Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Синюков Илья Сергеевич

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.

Вид элективного курса — предметный.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету; так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к итоговой аттестации по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogramma_elektiv_obshchestvo_10_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв»

________________________________________________________________________

197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Приморское шоссе, дом 356, тел. (812) 437-34-60, 437-34-22, 437-25-35

Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______

Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______

Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______

Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______

Рабочая программа

элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания»

для учащихся 10 класса

Срок реализации: 1 год

Автор: учитель истории и обществознания Синюков Илья Сергеевич

Санкт – Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе:

Александрова С.В., Волкова Т.П. «Программы элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов» (68 часов) № протокола 1/ 13 мая 2016, СПБ, АППО, 2016. и на основе ОП «ГБОУШИОР»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.

Вид элективного курса — предметный.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету; так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к итоговой аттестации по предмету.

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми предметными и метапредметными умениями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Целевые установки курса:

• актуализировать у учащихся темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного. характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

• формировать метапредметные умения учащихся, в контексте обществоведческой подготовки: при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Методы обучения.

Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов.

Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты, цифровые образовательные ресурсы.

Основные технологии обучения:

  1. модульно – блочная технология;
  2. дистанционные технологии

Характерные для учебного курса формы организации занятий:

лекция, практическое занятие, видеоурок, учебная экскурсия; проектная, игровая деятельность; индивидуальная, парная и групповая формы обучения.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущий, промежуточный, итоговый).

Текущий контроль: тест, устный опрос, практическая работа

Промежуточный контроль: тест, эссе, практическая работа

Итоговый контроль: написание и защита проекта.

Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс:

  1. Сравнительно небольшой количественный состав классов, дающий возможность индивидуальной работы.
  2. Различный уровень знаний и подготовки учащихся.
  3. В связи с частым выездом учащихся на сборы необходимо сочетание очных и заочных форм обучения.

Программа ставит целью:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по обществознанию.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также защиты итогового проекта.


Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию:

структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).

2. Актуальные вопросы обществоведческого содержания (32 ч.).

2.1 Содержательные линии «Общество, духовная жизнь общества»:

ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).

Ключевые понятия: Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий.

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути ею разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Трудные вопросы. Характеристика понятия социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии

и проблемные вопросы (8 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

3. Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Учебно-тематический план для 10  классов.

п\п

Наименование разделов и тем

Всего блоков

В том числе

Формы занятий

Теоретических

Практических

1.

Актуальные вопросы обществоведческого содержания

16

6

10

Практикум лекция, тренинг по выполнению заданий ЕГЭ части 1, 2.

Содержательные линии

«Общество, Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы

4

2

2

Практикум лекция, тренинг по выполнению заданий ЕГЭ части 1.

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

4

2

2

Лекция, семинар, тренинг по выполнению заданий ЕГЭ части 1.

«Социальные отношения»: образ основных позиций сложные вопросы

4

1

3

Лекция, практикум, тренинг по выполнению заданий ЕГЭ части 1, 2

Содержательная линия «Право»: основные

теоретические положения и

проблемные вопросы

4

1

3

Семинар- практикум, тренинг по выполнению заданий ЕГЭ части 1, 2

.

Итоговая зачетная работа

1

1

Защита проекта

Итого в 10-х классах: 17 блоков, 34 часа

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет: Элективный курс «Актуальные вопросы изучения обществознания»

Классы: 10  

Учитель: Синюков И.С.

Кол-во часов за год: 34

В неделю 1 час в неделю

Плановых контрольных работ: 1

Основное пособие для учащихся:

Баранов П.  А., Шевченко С. В. Обществознание. ЕГЭ - учебник. М.: Астрель, 2018.

Планирование составлено на основе: Александрова С.В., Волкова Т.П. № протокола1/ 13 мая 2016  Программа  элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (68 часов) СПБ, АППО, 2016

Поурочно-тематическое планирование

Тема блоков

Тип урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

Планируемые результаты усвоения

1,2,3,4

Содержательные линии

«Общество, Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы

Комбинированный урок с элементами практикума

Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь.Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль.

-объясняют характерные признаки определенного понятия, черту социального явления

(процесса)

-дают определение понятиям (социальным явлениям, процессам)

- анализируют и сравнивают признаки понятий

Фронтальный опрос. Тест. Практическая работа.

Решение индивидуальных вариантов на сайте «Решу ЕГЭ» по теме «Общество, Духовная жизнь общества»

Знают:

- отличительные признаки и характеристики понятий

понятия

- алгоритм построения ответа при описании и анализе графиков и диаграмм

Умеют:

- выявлять смыслы (значения) определённого понятия;

- распознавать существенный признак определённого понятия, характерную черту социального явления (процесса), элемент его описания;

- сравнивать социальные объекты, их характерные черты, устанавливать сходство либо различие.

5,6,7,8

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

Комбинированный урок с элементами практикума

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности..

 Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация.

-анализируют  фактическую правильность/неправильность обществоведческих суждений  

Фронтальный опрос. Тест. Практическая работа.

Решение индивидуальных вариантов на сайте «Решу ЕГЭ» по теме «Человек. Познание»

Знают:

- отличительные признаки и характеристики понятий

понятия

- алгоритм построения ответа при описании и анализе графиков и диаграмм

Умеют:

- оценивать различные суждения о социальных объектах на основе полученных социально-гуманитарных знаний;

- оценивать различные суждения о действиях и поведении людей с позиций общественных ожиданий и представлений о рациональности.

9, 10, 11,12

 «Социальные отношения»: образ основных позиций сложные вопросы

Комбинированный урок с элементами практикума Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути ею разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.

- описывают отличительные черты социальных понятий

- характеризуют  и приводят примеры социальных понятий

-дают сравнительную характеристику социальным объектам

 

Фронтальный опрос. Тест. Практическая работа.

Решение индивидуальных вариантов на сайте «Решу ЕГЭ» по теме «Социальные отношения»

Знают:

- отличительные признаки и характеристики понятий

понятия

- алгоритм построения ответа при описании и анализе графиков и диаграмм

Умеют:

- выявлять смыслы (значения) определённого понятия;

- распознавать существенный признак определённого понятия, характерную черту социального явления (процесса, элемент его описания;

- выявлять понятие (социальное явление, процесс) на основе его определения;

- сравнивать социальные объекты (явления, процессы, их характерные черты) и устанавливать сходство либо различие.

13, 14, 15, 16

«Право»: основные

теоретические положения

содержательной линии и

проблемные вопросы

Комбинированный урок с элементами практикума

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

- различать и характеризовать основные правовые понятия

-отличать и анализировать черты правового явления

-давать аргументированный ответ и определять правовые понятия на основе их определения и признаков

Фронтальный опрос. Тест. Практическая работа.

Решение индивидуальных вариантов на сайте «Решу ЕГЭ» по теме «Право»

Знают:

- отличительные признаки и характеристики понятий

понятия

- алгоритм построения ответа при описании и анализе графиков и диаграмм

Умеют:

- выявлять смыслы (значения) определённого понятия;

- распознавать существенный признак определённого понятия, характерную черту правового явления (процесса), элемент его описания;

- определять понятие (правовое явление, процесс) на основе его определения;

- определять понятие (правовое явление, процесс) на основе его существенного признака (проявления, характеристики);

- сравнивать правовые явления, их характерные черты.

17

Итоговая зачетная работа

Итоговая зачетная работа

Контрольная работа.

Работа над ошибками


Критерии оценки знаний

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»

(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ

4. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка «1»: ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков

 


Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

Список литературы для учащихся:

1. Лазебникова А.Ю., Рутковская ЕЛ., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009.- №10.

2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // . Оценка качества образования. — 2008.- № 6 .

Баранов П.  А., Шевченко С. В. Обществознание. ЕГЭ-учебник. М.: Астрель, 2018.

Программное и учебно-методическое обеспечение.

Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов в неделю, общее количество часов

Базовый учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое обеспечение

Александрова С.В., Волкова Т.П. № протокола1/ 13 мая 2014

Программа

элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов

(68 часов) СПБ, АППО, 2016

1 час в неделю, в течение двух лет обучения (10-11 классы)

Баранов П.  А., Шенченко С. В. Обществознание. ЕГЭ-учебник. М.: Астрель, 2018.

 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009.- №10.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // . Оценка качества образования. — 2008.- № 6 .


Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов):

  1. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass
  2. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/obsh   тест
  3. https://ege.yandex.ru/social/  решение тестов
  4. http://soc.reshuege.ru/ решу ЕГЭ
  5. http://pwpt.ru/presentation/ekonomika/bezrabotitsa_v_rossii/
  6. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/grazhdanskoe-pravo



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс

1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся.  4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс

       Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширит...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...