Технологическая карта урока по русскому языку в 5 кл (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС)
«Распространенные и нераспространенные предложения»
Подготовила учитель русского языка и литературы Асеева С.А.
Класс: 5 класс Б
Тип урока: объяснение нового материала, открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2012; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Дрофа, 2012
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина.- М.: Дрофа, 2012
Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные предложения от нераспространённых, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Предметные результаты: научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия, способность к решению моральных проблем на основе децентрации- механизма преодоления эгоцентризма личности, заключающегося в изменении точки зрения, позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления, интеграции с позициями, отличными от собственной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель (формируемые УУД) | Оценка | ||
1. | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм -Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета. | Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция | Настрой на учебную деятельность Л- наличие позитивной самооценки Р- целеполагание П- восприятие целей и задач урока, моделирование К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Словесное поощрение учителя | ||
2. | Актуализация знаний. Приём ТРКМЧП: «Мозговой штурм» «Веришь ли ты, что…» | Выявление уровня знаний учащихся, определение трудностей. На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег. 2. Ты радуешься снегу? 3. Зимние дни проходят быстро. 4. Красива зима! На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Слайд 2 «Веришь ли ты, что…» - эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания? Слайд 3 - эти предложения можно объединить в группы по интонации? Слайд 4 - эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Кто сможет распределить по этому признаку? А кто знает, как называются эти предложения? | Групповая работа. Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор. Делят предложенные предложения на группы. | Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания П- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, опираясь на ранее изученный материал К- постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске ответов на поставленные проблемы, сбор новой информации.3 | Словесная оценка учителем работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. | ||
3. | Постановка учебной задачи | Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Мотивация к формулированию темы и цели урока: Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Слайд 5 Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала? Слайд 6 | Формулируют тему и цель урока | Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложения от нераспространённых Р- целеполагание П-ОУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, определение способов ее решения. К-умение ставить вопросы и решать их в результате совместной работы. | Словесная оценка учителя | ||
4. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление. Приём ТРКМЧП: «Инсерт» (маркировка текста) | Организация работы по исследованию проблемной ситуации. -Ребята, возьмите маршрутный лист (Прил. №1) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Прил. №2) Выполнение задания № 1 из маршрутного листа: - Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов - с.76 Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт») v знаю + новое ! интересное ? не понимаю Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения? | Выполняют задание №1 (индивидуальная работа) Читают текст на стр. 76, перерабатывают информацию. Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа) | Открытие новых знаний: - работа с информацией в учебнике Л- способность к решению учебных проблем на основе совместной деятельности. Р- планирование, прогнозирование действий, способных привести к решению проблемы. П- умение извлекать фактуальную информацию изтекста,моделирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, обоснование своей позиции.3 К- инициативное сотрудничество в поиске ответов на поставленные проблемы | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. | ||
5. | Закрепление изученного материала | Первичное обобщении. Установление осознанности восприятия. Выполнение следующего задания из маршрутного листа. Задание № 2- с.78 упр.250 Спишите предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7 | Выполняют задание № 2 Стр.78 упр. 250, проверяют по образцу на слайде | Организация деятельности для отработки навыков Л- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала Р- контроль, оценка, коррекция. П- ОУУД: умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание. К- контроль, оценка, коррекция действий партнера | Словесная оценка учителем работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. | ||
6. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | ||||||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организация самостоятельной работы по применению новых знаний. Выполнение следующего задания из маршрутного листа. Задание № 3-упр. 252 (ч.2) Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное – синоним первому. Объяснение своего высказывания. | Выполняют задание № 3 Групповая работа Пример синквейна: Слайд 8 Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды | Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний Л- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала Р- контроль, выделение и осознание усвоенного и того, что подлежит усвоению. Осознание качества усвоения учебного материала. П- ОУУД: выбор наиболее эффективных способов решение учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритма рассуждения. К-умение точно и логично выражать свои мысли. | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. | ||
8. | Рефлексия деятельности -подведение итогов занятия | Организация рефлексии. Предлагаю ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? - достигли ли цели? - какое правило использовали? Предлагаю вернуться к приёму «Веришь ли ты, что…» Слайд 9 - эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? - что было интересно на уроке? - что было трудно? - где ваши знания пригодятся? Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»? Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? Оцените работу своей группы. Даю свою оценку работе групп. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём? | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. | Л- самоопределение, обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка. Р- контроль, коррекция знаний. К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. П- рефлексия, умение осознанно строить речевое высказывание. | Самооценка в маршрутном листе. | ||
9. | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Комментирование домашнего задания: Т.№ 18, упр247( работа с таблицей), *написание лингвистической сказки « Два предложения». Кто напишет сказку? Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться… Слайд 10 СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самостоятельная домашняя работа | П- закрепить полученные знания о распространенном и нераспространенном предложении, развивать творческие способности Л- понимание русского языка как национально-культурной ценности народа. К- умение строить речевое высказывание в письменной форме. | Оценка учителя |
Список используемых источников
1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2012; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
2. УМК: Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Дрофа, 2012
3. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012
4. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина.- М.: Дрофа, 2012
5. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова и «Русский язык. 5 класс». - М.: «Экзамен», 2013
6. Генике, Е. А., Трифонова, Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002
7. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
8. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
9. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
Урок развития речи по русскому языку....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "
Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...