Рабочая программа по русскому языку. 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._2018_rabochaya_progr._po_russkomu_yazyku.docx | 438.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Росиии от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2003 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы общего образования».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовой программой основного общего образования, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 №889.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 8 классе общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения.
Программа по русскому языку общим объёмом 105 часов изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану Образовательного учреждения.
Роль и место предмета.
Предмет входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, история России.
Особенности программного материала.
Специфика учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную, групповую работу учащихся, что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на основе УМК Русский язык для общеобразовательных учреждений авторов: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объём и качество представленного материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Этнокультурный компонент Базисного учебного плана даёт возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции и обычаи, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Опора на этнокультурные ценности при организации учебного процесса позволяет достичь поставленных целей и задач при изучении многих важных и интересных тем программы. В связи с этим возникает возможность использовать богатейший и интереснейший материал в учебной деятельности.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию этнокультурного компонента, способствующие приобщению учащихся к культуре родного народа через введение на учебных занятиях работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей, формированию у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона. Содержание образования, включающее этнокультурный компонент, реализуется посредством включения в тексты диктантов, упражнений, тестовых заданий материалов, обеспечивающих приобщение учащихся к самобытности народов Байкальского региона, его культуре. (Приложение).
Введение национально-регионального компонента в программу по русскому языку также предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно - прикладного искусства.
Целевая установка.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является дальнейшее развитие учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, диспутов.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении предмета в программе представлены большие возможности для самостоятельной работы. В ходе прохождения программы обучающиеся могут самостоятельно выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Структура программы.
Программа по русскому языку для 8 класса включает следующие разделы:
- Синтаксис и пунктуация. Культура речи
- Словосочетание
- Простое предложение
- Двусоставные предложения
- Односоставные предложения
- Простое осложнённое предложение
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения
- Слова, грамматически не связанные с членами предложения
- Вводные и вставные конструкции
- Чужая речь
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачёта, диктанта, теста, изложения, сочинения), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат:
- повышение практической грамотности
- развитие речеведческих и коммуникативных умений
- воспитание любви к родному языку
Учебно-тематический план
по русскому языку
8класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | ||||||||||||||||||
к/р | р/р | п/р | Планир. | Фактич. | ||||||||||||||||||
Введение(1час) | ||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык в современном мире | 1 | ||||||||||||||||||||
Повторение изученного в V – VII классах (10 часов) | ||||||||||||||||||||||
2 | Повторение изученного в 5-7 классах. Пунктуация и орфография | 1 | ||||||||||||||||||||
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | ||||||||||||||||||||
4 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||||||||||||||||||
5 | Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | ||||||||||||||||||||
6-7 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 2 | ||||||||||||||||||||
8-9 | Развитие речи. Сочинение в форме письма. «Мои летние впечатления» (Упражнение 37) | 2 | 2 | |||||||||||||||||||
10-11 | Контрольный диктант с граммматическим заданием и его анализ | 2 | 1 | |||||||||||||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3часа) | ||||||||||||||||||||||
12 | Основные единицы синтаксиса | 1 | ||||||||||||||||||||
13 | Текст как единица синтаксиса. Основные признаки текста: смысловая и композиционная цельность, связность текста, коммуникативная установка, основная мысль, микротема | 1 | ||||||||||||||||||||
14 | Предложение как основная единица синтаксиса. Коммуникативная функция предложения. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц | 1 | ||||||||||||||||||||
Словосочетание (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
15 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | ||||||||||||||||||||
16 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные | 1 | ||||||||||||||||||||
17 18 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания | 1 1 | ||||||||||||||||||||
19 | Развитие речи. Сочинение-описание. ( Упражнение 72) | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Простое предложение (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
20 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
21 | Порядок слов в предложении. | 1 | ||||||||||||||||||||
22 | Интонация | 1 | ||||||||||||||||||||
23 | Развитие речи. Описание памятника культуры | 1 | ||||||||||||||||||||
Двусоставные предложения (14 часов) | ||||||||||||||||||||||
24 | Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего | 1 | ||||||||||||||||||||
25 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | 1 | ||||||||||||||||||||
26 | Составное глагольное сказуемое. Элементы составного глагольного сказуемого | 1 | ||||||||||||||||||||
27 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 1 | ||||||||||||||||||||
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||||||||||||||||||
29 | Второстепенные члены предложения. | 1 | ||||||||||||||||||||
30 | Дополнение. Дополнение прямое и косвенное | 1 | ||||||||||||||||||||
31 | Определение. | 1 | ||||||||||||||||||||
32 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | ||||||||||||||||||||
33 | Обстоятельство. | 1 | ||||||||||||||||||||
34 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
35 | Развитие речи. Характеристика человека как вид текста. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
36 | Повторение изученного о двусоставном предложении | 1 | ||||||||||||||||||||
37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Односоставные предложения (12 часов) | ||||||||||||||||||||||
38 | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | 1 | ||||||||||||||||||||
39 | Назывные (номинативные) предложения, их структурные и смысловые особенности | 1 | ||||||||||||||||||||
40-41 | Определённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | 2 | ||||||||||||||||||||
42 | Неопределённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | 1 | ||||||||||||||||||||
43 | Развитие речи. Инструкция. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
44 | Безличные предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
45 | Развитие речи. Сжатое изложение «Мещерский край» (Упражнение 208) | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
46 | Неполные предложения, их структурные и смысловые особенности | 1 | ||||||||||||||||||||
47 | Синтаксический разбор односоставных предложений. | 1 | ||||||||||||||||||||
48 | Повторение изученного об односоставном предложении | 1 | ||||||||||||||||||||
49 | Контрольная работа. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Простое осложнённое предложение (1 час) | ||||||||||||||||||||||
50 | Понятие об осложнённом предложении | 1 | ||||||||||||||||||||
Однородные члены предложения (11 часов) | ||||||||||||||||||||||
51 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
52 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | ||||||||||||||||||||
53 | Однородные и неоднородные определения | 1 | ||||||||||||||||||||
54-55 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | ||||||||||||||||||||
56 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | ||||||||||||||||||||
57 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | ||||||||||||||||||||
58 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 1 | ||||||||||||||||||||
59 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | ||||||||||||||||||||
60-61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | 1 | |||||||||||||||||||
Обособленные члены предложения (15 часов) | ||||||||||||||||||||||
62 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||||||||||||||||||
64 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||||||||||||||||||
65 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Правильное построение предложений с причастными оборотами | 1 | ||||||||||||||||||||
66 | Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение на основе самостоятельной интерпретации смысла фрагмента текста. (Упражнение 304) | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
67 | Обособление приложений. Выделительные знаки при них | 1 | ||||||||||||||||||||
68 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
69-70 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них | 2 | ||||||||||||||||||||
71-72 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 2 | ||||||||||||||||||||
73 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | ||||||||||||||||||||
74 | Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами | 1 | ||||||||||||||||||||
75 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | ||||||||||||||||||||
76 | Контрольный тест | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
77 | Обращение. Назначение обращения. | 1 | ||||||||||||||||||||
78 | Распространенные обращения. | 1 | ||||||||||||||||||||
79 | Выделительные знаки препинания при обращении. Их употребление. | 1 | ||||||||||||||||||||
80 | Развитие речи. Русский речевой этикет. Деловое письмо. ( Упражнение 360) | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Вводные и вставные конструкции (9 часов) | ||||||||||||||||||||||
81 | Вводные конструкции | 1 | ||||||||||||||||||||
82 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | ||||||||||||||||||||
83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | ||||||||||||||||||||
84 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | ||||||||||||||||||||
85 | Междометия в предложении | 1 | ||||||||||||||||||||
86 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
87 | Повторение и обобщение пройденного материала | 1 | ||||||||||||||||||||
88-89 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | 1 | |||||||||||||||||||
Чужая речь (8 часов) | ||||||||||||||||||||||
90 | Понятие о чужой речи. Основные способы передачи чужой речи. Комментирующая часть | 1 | ||||||||||||||||||||
91 | Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 1 | ||||||||||||||||||||
92 | Диалог. | 1 | ||||||||||||||||||||
93 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | ||||||||||||||||||||
94-95 | Развитие речи. Сжатое изложение (Упражнение 418) | 2 | 2 | |||||||||||||||||||
96 | Повторение изученного о чужой речи. | 1 | ||||||||||||||||||||
97 | Проверочный тест | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
98 | Повторение изученного. Синтаксис и морфология. | 1 | ||||||||||||||||||||
99 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 | ||||||||||||||||||||
100 | Повторение изученного. Синтаксис и культура речи | 1 | ||||||||||||||||||||
101 | Повторение изученного. Синтаксис и орфография | 1 | ||||||||||||||||||||
102 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Итого: | 102 | 9 | 21 |
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения и аудирования текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
Содержание учебного предмета
Введение. Функции русского языка в современном мире
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова междометия
I. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
- Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Требования к уровню подготовки учащихся
к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;
- изученные языковедческие понятия;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку;
- увеличения словарного запаса;
- получения знания по другим учебным предметам.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.
Литература для учащихся:
- учебники:
- Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.
Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобр.учрежд.- М., Просвещение, 2014
- дидактические материалы:
1. Баев П. М. Грамматика в таблицах и вопросах (пособие для учащихся). Л., Просвещение, 1968
- Баранов, М. Т., Костяева, Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989
- Горбачевич, К. С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещение, 1989
- Жердева, Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для 8 класса.
- Лингвистические словари.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. докт. филологич. наук, проф. Шведовой Н.Ю., М., Русский язык, 1982
- Яранцев Р.И.Словарь-справочник по русской фразеологии. М., Русский язык, 1985
- материалы для контроля:
1. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. – М., ВАКО, 2010
2. Тестовые задания различных авторов.
Литература для учителя:
- учебники:
- Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.
Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобр.учрежд.- М., Просвещение,
2014
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи.
- методические материалы:
1. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение,
2000
2. Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и
пунктуации. 5–9 класс. – М.: Просвещение, 1992
3. Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. – М., 1998;
4. Корниенко, Р. И. Активная деятельность учащихся на уроке русского
языка. – РЯШ, № 3, 2000
5. Никитина, Е. И. Русская речь. Развитие речи.
8 класс. – М.: Дрофа, 2005;
6. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М.,
Русский язык, 1982
7. Повторение на уроках русского языка: сб. статей из опыта работы.
Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1978
8. Симашко, Т. В. Наблюдение над порядком слов при изучении
синтаксиса. – РЯШ, № 2, 1997
9. Соколова, Г. П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс.
– М., 1992
- дидактические материалы:
1. Баев П. М. Грамматика в таблицах и вопросах (пособие для учащихся).
Л., Просвещение, 1968
- Баранов, М. Т., Костяева, Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989
- Горбачевич, К. С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещение, 1989
- Жердева, Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для 8 класса.
- Лингвистические словари.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. докт. филологич. наук, проф. Шведовой Н.Ю., М., Русский язык, 1982
- Яранцев Р.И.Словарь-справочник по русской фразеологии. М., Русский язык, 1985
- материалы для контроля:
1. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. – М., ВАКО, 2010
2. Тестовые задания различных авторов.
Образовательные электронные ресурсы:
- http: // www. school.edu.ru/ – Российский образовательный портал.
- http: // www.philology.ru./default.htm/ - Российский филологический портал
- http: // som.fio.ru/ - Cетевое объединение методистов.
- http: //www/ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
График проведения контрольных работ
№\п | Вид работы | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного материала в 5-7 классах» | 1 | 06.10 |
2 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» | 1 | 20.10 |
3 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | 29.10 |
4 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 08.12 |
5 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | 13.03 |
6 | Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | 16.03-19.03 |
7 | Контрольный диктант по теме «Вводные и вставные конструкции» | 1 | 6.04 |
8 | Проверочный тест по теме «Чужая речь» | 1 | 5.05 |
9 | Контрольный диктант по теме «Обобщение изученного в 8 классе» | 1 | 19.05-22.05 |
Контрольная работа №1
Контрольный диктант
по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Цель: выявление степени усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений за курс 5-7кл.: владение основными понятиями; знание и понимание основных языковых явлений; умение производить разные виды разбора; умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами, расставлять необходимые знаки препинания.
Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
(И.Соколов-Микитов)
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст
2. Выпишите из текста 1 предложение (1вариант)
с причастным оборотом; (2вариант) с деепричастным
оборотом. Графически объясните постановку знаков
препинания.
3. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 деепричастия (1 вариант из 2 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)
Контрольная работа №2
Контрольный диктант
по теме «Двусоставные предложения»
Цель: контроль и проверка знаний по разделу « Двусоставные
предложения»
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза – «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)
(По В.Пескову)
Грамматическое задание
- Сделать синтаксический разбор предложения:
Желудок крокодила – адский химический комбинат… (1 вариант)
Излюбленное его занятие – греться… (2 вариант)
- Найдите в тексте и выпишите
несогласованного определение (1 вариант)
приложение (2 вариант)
3. Найдите в тексте и выпишите 2 обстоятельства, определите его
Контрольная работа №3
Контрольная работа
по теме « Односоставные предложения»
Цель: проконтролировать и оценить знания учащихся по разделу
«Односоставные предложения»
- Записать предложения, сделать их полный синтаксический разбор. Указать тип односоставных предложений
Уезжаю завтра далеко, в Сибирь. Вышли мне посылку поскорей. Береги платье снову, а честь смолоду. Тебя вызывают к директору. Надо было всё начинать сначала. Небо затянуло тёмными тучами.
- Выписать из упр 249 по одному примеру на каждый тип односоставных предложений. Указать, чем выражены в них главные члены.
- Списать предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Указать вид каждого предложения.
1.С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
2.Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
3.Что знаешь в детстве, узнаешь на всю жизнь.
4.Всё небо заволокло облаками, и стал накрапывать редкий. Редкий дождь.
5. Когда сады цветут, мне по ночам не спится.
6.Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
7.Весна. И с каждым днём невнятней травой восходит тишина.
8.Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, засветилось на том берегу.
9.Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
10.Души от ветра времени не прячь.
4. Спишите предложения, найдите среди них односоставные и двусоставные предложения, обозначьте в них грамматические основы. Охарактеризуйте односоставные предложения.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в неё и взлетают снова. Залюбуешься!
Контрольная работа №4
Контрольный диктант
по теме «Однородные члены предложения»
Цель: проконтролировать и оценить знания учащихся по разделу
«Однородные члены предложения»
Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу. Бреду под ветром среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
Отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, расширялся и обнимал полнеба, поднимаясь туманно-голубой стеной. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро. Я приближался к лесам, и горы вырастали все мрачнее и величавее, а в пролеты между ними с бурной стремительностью валился длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с нелюдимым гулом сосен. Повеяло свежестью, понесло снегом и ветром.
Грамматическое задание
- Сделать синтаксический разбор предложения:
Бреду под ветром среди холодного тумана… (1 вариант)
Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине …
(2 вариант)
- Найдите и выпишите из текста предложение с однородными членами предложения.
- Сделайте морфемный разбор слова:
Звякая (1вариант)
Надвигаясь (2 вариант)
Контрольная работа №5
Контрольная работа
по теме «Обособленные члены предложения»
Цель: контроль и проверка знаний по разделу «Обособленные члены
предложения».
На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
- Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
3. Выпишите 2 обособленных членов предложения, укажите их вид
Контрольная работа №6
Контрольный тест
по теме « Обособленные члены предложения»
Цель: контроль и проверка знаний по разделу «Обособленные члены
предложения».
- Какое из данных ниже сочетаний может быть необособленным
обстоятельством в предложении:
Всеволод… сидит позади с кормовым веслом.
- как обычно
- съёжившись
- съёжившись от холода
- с недовольным видом
- Как можно продолжить предложение?
Читая Вальтера Скотта,
- пробуждается интерес к истории.
- это помогает изучать историю.
- лучше понимаешь историю.
- всегда интересно.
3. В каком предложении оба слова пишутся слитно?
- Чтобы развить память, шахматисты иногда играют / В/СЛЕПУЮ, то есть /НЕ/СМОТРЯ на доску.
- /В/ТЕЧЕНИЕ нескольких суток не было /НИ/КАКОЙ связи с городом.
- Кит продолжал двигаться прямо /НА/ВСТРЕЧУ судну, /НЕ/СМОТРЯ на крики и пальбу.
- В/ТЕЧЕНИЕ веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться /В/ВЫСЬ.
4. Какой предлог употребляется с разными падежами?
- благодаря
- вопреки
- между
- согласно
5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
- В середине XVII века казаки во главе с Ерофеем Павловичем Хабаровым разведали земли по Амуру и Лене.
- До наступления зимы казаки, идя по берегу Лены, тянули вверх по течению тяжелогруженные лодки.
- Добравшись до Амура казаки поплыли на лодках.
- Не всегда можно было пристать к берегу, приходилось спать сидя.
6.Как правильно расставить и объяснить знаки препинания?
Иностранцы /1/посетившие Москву в XVII веке /2/восхищались размахом московской торговли /3/ писали о Москве /4/как о богатейшем городе Европы.
- 2,4 - запятые: выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и сравнительным оборотом
- 1,2,3,4 – запятые: выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным и сравнительными оборотами
- 2,3,4 - запятые: выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным и сравнительным оборотами
4).1,2.3 – запятые: выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженные деепричастным оборотом.
Номер ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Контрольная работа №7
Контрольный диктант
по теме «Вводные и вставные конструкции»
Цель: контроль и проверка знаний по разделу « Вводные и вставные
конструкции».
Глазами художника
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.
Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных заданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово)
(По А.Воловик)
Грамматическое задание
- Сделать синтаксический разбор предложения:
Красная кирпичная пыль висит в воздухе… (1 вариант)
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений… (2 вариант)
- Найдите и выпишите из текста предложение с вводным словом.
- Сделайте морфемный разбор слова:
Просматривались (1вариант)
Смешиваясь (2 вариант)
Контрольная работа №8
Проверочный тест
по теме « Чужая речь»
1 вариант
- Какая пунктуационная схема соответствует предложению:
Пусть милует Бог от разбойников говорила Пульхерия Ивановна и к чему рассказывать эдакое на ночь.
- «П,-а,-п».
- «П!»-а
- «П!-а,-П?»
- «П!-а.-П!»
- Какое слово всегда пишется слитно?
- ЧТО/БЫ/
- БУД/ТО/
- /ПО/ЧЕМУ
- /ЗА/ЧЕМ
- В каком случае нарушена норма грамматической сочетаемости?
- СЛЫШАТЬ О ТОМ, что…
- ПРЕДУПРЕДИТЬ О ТОМ, что
- ПОКАЗАТЬ О ТОМ, что…
- ОСВЕДОМЛЁН О ТОМ, что…
- В каком случае косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:
«Вы не из Саратова?»- спросил капитан попутчицу.
- Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли вы.
- Капитан спросил попутчицу, что она, может быть, из Саратова.
- Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она.
- Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она?
- Где допущены пунктуационные ошибки?
- Композитора Ференца Листа Андерсен называл «духом бури над струнами».
- «Он обладал даром – сказал о Шиллере Гёте,- облагораживать всё, к чему прикоснётся».
- «Я чувствовал себя стеснённым, чужим здесь, как везде. Мне было немного грустно»,- писал Грин о своей жизни в Одессе.
- Тогда я уже знал пушкинские слова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
- Какое предложение с цитатой оформлено правильно?
- Лермонтов любит Москву «сильно, пламенно и нежно».
- Лермонтов «Любит Москву… сильно, пламенно и нежно.
- Лермонтов любит Москву: «Сильно, пламенно и нежно!».
- Лермонтов любит Москву «Сильно, пламенно и нежно».
Номер ответа | ||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 вариант
- Какая пунктуационная схема соответствует предложению:
- «П ,- а, -п!»
- «П, - а. –П!»
- «П! –а. –П!»
- «П,» - а.
- В каком примере всегда раздельное написание?
- ПРИ/ЧЁИ/
- /И/ТАК
- /ПРИ/ЭТОМ
- /ПО/МОЕМУ
- В каком случае нарушена норма грамматической сочетаемости?
- ОБСУЖДАТЬ О ТОМ, что…
- РАСПОРЯДИТЬСЯ, чтобы
- ДИСКУТИРОВАТЬ О ТОМ ,как…
- ДИБИТЬСЯ ТОГО, что…
4. В каком случае косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:
«Возьми термос», - напомнила мне сестра.
- Сестра напомнила. Чтобы взять термос.
- Сестра сказала. Что возьми термос.
- Сестра напомнила, взял ли я термос.
- Сестра сказала. Чтобы я взял термос.
- Где допущены пунктуационные ошибки?
- «Вот хорошо, что ружья захватили! – обрадовался пастух.- Жизни от волков нет».
- «Все люди родяться искренними и умирают лжецами», - заметил какой0то мудрый человек.
- Жаль, что лето кончилось, но, как говориться, нет худа без добра.
- «Вторым названием Москвы было Кучково»,- утверждает историк: «Так именовалось до основания города село».
- Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
- Одоевский назвал Пушкина «солнцем русской поэзии».
- Одоевский назвал Пушкина :»Солнце русской поэзии».
- Одоевский сказал о Пушкине, что он «солнце русской поэзии».
- Все помнят строки Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…
Номер ответа | ||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Контрольная работа №9
Контрольный диктант
по теме «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»
Цель: выявление степени усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений за курс 5-8 классов: владение основными понятиями; знание и понимание основных языковых явлений; умение производить морфологические разборы; умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами, расставлять необходимые знаки препинания
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушенные шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)
(По И.Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
- Сделать синтаксический разбор предложения:
Тем радостнее такому человеку…(1вариант)
Ещё до восхода солнца…(2 вариант)
- Выписать 3 словосочетания с разными видами связи, указать их.
- Выписать 3 обстоятельства. Определить их вид.
Национально-региональный компонент программы
Раздел «Второстепенные члены предложения»
Темы «Определение», «Основные виды обстоятельств»
С незапамятных времен живут на Байкале четыре ветра, один сильнее другого.
Тот ветер, который обдувает Байкал с севера, именуется Верховиком или Ангарой. С ним соседствует вихрь, прозванный Баргузином. Он поднимается оттуда, где летом восходит солнце, с восточного берега. Западный ветер зовут Култуком. И еще один ветер. Зовут его Сарма. Он поселился на Ольхоне, на прибрежных скалах этого острова.
Задания:
- Выделите определения, указав их вид и способы выражения;
- выделите обстоятельства, указав их вид и способ выражения;
- Ооъясните этимологию собственных имен.
Раздел «Вводные конструкции»
Тема « Предложения с обращениями»
- - О, Саяны, скажите,
Что выше гольцов серебристых?
- Выше наших гольцов
Человек в его помыслах чистых!
- О, Байкал, ты скажи,
Что сравнимо с твоей глубиною?
- Человеческий ум
Побеждает в сравненье со мною!
- О, земля, объясни,
Что безбрежней земного простора?
- Посмотри, как безбрежна
Душа человека любого!
Задания: текст на доске записан без знаков препинания.
- Перепишите стихотворение, найдите в нем обращения, выделите их знаками препинания
- ;прочитайте выразительно стихотворение.
- объясните этимологию собственных имен.
2. Прими, Земля, сыновнее спасибо,
Святой водой Байкала угости,
Чтоб я обрел невиданную силу
Для дальнего нелегкого пути.
Задания:
- запишите строки из песни Д. Жалсараева;
- какова его основная мысль?
- какие чувства выражены автором в стихотворении?
- объясните орфограммы и пунктуацию;
- подчеркните грамматические основы;
- составьте схему предложения.
Раздел Односоставные предложения»
Тема "Полные и неполные предложения»
Самая восточная вершина - самая низкая, но удивительно красивой огранки - называется Гора-сирота. Эта гора первой встречает солнце. Бежит навстречу солнцу легко и неудержимо, как первое слово в добром разговоре. А за ней плечом к плечу идут Тункинские золотые горы. Так что она вовсе не сирота. Ранним утром я встаю, иду на речку. Иду по тропинке и смотрю на вершину. И в речке вижу их отражения. Беру пригоршней воду и пью.
Задания:
- перепишите текст, укажите полные и неполные предложения;
- установите, какие члены пропущены в неполном предложении. Ответ аргументируйте.
Раздел «Осложнённое предложение»
Тема «Предложения с однородными членами»
В своей книге Иоганн Георги пишет о быте и нравах забайкальских бурят. Описывая хозяйственный быт бурят, Георги указывает, что буряты владеют замечательными кузнечным и ювелирным ремеслами. Ученый отмечает высокое искусство отделки их изделий - рукояток ножей, сбруи и домашней утвари. Георги писал: "...железные их вещи с серебряною насечкой славны во всей России под именем братской работы".
Задания:
- выпишите однородные члены вместе с теми словами, с которыми они связаны;
- составьте схемы предложений с однородными членами, определите, чем выражены однородные члены предложения.
Раздел "Предложения с обособленными членами"
Темы "Обособленные определения",
"Обособленные обстоятельства"
Сказка-легенда о старике Байкале
и его дочери-красавице Ангаре.
...У седого Байкала, дожившего до почтенного старческого возраста, было много сыновей ( Баргузин, Сарма и др. и всего одна дочь юная Ангара. Любил дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать дочь замуж. И вот во владения Байкала со всех сторон потянулись женихи. Прискакал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал задумчивый красавец Алят. Но никто из них не нравится юной деве. И вот однажды темной ночью Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из прибрежных скал камень и бросил его вслед беглянке, чтобы преградить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие, с еще большей силой устремляется к Енисею. Повстречавшись, Ангара и Енисей обрели счастье. Брошенный Байкалом камень лежит и поныне, его называют шаманским камнем...
Задания:
- Определите тип речи, средства связи предложений в тексте;
- найдите в тексте обособленные определения и обстоятельства, обозначьте их графически, расставьте знаки препинания.
- объясните этимологию одного из слов - имён собственных.
Развитие речи
Цель: повторение признаков текста, лексических средств связи предложений в тексте, развитие умения составлять связные тексты.
В Бурятии здоровый и сухой климат, который легко переносится и зимой, и летом. Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, которые похожи на швейцарские Альпы, просторы Монголии и равнины европейской России.
Богат и разнообразен животный и растительный мир Бурятии, здесь находится немало уникальных и редких видов, которые занесены в Красную книгу.
Государственный флаг республики представлен тремя цветами - синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту, вечность. В Бурятии проживает более ста национальностей, что и определяет разнообразие и многоукладность ее быта. Самым крупным высшим учебным заведением является Восточно-Сибирский Государственный технологический университет, где обучаются 5860 студентов и работают 550 преподавателей. Университет принимает участие в реализации международных программ по устойчивому развитию Байкальского региона, а также ведет исследования по охране окружающей среды.
Кто на Байкале не бывал - тот Сибири не видал. В последнее время в Бурятии быстро развивается туризм, потому что этому способствуют уникальные природные условия Прибайкалья. Ежегодно в Бурятии проходят праздники, где любой может помериться силой и ловкостью, меткостью и выносливостью.
Задания:
- Доказать, что это текст. Указать признаки текста (членимость, целостность, связность);
- определить тему текста, озаглавить его;
- перепишите, найдите обособленные члены предложения.
Групповые задания
Текст 1
Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской России. В Бурятии много больших и малых озер ( красивейших уголков природы. Самое крупное и глубокое из них ( Байкал, предмет духовного поклонения и особой заботы. Байкал в народе называют Священным морем.
Текст 2
Животный и растительный мир Бурятии богат и разнообразен. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу: всемирно известный баргузинский соболь, байкальская нерпа, омуль. Обилие прибайкальской флоры ( неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.
Текст 3
Бурятия издревле находится на стыке многих религий. В республике представлены практически все основные мировые религии. Многие религии тесно переплелись или получили различные ответвления. Здесь мирно сосуществуют шаманизм и буддизм, старообрядчество и православие.
Традиционные верования в форме шаманизма известны на берегах Байкала задолго до прихода буддизма и христианства. Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным шаманским местам ( "обоо" или "бариса»).
Задания:
- Доказать, что это текст. Указать признаки текста (членимость, целостность, связность);
- определить средства связи предложений в тексте;
- определить тип и стиль речи;
- составить текст типа рассуждения на заданную тему: "Нужна ли человеку Родина?", "Какова роль религии в жизни общества" и др.;
- объясните этимологию слова "обоо".
Тема: «Стили речи»
30 мая 1923 года из двух автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока образована Бурят-Монгольская АССР.
Бурятия административно разделена на: город Улан-Удэ, Баргузинский район, Баунтовский район, Бичурский район, Джидинский район, Еравнинский район, Заиграевский район, Закаменский район, Иволгинский район, Кабанский район, Кижингинский район, Курумканский район, Кяхтинский район, Муйский район, Мухоршибирский район, Окинский район, Прибайкальский район, Северобайкальский район, город Северобайкальск, Селенгинский район, Тарбагатайский район, Тункинский район, Хоринский район
В феврале 1937 года принята Конституция БМАССР, в статье 111 описывался герб республики: герб аналогичен гербу РСФСР, но все надписи выполнены по-русски и по-бурят-монгольски. Первоначально бурят-монгольский язык использовал латинскую графику, и надписи выглядели как: "РСФСР. RSFSR. БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР. BURIAAD-MONGOL ASSR". На более позднем рисунке в Конституции приведён герб с надписями:"РСФСР. БМАССР (после перехода на русскую графику эти аббревиатуры стали одинаковыми на обоих языках). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Бухы орону удай пролетаринар, нэгэдэгты!".
20 апреля 1995 года Народным Хуралом Бурятии был принят Закон "О Государственном гербе Республики Бурятия" (№119-I). Закон подписал президент Бурятии Л.В.Потапов. Позже, законом №243-II от 25 августа 1999 года, было уточнено геральдическое описание герба. Согласно тексту Закона о гербе (с исправлениями 1999 года):
Конституция, принятая на Внеочередной VIII сессии Верховного Совета БАССР IX созыва 30 мая 1978 года, закрепила государственные символы в ст.157 (герб) и ст. 158 (флаг). Они остались прежними, незначительно изменились лишь надписи, а над гербом появилась красная пятиконечная звезда.
Государственный герб Республики Бурятия утверждён 20 апреля 1995 года (Закон №119-I) Постановлением Народного Хурала. Автор рисунка герба А.Хорёнов. Закон о гербе вступил в силу после опубликования в газете "Бурятия" (№ 90, 18.05.95). Cогласно тексту Закона:
" Статья 1.Государственный герб Республики Бурятия представляет собой трёхцветный круг (сине-бело-жёлтый цвета национального флага).
В верхней части круга - золотое соёмбо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).
В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зелёного и тёмно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта.
Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба, на котором написано название республики на государственных языках: Буряад Республика, Республика Бурятия. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы её ниспадают по обе стороны герба над его основанием".
Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Государственном Гербе Республики Бурятия", принятым Народным Хуралом 25 августа 1999 года (№243-II) герб был изменён. Теперь все элементы герба вписываются в серебряный геральдический щит. Название республики удалено с голубой ленты. Новый герб вступил в силу с 1 января 2000 года. Cогласно тексту Закона:
"Статья 1. Государственный герб Республики Бурятия представляет собой трехцветный круг (сине - бело - желтый цвета национального флага).
В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).
В центре круга - одинаковой ширины сине - белые полосы - волны Байкала, а также светло - зеленого и темно - зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта.
Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии, центральная часть которой является основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита".
Задания:
- Определить тип и стиль речи. Докажите.
Объясните этимологию слова "хадак".
Список литературы,
использованной для разработки программы
- Базисный учебный план общеобразовательной школы. - М., 2004
- Дидактический материал по русскому языку. 8 класс.
- Журнал «Русский язык в школе».
- Канакина Г.И. и др. Уроки развития речи. М., 2001г.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Лингвистические материалы.
- Программа для общеобразовательных школ.
- Учебник «Русский язык» Л.А.Тростенцова и др.- М., «Просвещение», 2017
- Учебные стандарты школ России. - М., 2004
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001
- Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 8 классе. М., Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....