РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 5, 8 классов (реализация ФГОС ООО по АООП ООО).
рабочая программа по русскому языку (5, 8 класс)
(реализация ФГОС ООО по АООП ООО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_58_klass_zpr.docx | 159.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждена
приказом и. о. директора школы
№ 104/1 от 30.08.19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Русский язык
для 5, 8 классов
(реализация ФГОС ООО по АООП ООО)
Составила
Леонтьева Н.П.,
I квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №1от 30.08.2019
Данная рабочая программа предназначена для базового уровня и ориентирована на обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированным Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
- Адаптированной основной общеобразовательной программой ООО обучающихся с ЗПР на период с 2015 по 2020 года (с дополнениями и изменениями), утвержденной приказом № 66/2 от 21.06.19;
- Изменениями к Адаптированной основной общеобразовательной программе ООО обучающихся с ЗПР на период с 2015 по 2020 года (с дополнениями и изменениями), утвержденными приказом №105 од/р от 2.09.19
- Авторской программой для общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 кл. Предметная линия учебников Ладыженской Т. А, Баранова М. Т., Тростенцовой Л.А.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский // М.: Просвещение, 2016;
- Положением о рабочей программе учителя МКОУ ГО Заречный «СОШ №4», утвержденным приказом № 104 од/р от 30.08.19
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-8 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Основные цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
- формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Учебно-методический комплекс
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебники: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2013;
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2016.
Основная литература
- Егорова Н.И.. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2013.
- Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2004.
- Купалова А.Ю., Костяева Т.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2007.
- Таблицы по русскому языку для 5-9 классов.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2012.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.
- Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
- М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.
- Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
- Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2012.
- Савченкова С.В. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2014.
Справочные пособия
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Изучение предмета "Русский язык" реализуется в обязательной части БУП. На изучение курса русского языка в 5 специальном (коррекционном) классе школы отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), в 8 специальном (коррекционном) классе - 2 часа в неделю (68 часов в год) из федерального базисного учебного плана.
- Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Предметные результаты
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися
основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
- Программа призвана обеспечивать:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования:
Готовность к обучению русскому языку у учеников с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальными и невербальными сферами, слабостью развития познавательных процессов. Речь на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, у детей происходит замедленное усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи затруднено восприятием грамматических категорий и их применение на практике, характерное возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
Основная цель изучения языка- развивающая.
При работе с такими детьми необходимо опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип - динамичность восприятия. Реализация на уроке этого принципа: Задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному). Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка. - Включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: Слуховой анализатор - Если я задаю вопрос, то, прежде всего, должна дать свой вариант ответа на него. Для одних детей – это образец для повтора, а для других – модель для составления собственного предложения.
- При устном ответе следим за его правильностью.
- При работе со словами или текстом по учебнику разбираем чтение каждого слова, вызывающего трудность.
2. Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке:
- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку.
- При работе с текстом: Что уже поняли? Какие слова новые? Затем идет работа с новыми словами.
- Дозированная поэтапная помощь: На каждом этапе работы разным детям нужна разная помощь: Например, одному — достаточно сказать: «У тебя есть ошибка». Другому указать, в какой части работы есть ошибка. А некоторым — придется показать ошибку и объяснить, как её устранить.
- Перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание
3. Развитие и коррекция высших психических функций
- Реализация на уроке: Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.
- 4. Принцип мотивации к учению.
- Реализация на уроке: - Задание должно быть четким, чтобы ребята понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. - Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться (подсказкой или опорой по алгоритму (забыл -— повторю -— вспомню -— сделаю). Включение в урок материалов сегодняшней жизни. Задания — с условиями, приближенными к действительности. Использование межпредметной связи (уроки труда, географии, литературы, искусства)
- Содержание учебного предмета в 5 классе
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленностив зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативностьнормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Содержание учебного предмета 8 класса
Функции русского языка в современном мире
Русский язык в современном мире. Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в 5-7 классах
Подробное изложение с грамматическим заданием.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Сжатое изложение.
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассуждение (составление текста-рассуждения).
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Изложение. Текст – сравнительная характеристика.
Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Рассуждение на дискуссионную тему.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обращение
Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Составление делового письма.
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на тему «Милосердие – это не модно?»
Прямая и косвенная речь
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Рассказ. Сжатое изложение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (102 ч.)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Язык – важнейшее средство общения. | 1 |
Повторение изученного в 1-4 классах (10 ч. + 3 ч.) | ||
2 | Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
3 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
4 | И, у, а после кипящих. | 1 |
5 | Разделительные ь и ъ знаки. | 1 |
6 | Р.р. Текст. Изложение с изменением лица рассказчика. | 1 |
7 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
8 | Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами. | 1 |
9 | Правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь во 2-м лице ед. числа | 1 |
10 | Имя существительное. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. | 1 |
11 | Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 |
12 | Р.р. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Местоимение. | 1 |
13 | Р.Р. Основная мысль текста. Повторение изученного. | 1 |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах». | 1 |
Синтаксис. Пунктуация (18 ч.+ 1ч.) | ||
15 | Основные синтаксические единицы. Словосочетание. | 1 |
16 | Словосочетание. Тренировочные упражнения. | 1 |
17 | Разбор словосочетаний | 1 |
18 | Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
19 | Знаки в конце предложения. Знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения | 1 |
20 | Грамматическая основа предложения. | 1 |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
17 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 |
18 | Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами. | 1 |
19 | Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | 1 |
20 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 |
21 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 |
22 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 |
23 | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении | 1 |
24 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
25 | Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. | 1 |
26 | Диалог. | 1 |
27 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 1 |
28 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография (10 ч.) | ||
29 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | 1 |
30 | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков. | 1 |
31 | Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Шипящие и ц. | 1 |
32 | Обозначение мягкости согласных. | 1 |
33 | Звуковое обозначение букв е, е, ю, я. | 1 |
34 | Орфоэпия. Графика. Алфавит. | 1 |
36 | Фонетический разбор слова. | 1 |
36 | Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография». | 1 |
37 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 |
Лексика (7 ч.) | ||
38 | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. | 1 |
39 | Многозначные и однозначные слова. | 1 |
40 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
41 | Омонимы. | 1 |
42 | Синонимы. | 1 |
43 | Антонимы. | 1 |
44 | Контрольный диктант по теме «Лексика». | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи (12 ч.+ 1ч.) | ||
45 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. | 1 |
46 | Основа и окончание в самостоятельных словах. | 1 |
47 | Корень слова. Его назначение в слове. | 1 |
48 | Суффикс, его назначение в слове. | 1 |
49 | Приставка; её назначение в слове. | 1 |
50 | Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. | 1 |
51 | Морфемный разбор слов. Морфемные словари. | 1 |
52 | Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
53 | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях с чередованием. | |
54 | Буквы о – е после шипящих в корне. | 1 |
55 | Буквы и – ы после ц. | 1 |
56 | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 1 |
57 | Контрольный тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
Имя существительное (12 ч. + 1 ч.) | ||
58 | Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. | 1 |
59 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 |
60 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 |
61 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
62 | Род имен существительных. | 1 |
63 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Множественное число имен существительных. | 1 |
64 | Склонения имен существительных. | 1 |
65 | Изменение имен существительных по падежам и числам | 1 |
66 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | 1 |
67 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | 1 |
68 | Правописание – о – е – после шипящих и ц в окончанияхсуществительных. | 1 |
69 | Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 |
70 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
Имя прилагательное (7 ч.) | ||
71 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
72 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 |
73 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. | 1 |
74 | Полные и краткие прилагательные. | 1 |
75 | Изменение полных и кратких имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
76 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
77 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Глагол (19 ч. + 1 ч.) | ||
78 | Глагол как часть речи. | 1 |
79 | Правописание не с глаголами | 1 |
80 | Неопределенная форма глагола | 1 |
81 | Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме. | 1 |
82 | Совершенный и несовершенный вид глагола | 1 |
83 | Правописание чередующихся гласных е и ив корнях с чередованием | 1 |
84 | Правописание чередующихся гласных е и ив корнях с чередованием | 1 |
85 | Времена глагола. Прошедшее время глагола. | 1 |
86 | Времена глагола. Настоящее время глагола. | 1 |
87 | Времена глагола. Будущее время глагола. Употребление времен глагола. | 1 |
88 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 |
89 | Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы | 1 |
90 | I и II спряжение глагола. | 1 |
91 | I и II спряжение глагола. | 1 |
92 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 |
93 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 |
94 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
95 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед. числа | 1 |
96 | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 1 |
97 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
Повторение изученного в 5 классе (5 ч.) | ||
98 | Разделы науки о языке. | 1 |
99 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. | 1 |
100 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 |
101 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
102 | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта | 1 |
8 класс (68 ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Повторение изученного в 5-7 классах (2 ч.) | ||
Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. | 1 | |
Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения | 1 | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (64 ч.) | ||
Словосочетание (2 ч.) | ||
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание | 1 | |
Виды словосочетаний: глагольные, именные, наречные | 1 | |
Простое предложение (4 ч.) | ||
Грамматическая основа предложения | 1 | |
Особенности связи подлежащего и сказуемого | 1 | |
Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 | |
Р/Р Сочинение-описание архитектурных памятников | 1 | |
Двусоставные предложения (1 ч.) | ||
Простые двусоставные предложения | 1 | |
Главные члены предложения (9 ч. + 1 ч.) | ||
Повторение пройденного о подлежащем | 1 | |
Способы выражения подлежащего | 1 | |
Повторение изученного о сказуемом | 1 | |
Составное глагольное сказуемое | 1 | |
Составное глагольное сказуемое | 1 | |
Составное именное сказуемое | 1 | |
Составное именное сказуемое | 1 | |
Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
Тире между подлежащим и сказуемым | 11 | |
Р/Р Сочинение о памятнике культуры своей местности | 1 | |
Второстепенные члены предложения (7 ч.) | ||
Прямое и косвенное дополнение | 1 | |
Несогласованное определение | 1 | |
Приложение как разновидность определения | 1 | |
Знаки препинания при приложении | 1 | |
Виды обстоятельств по значению | 1 | |
Виды обстоятельств по значению | 1 | |
Сравнительный оборот и знаки препинания при нем | 1 | |
Односоставные предложения (9 ч. + 1 ч.) | ||
Группы односоставных предложений | 1 | |
Группы односоставных предложений | 1 | |
Односоставные предложения с главным членом сказуемым | 1 | |
Определенно-личные предложения | 1 | |
Неопределенно-личные предложения | 1 | |
Безличные предложения | 1 | |
Односоставные предложения с главным членом подлежащим | 1 | |
Назывные предложения | 1 | |
Синонимия односоставных и двусоставных предложений | 1 | |
Р/Р Рассказ на свободную тему | 1 | |
Неполные предложения (1 ч.) | ||
Неполные предложения | 1 | |
Однородные члены предложения (6 ч. +1 ч.) | ||
Однородные члены предложения, связанные союзами | 1 | |
Однородные и неоднородные определения | 1 | |
Ряды однородных членов предложения | 1 | |
Разделительные знаки препинания между однородными членами предложения | 1 | |
Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |
Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях | 1 | |
Р/Р Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения | 1 | |
Обращения, вводные слова и междометия (5 ч.) | ||
Распространенное обращение | 1 | |
Выделительные знаки препинания при обращениях | 1 | |
Вводные слова. Вводные предложения. Вводные конструкции | 1 | |
Междометия в предложениях | 1 | |
Знаки препинания при вводных словах и междометиях | 1 | |
Обособленные члены предложения (8 ч. +1 ч.) | ||
Обособленные определения и обособленные приложения | 1 | |
Обособленные определения и обособленные приложения | 1 | |
Обособленные обстоятельства | 1 | |
Обособленные обстоятельства | 1 | |
Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1 | |
Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1 | |
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | 1 | |
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | 1 | |
Р/Р Составление характеристики на знакомого человека | 1 | |
Прямая и косвенная речь (7 ч. + 1 ч.) | ||
Повторение изученного о прямой речи и диалоге | 1 | |
Способы передачи чужой речи | 1 | |
Слова автора внутри прямой речи |
| |
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | |
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | |
Косвенная речь | 1 | |
Цитата. Знаки препинания при цитировании | 1 | |
Р/Р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (2 ч.) | ||
Повторение изученного в 8 классе | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и включает календарно-тематическое...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 6 классе
Данная программа разработана на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (программно-методические материалы «Русский язык» 5-9 классы; ДРОФА, 2...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 8 класса к УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. по ФГОС с КТП
Изучение курса русского языка в 8 классенаправлено на достижение следующих целей: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;знаково-симво...