Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 6 классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Данная программа разработана на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (программно-методические материалы «Русский язык» 5-9 классы; ДРОФА, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 157.5 КБ |
Содержание тем ученого курса | 874 КБ |
Региональный компонент | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка.
- . Нормативно- правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа.
1.2. Количество учебных часов
1.3.Статус программно-методического комплекса
1.4.Характерные или отличительные особенности УК
1.5.Методологические подходы авторов УК к системе обучения
1.6.Особенности специфики школы, класса, повлиявшие на выбор УМК
1.7.Информационные технологии
1.8.Обобщения по разделу «Обоснование выбора УМК»
1.10.Школьный компонент программы
1.11.Основные цели обучения русскому языку по данной программе.
1.12.Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические).
1.13.Изменения, внесенные в авторскую программу в соответствии с Примерной программой по русскому языку
1.14.Умения и навыки
1.15.Формы обучения:
1.16.Методы и приёмы обучения:
1.17.Учебно-тематический план
2. Календарно – тематический план по русскому языку 6 класс
3. Перечень учебно-методического обеспечения.
4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
- Контрольно – измерительные материалы, используемые при оценивании уровня подготовки учащихся.
6. Приложения.
6.1. КИМы (БЛОК №1) Контрольные работы
6.2 КИМы (БЛОК №2) Изложения
6.3. Литература для подготовки и проведения учебных занятий
6.4. Оценка знаний обучающихся и общие критерии выставления отметок по всем видам письменных работ
6. 5. Единый орфографический режим ведения школьной документации
6.6. Программы элективных учебных предметов по образовательной области «Филология»
6.7. Конспекты уроков
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Данная программа разработана на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (программно-методические материалы «Русский язык» 5-9 классы; ДРОФА, 2006.
1.2. Количество учебных часов
В год - 210, из них на развитие речи - 35. В неделю - 6.
1.3.Статус программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, удостоен Государственной премии СССР 1984 года. На учебник имеются положительные заключения Российской академии наук (№10106-5215/15 от 31.10.2007) и Российской академии образования (№01-244/5/7д от 15.10.2007).
1.4.Характерные или отличительные особенности УК
Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта нового поколения, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
1.5.Методологические подходы авторов УК к системе обучения
Программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Авторы УМК также придерживаются дифференцированной системы обучения: с этой целью ими разработаны вопросы и задания разноуровневого характера. Школьникам со сниженной учебной мотивацией можно предложить эмоционально привлекательные упражнения, побуждающие к дальнейшему познавательному поиску. Таковыми являются задания, отмеченные значком «Проводим наблюдения». Учащиеся с ярко выраженными интеллектуально-волевыми усилиями могут работать с упражнениями,
ставящими проблемные и эвристические задачи. Например, с упражнениями повышенной трудности или заданиями, ориентированными на межпредметные цели изучения. В учебнике представлен богатый культурологический материал, способствующий развитию навыков правильного, точного и выразительного использования языковых средств на материалах по речевому этикету.
1.6.Особенности специфики школы, класса, повлиявшие на выбор УМК
В УК включены планы языкового разбора, на форзацах учебника приведен систематизированный перечень орфографических и пунктуационных правил, изученных в 5 классе и в 6, представлены алгоритмы, схемы, памятки. Имеются школьные «словарики» (толковый, орфографический, орфоэпический) и цветные репродукции картин.
При выборе образовательной программы и УК учитывалась также специфика 6 классов, физико-математический профиль. Учащиеся преимущественно обладают логическим мышлением, что способствует успешному усвоению теоретических сведений о языке и аналитическому восприятию учебного материала. Однако у них недостаточно развиты навыки образного мышления, поэтому упражнения, нацеленные на художественную интерпретацию, эмоциональное и эстетическое переживание текстов, на создание работ различных жанров (сочинения-рассуждения, эссе, отзыв и др.), приобщают учащихся не только к искусству слова, но и предполагают свободу творческих проявлений.
1.7.Информационные технологии
Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения (учебные кабинеты оборудованы АРМом: проектором, компьютером, сканером, копировальным аппаратом) помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.
1.8.Обобщения по разделу «Обоснование выбора УМК»
В заключение следует отметить, что интеллектуальный потенциал учащихся лицея, потребности родителей в получении качественных знаний школьниками оказали существенное влияние на выбор именно этого УМК. Учитывалось и то, что обучение по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского не нарушает преемственности, ибо имеет завершенную линию и, что очень важно, соответствует целям и задачам учебного процесса в условиях обновленного содержания языкового образования и изменившихся форм Г(и)А за курс основной и средней школы.
Авторы УМК, предлагая новаторский, интересный и нестандартный учебный материал по содержанию, ориентировались на Примерные программы по русскому языку, где сохранилось традиционное распределение тем и часов по классам.
1.9.Региональный компонент
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:
5 класс – 20 часов; | 6 класс– 20 часов; | 7 класс – 14 часов; | 8 класс – 10 часов; | 9 класс – 7 часов. |
Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:
- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
- повышение языковой культуры учащихся;
- знакомство с национально-культурным колоритом языка;
- овладение речевым этикетом.
В 6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются дисперсно на уроках развития речи.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
Тематика содержания учебной программы
в части реализации национально-регионального компонента
Программа по риторике (5–11-й классы) рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 классов под редакцией Т.А. Ладыженской.
№п.п | № урока | Элементы содержание | Количество минут, уроков |
1. | № 11 | Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. | 1 час |
2. | № 12 | Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. | 1 час |
3. | № 15 | Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. | 15 мин. |
4. | № 16 | Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. | 15 мин. |
5. | № 19 | Учимся редактировать | 15 мин. |
6. | № 22 | Редактирование изучаемых речевых жанров. | 15 мин. |
7. | № 23 | Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования. | 15 мин. |
8. | № 24 | Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. | 15 мин. |
9. | № 33 | Учимся отвечать. Разные ответы. | 15 мин. |
10. | № 47 | Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки. | 1 час |
11. | № 54 | Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. | 15 мин. |
12. | № 77 | Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. | 1 час |
13. | № 81 | Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение. | 15 мин. |
14. | № 108 | Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. | 1 час |
15. | № 116 | Рассказы. Выдуманные истории. | 15 мин. |
16. | № 132 | Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. | 1 час |
17. | № 136 | Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью. | 15 мин. |
18. | № 148 | Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. | 1 час |
19 | № 205 | Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. | 15 мин. |
20 | № 206 | Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий. | 15 мин. |
1.10.Школьный компонент программы
Учебный курс русского языка для 5 – 9 классов направлен на всестороннее развитие личности. С этой целью авторы программы реализуют идею межпредметных связей с другими школьными дисциплинами («Русский язык на других уроках»). Они отмечают, что эстетическая функция русского языка раскрывается не только в процессе лингвистического анализа лучших образцов художественной литературы, наблюдений за красотой и богатством языка, но и в процессе осознания
значимости национальной культуры
«Живопись – самое прекрасное из всех искусств: в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями», - это высказывание Поля Гогена взято за основу реализации интегрированного курса «МХК на уроках русского языка». В УК помещены цветные репродукции картин выдающихся русских художников XIX и XX веков. Тематика картин, отражающая проблемы морали, нравственности, семьи, способствует формированию духовного мира. Уроки по обучению написания сочинений по картине, уроки-экскурсии по залам русских музеев с использованием Интернет-ресурсов, комплексный анализ искусствоведческих текстов в полной мере
раскрывают эстетическую и культурологическую функцию русского языка и обогащают внутренний мир школьника.
1.11.Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
1.12.Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.
Познавательные:
- вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;
- формирование научно-лингвистического мировоззрения;
- развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;
- дать необходимый круг знаний по русскому языку.
Практические:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.
1.13.Изменения, внесенные в авторскую программу в соответствии с Примерной программой по русскому языку
Раздел | Дидактические единицы |
Лексикология и фразеология | Основные причины заимствования слов. Основные источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов. Словари неологизмов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественных и публицистических текстах. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления |
Словообразование | Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Словообразовательные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания |
Имя прилагательное | Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи |
Местоимение | Вопрос о местоимении в системе частей речи. Использование местоимения как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи |
Глагол | Правильное употребление глаголов в речи |
Имя числительное | Вопрос о числительных в системе частей речи |
1.14.В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- умения и навыки анализа языкового материала;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- умения и навыки связной речи;
- овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;
- умение видеть строение слова, выделять морфемы;
- умение видеть строение предложений;
- писать различные виды сочинений и изложений;
- развивать устную и письменную монологическую речь.
1.15.Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
1.16.Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
1.17.Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | НРК | Кол-во контрольных | Развитие речи |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ Русский язык как развивающееся явление | 2 | |||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 11 | 2 | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ | 13 | 6 | 1 | 3 |
РАЗДЕЛ IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 27 | 2 | 1 | 4 |
РАЗДЕЛ V. МОРФОЛОГИЯ Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Наречие | 136 22 21 15 22 26 30 | 1 2 1 2 2 | 1 1 1 1 2 1 | 4 3 3 3 5 6 |
РАЗДЕЛ VI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА | 21 | 2 | 1 | 2 |
ИТОГО | 210 | 20 | 35 |
Условные обозначения
Рр – уроки развития речи
РК– уроки реализации национально-регионального компонента
компетенции
Я – языковедческие (лингвистические) компетенции
К – коммуникативные
КР – культуроведческие
3. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М. «Просвещение» 2010 год.
2. В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год.
3. С.С.Колчанова. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 год.
4. О.В.Беляева, О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.Москва «Вако», 2007 г.
5. М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год.
6. Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год.
7. Русский язык. Диктанты. Изложения. Контрольные и проверочные работы. Тесты. Москва. «Экзамен», 2003 год.
8. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва. Линка - Пресс, 2000 год.
9. И.В.Текучева. изложения по русскому языку 5-7 классы. Москва. Астрель. АСТ. 2006 год.
Печатные пособия:
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Мультимедийные пособия:
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М. «Просвещение» 2010 год.
2. В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год.
3. С.С.Колчанова. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 год.
4. О.В.Беляева, О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.Москва «Вако», 2007 г.
5. М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год.
6. Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год.
7. Русский язык. Диктанты. Изложения. Контрольные и проверочные работы. Тесты. Москва. «Экзамен», 2003 год.
8. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва. Линка - Пресс, 2000 год.
9. И.В.Текучева. изложения по русскому языку 5-7 классы. Москва. Астрель. АСТ. 2006 год.
Печатные пособия:
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Мультимедийные пособия:
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
4. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
знать/понимать:
- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
ЧТЕНИЕ:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения;
ПИСЬМО:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
ТЕКСТ:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих
слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарем;
Формы контроля:
- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение (описание пейзажа, помещения);
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом.
5. Контрольно-измерительные материалы.
Название темы | Наименование контрольных работ | Методическая литература |
Повторение изученного в 5 классе. | диктант | Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год. Стр. 109. |
Лексика и фразеология. Культура речи | диктант | В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год. Стр. 122. |
сжатое изложение | И.В.Текучева. изложения по русскому языку 5-7 классы. Москва. Астрель. АСТ. 2006 год. Стр. 66. | |
диктант | Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год. Стр. 115. | |
Словообразование и орфография. Культура речи. | выборочное изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 171. |
изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 11. | |
диктант | В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год. Стр. 178. | |
Имя существительное | сжатое изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр.212 |
диктант | С.С.Колчанова. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 год. Стр. 103. | |
Имя прилагательное | изложение с творческим заданием | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 77. |
диктант | В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год. Стр. 260. | |
Глагол | изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 13. |
изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 15 | |
диктант | В.А.Лебедев. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». Москва «Дрофа» 2006 год. Стр. 344. | |
Числительное | изложение с грамматическим заданием | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 129. |
диктант | Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год. Стр. 134. | |
Местоимение | изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр. 53. |
диктант | Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год. Стр. 138. | |
Повторение изученного в 6 классе | изложение | М.Ю.Никулина. Изложения по русскому языку. 6 класс. Москва Издательство «Экзамен» 2007 год. Стр.18 |
диктант | Контрольные и поверочные работы по русскому языку 5-7 классы. Под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой. Москва Астрель. АСТ, 2005 год. Стр. 145. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Предварительный просмотр:
Тематика содержания учебной программы
в части реализации национально-регионального компонента
(6 класс)
Направление коммуникативное (курс «Риторика»)
Программа по риторике (5–11-й классы) рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 классов под редакцией Т.А. Ладыженской.
№п.п | № урока | Элементы содержание | Количество минут, уроков |
1. | № 11 | Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. | 1 час |
2. | № 12 | Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. | 1 час |
3. | № 15 | Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. | 15 мин. |
4. | № 16 | Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. | 15 мин. |
5. | № 19 | Учимся редактировать | 15 мин. |
6. | № 22 | Редактирование изучаемых речевых жанров. | 15 мин. |
7. | № 23 | Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования. | 15 мин. |
8. | № 24 | Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. | 15 мин. |
9. | № 33 | Учимся отвечать. Разные ответы. | 15 мин. |
10. | № 47 | Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки. | 1 час |
11. | № 54 | Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. | 15 мин. |
12. | № 77 | Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. | 1 час |
13. | № 81 | Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение. | 15 мин. |
14. | № 108 | Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. | 1 час |
15. | № 116 | Рассказы. Выдуманные истории. | 15 мин. |
16. | № 132 | Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. | 1 час |
17. | № 136 | Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью. | 15 мин. |
18. | № 148 | Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. | 1 час |
19 | № 205 | Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. | 15 мин. |
20 | № 206 | Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий. | 15 мин. |
Ладыженская Т.А. Программа по риторике. 5-11 классы // Образовательная система “Школа 21 ”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.
Программа «Школьная риторика», под руководством и редакцией Ладыженской вышли учебники по школьной риторике для 1-11 классов (1992-2004 гг.), получившие гриф Министерства образования и науки РФ.
Школьная риторика: Учебное пособие: 6 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1997 - 2004. (1-е и 2-е перераб. и доп. изд.)
Ладыженская Т.А. Школьная риторика 6 кл. Методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...