графика. Алфавит.

1

36

Фонетический разбор слова.

1

36

Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография».

1

37

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

Лексика (7 ч.)

38

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

1

39

Многозначные и однозначные слова.

1

40

Прямое и переносное значение слова.

1

41

Омонимы.

1

42

Синонимы.

1

43

Антонимы.

1

44

Контрольный диктант по теме «Лексика».

1

Морфемика. Орфография. Культура речи (12 ч.+ 1ч.)

45

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.

1

46

Основа и окончание в самостоятельных словах.

1

47

Корень слова. Его назначение в слове.

1

48

Суффикс, его назначение в слове.

1

49

Приставка; её назначение в слове.

1

50

Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем.

1

51

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

1

52

Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках

1

53

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях  с чередованием.

54

Буквы о – е после шипящих в корне.

1

55

Буквы и – ы после ц.

1

56

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

1

57

Контрольный тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Имя существительное (12 ч. + 1 ч.)

58

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное.

1

59

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

60

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

61

Морфологический разбор имени существительного.

1

62

Род имен существительных.

1

63

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Имена существительные,  имеющие форму только единственного числа. Множественное число имен существительных.

1

64

Склонения имен существительных.

1

65

Изменение имен существительных по падежам и числам

1

66

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

1

67

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

1

68

Правописание – о – е – после шипящих и  ц в окончанияхсуществительных.

1

69

Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

70

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Имя прилагательное (7 ч.)

71

Имя прилагательное как часть речи.

1

72

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

73

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.

1

74

Полные и краткие прилагательные.

1

75

Изменение полных и кратких  имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1

76

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

77

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Глагол (19 ч. + 1 ч.)

78

Глагол как часть речи.

1

79

Правописание не с глаголами

1

80

Неопределенная форма глагола

1

81

Правописание –ться и –чь (-чься)  в неопределенной форме.

1

82

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

83

Правописание чередующихся гласных е и ив корнях с чередованием

1

84

Правописание чередующихся гласных е и ив корнях с чередованием

1

85

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

1

86

Времена глагола. Настоящее время глагола.

1

87

Времена глагола. Будущее время глагола. Употребление времен глагола.

1

88

Контрольная работа  по теме «Глагол»

1

89

Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы

1

90

I  и II спряжение глагола.

1

91

I  и II спряжение глагола.

1

92

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1

93

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1

94

Морфологический разбор глагола.

1

95

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед. числа

1

96

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).

1

97

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Повторение изученного в 5 классе (5 ч.)

98

Разделы науки о языке.

1

99

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.

1

100

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1

101

Итоговый контрольный диктант.

1

102

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта

1

8 класс (68 ч.)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Повторение изученного в 5-7 классах (2 ч.)

Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование.

 1

Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения

 1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (64 ч.)

Словосочетание (2 ч.)

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

 1

Виды словосочетаний: глагольные, именные, наречные

 1

Простое предложение (4 ч.)

Грамматическая основа предложения

 1

Особенности связи подлежащего и сказуемого

 1

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

 1

Р/Р Сочинение-описание архитектурных памятников

 1

Двусоставные предложения (1 ч.)

Простые двусоставные предложения

 1

Главные члены предложения (9 ч. + 1 ч.) 

Повторение пройденного о подлежащем

 1

Способы выражения подлежащего

 1

Повторение изученного о сказуемом

 1

Составное глагольное сказуемое

 1

Составное глагольное сказуемое

 1

Составное именное сказуемое

 1

Составное именное сказуемое

 1

Тире между подлежащим и сказуемым

 1

Тире между подлежащим и сказуемым

 11

Р/Р Сочинение о памятнике культуры своей местности

 1

Второстепенные члены предложения (7 ч.)

Прямое и косвенное дополнение

 1

Несогласованное определение

 1

Приложение как разновидность определения

 1

Знаки препинания при приложении

 1

Виды обстоятельств по значению

 1

Виды обстоятельств по значению

 1

Сравнительный оборот и знаки препинания при нем

 1

Односоставные предложения (9 ч. + 1 ч.)

Группы односоставных предложений

 1

Группы односоставных предложений

 1

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

 1

Определенно-личные предложения

 1

Неопределенно-личные предложения

 1

Безличные предложения

 1

Односоставные предложения с главным членом подлежащим

 1

Назывные предложения

 1

Синонимия односоставных и двусоставных предложений

 1

Р/Р Рассказ на свободную тему

 1

Неполные предложения (1 ч.)

Неполные предложения

 1

Однородные члены предложения (6 ч. +1 ч.)

Однородные члены предложения, связанные союзами

 1

Однородные и неоднородные определения

 1

Ряды однородных членов предложения

 1

Разделительные знаки препинания между однородными членами предложения

 1

Обобщающие слова при однородных членах

 1

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях

 1

Р/Р Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения

 1

Обращения, вводные слова и междометия (5 ч.)

Распространенное обращение

 1

Выделительные знаки препинания при обращениях

 1

Вводные слова. Вводные предложения. Вводные конструкции

 1

Междометия в предложениях

 1

Знаки препинания при вводных словах и междометиях

 1

Обособленные члены предложения (8 ч. +1 ч.)

Обособленные определения и обособленные приложения

 1

Обособленные определения и обособленные приложения

 1

Обособленные обстоятельства

 1

Обособленные обстоятельства

 1

Уточнение как вид обособленного члена предложения

 1

Уточнение как вид обособленного члена предложения

 1

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения

 1

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения

 1

Р/Р Составление характеристики на знакомого человека

 1

Прямая и косвенная речь (7 ч. + 1 ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге

 1

Способы передачи чужой речи

 1

Слова автора внутри прямой речи

 

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

 1

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

 1

Косвенная речь

 1

Цитата. Знаки препинания при цитировании

 1

Р/Р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц

 1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (2 ч.)

Повторение изученного в 8 классе

 1

Итоговая контрольная работа

 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего образования  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского  и включает  календарно-тематическое...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 5 классе

        Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 6 классе

        Данная программа разработана на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (программно-методические материалы «Русский язык» 5-9 классы; ДРОФА, 2...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 8 класса к УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. по ФГОС с КТП

Изучение курса русского языка в 8 классенаправлено на достижение следующих целей: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;знаково-симво...