Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чуйко Ирина Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, регулятивными, личностными, коммуникативными).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_5_kl.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. : Чуйко Ирина Николаевна

Дата: 09.04.2019 г.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Тема

«Правописание -тся и -ться в глаголах»

Цель

 Актуализировать знания о правописании глаголов, оканчивающиеся на -тся/-ться.

Задачи

Обучающие: вырабатывать умение формулировать правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»; умение применять сформулированное правило при письме.

 Развивающие: совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков; развитие образного мышления; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи глаголов. Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку, к изучению предмета.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми.

Метапредметные:  владение навыками познавательной деятельности; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; уметь отличать глаголы от существительных и правильно писать окончания, применять полученные знания при выполнении заданий.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к

деятельности.

Приветствие.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Запишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа..

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку

Работа в тетрадях.

Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация и проблемное учебное действие.

 1.-Сегодня мы продолжим говорить о глаголе.

Что вы  знаете об этой части речи?

2. Давайте выполним такое задание: вставить  пропущенные буквы; графически объяснить написание слов.

  1. Прожил чиж(?) у меня целый год.
  2. Без туч(?) не бывает дождя.
  3. Зреет рож(?) над жаркой нивой.
  4. Испеч(?) вкусный пирог.
  5. Мороз сегодня жгуч(?)
  6. Детёныш (?) у жирафа один.
  7. Мыш(?) шуршит в сухих листьях.
  8. – Объясните написание мягкого знака.

- Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предмета.

Изменяется по временам, числам, лицам, родам.

В предложении бывает чаще всего сказуемое.

 В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение учебной деятельности; анализ деятельности своей и товарищей.

Коммуникативные: формулирование собственных мыслей, использование  терминов

III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

1.- В слове испечь нужен ли мягкий знак и почему?

2. Грамоте  учит..ся – всегда пригодит..ся.

-Как понимаете значение пословицы? -- Какую орфографическую задачу мы должны решить?

 -Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?

 -Можете вы её сейчас сразу решить? Почему?

 -Как вы думаете, какова будет тема урока?

- Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите?

Размышляют над заданием.

Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий.

Предлагают и согласовывают тему урока.

- Где поставить Ь, а где нет.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. делают выводы.

Коммуникативные: задают необходимые вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1.Предлагается  мини – исследование.

 

Готовится, найдется, готовиться, мчаться, умывается, учиться.

 

-Внимательно посмотрите на глаголы и попробуйте сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.

2. Бросится      броситься

нравится           нравиться

удивится            удивиться

вернутся            вернуться

- Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания?

 -Давайте составим алгоритм нашего правила.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Теперь прочитаем правило в учебнике.

Работают с информацией, систематизируют её. Планируют свою работу.

Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.  

Вывод № 1: по вопросу.

Если в __, то у глагола пишется -ТЬСЯ, если в __ , то пишется -ТСЯ.

Вывод № 2: по форме слова.

У глаголов в____ пишется -ТСЯ,

 у глаголов в ____пишется -ТЬСЯ.

 - Недостает опорного слова.

АЛГОРИТМ

1. Найти слово, от которого задаем вопрос к глаголу.

2. Поставить вопрос и определить форму глагола.

3. Правильно написать окончание глагола.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят в материалах учебников.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

V. Первичное закрепление

1. Предлагает послушать текст и поработать с ним (текст проецируется на доске).

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи.

-Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

 - Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте.

2. Предостерегает от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

 Молоди-? /ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди

-Что нужно сделать со словом, написание которого вызывает сомнение?

Вывод:

-ЦА только у существительных!»

3.Распределительный диктант

-Подтвердите данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, туман курится, белая курица. 

– Какие глаголы на нашу тему вы записали?

Концентрируют своё внимание на задании. Делают соответствующие записи. Размышляют, анализируют.

Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы

 

Устные ответы

Вывод.

-На месте разных написаний произносится одинаковое сочетание звуков [ца].

-Задать в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

Работа в паре у доски 

Распределяют сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

 Ответы обучающихся типа

Пишу в первый (второй) столбик, т.к….

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности.

VI.Физминутка.

А сейчас все тихо встали,
Глазки наши ведь устали,
Глазки видят все вокруг,
Обведем мы ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где кино,
Обведем мы ими круг,
Поглядим на мир вокруг,
Поморгаем,
Тихо сядем.

И продолжим наш урок!

VII. Самостоятельная

работа с самопроверкой

1.Списать,вставить, где необходимо ь.

Мальчик веселит…ся , вплетат…ся в косы, вручает…ся медаль, грет…ся на солнышке, нравит…ся рисовать, соревноват…ся с соперником.

- Поменялись тетрадками, проверка.

2.Выберите фразу с правильно написанным глаголом, прокомментируйте (устно).

a) нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

 

3.Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

1. Проявлять стремление - …

2. Они испытывают волнение- …

3. Допускать ошибки - …

4. Он испытывает радость - …

4. Определите, где существительное, а где глагол.

Я- водяной, я -водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица,

Что с таким водиться?!.

- Давайте сделаем звуковую и буквенную запись данных слов: води́ца-води́ться-во́дится .

5.Разбор предложения и существительного.

Трус и тени своей боится.  

( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное).

1.Лентяю -  сущ. (кому?)  

2.Н.ф. – лентяй; нариц., одуш., м.р., 2-е скл., в дат.падеже, в ед.числе.

3. Приподняться (кому?) лентяю.

6. Прослушайте текст (текст проецируется на доску). Найдите крылатое выражение. Объясните написание выделенных слов.

Я  вышел  на  берег  насладит.ся  ароматом  смолистых  листьев.  Спускается

солнце  на  степь,  издали  золотит.ся  ковыль.  Клубят.ся  тучи,  хотят  в  росе

понежит.ся  поля.  Мне  не  спит.ся,  не  лежит.ся.  Путешественники  долго  не

могли  успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда

до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил.

7. Дополнительное задание (при наличии времени).

- Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной

форме. Выделите окончания  и корни глаголов.

Увлечение,  беседа,  сожаление,  сотрясение,  удивление,  наслаждение,  скрип, раздражение, удаление, приложение.

Выполняют задания, проверяют по эталону

1.Проявлять стремление - стремиться

2.Они испытывают волнение- волнуются

3.Допускать ошибки – ошибаться

 4.Он испытывает радость – радуется.

Учащиеся объясняют, когда пишется ЦА, а когда ТЬСЯ и ТСЯ.

[вад’ица] [во́д’ица]  

Устные ответы

Мне  не  спит.ся,  не  лежит.ся.  

Познавательные: используют  приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VIII. Рефлексия.

- Подведём итог нашего урока.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?

(провести выборочно опрос обучающихся)

  • Обучающиеся выбирают предложенные им предложения и устно завершают их.
  • Я узнал, что...
  • Я научился...
  • Теперь я умею...
  • Урок был полезен тем, что...
  • Заинтересовало то, что…

Регулятивные: оценивают свою работу.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

IX. Домашнее задание.

  1. Составить рассказ , используя пословицу из упр.168 стр. 78
  2. упр 168 стр 78 ( 5-9 предложение).

Слушают и записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Спряжение глаголов"

Данный материал представляет собой конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Технологическая карта с описанием деятельности учителя, учеников....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Переходные и непереходные глаголы»

Урок "открытия новых знаний" построен согласно требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "-тся, -ться в глаголах"

Это, практически, конспект урока. Имеется презентация. Почему именно эта тема? Потому что для пятиклассников это достаточно трудный материал. И для более полного усвоения учащимися материала карт...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений   (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"...