Методическая разработка открытого урока по теме: "Правописание букв З и С на конце приставок."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Карташова Анна Александровна

Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока367.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание букв З и С на конце приставок.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с.

Задачи:

  • формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
  • формировать умение правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на –з и –с, графически обозначать условия выбора написания приставки;
  • развивать умения сравнивать, делать вывод, подводить под понятие
  • отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент ( повернитесь к гостям, которые пришли к нам  на урок и поприветствуйте их жестами)

- Здравствуйте, ребята.

Встрече с вами я очень рада.

Сели ровно, всё достали,

Вспоминаем всё, что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

- Открыли тетради. Запишите число и классная работа.

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант. Слова из рубрики «Пишите правильно»

Предел, присутствовать, прилежный, приключение, превратиться, прибор, превосходный, препятствие, причуда, прекратить.

(Обмен тетрадями, взаимопроверка)

  1. Актуализация знаний.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

- Раздел лингвистики, который изучает звуки речи называют……

- Раздел лингвистики, который изучает части  слов называют……

- Морфемы – это…..( приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

- Морфемы, которые служат для образования форм слова называют…

- К ним относятся…..

- Морфемы, которые служат для образования новых слов называют….

- К ним относятся….

- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов называется …..

4. Постановка целей и задач.

 А сейчас сядьте поудобней и внимательно послушайте лингвистическую сказку.

В одном королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться, что у неё очень много обязанностей. « И за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! А ещё постоянно меняются. Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности».

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

-Кто главные герои сказки?

-Что изучает Орфография? (правильное написание слов)

-А что изучает Орфоэпия? (правильное произношение и постановку ударения)

-С чем не справилась Орфоэпия?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока(Правописание букв З и С на конце приставок) 

- Запишите тему урока в тетрадь.

Кто мне скажет, над чем мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока. (Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и усвоить алгоритм написания приставок на з и с.

  1. Введение нового материала

Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность».

Взгляните на доску.

безграничный – бескрайний

разбросать – распустить

избежать – испечь

беззвучный – бессердечный

издалека - истратить

От каких условий зависит написание –з, -с в приставках?

Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)

- Необходимо помнить, что в русском языке нет приставки З, существует только приставка С.  СЖИМАТЬ СДЕЛАТЬ, СГОРЕТЬ.

А также  что в словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ здесь нет приставок, буква «З» в них является ЧАСТЬЮ КОРНЯ!

- ЗДОРОВЬЕ. Давайте посмотрим на каждую букву этого слова и прочтем слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З – ЗАДОР

Д – ДВИЖЕНИЕ

О – ОПТИМИЗМ

Р- РАДОСТЬ

О – ОБРАЗОВАННОСТЬ

В- ВОСТОРГ

Ь –

Е – ЕДИНСТВО ДУШИ И ТЕЛА

- Давайте попробуем дать определение слову «ЗДОРОВЬЕ»

- Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Поэтому нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, больше радоваться и поменьше огорчаться. Я желаю вам всем здоровья!

(физминутка для глаз)

Отдохнули, возвращаемся к теме урока, чтобы приставки не путали нас также как Орфоэпию,я вас хочу познакомить с алгоритмом действий при написании слов с приставками на –з и –с.

Посмотрите на доску.

Алгоритм действий при написании букв «З», «С» в приставках:

  1. Выдели в слове приставку.
  2. Посмотри на букву, стоящую после приставки.
  3. Определить  звук, который обозначает эта буква:

- если  глухой согласный, то в приставке пиши букву С  

- если звонкий согласный, то приставке пиши букву З

  1. Закрепление материала. Отработка умений и навыков

1. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

Физминутка

- Если пишется С на конце приставки – хлопаем;

- Если пишется З на конце приставки – топаем;

Бездомный, испечь, бессонный, раздробить, вздохнуть, раскрыть, изгиб, безводная, исцелить.

2. Работа по исправлению ошибок в написании приставок.

Ребята, посмотрите Витя Перестукин прислал нам письмо и просит помочь ему. Он начал писать Деду Морозу письмо, но, к сожалению, сомневается в правильности написания слов в которых есть приставки, потому что когда изучали «Правописание приставок на З, С», он постоянно отвлекался на уроке и не усвоил эту тему. Давайте поможем ему.  Если есть ошибки, то исправим их.

Безшумный, расстановка, зделать, разсказать, изморось, расделить, рассердиться, разпределить, избежать.

- Поднимите руку, кто уже написал письмо Деду Морозу. Как называется родина Деда Мороза?

Родина -Великий Устюг.

3.  Списать предложения, обозначить орфограмму, подчеркнуть грамматические основы.

1. Звезды появились на небе, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

6. И…мучился Жилин, остановился.

4. Работа в учебнике (если останется время - самостоятельно).

Упр. 121 стр. 199

Первые восемь слов - 1 вариант, (безвкусный- воззвать)

Последние восемь слов - 2 вариант, (бессолнечный – расселить)

5) Работа с перфокартой.

Ф. И. ______________________________

1. бе…болезненный

6. ра…жимать

2. в…дыхать

7. в…крикнуть

3. бе…жалостный

8. бе…граничный

4. бе…ценный

9. во…вышенность

5. ра…писание

10. ра…валиться

Домашнее задание

  1. Записать правило, которое находится в учебнике на стр. 198 в тетрадь для правил и выучить его.
  2. Упр. 123  стр. 199

Подведение итогов. Выставление оценок.

Подведём итог нашего урока.

- Какова была тема урока?

- Чему вы научились на этом уроке?

- От чего зависит написание букв З и С на конце приставок?

- Когда пишется С в приставках?

- Когда З?

- Есть  ли слова с приставкой З?

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на тему "Правописание приставок пре и при"

       Цели урока:·       создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащих...

Авторская методическая разработка по русскому языку. Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах.

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6-х классов по теме:"Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах"Цель: научиться извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразо...

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»

Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...

Разработка открытого урока по русскому языку " Буквы О-А в корне -лаг-, -лож-", 5 класс

На уроке применены методы активного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, что помогает активизировать интерес обучающихся к учебному материалу....