Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2»
для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано Утверждаю
научно-методический совет директор ___________
протокол №1 от 27.08.2014 Шакина И.И.
01.09. 2014
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
(базовый уровень)
5 – 9классы
Разработана МО учителей
русского языка и литературы
Магнитогорск, 2014 г
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.нормативно-правовые документы
1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук,
1.3.основные особенности рабочей программы
1.4. цели и задачи учебного курса
1.5. базовые требования учебного курса
1.6. методические рекомендации и технологические подходы
1.7. специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержании учебного курса
2. Учебно-методический комплекс
3. Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане
4. Календарно-тематический план по русскому языку
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов
6. Приложение:
6.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
6.2. нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
6.3. список литературы для учителя
6.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет
6.5. Лист коррекции
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для основной школы (5-9 класс) составлена в соответствии с государственным стандартом основного общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г.), примерной программой (Примерные программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263), ориентируясь на авторскую программу под редакцией Т.А.Ладыженской (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2009), рекомендованную МО и Н РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
1.1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2.Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5.Приказ Министерства образования и науки РФ 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
6.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
7.Примерные программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263.
8. Авторская программа под редакцией Т.А.Ладыженской (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2009.
9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404.
10.Методическое письмо «О проверке и оценивании письменных работ учащихся». // Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО. 2006 г.
11.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» 24.07.2013г № 03-02/5639
12.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014 – 2015 учебном году» от 30.06.2014 № 03 – 02\4959.
13.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования /
В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Минестерство образования и науки Челябинской
обл., Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с..
14.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат №2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС.
15.Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Структура программы
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план и тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; контрольно-измерительные материалы. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
1.3. Основные особенности рабочей программы
Новизна и отличие Рабочей программы от Программы по русскому языку Т.А.Ладыженской (М.: Просвещение, 2011) в том, что программа составлена с учетом национальных, региональных, этнокультурных особенностей, с учетом календарного учебного графика МОУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.
1.4. Цели и задачи учебного курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности, обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
-формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
-формировать умение анализировать и составлять тексты разных стилей и жанров.
1.5. Базовые требования учебного курса
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку:
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен:
знать/понимать:
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий
-орфографические и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически.
-составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6классе ученик должен:
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи.
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:
знать/понимать:
- определения изученных в 7 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный или письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания.
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова, обозначать орфограммы);
- оставлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передать авторское отношение к предмету речи при чтении вслух.
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные средства языка;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности , выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе плана;
- формулировать выводы по итогам урока;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания;
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении.
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании работы;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной и грамматической синонимии.
текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению текста;
- устанавливать в текст е ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов.
Фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
- объяснять значение слова, опираясь на словообразовательный анализ и морфемы;
- определять способы образования различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов;
- с помощью этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова.
Лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов,
- эпитетов и др.);
- использовать синонимы как средство связи в предложении в тексте;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и производить морфологический разбор всех частей речи;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа произведения.
Орфография:
- владеть правильными способами применения орфографических правил;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе орфограммы.
Синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания из предложения по схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи)
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные условные обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса:
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных о односоставных предложений, предложений с прямой речью;
• составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями;
• пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации:
• находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
• обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
•ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
•ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии:
• находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи:
• определять тип и стиль текста;
• подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;
• писать сочинения - описания;
• сочинения – рассуждения на морально – этические темы ;
• совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем;
• находить и исправлять различные языковые ошибки;
• уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
Морфология и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа - ЛОГ, ПОЛИ - , - ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
Лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
Синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
С целью увеличения эффективности обучения школьников в 5 – 9 классе необходимо соблюдать следующие рекомендации.
- Сокращать разрыв между изучением теории и практикой в обучении русскому языку.
- Формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности.
- Добиваться овладения учащимися основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире.
- Обучать свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.).
- Решать проблему повышения уровня орфографической грамотности на основе таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика.
- Формировать умение распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности.
1.6. Методические рекомендации и технологические подходы.
В целях реализации личностно-ориентированного подхода и повышения качества образования в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности:
- технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.);
- контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.);
- информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.);
- здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки).
Использование образовательных технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.
Лично-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как: индивидуальная; групповая; коллективная; самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме: класс оснащен двумя досками, учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой, проводятся физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления школьников.
Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.
В соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: контрольные и проверочные диктанты, тестовые работы, словарные диктанты; изложения, сочинения.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, зачет, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д.
1.7. Специфика отражения НРЭО в содержании учебного курса.
Новизна и отличие Рабочей программы от Программы М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение, 2009) в том, что в программу включён национально-региональный компонент.
Содержание образования усиливает образовательную область «Филология».
Важным моментом в определении содержания НРЭО языкового образования является усиление внимания к формированию культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи.
Региональный компонент языкового образования реализуется на основе хрестоматии по литературе «Литература России. Южный Урал» (Челябинск: Взгляд, 2002). Данное направление работы соответствует целям языкового образования:
− воспитанию гражданственности и патриотизма;
− развитию и совершенствованию речевой деятельности, коммуникативных умений;
− формированию умений анализировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия: сфере и ситуации общения;
− применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Содержание регионального компонента языкового образования с использованием учебной хрестоматии «Литература России. Южный Урал» представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязь коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенции.
Реализация НРЭО в содержании образования осуществляется посредством работы с фрагментом текста дидактического материала на основе произведений уральских поэтов и писателей; отвечает деятельностному подходу к обучению родному языку, который предполагает смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
Уроки НРЭО спланированы в соответствии рекомендациями ЦПКИМР на основе программы «Содержание регионального компонента языкового и литературного образования и его реализация в учебном процессе», составленной заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин В.А.Китаевой гимназии № 82 города Челябинска, все уроки программы реализуется на основе материалов хрестоматии Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл. – Челябинск: Взгляд, 2006, рекомендованной главным управлением образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для основной школы, а также пособия для учащихся 5 – 11 классов «Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста» А.Н.Александрова, «Словаря современного школьника» Т.В.Соловьевой. (Челябинск, «Взгляд», 2003-2005г.г.), произведений уральских писателей, качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОРы из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
Учебно-методический комплекс по русскому языку, соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривает обучение на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяет ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование в УМК различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание в УМК коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа ответов, качества выполненных заданий.
Данный учебно-методический комплекс позволяет достичь поставленных целей, развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.
Учебно-методический комплекс в целом позволяет реализовать цели лингвистического образования, сформировать ведущие компетенции, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
3. Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе – 204 часа в год (6 часов в неделю)
Распределение учебных часов 5 класс
Тема раздела | Количество часов | КР | НРЭО | РР |
1. Общие сведения о языке | 2 | 50мин. | 1 | |
2. Повторение изученного в начальных классах | 18 | 1 | 70мин. | 3 |
3. Синтаксис. Пунктуация | 28 | 1 | 130мин. | 7 |
4. Фонетика. Орфоэпия | 15 | 2 | 105мин. | 3 |
5. Лексикология как раздел науки о языке | 8 | 45мииин. | 2 | |
6. Морфемика как раздел лингвистики. Орфография. | 22 | 1 | 100мин. | 4 |
7..Морфология. | 1 | 25мин. | ||
8. Имя существительное | 20 | 2 | 165мин. | 4 |
9. Имя прилагательное | 12 | 3 | 130мин. | 4 |
10. Глагол | 36 | 2 | 60мин. | 6 |
11. Систематизация и обобщение изученного в 5 классе | 6 | 2 |
| 2 |
Всего | 168 | 14 | 900мин. | 36 |
ИТОГО | 204 |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 204 часа в год (6 часов в неделю)
Распределение учебных часов 6 класс
Тема раздела | Количество часов | КР | НРЭО | РР |
1.Вводный урок | 1 | |||
2. Повторение изученного в 5 классе | 18 | 1КР 1КС | 150 | 4 |
3. Лексика. Культура речи | 10 | 1КИ 1КС | 75 | 3 |
4.Фразеология. Культура речи | 3 | 1КР | - | - |
5.Словообразование и орфография. Культура речи | 23 | 2КС 2КР | 60 | 6 |
6.Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное | 18 | 1КС 1КР | 75 | 4 |
7. Имя прилагательное | 21 | 1КИ 1КС 1КР | 105 | 4 |
8. Имя числительное | 14 | 1КИ 1КР | 75 | 3 |
9.Местоимение | 20 | 1КР 1КС | 165 | 3 |
10. Глагол | 23 | 1КР 2КС | 165 | 6 |
11. Повторение и систематизация изученного в 5-6 кл.. Культура речи | 18 | 1КР 1КС | 30 | 2 |
Всего | 169 | 10КР | 900 мин. | 35 |
ИТОГО | 204 |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 136 часов в год (4 часа в неделю)
Распределение учебных часов 7 класс
Тема раздела | Количество часов | КР | НРЭО | РР |
1.Вводный урок | 1 | |||
2. Повторение | 10 | 1 | 45 мин | 2 |
3.Причастие | 30 | 2 | 150 мин | 7 |
4.Деепричастие | 7 | 1 | 60 мин | 2 |
5.Наречие | 20 | 2 | 135 мин | 6 |
6. Категория состояния | 3 | - | - | 1 |
7. Предлог | 7 | 1 | 30 мин | 2 |
8. Союз | 8 | 60 мин | 2 | |
9. Частица | 15 | 1 | 60 мин | 2 |
10. Междометие | 1 | - | - | 1 |
11. Повторение | 6 | 2 | 45 мин | 2 |
Всего | 108 | 10 | 13 | 27 |
ИТОГО | 136 |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 102 часа в год (3 часа в неделю)
Распределение учебных часов 8 класс
Тема раздела | Количество часов | КР | НРЭО | РР |
1. Русский язык в современном мире. | 1 | 15мин |
| |
2.Повторение пройденного в 5-7 классах. | 6 | 1 | 15мин. | 2 |
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 5 | 15мин. |
| |
4. Простое предложение | 2 | 15мин. | 1 | |
5. Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 5 | 2 | 15мин. | 1 |
6. Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения | 7 | 1 | 45мин. | 1 |
7. Односоставные предложения | 9 | 2 | 45мин. | 2 |
8. Простое осложнённое предложение. Понятие об осложнённом предложении | 1 | |||
9. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения | 11 | 2 | 60мин. | 2 |
10. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения | 17 | 2 | 105мин. | 2 |
11. Простое осложнённое предложение. Обращения, вводные слова и междометия | 10 | 1 | 30мин. | 2 |
12. Прямая и косвенная речь | 6 | 1 | 15мин. | 1 |
13. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. | 5 | 2 | 60мин. | 2 |
Всего | 86 | 14 | 450мин. | 16 |
ИТОГО | 102 |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Распределение учебных часов 9класс
Тема раздела | Количество часов | КР | НРЭО | РР |
1. Международное значение русского языка | 1 |
|
| |
2. Повторение и систематизация изученного в 5-8 классе | 5 | 1КД |
| 2 |
3. Сложное предложение | 1 |
|
| |
4. Союзные сложные предложения | 6 | 35мин. |
| |
5. Сложносочинённые предложения (3ч. + 2ч.РР) | 3 | 1КД | 20мин. | 2 |
6. Сложноподчинённые предложения (19ч. +5ч. РР) | 19 | 1КС 1КИ 1КД | 130мин. | 5 |
7. Бессоюзные сложные предложения (6 ч+2ч РР) | 6 | 1КИ 1КР | 20мин. | 2 |
8. Сложные предложения с различными видами связи (5ч.+2ч.РР) | 5 | 1КИ 1КД | 110мин. | 2 |
9.Общие сведения о языке (3ч.) | 3 | - | - |
|
10.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, и правописанию, культуре речи (4ч. + 2ч. РР) | 4 | КР КС | - | 2 |
Всего | 53 | 11 | 315мин. | 15 |
ИТОГО | 68 |
5. Контрольно-измерительные материалы:
- Сборники тестов и диктантов, входящие в состав УМК
- Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку в 5-9 классе. Москва. Просвещение. 2011 год
- Н.Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. 5-9 класс: пособие для учителей общеоразоват.учреждений.-М.: Просвещение, 2011г.
- А.Г.Нарушевич. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011г.
- Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку в 5-9 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2005 г
- Костяева Т.А.Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7-8 класс. М., Просвещение,2004
В пособии представлены различного вида контрольные работы по грамматическим темам: словарные, текстовые, проверочные диктанты, изложения, а также всевозможные тесты, позволяющие учителю проверить и оценить знания, умения и навыки учащихся по каждому разделу курса русского языка
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001г.
Сборник включает документы, адресованные учителю русского языка: ''Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому (родному) языку'', ''Примерную программу по русскому (родному) языку ля основной общеобразовательной школы. 5-9 классы'', ''Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку'' и материалы по оценке достижения требований к уровню подготовки учащихся.
8. Мальцева Л.И. Русский язык 9класс Итоговая аттестация 2014года
Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону. Народное образование. Москва, 2013
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ ФИПИ авторы составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009
10. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Третий,четвертый выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ»: авторы- составители: Пасичник И.В., др.2009-2010 г.
12. www.fipi.org.ru
Задания тестовых, проверочных и контрольных работ ориентированы на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного образовательного стандарта по русскому языку, позволяют сформировать представление об особенностях всех типов заданий, используемых на ОГЭ, ЕГЭ.
6. Приложение.
6.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
Виды письменных работ учащихся
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти, полугодия.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Количество итоговых контрольных работ
Предметы Вид работы | Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
Русский язык | |||||||
диктанты | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | - | - |
изложения | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
сочинения | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | - | - |
Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку
Класс | Словарный диктант | Контрольный диктант | Изложение (подробное) | Объём ученического сочинения |
V | 10 – 15 (15 – 20) | 90 – 100 | 100 – 150 | 0,5 – 1 стр. |
VI | 15 – 20 (20 – 25) | 100 – 110 | 150 – 200 | 1 – 1,5 стр. |
VII | 25 – 30 | 110 – 120 | 200 – 250 | 1,5 – 2 стр. |
VIII | 30 – 35 | 120 – 140 (150) | 250 – 350 | 2 – 3 стр. |
IX | 35 – 40 | 140 – 160 (150– 170) | 350 - 450 | 3 – 4 стр. |
X | до 50 слов | 180 - 190 | ||
XI | до 50 слов | 180 - 190 |
При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать
Класс | V | VI | VII | VIII | IX |
Количество орфограмм | 12 | 16 | 20 | 24 | 24 |
Количество пунктограмм | 2 – 3 | 3 – 4 | 4 – 5 | 10 | 15 |
В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).
Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Порядок проверки письменных работ
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
- сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;
(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.
Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)
- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности;
- этап обучения;
- объём работы;
- чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Выведение итоговых оценок
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
6.2. нормы оценок
1. Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа надо учитывать следующие критерии:
- правильность ответа;
- его полноту;
- степень осознанности изученного;
- последовательность сообщения;
- правильность языкового оформления ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий и формулировки правил;
- обнаруживает понимание материала: может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировании как определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает незнание и непонимание материала
2. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащихся данного класса.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической и ли одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при наличии 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при наличии 5 орфографические и 4 пунктуационных ошибок. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографические и 6 пунктуационных ошибок, если тех и других имеются однотипные и негрубые.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выставлении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
3. Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки. | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
4. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 95 – 100 %;
«4» -80– 94 %;
«3» - 60 – 79 %;
«2»- менее 59 %.
6.3. Список литературы для учителя
1. Н.Н. Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс.- М.: Просвещение, 2011г
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001г.
2. Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.баранова, О.М.Александрова, Л.Ю.Комиссарова. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод.рекомендации к учебнику для 7 класса.-М.: Просвещение, 2012-06-28
3. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», -М.: Просвещение, 2011г
4. Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку в 5-9 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2010 г
5.Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку.7 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010
- ЦОРы медиатеки школы-интерната № 2.
1) Фраза. Программа-тренажёр по русскому языку
2) 1С Русский язык. Сдаём ЕГЭ 2007. Репетитор.
3) 1С.Русский язык. Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей
- Муниципальные ЦОРы банка данных ЦПКИМР по русскому языку.
6.4 Интернет-ресурсы:
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org — популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://www.rusword.org
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Рукописные памятники Древней Руси
http://www.lrc-lib.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
Свиток — История письменности на Руси
http://www.ivki.ru/svitok/
Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru
Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.philology.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
6.5.Лист коррекции.
Уроки, которые требуют коррекции | Уроки, содержащие коррекцию | Утверждено заместителем директора по УВР | ||||
Дата | № урока | Тема урока | Причина коррекции | Дата | Форма коррекции | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...