Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Роль имён существительных в речи
Предмет русский язык.
Класс 5
Автор УМК Разумовская М.М.
Тема урока Роль имён существительных в речи
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные): создать представление о роли существительных в образной речи; находить в тексте и использовать в речи существительные в переносном значении; закрепить знания о метафоре и сравнении; о тексте: теме, главной мысли, микротеме, заголовке.
Универсальные учебные действия:
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы.
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Создание доброжелательной атмосферы, включение учащихся в деятельность | Здравствуйте, ребята! Рада всех приветствовать на нашем уроке! Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! - Сегодня на уроке мы будем впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям. | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Личностное, самоопределение; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание; (Р) | |
II. Актуализация знаний | Проверка знаний, умений и навыков учащихся об имени существительном | Игра «Третий лишний». Пальто, кино, окно Доч…, меч…, ноч… Санки, лыжи, коньки Дерево, весна, картофель Учитель, доктор, пилот О мам…, о матер…, о мамочк… Кошка, дом, стол Москва, Том, том | Коллективная | Высвечивает на экране слова, проводит фронтальную беседу: Какое слово лишнее? Почему лишнее? Правильно ли товарищ ответил? | Находят среди трёх существительных лишнее по каким-либо параметрам, объясняют, почему оно лишнее | Учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л) саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы. (Р) поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.(П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.(К) |
Тесты по теме «Имя существительное». | Индивидуальная работа по карточкам | В течение урока проверяет качество выполнения задания, выставляет оценку | Применяя знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного, выбирают и записывают правильный вариант ответа | Личностное самоопределение; (Л; целеполагание; поиск пути решения проблемы; (Р) структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П) | ||
Тренажер «Правописание имён существительных» | Идивидуальная работа на компьютере | Фиксирует в классном журнале оценку, выставленную компьютером | Применяя знания по орфографии и пунктуации, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). | ||
III. Подготовка к восприятию темы урока | Лингвистический анализ текста с последующим выходом на проблемную ситуацию урока | Имена существительные - очень важные слова в нашей речи. Учёные установили, что в речи человека они занимают примерно четвёртую часть всех употребляемых слов. Да и самыми первыми словами ребёнка тоже являются имена существительные: мама, папа, баба… И это вполне понятно: ребёнок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы. А все они имеют своё наименование, которое выражается именем существительным. Именно поэтому так важна его роль в языке: существительное помогает точно выразить мысль. Но не только точность и ясность достигается употреблением существительных: умелое их использование придаёт речи выразительность и красоту. В этом мы можем убедиться, обращаясь к лучшим образцам русской художественной литературы. Писатели и поэты искусно используют в своей речи и существительные в переносном значении, и существительные синонимы, и существительные-антонимы. Богатство и образность русской речи во многом зависит от удачного употребления слов ведущей части речи. | Коллективная | Координирует деятельность учащихся:
| Применяя знания о тексте, доказывают что перед ними текст, определяют тему, главную мысль текста, Озаглавливают текст и записывают в тетрадь. Составляют и записывают в тетрадь план текста | Личностное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация;(Л). высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока (Р) самостоятельное формулирование познавательной цели; смысловое чтение; (П) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) |
III. Введение в тему с формулировкой целей урока. | Осознание роли имён существительных в речи. | План этого текста будет служить и планом нашей беседы о роли существительного в речи.
Этот вопрос изучали наши скептики. Вот к каким выводам они пришли.
| Коллективная | Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Выступают с результатами индивидуальных исследований по темам: частоту употребления существительных в текстах различных стилей: художественном, публицистическом, разговорном. Ответ на проблемный вопрос, формулировка вывода в тетради | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание; высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути её решения; (Р) самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. К) |
IV. Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. |
Раз-два-три-четыре-пять… Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко-легко подышим! Раз - подняться, потянуться! Два - нагнуться, разогнуться! Три- руками три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире! Пять – руками помахать! Шесть – за парту тихо сесть.
(по специальной таблице). | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз | Установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом.(Л) |
V. Закрепление темы | Наблюдение за использование в художественных произведениях существительных в переносном значении. | 1. Беседа: - Как называется оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении? (Троп) - Какие тропы вы знаете? ( Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) - Приведите примеры данных тропов | Коллективная | Проводит беседу, оценивает знания | Отвечают на вопросы, приводят примеры. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация; (Л) предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути решения проблемы (Р); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) |
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой.
| Коллективная, парная | Проводит беседу, оценивает знания и умения | Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу | |||
| Самостоятельная | Консультирует, оценивает работу | Выписывают сравнительные обороты и метафоры вместе с глаголами, к которым они относятся. Делают вывод о роли имён существительных в создании метафор и сравнений. | |||
VI . Развитие творческих способностей | Формирование умения пользоваться именами существительными в переносном значении для создания художественного текста | Игра «Аукцион тропов»: Глядя на картину «Цветистый луг», придумать как можно больше тропов (метафор, сравнений, олицетворений). Сначала каждый работает самостоятельно, затем формируются 3-4 группы. Группы по очереди называют тропы, побеждает команда, придумавшая наибольшее количество тропов | Индивидуальная, групповая | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Высвечивает на экране репродукцию картины | Подбирают самостоятельно, затем в группах примеры тропов, используемых для устного рисования; озвучивают результаты своей деятельности | установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; (Л) соотнесение цели и результата своей деятельности; (Р) построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. (П) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) |
VII. Рефлексия | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности |
| Коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог.
| Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л); определение степени успешности работы (Р); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К) |
VIII. Домашнее задание | Организация самостоятельного выполнения задания на тему урока | Написать мини-сочинение (0,5 стр.) на темы: 1-вариант « Роль существительных-тропов в произведениях художественной литературы» 1 ряд – в прозе. 2 ряд – в поэзии. 2-вариант « Роль существительных-тропов в произведениях устного народного творчества» 1 1 ряд – в пословицах и поговорках. 2 2 ряд – в загадках. | Индивидуальная | Уточняет понимание задания | Записывают задание в дневник | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); прогнозирование (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); умение слушать и слышать других (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...