Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок - исследование. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_otkr_uroka_slovoobr_imen_sushch_i_pril_1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Цели: 1. Предметные - научиться исследовать текст с т. зр. заданной темы.
2. личностные – формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
3. коммуникативные – формирование интереса к чтению.
4. регулятивные – преодоление затруднений в ходе работы.
5. познавательные –объяснять языковые явления, выявленные в ходе написания.
Структура урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Усвоение новых знаний
- Физ. минутка
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия (итоги урока)
- Д/з
- Выставление оценок
Оборудование:
- Худ. Текст
- Памятка со значением суффиксов
Тип урока – урок – исследование
1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:
Если дождь стучит по крыше,
Если в жизни все не так.
Улыбнитесь, развеселитесь
Ведь улыбка – это клад!
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. С хорошим настроением откроем тетради, запишем число, классная работа.
Сегодня нам предстоит очень интересная работа, мы будем в роли исследователей.
- Актуализация знаний.
-Что значит слово исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями).
-Каково значение слова исследование?
В словаре С.И. Ожегова дано 2 значения:
- Подвергнуть научному изучению
- Осмотреть для выяснения, изучения (Именно этим мы и займемся).
- Обратите внимание, с помощью каких морфем образовалось это слово (приставки и суффикса)
- На предыдущих уроках мы изучили тему способы словообразования. Материалом нашего исследования будет отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки».
Вячеслав Михайлович Карпенко наш современник. Родился в 1938 году в г.Харькове. Работал в геологических экспедициях, учился в мореходном училище, затем заочно окончил ЛГУ. Занимался литературной и искусствоведческой критикой (театр, живопись, кино).
Прочитаем отрывок из рассказа.
-О чем этот отрывок? Докажите, что это текст.
-Какова тема текста?
-К какому типу текста относится данный отрывок?
- К какому стилю?
- Какие части речи чаще всего встречались в тексте? (сущ. и прил.)
3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, как данный текст связан со словообразованием? (много слов с разными способами словообразования).
- Попробуем сформулировать тему урока, если мы уже знаем, что в тексте встречаются преимущественно сущ. и прил. (Словообразование сущ. и прил.)
Запишем тему урока Словообразование имен существительных и прилагательных.
Перед собой мы поставим следующие цели:
- Научиться находить слова в незнакомом тексте, образованные разными способами
- Узнать, какую роль играют суф. или приставки в словах, что они обозначают?
- Обогатить словарный запас новыми словами.
- Научиться выполнять правильно словообразовательный разбор.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Найдите в 1 – 3 абзацах 1вариант – сущ, 2 вариант – прилагат.
- Назовите способы образования слов
- Из 1-3 абзацев 1 ряд выписывает слова на приставочный способ (нескладеныш, неровным); 2 ряд – суф. способ (волчонка, горный, олененка, волчица, головастый, материнских); 3 ряд – сложение (водопадом, розово – каменной, черно – рыжей, нескладеныш – щенок, черно- рыжей).
- Скажите, на какой способ словообразования оказалось больше всего слов (суф.)
- Сделаем вывод, с какой целью автор употребляет много слов с суф. уменьшительно – ласкательными? (придают тексту большую выразительность; автор передает идею текста, автор выражает свое отношение к происходящему).
- Как относится? (с любовью, восхищается их непосредственностью).
- Найдите в тексте прилагательные с другими суф.
- ин – материнских (принадлежность, чей)
- ск – райская (принадлежность)
- н – горной, отвесной (относятся к чему либо)
-аст –головастой (имеющий какое – либо свойство)
- ист – волнистой (имеющий какое либо свойство)
- ян – багряной ()признак, материал)
- Вспомним, что такое словообразовательная модель? (схема, образец построения слова).
- О чем могут рассказать следующие словообразовательные модели. Приведите примеры из текста.
кореньО корень ОМ (сущ. м.р. 2 скл.ед.ч. ТВ.п. - водопадом)
корень ИЦА (сущ. ж.р.1 скл. Ед.ч.им.п - волчица)
корентО – кореньЕЙ (прил.сложение, ж.р.ед.ч. тв.п. – черно - рыжей)
прист корень ОМ (сущ. м.р.2 скл.ед.ч.тв.п – полетом)
корень СКАЯ (прил.ж.р.ед.ч им.п - райская)
- Физминутка
- Закрепление изученного материала
Вам даны слова и схемы слов. Вы должны найти соответствие слова и схемы.
Олененок
Плоскогорье
Ветром
Раскосые
Силенки
Разноцветьем
- Как вы думаете, для чего нужен словообразовательный разбор? (правильно выполнять морфемный разбор, ведь правильный разбор – верное написание).
Сделаем словообразовательный разбор нескольких слов
Радостно(кр прил) – радостный (суф) – радость (суф ост) – рад (суф)
Трещина – трещать – треск (суф)
Водопад – вода+падать (сложение)
8.Рефлексия
- Чему вы научились на уроке?
Ответы учеников:
- Мы исследовали текст и узнали, что в нем много слов с различными суф., которые придают тексту особую выразительность.
- Исследуя текст, поняли, что данный текст интересен не только содержанием, но и своим языком.
- Научились составлять словообразовательную цепочку.
- Тема понятнее тогда, когда понятнее текст.
- Для правильного написания слова необходимо знать и уметь выделять части слова.
- Как вы считаете, мы достигли целей, которые перед собой поставили?
У вас на столах лежит оценочный лист. Пожалуйста, оцените сегодняшний урок, себя на уроке и закончите данные фразы.
Если вы достигли поставленной цели, когда будете уходить, в вазу поставьте красный цветок (заранее лежат на столах у детей) , если что-то осталось непонятным, не все цели достигнуты – поставьте желтый цветок. Спасибо за активную работу.
9.Д/з
Рассказ прочитать полностью. Стр.153 – проверяем себя – письм.
10.Выставление оценок
Спасибо за урок! Урок закончен, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»...
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Склонение имен существительных».
Урок русского языка в 4 классеТема: «Склонение имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Повторение имени числительного»
Конспект открытого урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Не с именами прилагательными"
Разработка урока по русскому языку в 6 классе " Не с именами прилагательными" поможет при планировании и проведении урока- усвоения новых знаний...