Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на основе метода критического мышления. Включено тематическое планирование раздела «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе по учебнику Т.А Ладыженской, М.Т. Барановым. Рассмотрены этапы изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе.
В приложении помещён Конспект урока «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 кл. Урок мной был проведён, ребятам такие уроки нравятся. На таких уроках в работу включены все ученики и это им интересно. Есть возможность получить хорошую оцтметку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_po_attest.zip | 108.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Овсянковская основная общеобразовательная школа
Изучение синтаксиса и пунктуации
на уроках русского языка в 5 классе
с использованием информационно-коммуникативных технологий
Выполнила: Куклина Н.Г.
( учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории.).
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
I. Роль приемов технологии компетентностного подхода
«Развитие критического мышления на уроках русского языка 5
II. Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием
приёмов компетентностного подхода на основе метода
критического мышления.
1. Раздел «Синтаксис и пунктуация» в начальной школе и
5 классе...........................................................................................6
2. Тематическое планирование раздела «Синтаксис и пунктуация»
в 5 классе.........................................................................................8
3. Этапы изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе...9
Заключение........................................................................................14
Литература........................................................................................15
Приложение
Конспект урока «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»...........................................................................................................16
Введение
В данной работе представлена тема «Изучение синтаксиса и пунктуации в 5
классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода
«Развитие критического мышления на уроках русского языка
технологий». Тема «Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе» занимает
одно из центральных мест в программе изучения русского языка в 5 классе.
Изучение «Синтаксиса и пунктуации» способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ). В ХХI в. проблема связной и логичной речи стоит особенно остро, так как это век «краткого и быстрого» общения. Оно сложилось под влиянием быстро развивающихся электронных технологий (телефонные разговоры, sms и электронная почта), поэтому изучение синтаксиса и пунктуации актуально в наше непростое, с точки зрения общения, время.
Особое внимание названным темам следует уделить именно на начальном этапе, то есть в 5 классе, когда закладывается база знаний по русскому языку.
Изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» позволяет сформировать у учащихся следующие знания, умения и навыки:
- выделять словосочетания из предложения и конструировать
собственные;
- уметь использовать словосочетания в тексте;
- находить грамматическую основу предложения;
- знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения
и уметь находить их в предложении;
- распространять предложение второстепенными членами;
- определять количество грамматических основ в составе сложного
предложения и уметь составлять схемы предложений;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ.
- уметь ставить следующие знаки препинания завершения:
точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
знаки разделения и выделения: запятую при однородных членах, при одиночном обращении, между частями сложного предложения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога; двоеточие после обобщающего слова при однородных членах; знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними).
Цель работы: разработать методику лучшего изучения и освоения раздела «Синтаксис и пунктуация» для сознательного пользования языковыми средствами.
Задачи:
- 1) изучить и проанализировать методические комплексы, в которых представлена названная тема;
- 2) выявить закономерности представления темы в учебной литературе;
- 3) разработать собственный комплекс упражнений, направленных на лучшее усвоение раздела «Синтаксис и пунктуация»;
- 4) апробировать разработанную методику на уроках русского языка в 5 классе.
I. Роль приемов технологии компетентностного подхода.
«Развитие критического мышления на уроках русского языка»
Новое в понимании КМ.
Открытость для новых идей.
Стремление к избеганию ошибок в собственных суждениях.
Знание разницы между возможно правильным и неправильным.
Осознание своего непонимания.
Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок.
Этапы применения технологии КМ:
1.Вызов.
2.Осмысление .
3.Рефлексия».
С точки зрения традиционного урока совершенно очевидно, что эти этапы не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового
несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Первый этап: вызов
Присутствие вызова на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Второй этап: осмысление
Стадия осмысления помогает ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третий этап: рефлексия.
На этапе рефлексии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
Технология КМ дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Приобретают необходимые умения:
Применять в спорах аргументы.
Смотреть на старые идеи с новой точки зрения.
Отличать факты от предположений.
Различать обоснованные и необоснованные оценки.
Выделять причинно-следственные связи.
Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале.
Преимущества технологии КМ для учителя:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
- Изучение синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления на уроках русского языка»
1. Раздел «Синтаксис и пунктуация»
в начальной школе и в 5 классе.
Под синтаксисом (от греч. «syntaxis» — построение, порядок) в языкознании понимается 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
Синтаксический уровень – высший уровень языка, основывающийся на предыдущих уровнях: фонетике, словообразовании и морфологии. Изучая раздел «Синтаксис» у учащихся формируется целостное представление
о языке как системе, в которой взаимосвязаны все уровни. Основные единицы синтаксиса словосочетание и предложение.
Под пунктуацией (от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте. Пунктуация и синтаксис взаимосвязаны. Знакомство учащихся с синтаксисом и пунктуацией начинается в начальной школе.
К концу 4 класса учащиеся, в большинстве своем, успешно справляются с задачей: находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены; выполнять разбор по членам предложения; определять частеречную принадлежность слов: существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, (как ознакомление); выделять словосочетание и составлять собственные словосочетания; находить однородные члены предложения и составлять свои предложения с однородными членами, поэтому отрабатывать ранее полученные умения необходимо не путем простого повторения уже известного из курса начальной школы, а на более высоком уровне, на более трудных примерах.
Кроме повторения полученных в начальной школе знаний по курсу «Синтаксис» (знания о том, что грамматическую основу составляет подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое выраженное глаголом, что предложение состоит из словосочетаний) в 5 классе учащиеся знакомятся с разными видами словосочетаний (именное и глагольное), получают новые знания, касающиеся возможности выступать в качестве главных членов предложения других частей речи, например, прилагательных (Воздух чист), а также сочетаний слов (Три девицы под окном пряли поздно вечерком; Миша с дедушкой вышли из дома к вечеру и т.д.). Учатся определять количество предложений в составе сложного и определять вид сложного предложения (сложносочиненное и сложноподчиненное). Обучаются отличать простое предложение от сложного, определять виды предложений по цели высказывания и интонации, получают представление о понятиях обобщающее слово, обращение, прямая речь, диалог, формируется умение выполнять полный синтаксический разбор простого предложения и т.д.По окончании изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» учащиеся должны владеть всем комплексом знаний по названному разделу, заданных тематическим планированием.
2. Тематическое планирование раздела «Синтаксис и пунктуация»
в 5 классе
Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
на 2009-2010 учебный год
Раздел: «Синтаксис и пунктуация»
Учебник Русский язык 5 класс.
Составители: Т,А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
.
№ | Синтаксис и пунктуация | 30+7 | Дата |
1 | Синтаксис и пунктуация | 1 | |
2 | Знакомство со словосочетанием. | 1 | |
3 | Виды словосочетаний. | 1 | |
4 | Разбор словосочетаний | 1 | |
5 | Предложение | 1 | |
6 | Изложение. | 1 | |
7 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
8 | Составление предложений. | 1 | |
9 | Восклицательные предложения | 1 | |
10 | Сочинение. | 1 | |
11 | Члены предложения. Главные члены. | 1 | |
12 | Подлежащее. | 1 | |
13 | Сказуемое | 1 | |
14 | Исследовательская работа по определению главных членов предложения. | 1 | |
15 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
16 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | |
17 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
18 | Закрепление навыков нахождения второстепенных членов предложения. | 1 | |
19 | Исследовательская работа «Роль сущ. в предложении | 1 | |
20 | Работа по схемам предложений. | 1 | |
21 | Предложение с однородными членами. | 1 | |
22 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
23 | Обобщающее слово в предлож. с однородн. членами | 1 | |
24 | Сочинение. | 1 | |
25 | Предложения с обращениями | 1 | |
26 | Письмо | 1 | |
27 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | |
28 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | |
29 | Простые и сложные предложения | 1 | |
30 | Союзные сложные предложения. | 1 | |
31 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | |
32 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | |
33 | Диалог. | 1 | |
34 | Изложение. | 1 | |
35 | Обобщение по теме «Синтаксис». | 1 | |
36 | Повторение. | 1 | |
37 | Контрольный диктант | 1 |
Знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация» должны усваиваться учащимися, не только теоретическим путем (выучивание правил), но и практическим путем, выполняя различные упражнения.
3. Этапы изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе с позиций семантического синтаксиса.
Общепризнано, что синтаксическая теория в школьном курсе русского языка нужна для сознательного пользования языковыми средствами. Достижению этой цели способствует привлечение материала по семантическому синтаксису, что было сделано при доработке учебника русского языка для V класса составителями Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, Л.А.Тростенцовой.
В современной лингвистике существуют разнообразные подходы к изучению смысловой организации предложения. Семантическая основа вводного курса синтаксиса учебника V класса построена частично на данных того направления семантического синтаксиса, согласно которому предложения рассматриваются как наименование определенного типа положения вещей, как отражение фрагмента действительности. Семантический подход к синтаксическим положениям реализован или усилен в$ 24 «Синтаксис», $26 «Словосочетание»,$ 28 «Предложение»,$ 31-32 «Главные члены предложения. Подлежащее»,$ 33 «Сказуемое».
Первый этап — изучение темы «Словосочетание».
Введение $24 «Синтаксис» соответствует общей направленности учебника знакомить пятиклассников с предметом изучения каждого из разделов. Ученики запоминают определение: «Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения» (см. с. 47 учебника). С предложением и словосочетанием школьники познакомились в начальных классах, новым для них будет усвоение самой формулировки научного определения. По этой модели построены определения предмета изучения и в других разделах учебника. Поэтому полезно привлечь внимание учеников к синтаксическим конструкциям, используемым для построения определений в научной речи: (Синтаксис — это раздел...); (Синтаксис есть...); (Раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетание и предложение, называется...); (Синтаксисом называется...). Овладение этими конструкциями научной речи начинается в курсе синтаксиса. В зависимости от уровня подготовки учащихся своего класса использую все, или часть этих конструкций.
Материалы для наблюдений в начале $ 24 и в упр. 116 акцентируют внимание на том, что предложение является отражением внеязыковой действительности, соотнесено с обозначаемой им ситуацией, фрагментом действительности.
$ 26 «Словосочетание». В нём усилено внимание к словосочетанию как средству номинации. В материале для наблюдений словосочетание рассматривается в направлении от заданного смысла к средствам его выражения. С этой целью в текст для наблюдений включено неизвестное ученикам слово «хайлэндеры» — порода шотландских коров. Анализируя данные в тексте словосочетания, ученики как бы отгадывают загадку, приходят к выводу, что неизвестное им слово называет домашнее животное. Обычно этот анализ протекает в форме беседы при большой активности школьников. В дальнейшем ученики сами подбирают незнакомые слова и предлагают узнать, о каком предмете идет речь, включив подобранное слово в словосочетания. Они называли такие словосочетания: быстрая (стремительная, стройная, отважная, охотничья) слюгги; высокоурожайный (скороспелый, светло-зеленый, вкусный) ролик и т. д. Прослушав словосочетания, ученики делали вывод, что слюгги — это собака А тот, кто назвал слово, уточнял, что это борзая африканского происхождения; ролик — растение (сорт кабачков). Так в форме игры ученики усваивают номинативную функцию словосочетания и овладевают одним из приемов толкования лексического значения слов. В параграфе усилено внимание к смысловой связи слов в словосочетании. С этой целью дано упр. 122 — отрывок из стихотворения Ю. Владимирова. В этом стихотворении действие развивается по законам анекдота, основанного на путанице. Устраняя эту путаницу, ученики понимают, что значит смысловая связь слов в словосочетании. Устанавливая смысловые связи в упр. 124, пятиклассники повторяют материал о разграничении звука и буквы.
Второй этап — изучение темы «Предложение».
$ 28 «Предложение». Принципиально новым для пятиклассников является изучение предложения как отражения внеязыковой действительности. На семантику предложения обращено внимание в материале для наблюдений на с. 56. В тексте для наблюдений предложение сравнивается с фотографией, потому что оно тоже отражает какое-то событие, факт, фрагмент, «кусочек» действительности. Для подтверждения, что предложение содержит признаки отражаемых им событий, ученики по заданию в материале для наблюдений составляют 3—4 предложения, описывающих одну и ту же картину, но по-разному, в зависимости от изменений в самой описываемой действительности.
Например:
1) За рекой угадывается лес (лес находится далеко).
2) За рекой виден лес (неизвестно, далеко или близко от дома лес).
3) За рекой темнеет лес (лес или далеко, или это лиственный лес зимой).
4) За рекой зеленеет лес (очевидно, лес хвойный или лиственный весной
или летом).
5) За рекой желтеет лес (лиственный лес осенью).
Важно иметь в виду, что в этих предложениях чувствуется присутствие говорящего, который смотрит на лес. Именно говорящий оценивает удаленность леса (угадывает), его цвет (зеленеет, желтеет и т. д.).
Пятиклассники ориентируются на подход к предложению как предложению-высказыванию; материал для наблюдений приучает ребят соотносить предложения-высказывания с явлениями действительности, составлять высказывания, единицы речи, оформленные по законам языка.
Для закрепления у школьников привычки составлять на уроках русского языка содержательные предложения использую тематику из учебного пособия А. Д. Дейкиной, Ф. А. Новожиловой «Тексты-миниатюры на уроках русского языка». Ученики составлять предложения, в которых описываются вид за окном, принесенный цветок, часть дороги в школу, последние цветы осени, сегодняшняя погода, любимые животные, а особенно дети любят слушать музыку природы на экскурсиях, а потом записывают, составляя миниатюры и т. д.
$ 31-32 «Главные члены предложения. Подлежащее». В этих параграфах усилено внимание к семантике подлежащего, что отражено в определении: «Подлежащее называет того, кто действует, испытывает какие-либо состояния, обладает определенным признаком». Для иллюстрации этого положения предлагается найти в упр. 157, 158 производителя действия или носителя состояния (и рады мы...); определить, каким членом предложения является название производителя действия или носителя состояния. Как и всегда, для учеников показателем семантики подлежащего служит вопрос кто? или что?
$ 33 «Сказуемое». В отображении отрезка, фрагмента действительности главную роль играет сказуемое. Поэтому в параграфе учебника три упражнения (163, 164, 165) помогают ученикам понять, что в сказуемом сконцентрирована основная информация о фрагменте, отрезке действительности и выбор сказуемого определяет, какой отрезок, «кусочек» действительности отражает предложение, учесть позицию говорящего. Выполняя упр. 163, ученики составляют примерно такие предложения:
1) За поворотом дороги показалось море. Между горами за поворотом дороги мелькнуло море.
2) Под яркими лучами солнца море искрится, переливается.
3) В лунную ночь море серебрится. Во время бури море волнуется, бунтует, ревет, рокочет.
Упр. 164 помогает понять, что по значению глагола-сказуемого можно восстановить воссоздаваемый предложением «кусочек» действительности. Меньше всего информации в предложении В комнату вошла Наташа. Предложения с остальными глаголами-сказуемыми позволяют представить более конкретно отрезок, фрагмент действительности:
1. Наташа в комнату вбежала. | 1. Очевидно, что-то случилось. |
2. Наташа в комнату влетела. | 2. Вбежать поспешно (влететь) могло заставить волнение. |
3. Наташа в комнату впорхнула. | 3. Легко и быстро вбежать (впорхнуть) могла тоненькая, изящная девочка (девушка). |
4. Наташа в комнату вплыла. | 4. Наташа представляется полной, крупной, поэтому она плавно, медленно входит в комнату. |
5. Наташа пробралась в комнату. | 5. Она вошла в комнату тихо, незаметно. Ей не нужно было, чтобы ее видели. |
6. Наташа протиснулась в комнату. | 6. Или в комнате очень много народу, или Наташа очень крупная, а дверь в комнату узкая. |
В упр. 165 требуется употребить один из данных (см.: «Для справок») глаголов речи. Все глаголы-сказуемые объединены этим признаком, но в зависимости от ситуации глаголы-сказуемые поясняются разными обстоятельствами (жалобно, еще пронзительнее, настойчиво, громко), что и предопределяет выбор сказуемого в каждом из предложений. Таким образом, у школьников закрепляется понимание роли сказуемого как важнейшего языкового средства соотнесения предложения с отрезком, фрагментом действительности.
Достаточно внимания нужно уделить и второстепенным членам.
$36-39.»Второстепенные члены предложения». Для закрепления можно использовать задание по распространению предложения, состоящего только из грамматической основы. (Стоит дом. Солнце светит. и др.). Данное упражнение можно осложнить заданием по составлению распространённых предложений, здесь хорошо работает приём письмо по кругу.( Он предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый вписывает своё слово, чтобы в итоге получилось красивое предложение. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину). Как правило, учащиеся очень стараются, подбирая слова в предложение, получаются различные предложения, так формируется логическое мышление, речь и проявляется активность учащихся.
Связь синтаксиса и пунктуации особенно ясно проявляется при работе с однородными членами, обращением, прямой речью и диалогом.
При обучении синтаксису обязательно использование средств зрительной наглядности: графических схем словосочетаний и предложений, интонационных конструкций, а также различных таблиц. Подчеркивание с помощью условных обозначений предложений облегчает ученикам анализ синтаксического строя и пунктуационного оформления своей и чужой речи, помогает осознанному порождению представленных в виде схем различных по структуре предложений. Наглядное изображение интонационных конструкций полезно для развития речевого слуха учащихся, что повышает выразительность устной речи учеников и способствует формированию пунктуационных умений и навыков. Ценность использования схем, условных подчеркиваний состоит в том, что для ученика они становятся зрительно воспринимаемым результатом овладения учебно-языковым синтаксическим умением, а для учителя — средством контроля. При использовании средства зрительной наглядности добиваюсь того, чтобы: 1) школьники подчеркивали грамматические основы предложений в процессе письма (а не после того, как текст написан); 2) графическое обозначение синтаксических конструкций стало обязательным компонентом выполнения письменных заданий.
Школьники в начальных классах обучены графическому обозначению моделей словосочетаний; подчеркиванию главных членов предложения и второстепенных членов (без разграничения видов второстепенных членов); составлению схем сложного предложения, схем прямой речи (со словами автора, стоящими перед прямой речью). Последовательность ввода и закрепления в параграфах учебника для V класса условных обозначений, фиксирующих формирование у школьников учебно-языковых синтаксических и пунктуационных умений, отражает данная ниже таблица.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы. (что я знаю по теме: ), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
№ п/п | Условные обозначения | Условные обозначения, | ||
известные по | закрепленные | вновь вводимые в учебник | ||
1 | Словосочетание
| + | $26-27 |
|
2 | Подлежащее | + | $32-39 |
|
3 | Сказуемое | + | $32-39 |
|
4 | Дополнение |
|
| $37 |
5 | Определение |
|
| $38 |
6 | Обстоятельство |
|
| $39 |
7 | Однородные члены:
|
|
| $40-41 |
8 | Обращение |
|
| $42 |
9 | Простые предложения | + | $28-44,45,46 |
|
10 | Сложные предложения |
|
| $ 46-47 |
11 | Прямая речь | + | $48 |
|
12 | Диалог |
|
| $49 |
(заполняется постепенно)
Также на основе использования условных обозначений ученики выделяют из предложений словосочетания, производят их классификацию; делают синтаксический разбор простых и сложных предложений; обозначают элементы, осложняющие простое предложение; показывают строение предложений с прямой речью. Все эти условные обозначения используются как наглядная опора при самостоятельном составлении учениками тех или иных синтаксических структур. В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» задания с использованием условных обозначений имеются в значительном количестве. Повторение изученного (с. 105—107) проверяет усвоение учениками условных обозначений, фиксирующих понимание синтаксических структур (см. упр. 251, 252). Чтение и составление схем, таблиц исчерпывающе представлено в пособии В. П. Озерской «Изучение морфологии на синтаксической основе». Интересная работа со схемами предложена в книге Т. А. Ладыженской и Л. М. Зельмановой «Практическая методика русского языка. 5 класс» (М., 1995. — С. 114—118).
Другое дело — условные знаки для обозначения интонации.
В учебнике рассматриваются не все компоненты интонации, а лишь следующие:
— направление движения основного тона. Оно может быть ровным: ; нисходящим: ; восходящим: ; восходяще-нисходящим: ; — наличие пауз: |.
В области интонации ученики должны правильно членить текст на ритмико-смысловые единства (на синтагмы, речевые такты), слитно произносить синтагмы, читать с опорой на интонационную разметку текста, учитывать интонацию при применении пунктуационных правил.
В $41 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» графически показаны в правиле особенности перечислительной интонации: сочетание восходящего тона при перечислении однородных членов с ровным тоном произнесения остальных членов предложения. Для звательной интонации $42 «Предложения с обращениями» типичен восходяще-нисходящий тон: Вера (), возьми книгу. Интонация предупреждения при прямой речи наглядно представлена в $48 -49 №241, 242 и др.
Учащимся нужно достаточно уделить внимания формированию пунктуационных умений и навыков. Необходимо объяснить, что от постановки знаков препинания зависит не только акцентирование внимания на каких-либо отрезках предложения, но и тип предложения по цели высказывания. Популярным является предложение Казнить нельзя помиловать, в котором от постановки знаков препинания зависит смысл. Важно сформировать у школьников положительное, ответственное отношение к пунктуационному оформлению собственных письменных текстов.
В процессе изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» важно проводить текущий и итоговый контроль за формирование базовых синтаксических умений и навыков, которые в дальнейшем будут только закрепляться и обогащаться. Контроль можно проводить в следующих формах:
Составление кластеров на проверку изученного материала.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой групп предлагается задать вопросы по заданному материалу.
«Учебный мозговой штурм».
Самостоятельные работы (анализ словосочетаний, представленных в готовом виде и найденных в предложении. синтаксический разбор предложений; контрольное списывание упражнений с заданием вставить недостающие знаки препинания и др);
Тест по теме «Синтаксис и пунктуация».
Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».
Задания по развитию речи: Мини-сочинение по пяти словам, мини-изложения и др.
Обобщающий урок в игровой форме (см. Приложение «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»);
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Как отмечалось выше, в качестве дидактических материалов важно использовать отрывки из прозаических и лирических текстов. Это оживляет уроки, активизирует внимание учащихся, развивает их память и повышает и общую языковую культуру школьников.
Заключение
В разделе «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе изучению новых тем и новых понятий, а также закреплению знаний, умений и навыков, полученных в начальной школе, необходимо уделять особое внимание. Для лучшего усвоения материала традиционных форм и методов недостаточно. Сейчас время инновационных технологий, и их внедрение на уроках русского языка очень результативно, как показала данная работа.
Для того чтобы в старших классах учащиеся допускали минимальное количество пунктуационных ошибок, необходимо иметь четкое представление о том, какие конкретные умения и навыки по синтаксису и пунктуации должны быть сформированы у учащихся в 5 классе.
Разработанные упражнения позволили научить школьников:
- выделять словосочетания из предложения;
- находить грамматическую основу в составе простого и сложного предложений;
- различать второстепенные и главные члены предложения;
- видеть, чем осложнено предложение (однородные члены, обобщающее слово);
- определять вид предложения по количеству грамматических основ (сложное и простое) и составлять схемы предложений;
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.
- оформлять обращение, прямую речь, диалог;
- использовать словосочетания и предложения в речи.
Формированию названных умений и навыков способствовали разработанные упражнения, которые также направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания и связной речи учащихся.
Литература
1.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
2.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
3.Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
4.Учебная программа курса «Технологии компетентностно-
ориентированного образования: «Развитие критического мышления через
чтение и письмо»
5.Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
6. Русский язык 5 класс.
Составители: Т,А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
7.Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов под редакцией
М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
8. Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского
языка».
Составители: В.Н.Пташкина. К.Е.Виноградова и др.
Приложение
Конспект урока
Тема: Обобщающий урок-игра по теме
«Синтаксис и пунктуация в 5 классе».
Тип урока: Обобщение изученного материала.
Место урока в системе уроков по теме: Заключительный урок.
Методы и приёмы: Метод критического мышления, приёмы: мозговой штурм, составление кластера, работа в парах.
Оборудование урока: Раздаточный материал 5 кл. компьютер, диск «Русский язык в 5 классе».
Технология: Метод критического мышления.
Используемая литература:
Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
Русский язык 5 класс. Составители: Т,А. Ладыженская,М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов под редакцией
М.Т. Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского.
Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского языка». Составители: В.Н.Пташкина. К.Е.Виноградова и др.
Цели:
1) обучающая:
способствовать формированию навыков обобщения знаний, умений по изученной теме, умения пользоваться основными единицами синтаксиса - “словосочетание”, “предложение”, “текст”; умения отличать словосочетания от предложения, выполнения синтаксического разбора, постановки знаков препинания;
2) развивающая:
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;
3) воспитывающая:
воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих в
классе, запись учениками числа. 2мин.
2. Повторение и закрепление пройденного материала 40 мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы | ||||||||||
Слово учителя 3 мин.
Составление кластера. (ответы на поставленные вопросы) 6 мин. Слово учителя Работа в карточках в парах. 7 мин. Индивидуальное дополнительное задание. Проверка по компьютеру, оценка в таблице. Слово учителя. Работа в группах и индивидуальные ответы учащихся. 7 мин. Аналитическая беседа (проверка: обмен тетрадями, выставле-ние оценки) . Слово учителя. 5 мин. Дифференцирован-ная работа.
Исправленный вариант. Слово учителя. Диктует учитель. Аналитическая беседа . Слово учителя. 6 мин. . Работа в группах и индивидуальные ответы учащихся по чужим работам. Что должно получиться. . Слово учителя. 4 мин. Индивидуальная работа, с проверкой по цепочке. Что должно получиться. Слово учителя. 3 мин. Корректировка индивидуальных карточек. Слово учителя. | Учитель: Дорогие ребята! Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок – обобщающий, систематизирующий полученные знания. Урок пройдет в форме игры. ( Класс поделён на пары, деление дифференцировано) Система оценивания на уроке Критерии по которым оцениваются ответы: 1.Убедительность; 2.Логичность; 3.Аргументированность; 4.Эмоциональность; 5.Грамотность.
1.Вызов Мозговой штурм. (Составление кластера). Проверка активности участников. - Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания. - Раздел лингвистики, который изучает построение словосочетаний, предложений. текста. - Что такое словосочетание? - Назовите типы словосочетаний. - Что такое предложение? - Какие группы членов предложения вам известны? - Что такое грамматическая основа предложения? - Какими бывают предложения по цели высказывания? - Какими бывают предложения по интонации? - Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? - Чем может быть осложнено простое предложение? - Что такое однородные члены предложения? - Что такое обращение? - Назовите виды сложных предложений. 2. Реализация смысла. Работа в парах «Найди лишнего». Карточки. А. 1.Яркий свет . 2.Выскочил на дорогу. 3.Кошка умывается. 4.Громко закричал. Б. 1. Около забора. 2. Снежные заносы. 3. Поймал карася. 4. Быстро скрылся. В. 1.Лёгкий предмет. 2.Вышел и посмотрел. 3. В тёмном месте. 4. Сказал мне.
А. 1. В берёзовой роще. 2. Построил дом. 3. Я увидел. 4. Важно расхаживал. Б. 1. Перед домом. 2. Цветочный запах. 3. Выловил рыбку. 4. Глубоко задумался. В. 1.С добрым утром. 2Светлое и прозрачное. 3Из голубой чашки. 4. Пришёл со мной. А. 1. К длинной дороге. 2. Заигрались ребята. 3. Пришёл с дождём. 4. Глубоко зарыл. Б. 1. Из-за дома. 2. Грибной дождь.3. Ехал на машине 4. Тяжело дышащий. В. 1.Висячий замок. 2. Холодно и сыро. 3. Под голубыми небесами. 4. У нас увидел. Дополнительное задание индивидуально. 1.Обозначь главное слово, 2.Определи вид словосочетания, 3.Составь кластер. Виды словосочетаний Именные Глагольные x x прил.+ сущ. глагол + сущ. x х сущ. + сущ. глагол + наречие 2.«Дружная семейка» Составьте предложение: Взяв у каждого предложения определенное слово, запишите полученное предложение, сделайте синтаксический разбор. Выделите из предложения все словосочетания. Разберите их. Сверяют с ответом на компьютере. Тихая ночь опустилась над городом х х Тихая ночь, опустилась над городом. 3. Для сильных учеников: «Королевство ошибок» Работа на компьютере самостоятельно. Исправить орфографические и пунктуационные ошибки: 1.Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем! 2.Вдрук ямщик стал посматривать всторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится? Правильно: Ручей в овражке еле слышно поёт о чём-то о своём, и машет белой веткой вишня: «Растём, товарищи, растём!» Вдруг ямщик стал посматривать в сторону, снял шапку, оборотившись ко мне, сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?» Ученики защищают свою работу, объясняя, над какими орфограммами работали. Задание для остальных: Цифровой диктант. Диктуются предложения. Нужно определить предложение с прямой речью и поставить цифру, обозначающую номер этого предложения. 1. “Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. “Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. “Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. “Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок. Ответы:.2,4,7. 1.Ответ первой группы. 2.Ответ второй группы. Работаем корректором: Правим текст: - А работают на детской железной дороге дети. - Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки. - Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? - Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. - Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога. - По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А работают на детской железной дороге дети. Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. “Страна схем.” Графический (схематический) диктант. 1) составить схемы предложений: В парке продавали красные и синие шары Наступила зима, и выпал первый снег. Утром я увидел, что снег растаял Когда закончился дождь, мы продолжили свой путь Выглянуло солнце. Всё в природе преобразилось 1.[O и O]. 2[ ], и [ ]. 3. [ ], (что). 4. (Когда…), [ ]. 3.Рефлексия. Итог урока. Мы в форме игры обобщили сведения по синтаксису и пунктуации. Что же изучают эти науки? Что еще мы вспомнили? Важно ли изучение нашей темы? Достигли мы целей, которые поставили в начале урока? Выставление оценок. |
3. Домашнее задание: Подготовка к контрольному диктанту. 2м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Изучение трудного орфографического правила на уроках русского языка.
На своих уроках я стараюсь, чтобы каждый ученик сознательно выбирал задание по своим возможностям. Систематически предлага...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...
"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...
Статья по теме: "Использование алгоритмов по пунктуации на уроках русского языка"
Материал содержит образцы алгоритмов по пунктуации....
Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода
Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...