Авторская методическая разработка по русскому языку. Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Чудинова Светлана Альбертовна

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6-х классов по теме:"Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах"

Цель: научиться извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Содержательная цель: расширение понятийной базы правописания глаголов на –ться и –тся, понятия омонимичности.

Задачи:

- повторить понятия из раздела «Лексика»;

- научиться правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отрабатывать написание словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2014_6_klass_razumovskaya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6   Учебник М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Тема:         Правописание –тся, -ться в глаголах.         Учитель: Чудинова С.А.  Группа: 16-2

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная цель: умение извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Содержательная цель: расширение понятийной базы правописания глаголов на –ться и –тся, понятия омонимичности.

Задачи: 

- повторить понятия из раздела «Лексика»;

- научиться правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания – ться и – тся в глаголах, отрабатывать написание словарных слов.

Результаты:

личностные

метапредметные

предметные

- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности

-осознавать свои личные качества;

– пользоваться правилами поведения;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Высказывать предположения на основе наблюдений.

- Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

- Искать пути решения проблемы.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные универсальные учебные действия:

- Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

- Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Строить связное монологическое высказывание.

- Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

- Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Базовый  уровень - по стандарту и программе:

- ученик научится работать с теоретическим материалом;

- моделировать условия работы с помощью схем и таблиц

Повышенный уровень:

- ученик получит возможность научиться выполнять практические упражнения с помощью схем и таблиц

ХОД УРОКА

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент (самоопределе

ние к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

- Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, кто готов начать наш урок.

Замечательно.

Приветствие учащихся. Готовность учащихся к уроку (тетрадь, ручка, учебник, дневник).

2.Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися

- Предлагаю вам написать словарно-орфографическую работу.

Теплица в огороде, виден горизонт, здесь ошибка, температура воздуха, теплится надежда, гигантское здание, витрина магазина, рекордное время. маршрут автобуса, будет теплиться ночь, желаю здоровья

– В  чём вы заметили особенность всех  слов  в диктанте, начинающихся на букву з?

– Ребята, назовите омонимы. (Теплица и теплится)

Написание  словарного диктанта самостоятельно, затем проводится самопроверка (обмен тетрадями)

Диалог учителя и учащихся (правописание словарных   слов, омонимизация).

Здание, здоровье, здесь – пишется с  – з

Запомнить правописание или проверить по словарю.

Уметь взаимодействовать в коллективе в период диалога учителя и учащихся.

Регулятивные УУД  Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Материал для наблюдений.

 «Давай подумаем»

Теплица, теплится, теплиться.

- Какой части речи данные слова?

- Чем различаются они?

- Каков опознавательный признак, орфограммы и возможный выбор написания знака?

Составьте 3 предложения с данными словами.

Сформулируйте основной вопрос урока.

Ученики выполняют задания, отграничивая    в      процессе работы известное и новое (правописание существительных и глаголов),   и формулируют вопрос,   который    затем     сравнивают  с авторской формулировкой в учебнике. стр. 157

Ученики выполняют задания, строят предположения.

Уметь взаимодействовать в коллективе в период диалога учителя и учащихся.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

4.Воспроизведе

ние нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме).

Цель: организация совместной деятельности

Решаем проблему, открываем новые знания.

- Прочитайте предложение.

Усердным трудом все получится, а лениться будешь, последнее потеряешь.

Назовите ключевое слово для выбора написания  – ться и -тся

Прочитайте и допишите пословицы:

«С умным знаться - ….» (ума набраться)

«Что летом родится, …..» (то зимой пригодится)

«Чем сердиться, …..» (лучше помириться)

«Будешь трудиться - ….» (век будешь кормиться)

- Назовите основное условие выбора знака.

- Что нового вы узнали? Составьте на основе текста алгоритм.

Диалог учителя и учащихся (о правописании глаголов, лексическое значение предложения).                      

                                Извлечение нужного материала из разных источников.

Составление алгоритма. Представление своей работы.

ФИЗМИНУТКА

1.Уметь извлекать информацию для решения предметных задач, целей.

2.Формировать умение представлять информацию в виде алгоритма.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4. Воспроизве-дение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме).

Цель: организация совместной деятельности

1. Упр. 359

Проводится наблюдение  над работой в группах

2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с  выводами учеников.

Беседа на выявление понимания:

– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

-  Попробуйте подобрать к ним свои примеры.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

1. Учащиеся работают в 3-х группах самостоятельно, формулируют ответы на основе  заданий   после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют,   как   поняли   правило, вставляя   нужный   знак   в словах с пропусками в упр. 359.

Далее от каждой группы представляют результаты исследований.      

2. Чтение текста правила  одним из учеников вслух на стр. 157

Диалог учителя и учащихся.

1.Уметь извлекать информацию для решения предметных задач, целей.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

5. Первичное закрепление

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

1. Текст на доске (неосложнённое   выборочное списывание).

Разбор по составу:

Смеркае…ся. начали появля…ся первые звезды. ребята не торопя…ся идти отдыхать. Надо собра…ся, уложи…ся, подготови…ся к завтрашней экскурсии. Следует позаботи…ся о палатке, она пригоди…ся в пути. Понадоби…ся в лесу и топорик. До места решили добира…ся на лодках. Перед отъездом удас…ся еще и выкупа…ся.

1. Упражнение выполняется по образцу коллективно.

Как выбирали правописание пропущенных знаков

1.Развитие умения определять правильное написание глаголов на – ться и –тся.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные  и личностные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

5. Осознавать свои личные качества.

6. Пользоваться правилами поведения.

6. Тренинг

Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Вспомнить и записать пословицы и поговорки на изученную орфограмму.

Упр. 214.   Работа в малых группах.

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных частей речи

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные   и личностные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре.

7. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Рефлексия

Выполните задания.

     Беседа.

– Назовите ключевые слова урока. (вопрос))

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать правописание – ться и – тся и звукосочетания [ца]

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Комментирование выполнения домашнего задания.

Диалог учителя и учащихся.

Монолог учащихся.

Домашнее задание:

1. Выучить правило (привести примеры).

2. по желанию подготовить презентацию.

Владеть приемами систематизации.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3.Формирование умения осуществлять познавательную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Формирование умения  на основе анализа объектов делать выводы.

Личностные УУД

Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение"....

Методическая разработка по русскому языку. Тема: Экспресс-тесты для совершенствования навыков правописания для учащихся 9 классов.

В  данные экспресс-тесты включены задания по орфографии, задания на определение способов образования слов, материалы для закрепления знаний по орфоэпии, задания на устранение лексических и грамма...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...