Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Переходные и непереходные глаголы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Загитова Татьяна Николаевна

Урок "открытия новых знаний" построен согласно требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта                                                                                                                                                    Загитова Татьяна Николаевна

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

5

  Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Баласс, 2012

«Переходные и непереходные глаголы»

Урок «открытия» нового знания.

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Формировать навык определять переходность глагола, уметь  графически  обозначать  определяемое слово в словосочетании ,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

\

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм.

 Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно (СЛАЙД 1)

Запись даты. Строчка для темы.

Подготовка  класса  к  работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений. СЛАЙД 2  -6

1)Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Читает, решает, пробежал, едет.

2.Строила, стелила, мыли, шила.

3.Знаю, веселишь, лепишь, носишь.

БД2) Индивидуально.Разбор предложения.

Мы прот..нули верёвочки вдоль ракеты, и жестянки пр..били к хвостовому оперению, и подкрасили длинные полосы.

Доп.:указать прямые и косвенные дополнения.

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью повторения морф. признаков глагола.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

 Ключевые слова. СЛАЙД 7

Опираясь на ключевые слова, расскажите о глаголе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, ДЕЙСТВИЕ, ВОПРОС; СПРЯЖЕНИЕ, ВОЗВРАТНОСТЬ-НЕВОЗВРАТНОСТЬ, ПЕРЕХОДНОСТЬ-НЕПЕРЕХОДНОСТЬ; ВРЕМЯ, РОД, ЧИСЛО, СКАЗУЕМОЕ.

- Какие слова вы не смогли использовать? Почему?

- Сформулируйте тему урока (ЗАПИСАТЬ в тетрадь)СЛАЙД 8 На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Чему учиться?Слайд 9

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (РЛ) СЛАЙД 10

1)Предлагает понаблюдать над материалом  -

Выучить стихотворение, построить дом,

пройти путь

встретить их

смотреть  на  улицу

задуматься  о жизни

переехать через  перекрёсток

верить  другу

 

решить задачу

построить дом

перейти дорогу

  1. Определите гл.слово в сл/соч., падеж зависимых слов. По каким критериям словосочетания распределены по столбикам?
  2. Какими членами предложения могут выступать зависимые слова в словосочетаниях? ( по вариантам)? какие глаголы требуют прямого дополнения? Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике- стр.128 определение в рамке.

Составляют план достижения цели. Отвечают на поводящие вопросы.

На  основе  материала  учебника

делают вывод (если при глаголе прямое дополнение, значит он переходный)

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Открытие новых знаний

1.Чтение определения в рамке.

2. Задаёт вопросы (стр. 128)

-Какие слова являются ключевыми в тексте?

-Почему переходные и непереходные глаголы получили такое название?

Переходность- это постоянный или непостоянный признак?

-Так какие глаголы называются переходными?

-Глаголы какого столбца переходные? Непереходные? Слайд 11 Подпишите столбцы

Какие переходные глаголы не представлены в этой записи? ВЕРНЁМСЯ К ВОПРОСУ: Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом?

  1. Проведём эксперимент: СЛАЙД 12

К переходным глаголам первого столбика прибавим постфикс –СЯ(-СЬ).Как мы называем такие глаголы? Определите теперь, остались ли они переходными? Почему? Сделайте вывод, как переходность глагола связана с категорией возвратности?(Все возвратные глаголы непереходные)Слайд 13

4.Направляет работу по коллективной  разработке алгоритма.Слайд14-15 (ключевые слова : возвратные глаголы, предлог, В.п., Р.п.- отрицание .

 –А зачем нам нужен алгоритм?

Работают с учебником, отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями «прямое дополнение» и «переходный глагол».

Проводят лингвистический эксперимент, делают самостоятельный  вывод (Все возвратные глаголы непереходные)

Используя  заготовку в РЛ, составляют алгоритм.

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед  однородными членами предложения.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

  1. Работа в тетради и на доске.

Записывают   словосочетания, определяют, переходные они или непереходные. Подчеркивают вставленные буквы.

Др  мать на д..ване , приве…ти дрова, н..деть кофту, уча..ствовать в соревновании, пол..жить к..рандаш, поймать птицу,  зав..нуть от холода,  присутствовать на лекции, чу..ствовать  вину.

2.диктант  Аплодисменты Слайд 16

Определяют, какой глагол использован в данном предложении. Буквы П и Н(переходный глагол встречаем аплодисментами).

1Сидел я за столом в комнате.2 Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе. 3. Синичка принимает снежинки за мошкару. 4. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка. 5. За морем заря  сливается с синею далью. 6. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.

1.Учатся рассуждать по алгоритму

2.Работают  в паре. Подобрать существительное, определить падеж, переходность.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

1.Предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

 Составить словосочетания: гл.+ дополнение, определяем переходность глаголов. (проговариваем алгоритм)

1В. Принести, проспать, научиться, побежать, не купить, заблудиться,

2В.  Не писать, срубить, не нарубить, поглядеть, скакать, умыться.

  1. Индивид.  «Корректор».  Открыть(п) тетрадь, помогать(п) товарищу, увидеть( н) сон, стоять(н) на тротуаре, руководить(н) коллективом, разговаривать(п) с другом, не чувствовать(п) усталости.

3. Тихий опрос

Для 1 варианта.

  1. Может ли возвратный глагол быть переходным?
  2. Может ли переходный глагол быть связан с косвенным дополнением?
  3. Глагол прийти переходный?
  4. Переходность- это постоянный или непостоянный признак глагола?
  5. Глагол  нарисовать переходный?

Для 2 варианта

  1. При морфологическом разборе глагола, в первую очередь, определяем возвратность-  невозвратность или переходность- непереходность?
  2. Глагол  убедиться непереходный?
  3. В каком случае переходный глагол имеет при себе прямое дополнение в Р.п.?
  4. Глагол убежать переходный?
  5. Какие глаголы называются переходными?

  1. 1.Выполняют задание,проводят проверку по эталону
  2. Проводит коррекцию,аргументирует ответ

3.В парах отвечают  на вопросы учителя по очереди (контроль по ответу сильного ученика), фиксируют правильные ответы в РЛ.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.

 организует самооценку результатов уч-ся

Д/з предлагает 3-уровневое.

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  •          Какую цель ставили?
  •         Удалось достичь поставленной цели?
  •         Каким способом?
  •         Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  •         Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

  1. Найти глагол в предложении
  2. Установить, возвратный ли он.

           

           Нет                                да, возвратный

                                                   

                                           

                                                 непереходный глагол

     

3)        Определить падеж зависимого слова

     В.п. или Р. при отрицании    любой другой падеж

                                

                                                    непереходный глагол

г) Установить, может ли глагол сочетаться с зависимым словом без предлога

                   да                                     нет

        переходный                        непереходный

                глагол                               глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...