Авторская методическая разработка по русскому языку. Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6-х классов по теме:"Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах"
Цель: научиться извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Содержательная цель: расширение понятийной базы правописания глаголов на –ться и –тся, понятия омонимичности.
Задачи:
- повторить понятия из раздела «Лексика»;
- научиться правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отрабатывать написание словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2014_6_klass_razumovskaya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 6 Учебник М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.
Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах. Учитель: Чудинова С.А. Группа: 16-2
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная цель: умение извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Содержательная цель: расширение понятийной базы правописания глаголов на –ться и –тся, понятия омонимичности.
Задачи:
- повторить понятия из раздела «Лексика»;
- научиться правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отрабатывать написание словарных слов.
Результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности -осознавать свои личные качества; – пользоваться правилами поведения; | Регулятивные универсальные учебные действия: - Высказывать предположения на основе наблюдений. - Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. - Искать пути решения проблемы. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Соотносить цели и результаты своей деятельности. - Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные универсальные учебные действия: - Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. - Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). - Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные универсальные учебные действия: - Строить связное монологическое высказывание. - Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. - Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. - Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | Базовый уровень - по стандарту и программе: - ученик научится работать с теоретическим материалом; - моделировать условия работы с помощью схем и таблиц Повышенный уровень: - ученик получит возможность научиться выполнять практические упражнения с помощью схем и таблиц |
ХОД УРОКА
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
ние к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих - Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, кто готов начать наш урок. Замечательно. | Приветствие учащихся. Готовность учащихся к уроку (тетрадь, ручка, учебник, дневник). | ||
2.Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися | - Предлагаю вам написать словарно-орфографическую работу. Теплица в огороде, виден горизонт, здесь ошибка, температура воздуха, теплится надежда, гигантское здание, витрина магазина, рекордное время. маршрут автобуса, будет теплиться ночь, желаю здоровья – В чём вы заметили особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з? – Ребята, назовите омонимы. (Теплица и теплится) | Написание словарного диктанта самостоятельно, затем проводится самопроверка (обмен тетрадями) Диалог учителя и учащихся (правописание словарных слов, омонимизация). Здание, здоровье, здесь – пишется с – з Запомнить правописание или проверить по словарю. | Уметь взаимодействовать в коллективе в период диалога учителя и учащихся. | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | Материал для наблюдений. «Давай подумаем» Теплица, теплится, теплиться. - Какой части речи данные слова? - Чем различаются они? - Каков опознавательный признак, орфограммы и возможный выбор написания знака? Составьте 3 предложения с данными словами. Сформулируйте основной вопрос урока. | Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое (правописание существительных и глаголов), и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в учебнике. стр. 157 Ученики выполняют задания, строят предположения. | Уметь взаимодействовать в коллективе в период диалога учителя и учащихся. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
4.Воспроизведе ние нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | Решаем проблему, открываем новые знания. - Прочитайте предложение. Усердным трудом все получится, а лениться будешь, последнее потеряешь. Назовите ключевое слово для выбора написания – ться и -тся Прочитайте и допишите пословицы: «С умным знаться - ….» (ума набраться) «Что летом родится, …..» (то зимой пригодится) «Чем сердиться, …..» (лучше помириться) «Будешь трудиться - ….» (век будешь кормиться) - Назовите основное условие выбора знака. - Что нового вы узнали? Составьте на основе текста алгоритм. | Диалог учителя и учащихся (о правописании глаголов, лексическое значение предложения). Извлечение нужного материала из разных источников. Составление алгоритма. Представление своей работы. ФИЗМИНУТКА | 1.Уметь извлекать информацию для решения предметных задач, целей. 2.Формировать умение представлять информацию в виде алгоритма. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
4. Воспроизве-дение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | 1. Упр. 359 Проводится наблюдение над работой в группах 2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников. Беседа на выявление понимания: – Совпали ли ваши выводы с текстом правила? – Есть ли в тексте новая для вас информация? - Попробуйте подобрать к ним свои примеры. – Каков опознавательный признак орфограммы? | 1. Учащиеся работают в 3-х группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужный знак в словах с пропусками в упр. 359. Далее от каждой группы представляют результаты исследований. 2. Чтение текста правила одним из учеников вслух на стр. 157 Диалог учителя и учащихся. | 1.Уметь извлекать информацию для решения предметных задач, целей. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
5. Первичное закрепление Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 1. Текст на доске (неосложнённое выборочное списывание). Разбор по составу: Смеркае…ся. начали появля…ся первые звезды. ребята не торопя…ся идти отдыхать. Надо собра…ся, уложи…ся, подготови…ся к завтрашней экскурсии. Следует позаботи…ся о палатке, она пригоди…ся в пути. Понадоби…ся в лесу и топорик. До места решили добира…ся на лодках. Перед отъездом удас…ся еще и выкупа…ся. | 1. Упражнение выполняется по образцу коллективно. Как выбирали правописание пропущенных знаков | 1.Развитие умения определять правильное написание глаголов на – ться и –тся. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные и личностные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. 5. Осознавать свои личные качества. 6. Пользоваться правилами поведения. |
6. Тренинг Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | Вспомнить и записать пословицы и поговорки на изученную орфограмму. | Упр. 214. Работа в малых группах. | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных частей речи | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные и личностные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре. |
7. Рефлексия деятельности на уроке Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Рефлексия Выполните задания. Беседа. – Назовите ключевые слова урока. (вопрос)) – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать правописание – ться и – тся и звукосочетания [ца] – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? Комментирование выполнения домашнего задания. | Диалог учителя и учащихся. Монолог учащихся. Домашнее задание: 1. Выучить правило (привести примеры). 2. по желанию подготовить презентацию. | Владеть приемами систематизации. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. 3.Формирование умения осуществлять познавательную рефлексию. Познавательные УУД 1. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Личностные УУД Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение"....
Методическая разработка по русскому языку. Тема: Экспресс-тесты для совершенствования навыков правописания для учащихся 9 классов.
В данные экспресс-тесты включены задания по орфографии, задания на определение способов образования слов, материалы для закрепления знаний по орфоэпии, задания на устранение лексических и грамма...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...