Конспект открытого урока на тему "Правописание приставок пре и при"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока:
· создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
· повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
· усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
· различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
· развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Орфография слова есть биография слова.
В.П.Шереметевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Правописание приставок пре- и при-».
Цели урока:
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Орфография слова есть биография слова.
В.П.Шереметевский
1. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.
-Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.
-В начале нашего урока проведём игру «Составь предложение»
Это предложение послужит эпиграфом к нашему уроку.
Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина
· Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)
· Что составляет лексикон человека? (слова )
· Синоним слова кушать? (есть)
· Жизненный путь человека? (биография)
· В именительном падеже – (слово),
В родительном падеже - ? (слова)
- Давайте прочтем эпиграф урока.
- Как вы понимаете слова Владимира Петровича Шереметевского?
Основой обучения русскому языку он считал этимологию, то есть происхождение слова. Зная биографию слова, историю его жизни, мы научимся грамотно писать.
II. Стадия вызова
1. Разминка
- эта приставка имеет значение «очень»;
- эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый;
- эта приставка имеет значение “пере-”;
- эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный;
- эта приставка имеет значение неполноты действия;
- эта приставка пишется в слове приставить;
- эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель;
- эта приставка имеет значение присоединения;
- эта приставка имеет значение “самый-самый”;
- эта приставка пишется в словах приморский, прибрежный.
Вопрос. Какую орфограмму мы сегодня повторяем? Какова тема урока?
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Какую цель мы поставим перед собой?
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
Записываем в тетради число и тему урока.
И какова же тема нашего урока?
«Гласные в приставках пре и при»»
А какова цель урока?
Закончите фразу: повторить…
3. Актуализация знаний
Ребята на слайде вы видите кластер, который мы составили на прошлых уроках, посмотрите в него и вспомните случаи написания приставок пре- и при-.
4. Стадия осмысления
Прочитайте предложения, записанные на доске.
А) Дубровский со своим кучером поймал двоих и пр..вел их связанных к себе во двор.(А.С.Пушкин «Дубровский»)
Б) Пр..шли они в город. Пр..вели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. (Сказание о Белгородском киселе )
Учитель: - Откуда эти строки? Что объединяет все выделенные слова?
Выписать выделенные слова, вставить гласные и объяснить: привел, пришли, привели.
(значение приближения)
Одним словом.
Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при.
2 человека у доски. (карточки у них по 5 слов)
Присоединить при помощи верёвки - привязать
Край при море - приморский
Чуть-чуть открыть окно - приоткрыть
Очень милый – премилый,
Приближение рыбы - приплыла
Участок при усадьбе - приусадебный
Очень неприятный - пренеприятный
Приближение круглого предмета - прикатился
Присоединить при помощи кнопки - приколоть
Не полностью сгорело – пригорело
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
«Лови ошибки» (рабочий лист)
Нам ребята с вами пришло письмо от Пети Ошибкина, он рассказывает нам сказку. Этот текст есть в ваших рабочих листах.
Давайте её прочтём. Может быть, вы что-то заметили? Найдите слова с ошибками и исправьте их. Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Проверяем по цепочке, по одному предложению, объясняем значение приставок.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
«Допиши словечко»
Ребята, следующее задание. Посмотрите на тексты. Прочтите их и скажите, кто автор этих строк? Уже во второй раз сегодня на уроке мы обращаемся к текстам великого поэта. Может быть, это не случайно?
Ребята, какая знаменательная дата в этом году связана с этим поэтом?
(6 июня 215 лет со дня рождения великого поэта 1799).
Задание: выписать слова с пропущенными орфограммами, вставив гласную и объяснив значение приставки. (2 человека у доски, у них карточки)
Работа по вариантам.
1 вариант
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила, да кусочек пр…кусила.
2 вариант
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Физкультминутка (проводит один из учеников). (Слайд )
Учитель: встречайте физкультминутку
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Творческий диктант
Ребята, обратимся к рабочему листу № 2. Выполните задания в этих листах.
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Итак, кто желает прочитать текст? Докажите, что это текст. Тип речи. Стиль.
Озаглавим текст.
Представление полученных текстов (по желанию)
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Работа в группах
Я предлагаю поработать в группах. Вам нужно сочинить продолжение сказки, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-.
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Домашнее задание
(на выбор по желанию)
Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.
Сочинить продолжение сказки.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. У вас есть градусники. С их помощью мы попробуем определить, чем для вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или вы к нему отнеслись безразлично, он показался вам сложным и бесполезным.
Рефлексия
Перед вами на столе градусники. Обведите в кружок свою температуру, которая определяется значением урока.
Шкала оценки следующая:
36,6 – интересно, полезно, необходимо
38 – сложно, неинтересно
34 – бесполезно, безразлично
Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.
Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает___________
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Спасибо всем за работу!
Шарады
Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.
прилагательное
Приставка из слова пришел, корень из слова колотушка, суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.
приколотили
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при. Присоединить при помощи верёвки | Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при. Участок при усадьбе |
1 вариант
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила, да кусочек пр…кусила.
2 вариант
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Правописание приставок пре- и при-» | |
«Одним словом» |
|
«Лови ошибки» |
|
«Впиши букву» |
|
«Творческий диктант» |
|
«Сочиняем сказку» |
|
Рабочий лист №1
Найдите слова с ошибками и исправьте их.
Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Рабочий лист №1
Найдите слова с ошибками и исправьте их.
Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Рабочий лист №1
Найдите слова с ошибками и исправьте их.
Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Рабочий лист №1
Найдите слова с ошибками и исправьте их.
Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Рабочий лист №1
Найдите слова с ошибками и исправьте их.
Во всех словах выделите приставку пре-, при-.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Рабочий лист №2
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи. Доказать.
В зоопарк из-за границы ________________ два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась __________________: её плохо _________________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ________________ в помещение – никаких ____________жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. _________________ тёплой воды – удавы ____________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи. Доказать.
В зоопарк из-за границы ________________ два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась __________________: её плохо _________________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ________________ в помещение – никаких ____________жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. _________________ тёплой воды – удавы ____________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи. Доказать.
В зоопарк из-за границы ________________ два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась __________________: её плохо _________________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ________________ в помещение – никаких ____________жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. _________________ тёплой воды – удавы ____________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи. Доказать.
В зоопарк из-за границы ________________ два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась __________________: её плохо _________________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ________________ в помещение – никаких ____________жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. _________________ тёплой воды – удавы ____________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста.
В зоопарк из-за границы (доставили) ______________два (очень огромных удава)________________. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой)_______________: её плохо (закрепили гвоздями)______________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно)______________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) ______________в помещение – никаких (знаков)______________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили)______________ тёплой воды – удавы (изменились)__________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста.
В зоопарк из-за границы (доставили) ______________два (очень огромных удава)________________. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой)_______________: её плохо (закрепили гвоздями)______________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно)______________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) ______________в помещение – никаких (знаков)______________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили)______________ тёплой воды – удавы (изменились)__________________, ожили.
Рабочий лист №2
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста.
В зоопарк из-за границы (доставили) ______________два (очень огромных удава)________________. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой)_______________: её плохо (закрепили гвоздями)______________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно)______________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) ______________в помещение – никаких (знаков)______________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили)______________ тёплой воды – удавы (изменились)__________________, ожили.
Рабочий лист № 2
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы ____________два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась ______________: её плохо _____________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ______________ в помещение – никаких _______________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. __________________тёплой воды – удавы ________________, ожили.
Рабочий лист № 2
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы ____________два ___________удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась ______________: её плохо _____________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их _________________ метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ______________ в помещение – никаких _______________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. __________________тёплой воды – удавы ________________, ожили.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Распределительный диктант.
1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ
2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ
3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.
Проверим!
Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.
Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.
Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.
Тема урока: "Гласные в приставках «пре-при». Повторение". 6-й класс
- Гольцева Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока:
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
- совершенствовать умение выбирать гласные в приставках пре-при;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать внимание, память учащихся;
- развивать умения работы с текстом.
Оборудование: слайд-презентация, карточки для работы на уроке, карточки е-и
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Стадия вызова
1. Графический диктант. Разминка
- эта приставка имеет значение «очень»;
- эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый;
- эта приставка имеет значение “пере-”;
- эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный;
- эта приставка имеет значение неполноты действия;
- эта приставка пишется в слове приставка;
- эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель;
- эта приставка имеет значение присоединения;
- эта приставка имеет значение “самый-самый”;
- эта приставка пишется в словах приморский, прибрежный.
Самопроверка (ответы на слайде Презентации)
Вопрос. Какую орфограмму мы сегодня повторяем? Какую цель мы поставим перед собой? Что нам нужно сделать, для того чтобы добиться поставленной цели?
Записываем в тетради тему урока (слайд Презентации)
2. Актуализация знаний. Составление кластера «пре- при»
Кластер «При-пре»
3. Контроль знаний по теме
Задание: заполнить пустые графы таблицы
Приставки | Значение |
«при»- |
|
«пре»- |
|
III.Стадия осмысления
1. Самостоятельная работа по карточкам (Технология «Интеллект»)
Уровень А
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы в слова с орфограммой «Гласные в приставках пре-при»
В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько вы нашли слов в строке
Внимание! Все задания выполнять в процессе чтения текста, а не последовательно.
Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным. |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Уровень В
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы в слова. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов с орфограммой«Гласные в приставках пре-при» вы нашли в строке.
Внимание! Все задания выполняйте в процессе чтения текста, а не последовательно!
В выходной день мы с друзьями на пр___городном поезде пр___ехали в д__ревню. |
|
| |
| |
| |
| |
| |
|
Уровень С
Задание. Внимательно читайте текст. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько в строке слов с орфограммой «Гласные в приставках пре-при»
Внимание! Все задания выполняйте в процессе чтения текста, а не последовательно!
Середина ноября. После дождей и холодов день выдался прекрасный. |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
2. Игровая пауза
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте...
4. Работа в рабочей тетради
5. Буквенный диктант
IV. Рефлексия
1. Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2. Представление полученных текстов (по желанию)
3. Подведение итогов урока
«Выберите утверждение»
1. Ощущал себя Хорошо | 2. Этот урок Я запомню надолго |
4. Домашнее задание: составить словарную диктовку из 20 слов на орфограмму «Гласные в приставках пре-при» или сочинить сказку о приставках пре-при.
4. Добавьте глаголы, обозначающие приближения:
Человека, самолета, лодки;
Поезда к станции, вертолета к поверхности Земли;
Зайца, черепахи.
Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки.
Пришел, прилетел, приплыла, прибыл, приземлился, прискакал, приползла.
Игра «Одно словечко».
Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1)Расположенный у берега. (Прибрежный). 2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 3)Участок около школы. (Пришкольный). 4)Очень старательный. (Прилежный). 5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать). 6)Человек с большими капризами. (Привередливый). 7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 8)Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная). 9) Немного открыть окно. (Приоткрыть). 10) Расположенный у дороги. (Придорожный).
Проверьте!
Результат работы занесите в свой листок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Правописание приставок пре- и при- »
Материал нацелен на практическое овладение обучающимися навыком правописания слов с приставками пре- и при- ....