технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи по теме "Как связать предложения в тексте?" | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Боркивец Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы «Земля родная»
г. Новый Уренгой
КАК СВЯЗАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ?
Цели урока:
- Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить обучающихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас обучающихся.
- Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
- Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Форма: урок развития речи.
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий.
Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, презентация к уроку, дидактический пакет (карточки №1,2,3, схемы 1,2), бандероль (сюрприз для поощрения, ордена умников).
Ожидаемые результаты урока:
- умение отбирать материал к ответу на вопрос;
- умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
- умение определять способ связи предложений в тексте;
- умение составлять небольшие тексты;
- умение работать в группах и парах,
- системность знаний;
- обогащение словарного запаса;
- создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала;
Ход урока:
№ | этап | цель | Деятельность | оборудование | время | |
детей | учителя | |||||
1. | Оргмомент. «Вхождение в урок». Полная готовность к работе учителя, учеников и кабинета. | Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, участвуют месте, демонстрируют готовность к уроку | - Здравствуйте, ребята! Представляете, иду я сегодня на работу, а меня догоняет почтальон Печкин Игорь Иванович на снегоходе и говорит: «Вы,Любовь Сергеевна, случайно не в 5 «А» класс идете? Передайте им, пожалуйста, вот эту бандероль, а то я очень спешу. Только вы ее сразу не отдавайте. Пусть они вам сначала урок расскажут. Так интереснее будет». Пока я рассматривала адрес, Печкин уехал. Видите, написано 5 «А» класс, школа «Земля родная» город Новый Уренгой. Я дала обещание почтальону, придется проводить урок. Договорились? | Слайд №2 | |
2. | Актуализация и пробное учебное действие | Отвечают на вопросы, вспоминают лингвистические термины. Ученики читают содержимое слайда, карточки. | Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока, эвристическая беседа | - Какую тему вы изучали на прошлом уроке? - Ребята, а что вы знаете о тексте? - А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте? - А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! | Слайд 3 Слайд 4 (письмо) | |
2.1. Мини-исследование текста. | Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректиро-вать | Работа с текстом. Выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | «Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик». | Слайд 3,4 | ||
2.2. Беседа по вопросам. | Цель: обсужде ние результатов и объяснение ошибок. | Работа с текстом. Выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | - Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы! - Чем необычно это письмо? Кто его написал? - А можно это письмо назвать текстом? Докажите. Ребята делают вывод: - Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал. Вопрос учителя: - А каким должен быть текст? - А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора? - А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются | Слайд 3 (картинка) | ||
3. | Выявление места | Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение. | Повторяют что такое текст, основные признаки текста. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Работа с тестовым заданием. | - Шарик утверждает, что…
- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите. - Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью». | Слайд 5 Слайд6 | |
4. | Целеполагание и по- строение проекта выхода из затруднения | Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса. | Формулируют цель, тему урока, отталкиваясь от проблемного вопроса. Комментируют чему должны научиться, что должны запомнить. | - Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте? - Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.) - Как связываются предложения в тексте.( по смыслу и грамматически, с использованием повторов слов, сущ., мест.) - Как бы вы обозначили тему урока? Это верно! - Запишите в тетради число, тему урока «Как связываются предложения в тексте». - Чему мы должны научиться сегодня на уроке? -Что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? | Слайд 7 | |
5. | Изучение нового материала. 5.1. Работа с учебником. | Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятель-ное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста. | Изучают теоретический материал самостоятельно. | - Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником «Русская речь стр». 38-42 , прочитайте теоретический материал. | Слайд 8 Учебник « Русская речь» Стр.38-42 | |
5.2. Работа в парах. | Цель: самоконтроль, взаимоконтроль | Практическая отработка теоретического материала. | - А теперь прочитайте задание упр.60 с. 38 и проведите диалог в парах. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради. Диалог, реплика , собеседник. | Слайд 9 Русская речь упр.60 стр.38 слайд 10 | ||
5.3. Взаимопроверка. | Цель: самоконтроль, взаимоконтроль | взаимопроверка | - А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу упр.60 стр.38 | |||
5.4. Проверка. | Комментируют свою точку зрения, опираясь на теоретический материал. | - Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте? (- Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.) | слайд11(данное, новое) | |||
5.5. Работа со схемой №1. | Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять. | Наблюдают и обучаются умению находить слова, связывающие предложения в тексте. Выделяют найденные повторяющиеся слова, местоимения и другие средства содержащие новую информацию в «огурчик» зелёными чернилами. | - Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. | Слайд 12 | ||
5.6. Первичное закрепление | Цель: проверить первичное усвоение материла. | Работа в парах, комментирование результатов эксперимента с основой на теоретический материал;выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | - Рассмотрите внимательно схему 1. Проведите небольшой эксперимент. У вас на партах лежат карточки с разными предложениями. Ваша задача выяснить являются ли эти предложения текстом, как они связаны между собой. Доказать свою точку зрения. – Какая тема связывает предложения в тексте? Карточка №1.1. Устно 1.Ваша задача выяснить являются ли эти предложения текстом, как они связаны между собой. 2. Найдите предложение, которое должно быть первым. 3.Доказать свою точку зрения. 4.Какая тема связывает предложения в тексте? 5. Найдите в тексте сравнение. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза, - хрусталики её горят, словно прозрачные камушки. Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные синие. Карточка№1.2. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков. Карточка №1.3. По улицам бегут звонкие потоки воды. Вы когда –нибудь замечали. Каким становится чудесным город после дождя? А по ним так хорошо, так чудесно шлёпать босыми пятками. Всё вокруг переливается в брызгах, словно солнечные зайчики водят весёлые хороводы. - Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без ключевых слов. Они, начиная со второго предложения, связываются по смыслу и грамматически. | Слайд13 | ||
5.7 Работа с текстом. | Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое». | - Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию. -Ребята, а что такое диалог? -Как строится диалог? -Что такое реплика? (Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.) - А кто такие собеседники? Являются ли собеседниками наши герои? -Докажите, что Шарик и Матроскин ведут диалог. - А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах. | Слайд 13 | |||
5.8. Работа со схемой №2 | Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью. | Изучают схему №2, комментируют свою точку зрения. | - Ребята, а чем интересна схема 2? Прокомментируйте свою точку зрения, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной? Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически. | слайд 14 | ||
6. | Физкультминутка. | Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. | изображают цепную связь. | Тихо встали. Руки вверх мы все подняли, На носочки поднялись, Вправо повернулись, друг другу улыбнулись. Влево повернулись, друг другу улыбнулись. Руки опускаем, на плечи возлагаем, Цепную связь мы получаем. Руки мы не опускаем и два раза приседаем: Раз, два. Ну как, хороши наши дела? Да! Ну что ж урок мы продолжаем! | Слайд 15 | |
7. | Закрепление изученного материала 7.1. Игра «Редактор» 7.2. Проверка | Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент) | Самостоятельно выполняют работу с текстом закрепляя и проверяя полученные знания по теме(соревновательный момент); повторяют орфографию; знакомятся со значением слова «редактор»; составляют словосочетания со словом «редактор», определяют вид связи в словосочетании. Комментируют выполненные задания. | - А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы - редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются). Игра «Редактор» карточки №2 - Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать бандероль в конце урока. Ребята составляют и записывают текст в тетради. Строгий редактор, редактор газеты. 1 группа. Карточка №2.1. Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти. 2 группа. Карточка №2.2. Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка. 3 группа. Карточка №2.3. В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса. 2. Проверка. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили? | ||
8. | Домашнее задание | Цель: закрепить полученные знания и умения. | - Ребята, а вы знаете, кто написал книгу «Дядя Федор, кот и пес»? Вы ее читали? Я и почтальон Печкин предлагаем вам домашнее задание на выбор:
| Слайд 16 | ||
9. | Подведение итогов. Рефлексия. | Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся. | Заключительная беседа | - Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? -Чему вы научились? Что не поняли? - Как связываются предложения в тексте? - В чем особенность цепной связи? - А какой урок извлекли наши герои? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Слайд 17.18 | |
10. | Итог урока. | - Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки. Вручение бандероли. - Получите, пожалуйста, бандероль. Я бы вам и так ее отдала. А что передать Печкину? | Слайд 19 | |||
Использованная литература:
Использованные ресурсы:
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 кл (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...