разработка урока по русскому языку для 5 класса "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Нехорошева  Анна  Александровна

Разработка для открытого урока по русскому языку для 5 класса на тему "Род имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_razrabotka.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Род имен существительных».

Цели:

Образовательные: учить определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

Развивающие: развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся; формировать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самооценки учебного материала

Воспитательные:воспитывать быть добродушным, вежливым,способствовать дружелюбию и доброжелательному отношению детей друг к другу;воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца выслушивать ответы товарищей).

Задачи: совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки; способствовать развитию речи учащихся, орфографическую зоркость, мышление;воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Предметные:

В ходе урока:

  •  получат знания о постоянных признаках существительного;
  • научатся определять род существительных .

Метапредметные:

Познавательные:

  • научатся владеть анализировать, строить рассуждения.
  • научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.
  • научатся определять род существительных.

Коммуникативные:

  • отработают навык работы в команде;
  • будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.

Регулятивные:

  • будут содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  • научатся оценивать результат своей учебной деятельности.

Личностные:

  • научатся проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • осознают ценности изучаемого способа определения  рода существительного.

 Оборудование: доска, учебник, карточки для учащихся, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.


                                                     

                                             ХОД УРОКА

                                           Эпиграф: УМ   ИСТИНОЮ ПРОСВЕЩАЕТСЯ, СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬЮ СОГРЕВАЕТСЯ

1.Организационный момент

Добрый день, ребята! Вы знакомились с темой «Род имен существительных» в третьем классе. Сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме и обращаем внимание на трудные случаи употребления рода имен существительных. Будьте внимательны, и у вас все получится!

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число,классная работа.

2.Мотивация к учебной деятельности.

           Прочитайте эпиграф к нашену уроку: «УМ   ИСТИНОЮ ПРОСВЕЩАЕТСЯ, СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬЮ   СОГРЕВАЕТСЯ». Как вы понимаете эти слова? ( ответы детей) Как вы думаете,почему сегодня у нас именно этот эпиграф? (Предположения детей о том, что сегодня праздник – День всех влюбленных).Верно,что вы знаете об этом празднике? (ответы детей). Дополнение учителя сведений о празднике: В дни когда римский календарь отсчитывал последние дни уходящего года (по римскому календарю именно в середине февраля отмечали Новый год) к молодому епископу Валентину пришла влюблённая пара. Они попросили Валентина обвенчать их тайно, потому что парень был воин, а император запрещал его солдатам жениться. Ни в одном храме не согласились благословить их брак, а Валентин и раньше помогал влюбленным парам, соединял их пылкие сердца узами брака. В этот момент Валентина арестовали стражники императора за нарушение закона и заключили в темницу.  Валентин был казнён 14 февраля 270 года. С тех пор день всех влюблённых принято называть его именем – днём святого Валентина. В этот день принято поздравлять любимых и дорогих людей. Открытки и записки которыми обмениваются друг с другом называют валентинками. Кроме открыток в этот день дарят шоколад, цветы и маленькие символические подарки. День Святого Валентина для того и существует, чтобы люди вспоминали о том, что друг к другу надо относится бережно, с любовью. Для взрослых это день влюбленных, а для детей – это праздник дружбы. Давайте поговорим о правила дружбы. Как вы думаете, что будет, если мы не будем соблюдать правила дружбы? Как Вы думаете, какие правила дружбы мы должны соблюдать? (ответы детей)

            Вспомните, какие произведения мы читали с вами по литературе о  дружбе?   (ответы детей)

           

         3. Актуализация опорных знаний.

            1)Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном!

Игра «Снежный ком» - учащиеся    по очереди рассказывают правила об имени существительном, каждый  добавляет по одному факту.  

             2) Перед вами карточка с детским стихотворением о дружбе. Вам необходимо переписать его, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, укзать падеж,число и род имен существительных, выписать однокоренные слова. (10-12 минут)

Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются тетрадями и проверяют, исправляя карандашом. Если после проверки нет ошибок – выставляется оценка «отлично»

Дружба — это тёплый ветер, 
Дружба — это светлый мир, 
Дружба — со..нце на ра..свете, 
Для души в..сёлый пир. 

Дружба — это только …аст..е, 
Дружба — у людей одна. 
С дружбой не страшны ненаст..я, 
С дружбой — жизнь в..сной полна. 

Друг ра..делит боль и радость, 
Друг по..держит и спасёт. 
С другом — даже злая слабость 
В миг ра..тает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит слу..бу. 
Ведь дружба — это ценный дар!

 

     4.Работа по теме урока. 

          Скажите, легко ли было вам определить род в существительных на карточках?

      ( ответы детей, легко, т.к. слова были простые и согласовывались с прилагательными  или глаголами)

         Теперь запишите следующие слова:      Рояль  Полотенце  Простыня  Кофе

                                                                     Корабль   Фамилия    Село  Шампунь

                                                                     Впечатление  Тюль   Мозоль Жюри

         Попробуйте определить род этих слов.

   
Проблемный вопрос: Во всех ли словах мы можем легко определить род? Почему?

       – А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

 Почему мы говорим, что имя существительное имеет род, а имя прилагательное изменяется по     родам?

        Перед тем, как ответить на эти вопросы, давайте немного отдохнем и  проведем физминутку.

5.Физминутка (игровая).

Называю слова. Если  м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе. Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.

Молодцы! Хорошо справились с заданием и отдохнули!

Вернемся к нашим вопросам! Посмотрите на доску, род этих слов необходимо запомнить!

Запомни!

  Запись в тетради: Шампунь- м.р., мозоль –ж.р, туфля-ж.р, фамилия- ж.р,  тюль-м.р, фасоль-ж.р, георгин-м.р, вуаль –ж.р.,   рояль-м.р., кофе-м.р.

          Составьте с данными существительными словосочетание по схеме: прилагательное +      существительное.

          Ж.р. М.р.

       Больная мозоль,черный  рояль,  стручковая фасоль, красивый тюль, тёмная   вуаль,  ароматный шампунь,  моя фамилия , необычный георгин,женская туфля,  вкусный кофе.

        - Как вы ответите на проблемный вопрос после выполнения этого задания? Делают вывод, как   определить род имен существительных с помощью имен прилагательных, к которым они относятся.
Род несклоняемых слов надо запомнить. Род - категория постоянная у существительного, значит,имена существительные  имеют род, а прилагательные зависят от  существительных, поэтому изменяются по родам.

       

         5. Закрепление новых знаний

           Создать у детей представление о том, как используется данное правило и  закрепить его на практике.

 Развивать умение делать выводы. Соотносить информацию по теме урока с практическим выполнением  упражнений.

   

 1)  На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Определите род глаголов в прошедшем     времени.

         Небо голубело – ср.р.
        Молодежь пела – ж.р.
        Картофель зазеленел_ – м.р.
        Солнце село – ср.р

         Яблоко зрело – ср.р.
        Полотенце висело –ср.р.

        – Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род  имён существительных?»

       Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается   на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

2)Ребята, скажите, без чего не обходится ни один праздник? Правильно! Без игр ,без музыки и без чего-то вкусненького!Предлагаю разделиться на три группы:

     1.Первая группа разгадывает музыкальный ребус.

Изображены нотные знаки (фа, ми, ля,,си, ,ля). Соедините их. Какое слово получилось? Какого оно рода? (фамилия – ж.р.) С отгаданным словом составить три предложения.

hello_html_46ec9ff5.gif

2.Вторая  группа вспоминает, какие существуют музыкальные инструменты.

 Карточка 1.Составьте словосочетания с глаголом играть и существительными с предлогом на. Определите род существительных.Картинки по запросу картинка скрипичный ключ

Виолончель, скрипка, флейта, гармонь, рояль, аккордеон, кларнет, баян, пианино, фортепьяно

ОБРАЗЕЦ:

Играть на гитаре (ж.р., I скл., П.п).

(на виолончели ,играть на скрипке, на флейте, на гармони ,на рояле, на аккордеоне

на кларнете, на баяне, на пианино, на фортепьяно или на фортепиано)

3.Третья группа составляет праздничное меню.

Составить меню праздничного вечера, указать род существительных , указать, составить словосочетание сушествительное + прилагательное,определить,собственное или нарицательно имя существительное.

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/17/08/19/ac1e91c1eca2456dac1d5234f257c694.jpgСуфле, какао, мороженое, пироженое «Картошка», желе, салат «Мимоза», рагу, коктейль, торт «Наполеон»,кофе «Жокей».

Ребята проверяют и оценивают работы друг у друга.

     3.  Опрос двух учеников у доски по карточкам с последующей проверкой.

Задание 1.
Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

  Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Задание 2.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Остальные учащиеся выполняют упражнение  №506,параграф 52 с последующей проверкой.

          6.Подведение итогов.Оценивание.

          - Что нового мы сегодня узнали на уроке?

         - На какой вопрос сегодня нам нужно было получить ответ?

     Учащиеся должны ответить:( Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена      существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)

      - Как мы будем определять род имен существительных в сложных словах? (нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным)

7.Рефлексия:  Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? (+)

2. Сможешь ли ты определить род имен существительных? (+)

3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? (-)

4. Существительное тюль женского рода? (-)

- У кого 2 +? Молодцы.

- У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

8.Домашнее задание: параграф 52, составить рассказ о лучшем друге, указать род имен существительных

Спасибо вам за сегодняшний урок, все работали активно и дружно!!!

Карточки с заданиями для групповой работы (этап закрепления знаний)

     1.Первая группа разгадывает музыкальный ребус.

Изображены нотные знаки (фа, ми, ля,,си, ,ля). Соедините их. Какое слово получилось? Какого оно рода? (фамилия – ж.р.) С отгаданным словом составить три предложения.

hello_html_46ec9ff5.gif

2.Вторая  группа вспоминает, какие существуют музыкальные инструменты.

 Карточка 1.Составьте словосочетания с глаголом играть и существительными с предлогом на. Определите род существительных.Картинки по запросу картинка скрипичный ключ

Виолончель, скрипка, флейта, гармонь, рояль, аккордеон, кларнет, баян, пианино, фортепьяно

ОБРАЗЕЦ:

Играть на гитаре (ж.р., I скл., П.п).

(на виолончели ,играть на скрипке, на флейте, на гармони ,на рояле, на аккордеоне

на кларнете, на баяне, на пианино, на фортепьяно или на фортепиано)

3.Третья группа составляет праздничное меню.

Составить меню праздничного вечера, указать род существительных , указать, составить словосочетание сушествительное + прилагательное,определить,собственное или нарицательно имя существительное.

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/17/08/19/ac1e91c1eca2456dac1d5234f257c694.jpgСуфле, какао, мороженое, пироженое «Картошка», желе, салат «Мимоза», рагу, коктейль, торт «Наполеон», кофе «Жокей».

     

     

     


Карточка для этапа актуализации знаний.

Дружба — это тёплый ветер, 
Дружба — это светлый мир, 
Дружба — со..нце на ра..свете, 
Для души в..сёлый пир. 

Дружба — это только …аст..е, 
Дружба — у людей одна. 
С дружбой не страшны ненаст..я, 
С дружбой — жизнь в..сной полна. 

Друг ра..делит боль и радость, 
Друг по..держит и спасёт. 
С другом — даже злая слабость 
В миг ра..тает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит слу..бу. 
Ведь дружба — это ценный дар!

 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных...