Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, регулятивными, личностными, коммуникативными).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_5_kl.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. : Чуйко Ирина Николаевна
Дата: 09.04.2019 г.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Тема | «Правописание -тся и -ться в глаголах» | |||
Цель | Актуализировать знания о правописании глаголов, оканчивающиеся на -тся/-ться. | |||
Задачи | Обучающие: вырабатывать умение формулировать правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»; умение применять сформулированное правило при письме. Развивающие: совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков; развитие образного мышления; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи глаголов. Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку, к изучению предмета. | |||
Планируемые результаты | Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми. Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Предметные: знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; уметь отличать глаголы от существительных и правильно писать окончания, применять полученные знания при выполнении заданий. | |||
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
I. Мотивация (самоопределение) к деятельности. | Приветствие. Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. - Запишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.. | Приветствие обучающихся, подготовка к уроку Работа в тетрадях. | Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. | |
II. Актуализация и проблемное учебное действие. | 1.-Сегодня мы продолжим говорить о глаголе. Что вы знаете об этой части речи? 2. Давайте выполним такое задание: вставить пропущенные буквы; графически объяснить написание слов.
| - Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предмета. Изменяется по временам, числам, лицам, родам. В предложении бывает чаще всего сказуемое. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение учебной деятельности; анализ деятельности своей и товарищей. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей, использование терминов | |
III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | 1.- В слове испечь нужен ли мягкий знак и почему? 2. Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся. -Как понимаете значение пословицы? -- Какую орфографическую задачу мы должны решить? -Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? -Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? -Как вы думаете, какова будет тема урока? - Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите? | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий. Предлагают и согласовывают тему урока. - Где поставить Ь, а где нет. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. делают выводы. Коммуникативные: задают необходимые вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | 1.Предлагается мини – исследование.
Готовится, найдется, готовиться, мчаться, умывается, учиться.
-Внимательно посмотрите на глаголы и попробуйте сформулировать 2 вывода ваших наблюдений. 2. Бросится броситься нравится нравиться удивится удивиться вернутся вернуться - Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? -Давайте составим алгоритм нашего правила. Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его вноси. -Теперь прочитаем правило в учебнике. | Работают с информацией, систематизируют её. Планируют свою работу. Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий. Вывод № 1: по вопросу. Если в __, то у глагола пишется -ТЬСЯ, если в __ , то пишется -ТСЯ. Вывод № 2: по форме слова. У глаголов в____ пишется -ТСЯ, у глаголов в ____пишется -ТЬСЯ. - Недостает опорного слова. АЛГОРИТМ 1. Найти слово, от которого задаем вопрос к глаголу. 2. Поставить вопрос и определить форму глагола. 3. Правильно написать окончание глагола. | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят в материалах учебников. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |
V. Первичное закрепление | 1. Предлагает послушать текст и поработать с ним (текст проецируется на доске). Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи. -Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические задачи, комментируя свои действия. - Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте. 2. Предостерегает от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца. Молоди-? /ца/, /тся/,/ться/ 1.Пошла по воду молоди…. 2.Бабушка Коли молоди…. 3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди… -Что нужно сделать со словом, написание которого вызывает сомнение? Вывод: -ЦА только у существительных!» 3.Распределительный диктант -Подтвердите данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол. Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, туман курится, белая курица. – Какие глаголы на нашу тему вы записали? | Концентрируют своё внимание на задании. Делают соответствующие записи. Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы
Устные ответы Вывод. -На месте разных написаний произносится одинаковое сочетание звуков [ца]. -Задать в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение. Работа в паре у доски Распределяют сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол. Ответы обучающихся типа Пишу в первый (второй) столбик, т.к…. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности. | |
VI.Физминутка. | А сейчас все тихо встали, И продолжим наш урок! | |||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Списать,вставить, где необходимо ь. Мальчик веселит…ся , вплетат…ся в косы, вручает…ся медаль, грет…ся на солнышке, нравит…ся рисовать, соревноват…ся с соперником. - Поменялись тетрадками, проверка. 2.Выберите фразу с правильно написанным глаголом, прокомментируйте (устно). a) нужно учится; б) это нам пригодиться; в) я буду стараться.
3.Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ 1. Проявлять стремление - … 2. Они испытывают волнение- … 3. Допускать ошибки - … 4. Он испытывает радость - … 4. Определите, где существительное, а где глагол. Я- водяной, я -водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня водица, Что с таким водиться?!. - Давайте сделаем звуковую и буквенную запись данных слов: води́ца-води́ться-во́дится . 5.Разбор предложения и существительного. Трус и тени своей боится. ( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное). 1.Лентяю - сущ. (кому?) 2.Н.ф. – лентяй; нариц., одуш., м.р., 2-е скл., в дат.падеже, в ед.числе. 3. Приподняться (кому?) лентяю. 6. Прослушайте текст (текст проецируется на доску). Найдите крылатое выражение. Объясните написание выделенных слов. Я вышел на берег насладит.ся ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил. 7. Дополнительное задание (при наличии времени). - Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов. Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение. | Выполняют задания, проверяют по эталону 1.Проявлять стремление - стремиться 2.Они испытывают волнение- волнуются 3.Допускать ошибки – ошибаться 4.Он испытывает радость – радуется. Учащиеся объясняют, когда пишется ЦА, а когда ТЬСЯ и ТСЯ. [вад’ица] [во́д’ица] Устные ответы Мне не спит.ся, не лежит.ся. | Познавательные: используют приобретённые знания при выполнении учебного задания. Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
VIII. Рефлексия. | - Подведём итог нашего урока. - Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. -Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся) |
| Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |
IX. Домашнее задание. |
| Слушают и записывают задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Спряжение глаголов"
Данный материал представляет собой конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"
Технологическая карта с описанием деятельности учителя, учеников....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Переходные и непереходные глаголы»
Урок "открытия новых знаний" построен согласно требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "-тся, -ться в глаголах"
Это, практически, конспект урока. Имеется презентация. Почему именно эта тема? Потому что для пятиклассников это достаточно трудный материал. И для более полного усвоения учащимися материала карт...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".
Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"...