Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы изучения синтаксиса"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от “___” _________20__ г. | Утверждено приказом по школе №____ от ______20__г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса "Трудные вопросы изучения синтаксиса"
11А класс
Анохова Наталья Сергеевна
(Ф.И.О. разработчика)
2017 г.
(год составления программы)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2017-2018 учебный год
3 .Календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год
4. Программа разработана Л.Д. Бендарской Программы элективных курсов. Русский язык. 10- 11классы./ сост. Г.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.
Особенности реализации в школе
На изучение курса отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны уметь:
• строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
• грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
• вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
• создавать тексты различных стилей и жанров;
• владеть различными видами монолога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
• соблюдать нормы построения текста;
• адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
• уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
• оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
• совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
Содержание курса
1. Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения. Предложение с точки зрения его структуры (модели). Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структуры и семантики простого предложения. Типы русской интонации.
Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения.
Анализ лирического текста.
2. Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого. Наличие предикативной основы — главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим. Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Типы именных связок. Сложное сказуемое.
Приемы определения сказуемых в трудных случаях.
Тренировочные и исследовательские упражнения.
3. Трудные случаи определения составных сказуемых. Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составных именных сказуемых.
Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами. Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения. Трудности работы с фразеологическими сочетаниями. Трудности работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок — дал залп). Приемы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний.
5. Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основы синтаксической синонимии. Семантические типы простого предложения: бытийные (Москва), квалификативные (Москва — столица России), оценочные (Москва — красивый город; Красавица; Красота!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Москву интенсивно строят; Пойдем в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Связь семантических типов с описанием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляется предложениями активного действия (двусоставными, односоставными определенно-личными, неопределенно-личными, инфинитивными).
Анализ текстов разных типов.
6. Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство. Вопрос о полноте/неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения. Роль неполного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложений, формирующих прерванный текст.
Анализ прозаического и лирического текста.
7. Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов. Именительный представления. Парцелляция. Понятие об энтимеме как средстве выражения медитативного рассуждения в русской лирике и прозе.
Энтимемы Нет и Да в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Отрыв члена предложения как экспрессивное средство. Роль именительного представления в художественном тексте.
Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. Лирика М. Цветаевой, И. Бродского.
8. Синкретичные второстепенные члены предложения. Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. Смысловые и грамматические вопросы. Разновидности синкретичных определений и дополнений. Разновидности синкретичных обстоятельств. Соотносительность синкретизма в простом и сложноподчиненном предложениях. Понятие о переходности. Функциональные омонимы и их синтаксические функции.
Роль синкретизма в художественном тексте. Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения.
Трудные случаи определения приложения.
9. Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство. Система осложнения простого предложения. Полупредикативные и неполупредикативные обособленные члены предложения. Синонимия простых предложений с обособленными определениями и обстоятельствами и сложными предложениями.
Функции разделительных и выделительных знаков препинания.
Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое экспрессивное средство.
10. Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса. Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. Анализ стихотворений.
Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов.
11. Типология и анализ сложного предложения. Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Синонимия в системе сложных предложений. Синонимия в системе сложных и простых предложений. Роль союзов в типологии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
12. Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.
Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частицами в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения.
13. Период как средство экспрессивного синтаксиса. Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве. Разные структуры периода: многокомпонентное сложноподчиненное предложение с однородными препозитивными придаточными, простое предложение, осложненное рядами однородных членов.
Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова и т. д.
14. Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи. Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения (МСП) с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нем. Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении (МСП) с разными типами связи.
Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях.
«Онегинская строфа» как МСП.
15. Предложения с несобственно-прямой речью. Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа.
Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке.
Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого «Война и мир», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
16. Принципы русской пунктуации. Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил.
Систематизация знаков препинания в простом предложении.
Систематизация знаков препинания в сложном предложении.
Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах.
Варианты пунктуации.
17. Авторские знаки. Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысловых фрагментов предложения.
Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, И. Бродского и др.).
Авторские знаки препинания в прозаических произведениях.
Тематическое планирование средства контроля
Содержание | Количество часов |
Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения | 14 |
Синкретичные второстепенные члены предложения | 6 |
Типология и анализ сложного предложения | 6 |
Период как средство экспрессивного синтаксиса | 2 |
Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи | 2 |
Предложения с несобственно-прямой речью | 2 |
Принципы русской пунктуации | 2 |
Авторские знаки | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |
План | Факт | ||||
1 | Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения | 1 | |||
2 | Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения | 1 | |||
3 | Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого | 1 | |||
4 | Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого | 1 | |||
5 | Трудные случаи определения составных сказуемых | 1 | |||
6 | Трудные случаи определения составных сказуемых | 1 | |||
7 | Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами | 1 | |||
8 | Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами | 1 | |||
9 | Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии | 1 | |||
10 | Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии | 1 | |||
11 | Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство | 1 | |||
12 | Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство | 1 | |||
13 | Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы | 1 | |||
14 | Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы | 1 | |||
15 | Синкретичные второстепенные члены предложения | 1 | |||
16 | Синкретичные второстепенные члены предложения | 1 | |||
17 | Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство | 1 | |||
18 | Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство | 1 | |||
19 | Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса | 1 | |||
20 | Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса | 1 | |||
21 | Типология и анализ сложного предложения | 1 | |||
22 | Типология и анализ сложного предложения | 1 | |||
23 | Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными | 1 | |||
24 | Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными | 1 | |||
25 | Период как средство экспрессивного синтаксиса | 1 | |||
26 | Период как средство экспрессивного синтаксиса | 1 | |||
27 | Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи | 1 | |||
28 | Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи | 1 | |||
29 | Предложения с несобственно-прямой речью | 1 | |||
30 | Предложения с несобственно-прямой речью | 1 | |||
31 | Контрольная работа за год | 1 | |||
32 | Принципы русской пунктуации | 1 | |||
33 | Авторские знаки | 1 | |||
34 | Авторские знаки | 1 |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - 2012.
2.Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. Элективный курс. - М.,2013.
3. Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Элективный курс. - М.,2012.
4. БендарскаяЛ.Д. Программы элективных курсов. Русский язык. 10- 11классы./ сост. Г.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.
4. Федоров А.К. Трудные вопросы изучения синтаксиса. - М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения над порядком слов при изучении синтаксиса.
Презентация помогает показать, как особое расположение слов становится основой выразительных средств....
Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на осн...
изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале
Подборка предложений различных конструкций на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...
Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс
Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...
Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...