Этап | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты |
УУД
|
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно (СЛАЙД 1) Запись даты. Строчка для темы.
| Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. СЛАЙД 2 -6 1)Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Читает, решает, пробежал, едет. 2.Строила, стелила, мыли, шила. 3.Знаю, веселишь, лепишь, носишь.
БД2) Индивидуально.Разбор предложения. Мы прот..нули верёвочки вдоль ракеты, и жестянки пр..били к хвостовому оперению, и подкрасили длинные полосы. Доп.:указать прямые и косвенные дополнения. | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью повторения морф. признаков глагола.
| Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию Ключевые слова. СЛАЙД 7 Опираясь на ключевые слова, расскажите о глаголе. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, ДЕЙСТВИЕ, ВОПРОС; СПРЯЖЕНИЕ, ВОЗВРАТНОСТЬ-НЕВОЗВРАТНОСТЬ, ПЕРЕХОДНОСТЬ-НЕПЕРЕХОДНОСТЬ; ВРЕМЯ, РОД, ЧИСЛО, СКАЗУЕМОЕ. - Какие слова вы не смогли использовать? Почему? - Сформулируйте тему урока (ЗАПИСАТЬ в тетрадь)СЛАЙД 8 На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Чему учиться?Слайд 9 | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
| Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.)
|
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (РЛ) СЛАЙД 10 1)Предлагает понаблюдать над материалом - Выучить стихотворение, построить дом, пройти путь встретить их
| смотреть на улицу задуматься о жизни переехать через перекрёсток верить другу
| решить задачу построить дом перейти дорогу |
- Определите гл.слово в сл/соч., падеж зависимых слов. По каким критериям словосочетания распределены по столбикам?
- Какими членами предложения могут выступать зависимые слова в словосочетаниях? ( по вариантам)? какие глаголы требуют прямого дополнения? Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике- стр.128 определение в рамке.
| Составляют план достижения цели. Отвечают на поводящие вопросы. На основе материала учебника делают вывод (если при глаголе прямое дополнение, значит он переходный) | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
|
Открытие новых знаний | 1.Чтение определения в рамке. 2. Задаёт вопросы (стр. 128) -Какие слова являются ключевыми в тексте? -Почему переходные и непереходные глаголы получили такое название? Переходность- это постоянный или непостоянный признак? -Так какие глаголы называются переходными? -Глаголы какого столбца переходные? Непереходные? Слайд 11 Подпишите столбцы Какие переходные глаголы не представлены в этой записи? ВЕРНЁМСЯ К ВОПРОСУ: Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом? - Проведём эксперимент: СЛАЙД 12
К переходным глаголам первого столбика прибавим постфикс –СЯ(-СЬ).Как мы называем такие глаголы? Определите теперь, остались ли они переходными? Почему? Сделайте вывод, как переходность глагола связана с категорией возвратности?(Все возвратные глаголы непереходные)Слайд 13
4.Направляет работу по коллективной разработке алгоритма.Слайд14-15 (ключевые слова : возвратные глаголы, предлог, В.п., Р.п.- отрицание . –А зачем нам нужен алгоритм? | Работают с учебником, отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями «прямое дополнение» и «переходный глагол». Проводят лингвистический эксперимент, делают самостоятельный вывод (Все возвратные глаголы непереходные) Используя заготовку в РЛ, составляют алгоритм. |
|
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. - Работа в тетради и на доске.
Записывают словосочетания, определяют, переходные они или непереходные. Подчеркивают вставленные буквы. Др мать на д..ване , приве…ти дрова, н..деть кофту, уча..ствовать в соревновании, пол..жить к..рандаш, поймать птицу, зав..нуть от холода, присутствовать на лекции, чу..ствовать вину. 2.диктант Аплодисменты Слайд 16 Определяют, какой глагол использован в данном предложении. Буквы П и Н(переходный глагол встречаем аплодисментами). 1Сидел я за столом в комнате.2 Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе. 3. Синичка принимает снежинки за мошкару. 4. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка. 5. За морем заря сливается с синею далью. 6. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.
| 1.Учатся рассуждать по алгоритму 2.Работают в паре. Подобрать существительное, определить падеж, переходность. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | 1.Предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Составить словосочетания: гл.+ дополнение, определяем переходность глаголов. (проговариваем алгоритм) 1В. Принести, проспать, научиться, побежать, не купить, заблудиться, 2В. Не писать, срубить, не нарубить, поглядеть, скакать, умыться. - Индивид. «Корректор». Открыть(п) тетрадь, помогать(п) товарищу, увидеть( н) сон, стоять(н) на тротуаре, руководить(н) коллективом, разговаривать(п) с другом, не чувствовать(п) усталости.
3. Тихий опрос Для 1 варианта. - Может ли возвратный глагол быть переходным?
- Может ли переходный глагол быть связан с косвенным дополнением?
- Глагол прийти переходный?
- Переходность- это постоянный или непостоянный признак глагола?
- Глагол нарисовать переходный?
Для 2 варианта - При морфологическом разборе глагола, в первую очередь, определяем возвратность- невозвратность или переходность- непереходность?
- Глагол убедиться непереходный?
- В каком случае переходный глагол имеет при себе прямое дополнение в Р.п.?
- Глагол убежать переходный?
- Какие глаголы называются переходными?
| - 1.Выполняют задание,проводят проверку по эталону
- Проводит коррекцию,аргументирует ответ
3.В парах отвечают на вопросы учителя по очереди (контроль по ответу сильного ученика), фиксируют правильные ответы в РЛ.
| Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, - Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Где можно применить новые знания?
- Называют ключевые слова темы.
организует самооценку результатов уч-ся
Д/з предлагает 3-уровневое. |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: - Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
- Называют ключевые слова темы.
| Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|