1.Организационный момент (2 минуты). | - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь. - С каким настроением вы пришли на урок, поднимите соответствующую карточку. Думаю, что к концу урока у некоторых ребят настроение изменится. - Подумайте и скажите, что нам пригодится для успешной работы на уроке?
- Пожелайте друг другу (соседу по парте) удачи (пожать руку или хлопок). | - Проверка готовности к уроку.
-Пригодятся наши знания по русскому языку, наша внимательность и активность на уроке, хорошее настроение и желание приобретать новые знания по русскому языку. - Пожелаем друг другу удачи.
|
Эмоциональная рефлексия. |
|
2. Актуализация знаний (7 минут). | - Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа. Тему урока запишем позже (оставим строчку). - Словарная работа. Записать в тетрадь два словарных слова: б…сед…вать, з…пр…тить. Вставить орфограмму, поставить ударение в словах. - Проверить написание слов по орфографическому словарю. - Данные слова относятся к какой части речи? - Чем между собой отличаются эти глаголы? | - Запись в тетради числа, классной работы, для темы оставить строчку.
- Вставить орфограмму и поставить ударение в словах: б…сед…вать, з…пр…тить.
- Проверка написания слов по орфографическому словарю. - Данные слова являются глаголами. - Их отличие: они разного вида: беседовать – нес.в., запретить – сов.в. |
Самопроверка. | Второе апреля. Классная работа.
Беседовать, запретить.
нес.в. сов.в. Беседовать, запретить. |
| - Верно. - Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … - Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. - чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе. - На парте перед вами лежат листы. Задание- проверка устно (спросить каждого ученика).
- Сейчас определите тему нашего урока после прочтения шифровки: вологалгеинежярпс. (чтение наоборот).- Запишем тему урока в тетрадь. - Для того, чтобы ответить на вопрос: что сегодня будем делать на уроке? Заполним индивидуальные листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)». Поставить галочку слева напротив каждого предложения. - Итак, каковы цели нашего урока?
|
- Глагол.
- Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова. 1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом. 2) Не с глаголами пишется … … 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…… 4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. ……… 5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... ………………….. 6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……... 7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………
Тема урока – Спряжение глаголов.
- Заполнение индивидуальных листов «Цель (чего я хочу добиться на уроке)».
- Узнаем, что такое спряжении е глаголов; научимся различать спряжения глаголов; узнаем, какие окончания у глаголов 1 и 2-го спряжения. Будем закреплять новые знания при выполнении заданий. |
Индивидуальная работа по карточке.
Фронтальный опрос. |
1)Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом. 2) Не с глаголами пишется … (раздельно). 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?) 4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь). 5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам). 6) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим). 7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…(что сделать?), а несовершенного вида…(что делать?).
Запись в тетрадь темы урока.
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
| Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки.
|
|
| Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные.
|
|
| Узнать, что такое спряжение глагола.
|
|
| Узнать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
|
|
| Узнать глаголы – исключения 2 спряжения.
|
|
| Узнать, как определить спряжение глаголов.
|
|
| Отдохнуть на уроке.
|
|
|
3. Постановка учебной задачи (4 минуты). | - Для того, чтобы ответить на вопрос: что значит – спряжение глагола, нужно выполнить задание 1. Закончить предложения.
- Как называется изменение глагола по лицам и числам? - У глагола только два спряжения (1 и 2-е). Чем они различаются? | Имя прилагательное - изменяется……………. Имя существительное - изменяется ……………. А глагол - изменяется …………………………..
- Спряжением.
- Окончанием. | Взаимопроверка (работа в парах). | Имя прилагательное - изменяется (по родам, падежам и числам). Имя существительное - склоняется ( изменяется) по числам, падежам. А глагол - изменяется по ...(по лицам и числам). |
4. Открытие нового знания (6 минут).
3 минуты | - Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.
- Легко ли было вставить пропущенные гласные в окончания глаголов? - Почему? - Обратите внимание на окончания глаголов – они все ударные. - Ребята, разделимся на 2 группы. Вспомним правила работы в группе. - Задание 3. В два столбика выпишите окончания глаголов 1 и 2- го спряжения (Пользуйтесь материалом учебника). - Итак, ребята, сделаем вывод: КАКИЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕЮТ ГЛАГОЛЫ 1 СПРЯЖЕНИЯ, ….. 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ? - Данное правило – только для глаголов с ударным личным окончанием.
Физминутка. Нас.время: слышишь, летят, стучат, несу,грызу. Прош.время: : звала, понимал, плыл, читали, служили. Буд.время: положу, буду строить, обрадуюсь, буду играть, увижу. | Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те. - Да. - Т.к. они стоят под ударением.
Правила работы в группе: ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОДНОГРУППНИКАМ, СЧИТАТЬСЯ С МНЕНИЕМ КАЖДОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОКАЗЫВАТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ.
Глаголы нас.времени – хлопать в ладоши; прош.времени – приседать; будущего времени – топать ногами.
| Диалог.
Работа в группах. | Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те.
Ешь, ём, ёт, ёте. Ит, ишь. |
5. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий (7 минут)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 8 минут). | - Открываем учебник на странице 266 упр.677 (Денис и Таня). А остальные (сильные) выполняют упр.678.Задание: Проспрягать глагол – упростит. Определить спряжение данного глагола.
- Задание 4.Поставьтеударение в глаголах и попытайтесь вставить пропущенные гласные.
- В какой части слова пропущены гласные? - Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? - Почему? - Если окончания глаголов находятся в безударном положении, то как мы будем определять – гласную и соответственно спряжение глагола. - В таком случае в русском языке есть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.
- Сейчас глаголы из задания 4 – поставим в начальную форму и определим спряжение каждого глагола.
- Закрепим знания при выполнении заданий. - Задание 5. Определить спряжение глаголов в словосочетаниях, и выписать в два столбика (1 и 2 спряжение).
- Какие глаголы вызвали у вас сомнение? - Это глаголы – исключения 2 –го спряжения. - Гнать, держать, дышать и слышать, Смотреть, видеть, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.) - Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь -и. - Задание 6. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.
- Задание 7. – Творческое. «Создай пантомиму». Обыграть фразеологизм, чтобы его угадала другая группа.
| Идёшь – 1 спр, ждём – 1 спр, пасутся – 1 спр, следишь – 2 спр, шумит – 2 спр, гудят – 2 спр.
Он ход…т- ты игра…шь- котёнок мурлыч…т- лень вал…т- кто расскаж…т- мы не скуча…м- - В окончании.
- Нет.- Т.к. гласные стоят в безударном положении.
Алгоритм дан в учебнике – в форме правила. Можете пользоваться и алгоритмом, который лежит у вас на парте.
Он ход…т- ты игра…шь- котёнок мурлыч…т- лень вал…т- кто расскаж…т- мы не скуча…м-
Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.
Слышится, вертит.
- Сберегу, терплю, открою, увлеку.
- Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м .
- Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.
1)Водить за нос. 2)Вешать лапшу на уши.
| Работа по учебнику. Комментирование. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. Дифференцированные упражнения.
Самоконтроль.
Работа у доски.
- Взаимопроверка (с соседом по парте).
Работа в группах.
| Упростит ед.ч. мн.ч. 1л - упрощу упростим 2л-упростишь упростите 3л- упростит упростят Этот глагол – 2 спряжения.
Он ход…т- ты игра…шь- котёнок мурлыч…т- лень вал…т- кто расскаж…т- мы не скуча…м-
Алгоритм. 1)Поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть,( какая гласная стоит перед –ть) на глагольный суффикс. 2) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.
Он ход…т- ходить (2 спр) ты игра…шь- играть (1спр) котёнок мурлыч…т- мурлыкать (1 спр) лень вал…т- валить (2 спр) кто расскаж…т- рассказать (1 спр) мы не скуча…м- скучать (1спр).
1 спр. 2 спр. Наслаждается природой, распилит дров, заявляет о мире, вертит колесо, приближается к станции, слышится звук, прячется в камышах, строит дом. дунет на огонь.
1.Сберегу, терплю, открою, увлеку (терплю – 2-е спр.) 2.Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м (слышим – 2-е спр.)) 3.Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)
Инсценировка.
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока 3 минуты) | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работы на уроке. - Взяли листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» и поставили галочки справа напротив предложений. Сравните с галочками, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли вы поставленных перед собой целей урока? - Молодцы! - Самооценка результатов своей деятельности : Устно нужно закончить предложения. - Какое настроение у вас к концу урока. Поднимите соответствующую карточку. - Выставление оценок за урок. - Урок окончен. Спасибо за работу!
Домашнее задание: стр.254-255 (правила) упр.684, упр.685, упр.686* (на выбор). |
Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)»
Закончить предложения: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни…
| Эмоциональная рефлексия.
Рефлексия содержания учебного материала. Самооценка результатов своей деятельности. |
1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни…
|