Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Говор Христина Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Наклонение глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе

учителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны

Тема урока

Наклонение глагола

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Формирование представления о наклонении глаголов, их значении, изменении глаголов в изъявительном наклонении.  

Задачи урока

  1. Обучающие: формирование умения работать с текстом, с книгой.
  2. Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность
  3. Воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать индивидуально, в парах, группах

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, прогноз по названию,  эвристическая беседа, опрос, диалог, работа в парах, группах, работа с текстом, учебником, создание конспекта, практикум, поощрение, оценка

Планируемые результаты (предметные)

Находят глаголы в тексте, определяют наклонение и значение, моделируют свои предложения, работают с текстами

Личностные

Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  1. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность
  2. Познавательные: формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы
  3. Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Основные термины и понятия

Глагол, морфологические признаки глагола, наклонение глагола

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 5 класс» (автор М. М. Разумовская), компьютер, раздаточный материал: паспорт урока, карточки с заданиями, лист самооценки и взаимооценки, рефлексивные вопросы и задания

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Приветствие, поздравление с Велесовым днём.

11 февраля   Великий Велесов день — середина зимы. Велес — покровитель домашнего скота и пастухов  Именно от него зависит благополучие деревенских жителей.

Присаживаемся. А теперь руководители озвучат названия своих групп.

Прежде чем мы начнём работу,  мне хотелось бы узнать, с каким настроением  вы сегодня  ко мне пришли. Поднимите  светофорик, соответствующий вашему настроению: хорошее- зелёный, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный.

Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно. Сегодня на уроке мы должны определить, что мы ещё не знаем, после чего вы будете самостоятельно открывать новые знания.

Но сначала вспомним правила работы в группах.

Правила оценивания.

Готовятся к «открытию» новых знаний

Коммуникативные регулятивные

2.Актуализация и пробные учебные действия

Цель:

Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия

Откроем тетради и запишем число. Также вид работы- классная работа. Чего не хватает в записях?

Что такое тема?

Прослушайте загадку и дайте на неё ответ, так как ответ этот и есть тема нашего урока.

Активная часть речи

Упала с печи,

Ударилась об пол…

Что это?

Записали тему. А почему мы продолжаем изучение этой темы? Можем сформулировать цель урока?

Да, действительно, сегодня мы узнаем новую информацию о глаголах. Какую- конкретизируем позже, а значит, конкретизируем и цель урока, то есть сформулируем её более точно, конкретно. Прежде чем мы продолжим работу и приступим к выполнению пробных учебных действий, мне хотелось бы определить границу нашего знания и незнания.

Ответь те на вопросы: (каждый вопрос- фишка, после задания подсчитаем фишки и запишем в паспорт их количество)

1.Что такое глагол?

2. Что мы знаем о нём?

3.Как пишется не с глаголами?

4.Что такое инфинитив?

5.На какие вопросы отвечает инфинитив?

6.Какого вида бывают глаголы?

7.Что такое видовая пара? (Стр. 215)

Выполните задание № 1:

Перед вами на карточках записаны предложения. Индивидуально выполните следующее задание:  вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически орфограмму в слове, подчеркните основы, образуйте от глагола в 3 предложении глагол другого вида, то есть видовую пару.

Работаем индивидуально. Когда вся группа будет готова к ответу, поднимите руку. (Самопроверка по эталону, выставление баллов: 1б. – правильно вставлена буква, 1б- графически объяснена орфограмма, 1б.- за каждую правильно подчёркнутую основу, 1б.-правильно образован глагол- всего 6 баллов).

Перед проверкой вопрос:

1.Кто автор и как называется произведение? (А.С Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2.Что такое терем?

3.Подберите синонимы к этому слову.

1.Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

 2.Я прибирал бы терем, если было бы время.

3.Прибирайте каждый свой терем.

Задание № 2:

Что выражает глагол в каждом из этих предложений? (Не знаем)

Слушают, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, определяют лексическое значение слов, подбирают к заданному слову синонимы, анализируют и оценивают ситуацию, корректируют неграмотно написанный текст, проверяют домашнее задание, фиксируют границу затруднения при выполнении задания, формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетради

Познавательные, коммуникативные

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения

Выявим место затруднения:

А теперь  определим, что мы уже знаем, а что пока ещё нет, те есть определим границу знания и незнания.  

Перечислите: вопросы глагола, что обозначает, как пишется с НЕ, что у глагола есть вид, видовые пары, что такое инфинитив, а вот что выражает глагол, мы не знаем.

 Причина затруднения:

 Почему мы этого не знаем? . Имеет ли смысл продолжать разговор на эту тему: если да, значит, данная тема актуальна, т. е. важна и интересна, а главное, нуждается в исследовании.

Отвечают на вопросы, выявляют  место и причину затруднения и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний,

Познавательные, коммуникативные,регулятивные

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Построение плана действий выхода из затруднения

Как мы будем выходить из затруднения?

1.Каким способом мы можем это сделать?

2Что мы можем использовать в своей работе по «открытию» новых знаний?.

 

Отвечают на вопросы. работают в группах с учебниками, словарями, записывают наблюдения, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.Реализация построения проекта

Цель:  

Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия

1. А теперь прочитайте в учебниках и найдите на стр. № 221 ответ на вопрос:  что выражает глагол?

-А теперь конкретизируем цель урока: сформулируйте цель урока. (Запись на доске: Формирование представления о наклонении глаголов, их значении, изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Итак, вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

2.Рассмотрите таблицу на стр. 221, ответим на вопросы и составим конспект нового материала в тетради

Итак, сколько наклонений имеет глагол?

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

-Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

Отвечают на вопросы, работают в парах, группах, анализируют и сравнивают предложения с обращениями, составляют опорную схему, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепление и проговаривание новых знаний

А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Работа в парах и группах (кто быстрее?)

Перед вами предложения. Подчеркните глаголы, определите их наклонение. Работаете в парах, затем в группах, обсуждаете и отвечаете.

1.«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи…»

2.Тужит бедный царь по ней,

Королевич Елисей…

3.Взять тебя мы все бы рады…

Докажите, что это глагол изъявительного наклонения, изменив его по временам. Запишите.

Взаимопроверка по ответу первой группы. 1 балл за каждое верное предложение.

Дают определение понятий, отвечают на вопросы, выполняют задание, выполняют самопроверку и взаимопроверку участвуют в физкультминутке

Познавательные, регулятивные

8.Физкультминутка

Цель:

Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности

Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться. 

Выполняют физкультурные упражнения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

Составьте и запишите три предложения с каждым из наклонений. В идеале- предложения должны быть объединены общей темой. Темы:

1.Школьнай жизнь.

2.Школьный урок.

3.Школьная перемена

-Что вызвало затруднение при выполнении задания?

-Где вы допустили ошибки?

Выполняют самостоятельно разноуровневые задания на карточках , выполняют самопроверку по эталону

Познавательные, регулятивные

9.Включение в систему знаний и повторения

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний

Назовите глаголы, определите наклонение (устно)

Учебник, стр. № 221, упр. 626.

Ещё раз прочитайте параграф.

Слушают стихотворение, выписываю обращения

10.Рефлексия

Цель:

Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки

Итак, вопросы, на которые мы должны дать сейчас ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? Ответили на вопросы? Достигли цели?

Но это результат совместной деятельности.

А теперь посмотрим конкретно, что усвоил каждый из нас.

А сейчас вы получите листочки. Вставьте недостающие слова в текст. 

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ______________к__________________. . Существует______ вида наклонения глагола:________________________________________,  __________________ и ______________________________.  Только ___________________  наклонение изменяется по ____________________.

Ответьте на вопросы:

1.Чтог показалось интересным?

2.Что показалось трудным?

3.Что мешало в работе?

 За каждое верное слово- 1 балл, всего- 8 баллов

Подсчитайте общее количество баллов, оцените сами себя.____________ . А теперь группу.

(Выставление отметок в соответствии с разбалловкой).

А теперь покажите удовлетворённость своей работой и настроение светофориком.

У меня тоже отличное настроение и я вам с удовольствием даю домашнее задание.

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. № 78, таблица на стр. 221

2. Составить 3 предложения с глаголами разных наклонений. Измените по временам глагол изъявительного наклонения.

Выбрать одно:

1.Творческое задание: составит карт очку по теме «Наклонение глагола».

2.Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы всех наклонений.

Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Паспорт группы «Лингвисты»

Задание

Баллы

1

Ответ на вопрос «Что такое тема?» (2б.)

2

Отгадка загадки (2б.)

3

Ответы на вопросы (7б.)

4

Задание № 1: индивидуальная работа в карточках(1б.)

5

Вопросы к заданию № 1(3б.)

6

Ответы на вопросы к стр. 221 учебника  (4б.)

7

Работа в парах и группах: кто быстрее ( подчеркнуть глаголы, определить их наклонение) (4б.)

8

Составить предложения с тремя наклонениями (4б.)

9

Устно определите наклонение глаголов из упражнения учебника (6б.)

Итого (32б.)

Критерии оценки:

32-25 балла- отметка «5»

24-18 баллов-отметка «4»

17-23 баллов отметка «5»

Паспорт группы «Филологи»

Задание

Баллы

1

Ответ на вопрос «Что такое тема?» (2б.)

2

Отгадка загадки (2б.)

3

Ответы на вопросы (7б.)

4

Задание № 1: индивидуальная работа в карточках(1б.)

5

Вопросы к заданию № 1(3б.)

6

Ответы на вопросы к стр. 221 учебника  (4б.)

7

Работа в парах и группах: кто быстрее ( подчеркнуть глаголы, определить их наклонение) (4б.)

8

Составить предложения с тремя наклонениями (4б.)

9

Устно определите наклонение глаголов из упражнения учебника (6б.)

Итого (32б.)

Критерии оценки:

32-25 балла- отметка «5»

24-18 баллов-отметка «4»

17-23 баллов отметка «5»

Паспорт группы «Русоведы»

Задание

Баллы

1

Ответ на вопрос «Что такое тема?» (2б.)

2

Отгадка загадки (2б.)

3

Ответы на вопросы (7б.)

4

Задание № 1: индивидуальная работа в карточках(1б.)

5

Вопросы к заданию № 1(3б.)

6

Ответы на вопросы к стр. 221 учебника  (4б.)

7

Работа в парах и группах: кто быстрее ( подчеркнуть глаголы, определить их наклонение) (4б.)

8

Составить предложения с тремя наклонениями (4б.)

9

Устно определите наклонение глаголов из упражнения учебника (6б.)

Итого (32б.)

Критерии оценки:

32-25 балла- отметка «5»

24-18 баллов-отметка «4»

17-23 баллов отметка «5»

Паспорт группы «Знайки»

Задание

Баллы

1

Ответ на вопрос «Что такое тема?» (2б.)

2

Отгадка загадки (2б.)

3

Ответы на вопросы (7б.)

4

Задание № 1: индивидуальная работа в карточках(1б.)

5

Вопросы к заданию № 1(3б.)

6

Ответы на вопросы к стр. 221 учебника  (4б.)

7

Работа в парах и группах: кто быстрее ( подчеркнуть глаголы, определить их наклонение) (4б.)

8

Составить предложения с тремя наклонениями (4б.)

9

Устно определите наклонение глаголов из упражнения учебника (6б.)

Итого (32б.)

Критерии оценки:

32-25 балла- отметка «5»

24-18 баллов-отметка «4»

17-23 баллов отметка «5»

Индивидуальный лист «открытия» новых знаний,

самооценки и оценки учебных достижений  

Задание

Баллы

1

1.Кто-то терем приб. рал да хозяев поджидал.

 2.Я приб. рал бы терем, если было бы время.

3.Приб. райте каждый свой терем. (5б.)

2

.«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи…»

2.Тужит бедный царь по ней,

Королевич Елисей…

3.Взять тебя мы все бы рады…(3б.)

3.

Составьте и запишите 3 предложения, употребив все 3 наклонения глагола. (3б.)

4

Выпишите глаголы каждого наклонения , укажите наклонение (3б.)

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ______________к__________________. . Существует______ вида наклонения глагола:________________________________________,  __________________ и ______________________________.  Только ___________________  наклонение изменяется по ____________________. (8б.)

5

Ваша отметка за урок

6

Итого: 22 балла

7

Критерии оценивания:

«5»- 19-22 балла

 «4»-15-18 баллов

«3»- 11-14 баллов

8

Итоговая отметка за урок

9

Ответьте на вопросы:

1.Чтог показалось интересным?

10

2.Что показалось трудным?

11

3.Ваше настроение

12

4.Пожелания

Вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

Вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

Вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

Вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

Вопросы, на которые мы должны в конце урока дать ответ:

1.Что выражает глагол?

2.Какие бывают наклонения у глагола?

3.Какре значение имеет каждое наклонение?

4.как изменяются глаголы в изъявительном наклонении.?

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. № 78, таблица на стр. 221

2. Составить 3 предложения с глаголами разных наклонений. Измените по временам глагол изъявительного наклонения.

Выбрать одно:

1.Творческое задание: составит карт очку по теме «Наклонение глагола».

2.Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы всех наклонений.

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. № 78, таблица на стр. 221

2. Составить 3 предложения с глаголами разных наклонений. Измените по временам глагол изъявительного наклонения.

Выбрать одно:

1.Творческое задание: составит карт очку по теме «Наклонение глагола».

2.Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы всех наклонений.

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. № 78, таблица на стр. 221

2. Составить 3 предложения с глаголами разных наклонений. Измените по временам глагол изъявительного наклонения.

Выбрать одно:

1.Творческое задание: составит карт очку по теме «Наклонение глагола».

2.Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы всех наклонений.

Домашнее задание:

Для всех: 1.Учебник: п. № 78, таблица на стр. 221

2. Составить 3 предложения с глаголами разных наклонений. Измените по временам глагол изъявительного наклонения.

Выбрать одно:

1.Творческое задание: составит карт очку по теме «Наклонение глагола».

2.Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы всех наклонений.

Группа № 1

«Лингвисты»

1.Маслова А.

2.Афонина В.

3.Михайлова С.

4.Семёнов Д.

5.Шибаева Е.

6.Лыков Д.

Группа № 2

«Филологи»

1.Чумаков П.

2.Пиджакова А.

3.Пилюгин В.

4.Суббота В.

5.Яльч М.

6. Жвакин А.

Группа № 3

«Русоведы»

1.Ким Д.

2.Лушина Алиса

3.Попов В.

4.Шаленик А.

5.Черник Н.

6.Молочковский Н.

 

Группа № 4

«Знайки»

1.Алиева К.

2.Свинцов А.

3.Шаповалов Д.

4.Ярлыкова К.

5.Башинская Н.

6.Лушина Арина

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.

Вставьте слова в текст:

Глагол выражает отношение ДЕЙСТВИЯ к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.  Существует 3  вида наклонения глагола: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ, УСЛОВНО Е и  ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ.  Только ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение изменяется по ВРЕМЕНАМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....